Древние языки
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 316-320
УДК 378.14:61:811.124
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЛАТЫНИ
© 2013 г. М.Б. Павлюченок, Л.Ю. Гаврилюк
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, С.-Петербург
latmechnik@mail. т
Поступила в редакцию 06.08.2013
Анализируются опыт применения и методическая база инновационных технологий развития критического мышления и организации самостоятельной работы студентов на кафедре латинского языка СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
Ключевые слова: инновация, технология, критическое мышление, самостоятельная работа, компетенции.
В системах образования европейских стран и России в настоящее время произошли изменения, что привело к необходимости разработки систем квалификаций, основанных на компетенциях. Ориентацию на рынок труда и учет международных тенденций развития высшей школы можно выделить как отличительные особенности ФГОС третьего поколения. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС третьего поколения, которая способствует повышению качества образования, является усиление требований к технологиям обучения, поскольку применение результатов образования и компетенций - главный стимул к использованию активных технологий обучения. Компетентность специалиста включает не только сугубо профессиональные знания и умения, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Поэтому очень важно начиная с младших курсов развивать у будущих специалистов данные качества. Во многом этому могут помочь инновационные технологии, такие как технология развития критического мышления и технология организации самостоятельной работы студентов. Несомненно, данные технологии могут быть использованы в учебном процессе большинства вузов, а методы и приемы, составляющие основу технологий, адаптированы в соответствии с особенностями каждого конкретного вуза или кафедры. Преподаватели кафедры латинского языка СЗГМУ им. И.И. Мечникова не стали исключением и внедрили данные технологии обучения в учебный процесс. Надеемся, что наш опыт применения инноваци-
онных технологий, методическая база технологий и выводы, полученные в процессе работы со студентами, будут интересны нашим колле-гам-преподавателям.
Для исследования и внедрения инновационных технологий прежде всего нужно проанализировать такие понятия, как «инновация» и «технология», а затем, объединив эти понятия, определить их качество и область реализации в учебном процессе.
Термин «инновация» происходит от латинского глагола innovare ‘(воз)обновлять, изменять’.
Именно от него позднее появилось английское слово innovation -‘нововведение, новшество, новаторство; новый метод, новый порядок, новое явление’.
Термин «инновация» впервые предложил австрийский ученый Йозеф Аллоиз Шумпетер в работе «Теория экономического развития» в 1912 году. По определению Шумпетера, инновация представляет использование новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач.
С этого момента понятие «инновация», а также сопряженные с ним понятия «инновационный процесс» и «инновационные технологии» приобрели общенаучный статус.
Если говорить об инновациях в российской образовательной системе, то речь о них зашла в 80-х годах XX века. До сих пор исследование и применение инноваций в образовательном и педагогическом процессе не всегда определенно и однозначно. В 80-е годы проблема инноваций стала предметом специального исследования. По общему определению инновации в образовании - это новшества, которые могут быть
специально разработаны или выявлены в ходе педагогической деятельности.
Термин «технология» происходит от греческих слов techne - ‘искусство, мастерство, умение’ и logos - ‘мысль, наука’. В широком понимании технологией называется совокупность методов, процессов и т. д., используемых в различных сферах деятельности и направленных на достижение оптимального результата. Первым, кто ввел в 1772 году научное употребление слова «технология», был немецкий ученый Иоганн Бекман.
Несмотря на то что уже в прошлом веке понятие «педагогическая технология» и «инновационная технология» использовались в преподавательской деятельности, в их понимании и употреблении существуют разночтения. Что же следует понимать под термином «технология», который мы используем в учебном процессе? С одной стороны, технология может выступать как наука, которая исследует и открывает наиболее рациональные пути обучения студентов, с другой стороны, технологией можно назвать реальный процесс обучения. Но также технология может функционировать как целая система методов, способов или принципов, применяемых в обучении для оптимизации учебного процесса и достижения педагогических целей.
Говоря об использовании таких инновационных технологий, как технология развития критического мышления и технология организации самостоятельной работы на кафедре латинского языка СЗГМУ им. И.И. Мечникова, мы имеем в виду совокупность методов, приемов и средств, которые не только повышают качество образования, но и помогают формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов-медиков.
Критическое мышление как творческое, аналитическое мышление помогает решить в обучении следующие задачи: помогает обучаемому определить приоритеты, предполагает принятие индивидуальной ответственности и решений; повышает уровень работы с информацией. Несомненно, что целями развития критического мышления являются формирование культуры чтения и стимуляция самостоятельной творческой деятельности.
Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием критического мышления. Организация самостоятельной работы студентов предполагает партнерское участие преподавателя при планировании работы и оценке результатов. Цели и задачи организации самостоятельной работы во многом совпадают с
целями и задачами развития критического мышления, поэтому методическая база данных технологий будет рассмотрена в совокупности.
Стоит отметить, что данные технологии были использованы преподавателями кафедры на частнометодическом и локальном уровнях учебного процесса.
При внедрении инновационных технологий в образовательной процесс медицинского вуза преподаватели кафедры обратились к опыту и рекомендациям западных и американских технологов, поэтому большинство представленных методов и приемов заимствованы из зарубежных технологий.
Методическая база внедренных в учебный процесс технологий развития критического мышления и организации самостоятельной работы студентов включает следующие стратегии и приемы.
I. Прием «Задавание вопросов»
Умение задать вопрос кажется мелочью в учебном процессе, но даже оно может существенно повысить качество обучения. Приведем типичный пример: преподаватель задает вопрос, предлагает обдумать ответ, обговорить с соседом (соседями) и после согласования с ним(и) общее мнение предложить аудитории для обсуждения. Рассматриваются разные варианты, предлагаемые парами (группами) студентов. Вопрос должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышление, анализ. Если студенты запишут свой ответ до его озвучивания, то это усилит эффект. Часто задавание вопросов перетекает в дискуссию, которую также следует считать одним из методов, входящих в технологию. В процессе дискуссии студенты сами учатся задавать вопросы и правильно их формулировать. Провоцировать дискуссию необходимо, используя любой технологический прием обучения.
II. Прием «Корзина идей, понятий, имен, терминов...»
Этот прием организации индивидуальной или групповой работы студентов для актуализации их опыта и знаний. Например, преподаватель дает студентам задание составить или выбрать группы терминов. Каждый студент вспоминает и записывает то, что знает. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Каждая группа называет несколько терминов. Ошибки исправляются и анализируются. Прием был широко использован во всех трех подсистемах медицинской терминологии при составлении «Корзин терминов» с согласованным и несогласованным определениями. Студентам предлагалось также упраж-
нение, когда одна группа учащихся выбирала термины с несогласованным определением, другая - с согласованным, а третья выбирала смешанные термины.
III. Прием «Пометки на полях»
Прием удобен для самостоятельного разбора новой темы и составления конспекта, так как позволяет студентам отслеживать свое понимание прочитанного текста. Отдельные абзацы или предложения в тексте (конспекте) помечаются специальными маркировочными знаками. Например, знаком «галочка» студенты отмечают информацию, которая им уже известна; знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация; знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студентов представлениями; знаком «в опрос» отмечается то, что осталось непонятным учащимся. Кажущаяся простота данного метода позволяет тем не менее улучшить качество самостоятельной работы и подтолкнуть студентов к творческому анализу. Данный метод был использован преподавателями кафедры для самостоятельной работы студентов по таким темам, как «Краткий очерк истории латинского языка» и «Создание греколатинской медицинской терминологии».
IV. Прием «Составление маркировочной таблицы ЗУХ»
Студенты чертят таблицу, состоящую из трех граф: Знаю; Узнал новое; Хочу узнать (ЗУХ). Данный прием по своим целям, задачам и применению соответствует приему «Пометки на полях». Этот метод был опробован преподавателями кафедры на самостоятельной работе студентов по вводным темам каждого цикла дисциплины «Латинский язык».
V. Прием «Графические схемы»
При помощи различных графических схем можно наглядно и понятно для себя и других представить практически любую тему целиком. Составление графических схем является очень удобным приемом, поскольку у каждого человека та или иная проблема (тема) представлена в голове схематически. К тому же составление графических схем помогает превратить догматическое мышление в критическое, творческое.
Схема фишбоун (англ. fishbone - ‘рыбья кость, рыбий скелет’) придумана японским ученым Кауро Ишикава. Помогает структурировать процесс, показать внутренние связи.
Кластеры (англ. cluster - ‘рой, гроздь, скопление’) и понятие «кластерный анализ» ввел математик Р. Трион. Это объединение нескольких однородных элементов, которое может рас-
сматриваться как самостоятельная единица с определенными свойствами.
Денотатный граф (от лат. denoto - ‘обозначаю’ и греч. grapho - ‘пишу’) является способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Все данные виды графических схем были так или иначе использованы в образовательном процессе дисциплины «Латинский язык». При этом преподаватель иногда сам объяснял теоретический материал с помощью графической схемы, а иногда это предлагалось сделать самостоятельно студентам. Например, преподаватель объяснил новую тему «Показатели мужского рода третьего склонения» в виде графической схемы «фишбоун». Последующие темы «Показатели женского и среднего рода третьего склонения» студенты оформляют «фишбоуном» самостоятельно.
Можно предложить студентам самостоятельно выбрать тот вид графической схемы, который им кажется наиболее удобным при рассмотрении новой темы.
VI. Прием «Составление ментальной карты занятия».
Ментальные карты являются удобным инструментом для отображения мыслительного процесса и структурирования информации в визуальной форме. Каждый студент может представить информацию так, чтобы ее легко было запомнить, поскольку информация записана на «языке мозга». Ментальная карта занятия - это отображение самостоятельной творческой деятельности, «мыслительный продукт» индивидуума. Ментальные карты (в оригинале Mind Maps) разработаны знаменитым ученым, консультантом по вопросам интеллекта и психологии обучения Тони Бьюзеном. Встречаются варианты перевода Mind Maps как «интеллект-карты», «умственные карты» или «карты ума». Ментальные карты дают не только наглядное представление информации, но и обобщение, систематизацию больших объемов информации. Ментальные карты могут исполнять роль конспекта, опорной схемы, которые могут быть использованы на любом этапе занятия.
Преподаватели латинского языка предложили студентам оформить теоретический материал некоторых занятий в виде Mind Maps, используя не только тетрадь и ручку, но и цветные карандаши, ручки, фломастеры, листы формата А4, пояснительные рисунки, чтобы сделать карту понятной и красивой. При помощи ментальных карт были оформлены следующие темы: «Виды клинических терми-
нов», «Суффиксы прилагательных в клинической терминологии» и «Г реческие суффиксы в клинической терминологии». Некоторые ментальные карты занятий были составлены весьма необычно. Например, одна студентка оформила ментальную карту занятия по греческим суффиксам в клинической терминологии в виде красочного хвоста павлина. Каждое перо хвоста было закрашено отдельным цветом, что позволяло легче выделить каждый суффикс. Были варианты оформления темы данных занятий в образе цветка, дерева, бабочки, лианы с цветами, причем разные цвета и расположение объектов ментальной карты имело особую важность и смысл с точки зрения составителя. Студенты отметили, что при помощи ментальной карты им проще запомнить учебный материал, легче в нем ориентироваться и реально оценить объем необходимой информации.
Хотя приемы инновационных технологий были использованы кафедрой на локальном уровне, опыт их внедрения позволяет сделать ряд важных выводов. Всех студентов, принимавших участие в нашем эксперименте, можно разделить на два основных типа. Одни ориентированы на обладание знаниями. Они стремятся четко записать объяснение новой темы преподавателем, получить ответы на вопросы, которые нужно выучить. Для других студентов главным в жизни является бытие. В образовательном процессе они не ждут чужих ответов, а действуют самостоятельно, активно и продуктивно. Полученная информация не становится для них догмой или просто «каким-то знанием». У них рождаются новые вопросы и идеи.
Несомненно, что эта группа студентов представляет наибольший интерес для преподавателя, который ценит критическое мышление. Отличительной чертой преподавателя, который использует технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы, является то, что он мало говорит, но много слушает и наблюдает. Внедрение данных инновационных технологий в учебный процесс имеет значение и для преподавателя, так как между ним и студентами устанавливаются партнерские отношения, основанные на взаимоуважении и доверии. Для преподавателя очень важно обнаружить скрытые таланты и способности своих учащихся, поддерживать, поощрять к исследованию и направлять студентов. Стоит особо отметить, что внедрение технологии критического мышления в образовательный процесс побуждает студентов инте-
ресоваться не только сугубо профессиональными, но и общекультурными вопросами, четко определять проблему, исследовать факты и их надежность, анализировать идеи и предположения.
Из этого следует, что использование инновационных технологий в учебном процессе способствует формированию у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, которые необходимы любому выпускнику. Технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы помогут студентам адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; студенты-выпускники смогут самостоятельно критически мыслить и искать рациональные пути решения проблем. Технология организации самостоятельной работы будет способствовать грамотному сбору информации с использованием современных технологий. И самое главное - инновационные технологии помогут формированию личностных качеств студента-выпускника медицинского вуза, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.
Список литературы
1. Лебедева М.Б. Технология развития критического мышления: Учебно-методическая разработка темы для преподавателей / СЗГМУ им. И.И. Мечникова. 2011. CD-диск.
2. Трегубова Е.С. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и их учебно-методическое обеспечение: Учеб. -метод. разработка темы для преподавателей / СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2011. CD-диск.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утв. приказом Мин. образования и науки Рос. Федерации от 08 ноября 2010 г. № 1118 по специальности «Лечебное дело».
4. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: АльянсДель-та, 2003. 284 с.
6. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир: ИЦ АГПИ, 2002. 98с.
7. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 309 с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING MEDICAL LATIN
M.B. Pavlyuchenok, L.Yu. Gavrilyuk
This article emphasizes on the experience of application and methodological base of innovative technologies to develop the critical thinking and organization of independent work of students at the Latin department at Northwest Medical University named after I.I. Mechnikov.
Keywords: innovation, technology, critical thinking, independent work, competence.