Научная статья на тему 'Обучение графическому представлению информации как компонент здоровьесберегающей технологии'

Обучение графическому представлению информации как компонент здоровьесберегающей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАЙНДМЭППИНГ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGY / MINDMAPPING / MENTAL MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина А. И., Иванова Н. В.

Рассматриваются перспективы и особенности применения в обучении студентов графического представления информации как эффективного инновационного инструмента педагогической технологии. В статье обсуждается опыт кафедры социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета и кафедры ландшафтной архитектуры Волгоградского государственного технического университета по организации обучения студентов графическому представлению информации, обосновывается использование предлагаемых методических приёмов в русле здоровьесберегающей технологии. Результаты исследования могут быть использованы при организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE GRAPHICAL REPRESENTATION OF INFORMATION AS A COMPONENT OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES

The article deals with the prospects and features of the use of the graphical representation of information for the students as the efficient innovative instrument of pedagogic technologies. The article presents the experience of teaching the graphical representation of information for the students of Social Work Department of Volgograd State Medical University and Landscape Architecture Department of Volgograd State Technical University. The implementation of this methodical technique in terms of health-preserving technologies is substantiated. The results of the study can be used in the organization of independent work of students in different specialties of training.

Текст научной работы на тему «Обучение графическому представлению информации как компонент здоровьесберегающей технологии»

УДК 378

ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Артюхина1 А.И., Иванова2 Н.В.

'ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются перспективы и особенности применения в обучении студентов графического представления информации как эффективного инновационного инструмента педагогической технологии. В статье обсуждается опыт кафедры социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета и кафедры ландшафтной архитектуры Волгоградского государственного технического университета по организации обучения студентов графическому представлению информации, обосновывается использование предлагаемых методических приёмов в русле здоровьесберегающей технологии. Результаты исследования могут быть использованы при организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, майндмэппинг, ментальная карта

Научная профессиональная информация в мире постоянно лавинообразно возрастает. Умение ориентироваться в новой информации, структурировать её, понимать и использовать в профессиональной деятельности становится неотъемлемым компонентом непрерывного профессионального образования. Специфика обучения в вузе заключается в том, что дисциплины, как теоретического блока, так и профессионального очень объёмны, а фиксированное время, отведенное на их изучение мало. Следствием этого становится проблема постоянного поиска студентами оптимального варианта понимания и запоминания учебного материала. Студент, даже хорошо овладевший универсальными учебными действиями в школе, сталкивается в вузе с большим объёмом учебного материала, что обуславливает потребность в освоении новых методических приёмов работы с учебными и научными текстами, которые способствуют формированию профессиональных компетенций и свидетельствуют об уровне понимания учебного и научного материала.

Цель настоящего исследования заключается в обобщении опыта кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий

дополнительного профессионального образования Волгоградского государственного медицинского университета и кафедры ландшафтной архитектуры и профессиональных коммуникаций Волгоградского государственного технического университета по организации обучения студентов графическому представлению информации и обоснование особенностей применения этого инновационного инструмента.

Количество часов на самостоятельную работу студентов согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам увеличивается по всем направлениям подготовки. Неумение эффективно перерабатывать в самостоятельной работе постоянно поступающую информацию приводит студентов к умственному истощению, а в последующем к эмоциональному выгоранию. Для профилактики такого исхода в образовательный процесс высшей школы активно внедряются здоро-вьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями принято понимать систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуаль-

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

ного здоровья учащейся молодёжи. Здоровьесбере-гающие технологии классифицируются в педагогике высшей школы по разным основаниям. Так, в зависимости от системообразующей цели и применяемых приёмов, и методик, выделяют:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, динамические паузы, релаксация, тонопла-стика, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и

т.д.);

- технологии обучения здоровому образу жизни (занятия физкультурные и из серии «Здоровье», игро-треннинги и коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, бенчмаркинг и т.д.);

- коррекционные технологии (артметоды, сказкотера-пия, анималотерапия, технологии воздействия цветом и др.).

Графическое представление учебной и научной информации студентами можно отнести в группу технологий сохранения и стимулирования здоровья.

Мы полагаем, что обучение студентов графической организации учебной информации выполняет две функции: дидактическую - помогает лучше разобраться в материале, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему и здоровьесберегающую, поскольку экономит время, силы студентов и даёт им возможность реализовать свой творческий потенциал.

Эмпирической базой исследования стали кафедра социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета и кафедра ландшафтной архитектуры и профессиональных коммуникаций Волгоградского государственного технического университета. В работе использовались методы анкетирования, интервью. Общая выборка составила 110 человек, в том числе студентов-архитекторов 60 человек, студентов отделения социальной работы - 50 человек. Педагогический эксперимент по обучению студентов графическому представлению информации проводился со студентами первых, вторых, третьих курсов обоих университетов в течение осеннего семестра 2016-2017 учебного года.

До начала экспериментального обучения было выяснено, что только 43 студента (39%) знакомы с понятием «кластер», а об остальных способах графического представления материала даже не слышали. Самоподготовку по каждой теме студенты должны были завершать представлением информации в графическом виде. Каждый вид графической организации материала (создание кластера, дено-татного графа, диаграммы «фишбоун», ментальной

карты) предварительно рассматривался и обсуждался со студентами. Студентам представлялся список литературных источников, например, книг авторов методики графического выражения процесса ассоциативного мышления [2,3] и бесплатных Интернет-ресурсов для работы над интеллект-картами.

На этапе актуализации знаний на практическом занятии рассматривались подготовленные студентами в процессе самоподготовки графические материалы, и коллегиально выбирался лучший вариант. В течение семестра переходили к освоению нового вида графической организации материала только после того, как каждый студент мог самостоятельно выполнить такой вид работы. Для проверки освоения навыка графического структурирования информации студенты на этапе выходного контроля выполняли задание подготовить по теме занятия соответствующий кластер, денотатный граф и т.д. Студенты, развивая творческое и логическое мышление, память и освоив обычный вариант - рукописное или компьютерное создание ментальных карт получали задание создавать интерактивные интеллект-карты.

Студентам для освоения графической организации материала последовательно предлагали такие варианты: создание кластера, денотатного графа, диаграммы «фишбоун», ментальной карты. Однако студенты «архитекторы» и будущие бакалавры социальной работы при определении сложности обучения приёмам графической записи материала внесли коррективы в предложенный вариант, обозначив как более трудный в освоении приём «фишбоун». Затруднения у студентов в освоении причинно-следственной диаграммы «фишбоун» можно объяснить отсутствием навыков выявления системы фактов и причин. Создание кластера студенты освоили на неделю, создание дено-татного графа и ментальной карты (традиционной) за 2 недели. Для освоения приёма «фишбоун» потребовалось 3 недели. После освоения всех приёмов студенты использовали те приёмы, которые им больше по душе. Зависимости от курса, на котором обучаются студенты, от тендерных различий групп при освоении графических приёмов представления учебной информации не выявлено.

По результатам проведенного анкетирования выявлено, что наибольший интерес у студентов вызвал майндмэппинг - разработка ментальных карт: у 98% студентов-«архитекторов» и у 96% студентов -«социальных работников». Причём студенты-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 74 ~

«социальные работники» отметили главным достоинством создания ментальных карт возможность кратко и структурировано записать самую главную информацию и лучше её запомнить. Оба утверждения набрали равное количество баллов и заняли первое место. Студентам-«социальным работникам» было трудно придумать удачные графические образы, которые делают схему более наглядной. Подход к разработке ментальных карт как к созданию «идеальной» шпаргалки свойственен и студентам-архитекторам (первое место при ранжировании), однако для них существенным стала возможность иллюстрировать каждую позицию на интеллект-карте художественным изображением, создающим запоминающийся визуальный образ. Добавление рисунков, которые ассоциируются с ключевыми словами, хотя и оказалось на втором месте у студентов-архитекторов, но с минимальным разрывом в один балл.

Удачным оказался приём организации соревнования в учебной группе по созданию лучшей ментальной карты по изучаемой теме. Созданные студентами качественные ментальные карты можно в дальнейшем использовать в качестве раздаточного

материала на занятиях, а карты более слабого уровня, с недочётами применять как инновационную форму контроля знаний студентов [1]. Все студенты считают, что методу ментальных карт можно легко научиться.

В целом студенты отмечают, что графическая организация материала очень полезна, вызывает позитивные эмоции. Предлагаемый алгоритм может быть использован при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов и рассматриваться как компонент здоровьесбе-регающей технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхина А.И. Ментальные карты как инновационная форма контроля знаний студентов // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования: сборник научных трудов. - Рязань: РИО РязГМУ, 2016. -С.17-20

2. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен. - 2-е изд. - Мн.: Попурри,

2003. - 320 с.

3. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей, 2007.-128 с.

TEACHING THE GRAPHICAL REPRESENTATION OF INFORMATION AS A COMPONENT OF HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES

Artyukhina1 A. I., Ivanova2 N.V.

1 Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

Annotation. The article deals with the prospects and features of the use of the graphical representation of information for the students as the efficient innovative instrument of pedagogic technologies. The article presents the experience of teaching the graphical representation of information for the students of Social Work Department of Volgograd State Medical University and Landscape Architecture Department of Volgograd State Technical University. The implementation of this methodical technique in terms of health-preserving technologies is substantiated. The results of the study can be used in the organization of independent work of students in different specialties of training. Key words: health-preserving technology, mindmapping, mental map.

REFERENCES

1. Artyukhina A. I. Mental maps as an innovative form of students ' knowledge control. Actual problems of the secondary and higher professional education: collection of scientific works. - Ryazan, 2016. -p. 17-20

2. Byuzen T. Superthinking. - 2nd ed. - Mn.: Popurry, 2003. - 320 p.

3. Muller H. Development of mental maps. Method of generating and structuring ideas, 2007.-128 p.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.