АФ 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Устинова Ирина Георгиевна
канд. техн. наук, доцент, ФГБОУВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,
Россия, г. Томск E-mail: [email protected]
Подберезина Елена Ивановна
канд. физ.-мат. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,
Россия, г. Томск E-mail: _ [email protected]
FUNCTIONAL SUMMARY AS A METHOD OF STUDENTS’ SELF-DIRECTED LEARNING ACTIVATION IN MODERN CONCEPTION
OF HIGHER EDUCATION
Ustinova Irina
Candidate of Technical Sciences, Associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
“National Research Tomsk Polytechnic University ”,
Russia, Tomsk
Podberezina Elena
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
“National Research Tomsk Polytechnic University”,
Russia, Tomsk
Устинова И.Г., Подберезина Е.И. Функциональный конспект как метод активизации самостоятельной работы студентов в современной концепции высшего образования // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 5 (15) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2134
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены современные образовательные технологии, такие как инсерт, маркировка текста, кластеры, фишбоун, концептуальная таблица, ромашка Блума, в организации самостоятельной работы студентов. Установлено, что большинство первокурсников не знают о таком виде самостоятельной работы, как функциональный конспект.
ABSTRACT
Modem educational technologies such as insert, text marking, clusters, fishbone, conceptual table, Bloom’s daisy are considered in the organization of students’ self-directed learning. It is found that most first-year students do not know about this form of self-directed learning as a functional summary.
Ключевые слова: самостоятельная работа, инсерт, маркировка текста, кластеры, фишбоун, концептуальная таблица, ромашка Блума.
Keywords: self-directed learning, insert, text marking, clusters, fishbone, conceptual table, Bloom’s daisy.
В настоящее время происходит смена парадигмы российской системы высшего образования, которая обусловлена в большей степени процессами ее интеграции в мировое образовательное пространство [7, с. 36].
Актуальность использования в учебном процессе известных методов активизации самостоятельной работы студентов — функциональных конспектов — обоснована увеличением числа часов, отводимых на самостоятельное изучение учебного материала, что является одной из основных тенденций современного высшего образования.
В силу вступает третий государственный стандарт высшего профессионального образования, оценивающий результат полученного студентом образования по уровню достигнутых им компетенций.
Проводя различия между терминами «компетентность» и «компетенция», многие авторы [1, с. 10; 2] отмечают, что компетентность представляет собой
результат обучения, в то время как компетенция есть компетентность в действии.
Более 200 вузов Европы, ряда стран постсоветского пространства, Латинской Америки вовлечены в международный проект «Настройка образовательных структур» (“Tuning Educational Structures” [11]), суть которого состоит в применение инструментариев Болонского процесса для согласованного представления на основе компетентностного подхода программ всех уровней [8, с. 5].
Исследованиям в сфере определения квалификации и оценки компетентности посвящен проект «Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational structures in Europe), являющийся частью вышеназванного проекта. В этом проекте компетентностный подход тесно связывается с уровневым высшим образованием.
Современный динамичный рынок труда предъявляет новые требования к соискателям рабочих мест. Предприятия работают в изменчивой среде, в условиях быстрого устаревания знаний и умений, смены технологий, появления инноваций. Предприятиям нужны работники, способные быстро реагировать на перемены, легко овладевать новыми технологиями. Этим обусловлено изменение запросов работодателей с требования «знания» на требование «обладание способами деятельности (умениями, готовностью, способностью)».
Еще одним нововведением является введение кредитно-модульной системы. Кредитно-модульная система объединяет два различных понятия — кредитную систему и модульный принцип построения образовательных программ.
Кредитная система выступает как инструмент, обеспечивающий возможность обучения студентов не только в любом вузе России, но и в любой стране, присоединившейся к Болонскому процессу [2]. Важную роль в этом процессе играет модульный принцип построения образовательных программ.
Главным аргументом в пользу модульного построения образовательных программ является то обстоятельство, что модули в образовании обеспечивают возможность оперативного реагирования на изменяющиеся интересы главных участников образовательного процесса — студентов, а благодаря этому и на запросы рынка труда. Еще одним аргументом в пользу модульного принципа является поддержка академической мобильности студентов и возможность асинхронной организации обучения [10, с. 267].
Целью этих реформ наряду с введением общей системы уровней образования (бакалавр—магистр) является создание единого европейского образовательного пространства с участием России, повышение мобильности студентов на международном образовательном поле и расширение академической свободы вузов [5].
Основным видом учебной деятельности студента в условиях воплощения концепции личностно-образовательной среды университета становится самостоятельная деятельность студентов, организуемая преподавателем, в результате которой ими приобретаются общекультурные и профессиональные компетенции [6, с. 103].
Самостоятельная работа студентов менее всего поддается управлению. Однако именно самостоятельная работа студентов является одной из наиболее эффективных форм учебной работы и ее рациональной организации — резервом совершенствования учебного процесса. Будучи акцентированной на самообразование и самовоспитание в интересах повышения профессиональной компетенции, самостоятельная работа студентов развивает мотивационную составляющую образовательной деятельности студентов.
Целью самостоятельной работы студентов является не только формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций, но и способности и готовности студентов к самостоятельной образовательной деятельности в течение всей жизни.
Рассмотрим более подробно виды самостоятельной работы студентов в аудиторное время. Одним из важнейших из них является функциональный конспект. Существуют несколько разновидностей функционального конспекта:
1. Маркировка текста.
2. Инсерт.
3. Кластеры.
4. Фишбоун.
5. Концептуальная таблица.
6. Сюжетная таблица.
7. Ромашка Блума.
Инсерт — технология эффективного чтения [4]. Авторами этого приема являются Воган и Эстес. В переводе с английского каждая буква в названии переводится так: самоактивирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. При чтении текста студенты расставляют на полях карандашом следующие пометки: «V», если читаемое им уже известно; «—», если прочитанное противоречит тому, что они знали; «+», если прочитанное является для них новым, и «?», если прочитанное непонятно. После чтения текста с маркировкой студенты заполняют маркировочную таблицу, состоящую из четырех колонок, заголовками которых станут пометки. Этот прием сделает зримым процесс накопления информации. Важным этапом при реализации его на практике является обсуждение внесенных в таблицу записей.
Кластеры (или гроздья) [9, с. 21] — графический прием, состоящий
в систематизации материала и в выделении смысловых единиц текста с последующим графическом оформлении в определенном порядке в виде грозди. Обычно рисуют модель солнечной системы: солнце, планеты и их спутники. В центре солнечной системы звезда (изучаемая тема), вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. У каждой планеты свои спутники — более мелкие смысловые единицы, у этих спутников свои спутники (еще более мелкие смысловые единицы). Планеты и спутники соединены прямыми линиями со звездой. Большое значение имеют исправления неверных предположений
в «предварительных кластерах», презентация «новых» кластеров. Задачей этой формы организации самостоятельной работы студентов является не только систематизация изучаемого материала, но и установление причинноследственных связей между гроздьями, укрупнение одной или нескольких гроздей, выделение новых. Приведем пример кластера из теории вероятностей.
Рисунок 1. Кластер из курса «Теория вероятностей», тема «Классификация событий»
Прием фишбоун [4, с. 141] в переводе означает «рыбья кость». Схема придумана японским профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей. В голове скелеты рыбы обозначена рассматриваемая проблема. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках студентами фиксируются причины возникновения происходящих событий. Напротив верхних костей располагаются нижние кости. На них студенты записывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи на костях должны быть краткими, представлять собой ключевые слова, фразы, факты, отражающие суть. В хвосте рыбы помещен вывод по проблеме.
Прием фишбоун позволяет студентам разбить общую проблему на ряд причин и аргументов, технология работы с этим приемом может проводиться как индивидуально, так и по группам.
Этот прием ценен тем, что он прост, может использоваться в любой предметной области, учит обосновывать свои предположения, показывает связь причин и аргументов, развивает умение ставить проблемы. Однако у студентов могут возникнуть затруднения в предварительном поиске причин и определении степени их влияния. В математике фишбоун удобно использовать как наглядную схему решения объемных задач, носящих исследовательский характер. На верхних ребрах рыбы располагаются этапы (виды) исследования. Хребет состоит из костей, на которых находятся математические инструменты проведения исследования, нижние ребра несут полученные результаты исследований. Рассмотрим прием фишбоун на примере полного исследования функции рис. 2.
Рисунок 2. Фишбоун из курса «Математический анализ», тема «Полное исследование функции и построение ее графика»
Для анализа проблемы, выявления существенных признаков изучаемых явлений может быть составлена концептуальная таблица. Концептуальная таблица представляет собой матрицу, составление которой дает возможность сравнительного анализа (если необходимо рассмотреть более детально каждый
из изучаемых процессов, объектов или явлений) или комплексной оценки (когда процессы, объекты, явления исследуются как составляющие единой проблемы, объекта, процесса). Она строится следующим образом: по горизонтали располагается то, что необходимо сравнить, а по вертикали различные черты и свойства, по которым происходит это сравнение. Этот прием оказывается особенно полезным, когда предполагается представление трех и более аспектов или вопросов. Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований, выбрать ключевые слова и словосочетания для поиска информации в интернет.
В мире современного образования популярна ромашка вопросов или ромашка Блума [3]. Эта систематика вопросов создана американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Ромашка Блума состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Шесть лепестков — шесть типов.
1. Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести информацию (Что? Когда? Где? Как?). Их используют при традиционных формах контроля: на экзаменах, в тестах, терминологических диктантах.
2. Уточняющие вопросы. Цель этих вопросов — предоставление студенту возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Кроме того, такие вопросы задаются для получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Например: «Я правильно понял, что Вы сказали, что ...?».
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей и обычно начинаются со слова «почему?». Если ответ на интерпретационный вопрос известен, то он из интерпретационного превращается в простой.
4. Творческие вопросы. Это вопросы, в которых присутствуют элементы предположения, прогноза, условности. Обычно такие вопросы содержат частицу «бы».
5. Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки фактов, событий, явлений.
6. Практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Рассмотрим применение этого вида функционального конспекта в приложении к векторной алгебре. Представим типы вопросов, которые необходимо сформулировать в этом виде функционального конспекта.
Простой вопрос: сформулируйте определение векторного произведения векторов. Уточняющий вопрос: векторное произведение — это вектор или число? Интерпретационный вопрос: почему векторное произведение вектора на себя равно нулевому вектору? Творческий вопрос: как Вы думаете, что такое двойное векторное произведение векторов? Оценочный вопрос: сравните векторные произведения векторов. Практический вопрос: для вычисления чего можно использовать в повседневной жизни векторное произведение векторов?
Мы в своей работе использовали функциональный конспект в аудиторное время (для того, чтобы познакомить студентов с принципами работы с текстами) на конференц-неделе для анализа материала, который входит в учебную нагрузку как самостоятельная работа студентов. После анализа работы с текстом студенты должны были ответить на вопросы анкеты:
1. Знали ли Вы ранее о таком виде работы с текстом?
2. Будете ли Вы в дальнейшем использовать знания, полученные на этом занятии?
3. Было ли интересно?
Подавляющее большинство студентов (99 %) о таком виде деятельности даже не подозревали. Более 50 % студентов собираются в дальнейшем использовать приобретённые навыки на этом занятии, и 99 % отметили, что занятие было для них интересным (это было занятие по теме «Комплексные числа и действия над ними»).
Самостоятельная работа студентов способствует развитию их способности планировать свою образовательную деятельность: обозначать решаемые
задачи, выделять главные направления своей работы, выбирать способы наиболее быстрого и рационального решения поставленных задач, быстро вносить коррективы в свою самостоятельную работу, анализировать промежуточные и общие итоги своей работы, сравнивать полученные результаты с намеченными в начале работы, выявлять причины отклонений и определять пути их коррекции в дальнейшей работе.
Самостоятельная работа формирует готовность к непрерывному поиску, хранению, использованию, переработке, распространению, использованию нового актуального знания для решения поставленных задач. Такая готовность — одна из важнейших профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, определяющая успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3—11.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910_12.htm (дата обращения: 10.03.2015).
3. Загашев И.О. Умение задавать вопросы / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: postmodem.in.ua/?p=879 (дата обращения: 10.03.2015).
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов
образования / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.eidos.ru/journal/2006/0505/htm. (дата обращения: 10.03.2015).
6. Коваленко А.В. Организация самостоятельной внеаудиторной работы в условиях асинхронного обучения // Сборник трудов научнометодической конференции «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования», 10—11 марта 2011 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — С. 103—105.
7. Лагерев А.В., Попков В.И., Горленко О.А. Компетентностный подход и ФГОС третьего поколения // Инженерное образование. — 2012. — № 11. — С. 36—41.
8. Мелихова О.П. Актуальные задачи и трудности, связанные с внедрением ФГОС нового поколения в университетах российской федерации // Проблемы качества образования. Материалы XXII Всероссийской научнометодической конференции. — Уфа, 2012. — С. 31—40.
9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. — Спб.: КАРО, 2009. — 144 с.
10. Устинова В.Н., Устинова И.Г. Перспективы образования в Европе для российских студентов // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. — Томск: Изд-во ТПУ. 2012. — С. 266—268.
11. Tuning Educational Structures in Europe // Tuning Project 2004
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http: //www.tuning.unideusto .org/tuningeu/index.php?option=com_frontpage&It emid=1 (дата обращения: 10.03.2015).