СООБЩЕНИЯ
УДК 811.161.1 С. Ф. Кожевина
S. F. Kozhevina
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
THE FORMATION OF SYMBOLIC LEARNING OPERATIONS ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение степени сформированности у учащихся 6 класса умения самостоятельно составлять кластер. Результаты позволили выявить наиболее частые ошибки учащихся при преобразовании текстового материала в графический.
Ключевые слова: эксперимент, знаково-символические учебные действия, кластер.
The article presents the results of a state-of-the-art experiment aimed at studying the degree of ability of students of grade 6 to independently compose a cluster. The results allowed to reveal the most frequent mistakes of students when converting textual material into graphic.
Keywords: experiment, symbolic-symbolic training activities, cluster.
В настоящее время школьники получают большой объем информации по различным дисциплинам, в том числе и по русскому языку. И если по другим предметам учебный материал часто представлен в виде схем и таблиц, то по русскому языку это чаще всего текст (правила и определения) с примерами. Информацию в таком виде сложно воспринимать и нелегко запомнить, а главное удержать в памяти в течение долгого времени.
В связи с проблемой развития у школьников логического мышления, памяти, творческих способностей стандарты нового поколения в качестве одной из задач определяют необходимость формирования у учащихся такого универсального учебного действия, как «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» [3, с. 3].
Преобразование материала может быть осуществлено с помощью большого многообразия подходов и используемых «инструментов» — конспектов, схем, опор, таблиц и т. д.
Применительно к русскому языку наиболее эффективными, как показывает практика, являются приемы технологии критического мышления через чтение и письмо, а именно кластер, «инсерт», «фишбоун», «круги Эйлера».
Для того чтобы выявить уровень владения учащимися приемами преобразования текстового материала в графическую форму, был проведен констатирующий эксперимент в школе № 3 г. Сыктывкара. Целью эксперимента было изучение степени сформированности у учащихся 6 класса умения самостоятельно составлять один из приемов из технологии критического мышления кластер [1, с. 28].
70
Кластер — это графическая форма организации информации: выделение основных смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними [2].
Беседа, проведенная с учащимися в начале эксперимента, показала, что с данным приемом знакомо большинство учащиеся. Использование кластера способствует формированию таких важных для сознательного усвоения русского языка учебных действий, как:
1) оформление текстового материала в графический;
2) вычленение смысловых единиц из текста;
3) установление между ними логических связей.
В эксперименте приняло участие 18 человек. Средний уровень их успеваемости — «хорошо» и «удовлетворительно».
Учащимся было предложено 2 задания:
1 — составить кластер на последнюю изученную тему;
2 — заполнить пропуски в уже составленном кластере на эту же тему.
Первое задание оценивалось по нескольким критериям:
1. Оформление кластера в виде грозди.
2. Расположение по центру основного понятия, ядра.
3. Выделение существенных для данного кластера смысловых единиц.
4. Многоуровневостъ кластера.
5. Установление логических связей между смысловыми единицами.
6. Самостоятельность в составлении кластера.
Проанализируем результаты выполнения работ учащимися по каждому критерию.
1. Оформление кластера в виде грозди
15 учеников составили кластеры в виде грозди, 3 — полностью не справились с заданием: одни даже не попытались выполнить задание, а другие, очевидно, не знакомы с понятием кластера и техникой его составления. Ниже приведен один из примеров неправильного оформления кластера. Здесь учащийся записал в столбик все известные ему сведения о глаголе, не выделяя смысловых единиц и не устанавливая логических связей между ними (рис. 1).
WjUi
Рис. 1. Расположение без смысловых единиц и без логических связей
71
А вот работа более удачная, так как в ней представлена структура кластера: в центре — ядро, а значимые смысловые единицы расположены в виде грозди (рис. 2).
А \ Vй
Рис. 2. Кластер в виде грозди
2. Расположение по центру основного понятия, ядра
Все 15 учеников, составившие кластеры, смогли выявить ядро «Глагол» и расположить его в центре кластера.
3. Выделение существенных для данного кластера смысловых единиц
По известным учащимся сведениям о глаголе можно было составить такой кластер (рис. 3).
10 учеников смогли выявить 1 или 2 существенных признака, в остальных случаях происходило смешение единиц разных уровней, либо перестановка смысловых единиц (рис. 4).
Четыре ученика не смогли выделить существенные единицы, а один объединил все единицы, просто перечислив их без какой-либо дифференциации (рис. 5).
Рис. 5. Объединение без признаков дифференциации
4. Многоуровневость кластера
2—3 уровня удалось выделить трём ученикам. В приведенной выше работе ученик смог выделить 3 уровня (рис. 2).
В остальных случаях учащиеся выделяли только по 1 уровню, т. е. находили смысловые единицы, которые были связаны непосредственно с ядром кластера, либо пропускали уровень, который связывает выделенную смысловую часть
73
с ядром. Например, в ниже представленной работе пропущено звено кластера «наклонение глагола» (рис. 6).
5. Установление логических связей между смысловыми единицами
Только у 3 учеников получилось установить логические связи между всеми единицами или между большинством единиц. Остальные смогли установить связи только между ядром и первым уровнем смысловых единиц (рис. 7).
В представленном кластере учащемуся следовало выделить звено «изменяется», и тогда звенья «по временам» и «числам» будут логически связываться с этим звеном, а не ядром.
6. Самостоятельность в составлении кластера
Учащиеся самостоятельно составляли кластеры, не пользуясь учебниками, тетрадями, а также не прибегая к помощи учителя.
Результаты 1 задания можно изобразить в виде диаграммы, на которой видно, что 83 % учащихся смогли составить кластеры и выделить ядро, 56 % —смогли выделить смысловые единицы и только 17 % составили не 1-уровне -вые кластеры, а 2- или 3-уровневые кластеры и установили между единицами логические связи (рис. 8).
Со вторым заданием учащиеся справились лучше. Так как кластер был уже составлен, им необходимо было только заполнить пропуски (рис. 9).
Рис. 8. Результат выполнения первого задания учащимися
Только 33 % учащихся смогли заполнить все пропуски, 56 % — заполнили не все пропуски, 11% — вовсе не справились с данным заданием.
По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся 6 класса слабо сформированы умения преобразования текстового материала в графическую форму.
* * *
1. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. С. 28.
2. Калайтанова И. Прием «кластер» на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры. URL: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke (дата обращения: 09.10.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897.
75