Научная статья на тему 'Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников'

Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4008
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С УЧЕБНО-НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ / PRIMARY SCHOOL PUPIL / EDUCATIONAL-AND-SCIENTIFIC TEXT / SKILLS TO WORK WITH EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмкова Елена Юрьевна

В статье рассматривается проблема обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом Автор подчеркивает, что выделяются уровни сформированности умения работать с учебно-научным текстом у данной группы детей. Кроме этого, в работе приводятся данные диагностического исследования учащихся четвертого класса, отражающие уровни сформированности этих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the Primary Schoolchildren's Formed Abilities to Work with Educational-and-Scientific Texts

The article describes the problem of instruction of the primary school pupils while working with educational-and-scientific texts. There are special skill levels of working with such texts in this age group of pupils. Besides, the author presents data of diagnostic research of the 4th-form pupils which reflect the level of these skills forming.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников»

УДК 372.8:811.611 ББК74.268.1Рус

Храмкова Елена Юрьевна

преподаватель кафедра возрастной педагогики и психологии Институт психолого-педагогического образования

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

г. Нижний Тагил Khramkova Elena Yurievna Lecturer

Chair of Age Pedagogy and Psychology Psychological and Pedagogical Education Institute Nizhni Tagil State Social and Pedagogical Academy

Nizhni Tagil

Диагностика сформированное™ умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников Diagnostics of the Primary Schoolchildren's Formed Abilities to Work with Educational-and-Scientific Texts

В статье рассматривается проблема обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом Автор подчеркивает, что выделяются уровни сфор-мированности умения работать с учебно-научным текстом у данной группы детей. Кроме этого, в работе приводятся данные диагностического исследования учащихся четвертого класса, отражающие уровни сформированности этих умений.

The article describes the problem of instruction of the primary school pupils while working with educational-and-scientific texts. There are special skill levels of working with such texts in this age group of pupils. Besides, the author presents data of diagnostic research of the 4th-form pupils which reflect the level of these skills forming.

Ключевые слова: младший школьник, учебно-научный текст, умение работать с учебно-научным текстом.

Key words: primary school pupil, educational-and-scientific text, skills to work with educational and scientific text.

В процессе обучения младший школьник постоянно обращается к учебно-

научным текстам, что предопределено содержанием обучения, существующими концепциями образования. В концепции содержания непрерывного образования, разработанной коллективом авторов под руководством Н.Ф.Виноградовой, цель изучения области «Филология» определяется как «развитие речевой деятельности младших школьников, формирование познавательной активности и самостоятельности» [2, с. 15]. Также в методическом письме «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального ком-

понента государственного стандарта общего образования» подчеркивается, что «... в зоне внимания учителя должен быть анализ научного текста, ... пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Образовательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина» [3]. Следовательно, у младшего школьника должны быть сформированы необходимые для этого умения.

Н.А. Ипполитова выделяет следующие «.коммуникативные умения, которые являются значимыми как при создании, так и при восприятии любого текста (в том числе и учебно-научного): умение определять стиль текста, умение определять тему текста, членить его на части, формулировать основную мысль текста в целом и главные мысли каждой из его частей, выделять главное и второстепенное в содержании каждой части» [1, с. 17]. На наш взгляд, необходимо расширить список умений, необходимых при работе с учебно-научным текстом: умение отличать учебно-научный текст от других -официально-делового, художественного; умение определять сферу применения учебно-научного текста; умение выделять признаки и языковые средства (лексика, синтаксис) учебно-научного текста.

Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин. Поэтому цель нашего исследования заключается в определении у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом и выявлении основных затруднений учащихся при восприятии и понимании содержательной стороны учебно-научного текста. Анализ содержания образовательных программ по русскому языку для начальной школы, программ по русскому языку дает основания для разработки критериев сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников.

Мы различаем три уровня сформированности умений работать с учебно-научным текстом: оптимальный, достаточный и критический, обладающие следующими характеристиками.

Учащиеся, отличающиеся оптимальным уровнем сформированности умений работать с учебно-научным текстом, дифференцируют учебно-научный текст и другие тексты, доказывая собственную точку зрения; быстро находят ключевые слова, помогающие понять тему текста и увидеть, что это научный текст; определяют стиль и тип речи по ключевой лексике; аргументированно определяют сферу применения (наука); называют признаки учебно-научного текста, выделяют языковые средства учебно-научного текста.

Учащиеся, находящиеся на достаточном уровне сформированности умений работать с учебно-научным текстом, определяют учебно-научный текст, но не могут аргументировать свой ответ; ключевую лексику выделяют с ошибками; сферу применения текста определяют интуитивно; в выделении признаков и языковых средств учебно-научного текста допускают ошибки.

Если учащиеся затрудняются определить учебно-научный текст, неправильно выделяют ключевую лексику в тексте, не умеют определить сферу применения текста, не выделяют признаки текста, не умеют выделить языковые средства учебно-научного текста, то данный уровень является критическим.

Для выявления распределения детей по уровням сформированности умений работать с учебно-научным текстом, постановки дальнейших целей исследовательской работы мы провели диагностику. Для этого учащимся четвертого класса был предложен учебно-научный текст, а также вопросы и задания, направленные на определение умений работать с учебно-научным текстом. Учащимся необходимо было выполнить задания после прочтения текста.

1. Прочитай заголовок. Как ты думаешь, о чем будет идти речь в тексте? Составь вопросы, на которые бы ты хотел получить ответ в тексте. Во время чтения подчеркивай главные слова, которые помогут тебе пересказать текст.

Музей.

Слово музей происходит от греческого слова музейон. В Древней Греции оно означало место (чаще всего священную рощу), посвященное музам, или храм муз - в древнегреческой мифологии - богинь - покровительниц поэзии, искусства и наук. Позже музеями стали называть научные, научно-просветительские учреждения, а также здания, где хранятся выдающиеся произведения творческой деятельности человека.

Среди многочисленных музеев мира (исторических, технических, литературных и т.д.) художественные занимают особое место. В них собраны и выставлены для обзора произведения изобразительного и декоративного искусства. Здесь осуществляется комплектование, хранение, демонстрация, изучение, реставрация памятников изобразительного и декоративного искусства: картин, скульптур, рисунков, гравюр, художественных тканей, ковров, керамики и т.п.

Энциклопедический словарь юного художника

2. Что нужно сделать, чтобы определить стиль текста?

3. Выпиши те признаки, которые характерны для данного текста:

1) слова-термины;

2) прямой порядок слов;

3) слова употребляются в прямом значении;

4) автор использует сложные предложения;

4. А как определяют тип текста?

5. Какова тема текста? Как ты это узнал?

6. Какая здесь основная мысль? Как доказать, что ты правильно понял основную мысль текста?

7. Что нового ты узнал из текста?

8. Найди в тексте слова, которые тебе непонятны. Как ты думаешь, что они обозначают?

9. Составь план текста.

10. Сколько частей в тексте? О чем говорится в каждой части?

12. Составь графическую схему текста, как она будет выглядеть?

13. Перескажи текст подробно и сжато, т.е. передайте основное содержание текста.

Первое задание направлено на выявление умения предугадывать (прогнозировать) содержание текста по заголовку. Диагностическое исследование учащихся четвертых классов показало, что с данным заданием справились достаточно большое количество учащихся экспериментальных классов (ЭГ) - 77% и 45% учеников контрольных классов (КГ). Они предположили, что будет рассказ о конкретном музее, о его экспонатах и т.д. Высокие результаты связаны с тем, что учащиеся могут предположить, о чем пойдет речь в тексте, если учитель перед прочтением текста намеренно предложит выполнить данное задание, Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста перед его прочтением, у младших школьников еще не сформировано.

Анализ результатов выполнения второго задания, которое предполагало выявление умения определять стиль текста, показал, что научный стиль теста (правильный ответ) определили 68 % учащихся КГ и 95 % учеников ЭГ. В ходе работы определили тип речи как повествование - 31 % учащихся КГ и 68 % учащихся ЭГ, вообще не определили тип текста - 13 % КГ и 31% ЭГ. Младшие школьники справились с данным заданием, т. к. им знакомы два стиля: художественный и научный (определили методом исключения), и чаще всего работают с повествовательными текстами.

Далее необходимо было выбрать признаки, по которым можно определить учебно-научный стиль текста. Все признаки никто из учеников КГ и ЭГ не указал. Большинство младших школьников указали слова-термины, прямой порядок слов. В четвертом классе не всегда ведется специальное обучение школьников определению признаков и языковых особенностей учебно-научного стиля.

Результаты испытаний по определению темы и идеи текста показали: 63% детей КГ и 27 % учащихся ЭГ отметили, что в тексте говорится о музее; остальные определили тему либо не верно, либо вообще не ответили на вопрос.

Основную мысль текста не смогли выделить правильно никто из учащихся КГ и ЭГ.

Далее было предложено задание на умение отделять известную информацию от неизвестной. Анализ результатов показал, что 86 % детей КГ и 95 % детей ЭГ указали, что узнали о «слово музей происходит от греческого музейон», «есть литературные и технические музеи», «музей был изобретен очень давно» и т. д.

Следующее задание предполагало поиск в тексте слов, которые были непонятны, а также объяснить их значение. 77 % детей КГ и 50 % детей ЭГ справились с заданием. Учащиеся выделили такие слова: «демонстрация», «гравюра», «комплектование», «реставрация» и др., все дети ЭГ попытались объяснить, что они обозначают, 40 % ЭГ утверждают, что все слова понятны, остальные учащиеся (23% КГ и 10% ЭГ) не справились с заданием.

Последующее задание было направлено на определение умения делить текст на части и формулировать основную мысль каждой из частей. В ходе работы две смысловые части (правильный ответ) выделили 68 % учащихся КГ и 71 % учащихся ЭГ, оставшиеся ученики допустили неточности или вообще не выполнили задание. Правильно ответили на вопрос: О чем говорится в каждой части? только 22 % учащихся ЭГ, затруднились выполнить задание - 63 % школьников КГ и 40 % ЭГ, 37% учащихся КГ и 38% ЭГ выполнили задание с ошибками.

Далее учащимся необходимо было составить план текста. Выполнили задание верно только 9 % учащихся КГ и 9 % ЭГ. Абсолютное большинство составили схему, но не отразили основную мысль текста или вообще с заданием не справились. Составить графическую схему текста смогли лишь 13,6 % детей ЭГ. Учащиеся плохо справились с заданием, поскольку в начальной школе нет целенаправленного обучения младших школьников составлению графических схем, конспектов и т.д.

Пересказать текст подробно никто из детей не смог. Пересказали текст сжато только 22 % учеников КГ и 72 % ЭГ. Достаточно большое количество

учащихся контрольных классов учеников экспериментальных классов не справились с заданием, это связано с тем, что дети не в полной мере поняли содержание текста. Учащиеся не смогли подробно изложить содержание текста, поскольку задачей являлось максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Сжатое изложение предполагает кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Результаты диагностики позволили распределить детей четвертого класса контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности умений работать с учебно-научным текстом (таблица 1).

Диагностическое исследование показало, что 63 % в экспериментальной и 68 % в контрольной группах наблюдается критический уровень сформированности умений работать с учебно-научным текстом. Учащиеся данной группы затрудняются по заглавию предположить, о чем пойдет речь в тексте; неуверенно составляют вопросы, на которые хотел бы получить ответ в тексте, а также во время чтения текста не подчеркивают главные слова. Определяют стиль текста, но делают это не аргументировано. Большинство не могут определить тему и идею текста. Младшие школьники указывают, что нового узнали из текста, но не могут найти в тексте незнакомые слова, а кто выделяет, то не объясняют их значение с опорой на контекст. Они не могут разделить текст на части и затрудняются определить, о чем говорится в каждой части. Учащиеся не могут указать, как связаны предложения в тексте, а также дополнить текст одним - двумя предложениями. Большинство детей могут составить вопросы, но не по содержанию текста. Учащиеся данной группы не смогли составить план текста, а также графическую схему. Дети не могут пересказать текст подробно и сжато, аргументировали это тем, что «забыли», о чем шла речь в тексте.

Допустимый уровень сформированности умений работать с учебно-научным текстом наблюдается у 31 % детей КГ и 36 % ЭГ. Учащиеся пытаются прогнозировать содержание текста, но затрудняются составить вопросы к тексту, во время чтения главные слова не подчеркивают. У детей данной группы не сформировано умение определять стиль текста, т.к. не все признаки стиля указывают, а некоторые делают это интуитивно. Абсолютное большинство детей правильно определяют тему текста, но идею текста определить не могут. Дети указывают, что нового узнали из текста, а также могут выделить слова в тексте, которые им не понятны, но чаще всего затрудняются объяснить, что они означают. Дети правильно определяют количество смысловых частей в тексте, но аргументировать свой ответ затруднялись, большинство не могут указать, о чем говорится в тексте. Учащиеся могут составить вопросы к тексту. Учащиеся данной группы могут составить план текста, но сказать о чем говорится в каждой части, затрудняются. Дети не могут пересказать текст подробно, а также затрудняются составить графическую схему.

На оптимальном уровне умение работать с учебно-научным текстом не сформировано ни у кого из обследованных детей.

Таким образом, как показало исследование, проведенное с учащимися четвертых классов, у младших школьников КГ и ЭГ наблюдается недостаточный уровень сформированности умений работать с текстом вообще, в том числе и учебно-научным. Это проявляется в неумении определять стиль учебно-научного текста, его признаки и языковые средства. Поэтому мы считаем необходимым организовать целенаправленное обучение детей работе с учебно-научным текстом: сформировать умение отличать учебно-научный текст от текстов других стилей, познакомить детей со сферой применения текста, его основными признаками и языковыми особенностями, а также научить создавать собственные учебно-научные тексты.

Библиографический список

1. Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе [Текст]/ Н. А. Ипполитова // Начальная школа плюс-минус. - 1999. - №5. - С. 16-23.

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] // Начальная школа. - 2000.- № 4. - С. 3-21

3. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] //http://www.kros.ru/_educ/nach-sch.2.php

Bibliography

1. Conception of the Continuing Education Content [Text] // Primary School. - 2000. - № 4. - P. 3-21.

2. Ippolitova, N. A. peculiarities of Teaching Reading at Primary School [Text] / N. A. Ip-politova // Primary School Plus Minus. - 1999. - № 5. - P. 16-23.

3. Methodological Letter «About Teaching School Subjects at Primary School Under the Conditions of Introduction of the Federal Component of the State Standart of General Education» [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.kros.ru/_educ/nach-sch.2.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.