Научная статья на тему 'Роль педагогической технологии «Графические техники» в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) через анализ литературных текстов'

Роль педагогической технологии «Графические техники» в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) через анализ литературных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ / АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / GRAPHIC TECHNIQUES / THE ANALYSIS OF A LITERARY TEXT / UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Владимировна

В статье рассматривается возможность анализа литературных произведений с применением графических техник для более успешного формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PEDAGOGIC TECHNOLOGY “GRAPHIC TECHNIQUES” IN DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS BY MEANS OF LITERARY TEXTS ANALYSIS

The article considers the possibility of using graphic techniques in literary texts analysis for more effi cient development of universal cognitive learning skills.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической технологии «Графические техники» в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) через анализ литературных текстов»

УДК 372.88

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

THE ROLE OF THE PEDAGOGIC TECHNOLOGY "GRAPHIC TECHNIQUES" IN DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COGNITIVE LEARNING SKILLS

BY MEANS OF LITERARY TEXTS ANALYSIS

© О.В. Павлова

Негосударственное образовательное учреждение школа «Эврика»

(Россия, Самара)

© O.V. Pavlova Non-governmental educational institution School "Eurika" (Russia, Samara)

В статье рассматривается возможность анализа литературных произведений с применением графических техник для более успешного формирования познавательных универсальных учебных действий

(УУД).

The article considers the possibility of using graphic techniques in literary texts analysis for more efficient development of universal cognitive learning skills.

Ключевые слова: графические техники; анализ литературного произведения; познавательные универсальные учебные действия (УУД).

Keywords: graphic techniques; the analysis of a literary text; universal cognitive learning skills.

В условиях развития современного информационного общества все четче прослеживается процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности.

Все это послужило предпосылкой к созданию проекта Федерального образовательного стандарта второго поколения, в котором основной акцент делается на формировании метапредметных результатов обучения школьников.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обес-

печение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1].

И в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

• познавательные и учебные мотивы;

• учебную цель;

• учебную задачу;

• учебные действия и операции: ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка [2].

Познавательные УУД занимают центральное место в процессе обучения.

Они включают в себя общеучебные и логические.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от кон -кретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой ин-

формации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• действие со знаково-символически-ми средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические универсальные действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимаются способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Они включают:

• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различий, определения общих признаков и составления классификации);

• опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

• анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

• сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию;

• классификацию - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

• обобщение - генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

• подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

• вывод следствий;

• установление аналогий.

На основании вышесказанного логично предположить, что применение знаково-символьного моделирования в формировании познавательных УУД даст ощутимо положительный результат, поскольку знаково-символические универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы

преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую).

Преобразование модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Исследование проводилось на базе НОУ школы «Эврика» (г. Самара) во 2 классе.

Комплексное тестирование обучающихся, основанное на всестороннем анализе литературного текста, проводится три раза в год [3]. После проведения стартовой и промежуточной диагностики была выявлена недостаточная сформированность познавательных УУД.

В третьем триместре на уроках литературного чтения при анализе текстов применялись различные графические техники.

Педагогическая технология «Графические техники» (рис. 1)

Основы валеологии

Интегральная образовательная технология

Личностно-ориентированное| обучение

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символь-ных структур

Используемые педагогические технологии

Разноуровневое обучение

Технология интеграции

Технология модульного обучения

Рис. 1. Место технологии «Графические техники» в списке используемых педагогических технологий

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5].

Цель технологии в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений), с помощью графики.

Ментальные карты - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации при анализе текста, принятия решений.

Предлагается действовать следующим образом.

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации (которые, как известно, способствуют запоминанию) могут подкрепляться символическими рисунками.

Кластер - данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее - крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии.

Фишбоун (рыбий скелет) - чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера [8, с. 19]. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках - факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.

Подобные «графические техники» применяются в разных педагогических технологиях, их список можно продолжать [8].

Примеры методики использования

1. Тема урока: «Характеристика поступков героев».

Произведение: «Два брата», Л. Тол -

стой.

Форма работы: групповая.

Техника: фишбоун.

В «голове» - поступок героя; «косточки» - мотивы поступка; «хвост» - последствия поступка героя.

Класс разбивается на две группы, каждая из которых выбирает своего героя. Анализируя текст, представляет свою работу с помощью схемы фишбоун, которую использует для характеристики поступка героя при ответе.

2. Тема урока: «Сравнительная характеристика героев».

Произведение: «Два брата», Л. Толстой.

Форма работы: работа в паре.

Техника: кластер.

На основе информации, собранной при анализе текста, обучающиеся составляют следующий кластер: в центре имена героев (по желанию - рисунок), вокруг -качества характера, которые они проявили в рассказе. Однако схема кроме кластеров, принадлежащих каждому герою, имеет общие кластеры. Стоит трудная для младших

школьников задача - найти общие качества у отрицательного и положительного героев (рис. 2).

3. Тема урока: «Характеристика героя».

Произведение: «Совесть», А. Гайдар.

Форма работы: самостоятельная.

Техника: ментальная карта.

На основе информации, собранной при анализе текста, обучающиеся состав-

ляют ментальную карту: в центре изображение героя, вокруг информация о нем (качество характера, поступки, друзья и т. д.), каждая из ветвей разделяется на мелкие, поясняющие предыдущие. Так до бесконечности. Объем карты зависит от способности обучающегося искать информацию.

На этапе отчета обучающиеся могут дополнять свои карты (рис. 2).

Рис. 2. Примеры применения графических техник при анализе литературных текстов

По результатам наших исследований можно сказать, что применение педагогической технологии «Графические техники» для формирования познавательных УУД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения дает ощутимо положительный результат (рис. 3).

70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 %

46%

31%

^3%

46%

^3%

31%

61%

31%

8%

входная

промежуточная

итоговая

0

□в Шс Шн

Рис. 3. Сравнительный анализ ПУУД во 2 классе за 2013-2014учебный год

Литература

1. АкимоваМ.К., Берулава Г.А., Борисова Е.М. [и др.]. Психологическая диагностика детей и подростков. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. М. : Лаборатория Базовых знаний, 2002. 336 с.

3. Богданова В.В. Комплексные диагностические работы. Самара, 2013. 56 с.

4. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 18-22.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2000. 240 с.

6. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников // Начальная школа. 2007. № 7. С. 68-70.

7. МаксимоваВ.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. : Просвещение, 1989.

192 с.

8. Никитин А. Технология развития критического мышления. Фишбоун // Новое образование. 2006. № 4. С. 19.

9. Павлова О.В. Интегративный характер школьного курса информатики: практические аспекты реализации межпредметных связей // Организация деятельности школьника в новой инновационной среде : сб. мат. Межрегионал. науч.-творч. конф. Самара : ОФОРТ, 2011. С. 115-117.

Сведения об авторе

Павлова Ольга Владимировна, преподаватель, негосударственное образовательное учреждение школа «Эврика» г. Самары. Б-шаП: bow-olga@yandex.ru.

Почтовый адрес: 443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 188. Телефоны: 994-81-20, 994-51-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.