Вестник Ка^ЖМУ №1-2018
А.А.Токпанова, Б.Н.Нурмухамбетова
МЕДИЦИНАЛЬЩ ЛАТЫНДЫ ОЦЫТУДАГЫ Б1Л1М БЕРУДЩМАЦЫЗЫ
ТYЙiн:Б¥л макала белсендi о;ыту технологиясы, тек кэсiби бiлiммен болашак; маман-медиктер дагдысын дамытып гана емес, сонымен катар, дербестiк, жауапкершiлiк, бастамашылы; ынтымактасты; о;ып-бшуге уйрену, логикалык; ойлау, а;паратты дурыс iрiктеп алу жэне пайдалану туралы мэселелердi карастырады.
ТYЙiндi свздер: инновация, кузырет, сыни ойлау, езшдж жумыс, топтык; эдiс, технология.
A.A.Tokpanova, B.N.Nurmuhambetova
ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE INTEACHING MEDICALLATIN
Resume:The article had dedicated active technologies of learning, which develop not only professional knowledge and skills of the future specialist doctor, but also such qualities as independence, responsibility, initiative, cooperation, ability to learn, to think logically, to select and to use information.
Keywords: innovation, competence, critical thinking, independent work, team method, technology.
УДК 005.74
Е.К. Куандыков1, В.К. Махатова1, Р.К. Куандыкова2
1АО «ЮКГФА», кафедра ПМСП-1, г.Шымкент, РК. 2Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави, кафедра Профилактической медицины, г. Туркестан, РК
TEAM BUILDING. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ - КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлены основные принципы формирования команды в научно-образовательной среде. Проанализированы разные позиции о возможностях работы в команде и сделан вывод о необходимости в командообразовании в научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: команда, ролевая структура, компетенции, тимбилдинг, teambuilding, командообразование, лидерские качества, группа.
Актуальность. Принцип «командообразования» основана на возможности реального общения, что помогает формированию поведения в различных
профессиональных ситуациях, взаимодействию, обучению управленческим аспектам и формированию важных качеств, таких как умение убеждать и переубеждать, мотивировать и поддерживать партнеров по команде [1].
Одним из требований к сотруднику является компетентность, умение работать в группе, способность формировать команду. Достигать намеченных целей уже не является достаточным аспектом в работе специалиста, так как цель по своей сути очень сложна и ее результат может зависить от нескольких сотрудников, т.е. от группы в целом [2].
Обучение командообразованию помогает оценить отношение к своим коллегам, меняет поведения в команде, что является основой развития способности эффективно организовывать групповую работу. Несомненно, что способности, которые проявились во время командной работы, не будут полностью сформированы сразу, ключевая компетентность предполагает
формирование ее в течение длительного времени и в рамках различных специальных курсов [2]. Тимбилдинг - это мероприятия, направленные на повышение сплоченности в группе и помогающих решить некоторые вопросы: повышение мотивации, сплоченности членов группы, определение лидеров и роли каждого из членов, развитие возможностей нестандартного мышления, содействие в снятии стресса и др. Тимбилдинг может решить достаточно большой список задач, которые делятся на два класса: задачи направленные на формирование ТearnSpirit, т.е. командного духа и командной атмосферы и связанные с TeamBuilding, т.е.
формированием навыков, приобретением знаний и построением команды [3].
Американская методика тимбилдинга в странах Европы, начинает свое развитие с начала 90-х годов ХХ века, а в Российской Федерации постепенно использовался с начала 2000 г. В образовательной системе teambuilding с успехом могут быть использованы различные виды командного ориентирования. Это помогает обучающемуся привить в себе навыки как будущему менеджеру а также помогает решении коммуникативных вопросов в процессе обучения в учебной группе, при прохождении производственной практики и а также иных временных, в том числе и творческих занятиях [4].
Изучение вопросов менеджмента научных исследований, командообразования и анализ литературных данных говорит о возможности применения данного опыта и в студенческом сообществе с целью повышения коммуникативных компетенций с использованием современных командообразующих технологий
«teambuilding». Бесспорным является тот факт, что образовательные технологии вуза в основном рассчитаны на групповое взаимодействие, т.е. на умение работать в команде. Но прежде чем работать в команде ее нужно создать [2,4].
Целью данной работы является раскрытие основных характеристик и эффективности использования
командообразования в медицинской научно-образовательной среде.
Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был проведен анализ научных материалов, данных информационных ресурсов посвященных использованию данной методики в научно-образовательной среде. Рассмотривалась необходимость
Vestnik KazNMU №1-2018
изучения командообразования как среди профессорско-преподавательского состава (ППС) на уровне кафедры, вуза, с последующим SWOT анализом научной деятельности, также и в студенческой среде. Проведено обучение ППС вуза по воросам коммуникативных навыков. Возможности применения научно-ориентированного метода обучения, работа в составе научных Проектов, вопросы командообразования были обсуждены в рамках модуля «Исследователь и ученый» (6-групп, 78-ППС) с последующим анкетно-опросным анализом. Методом сравнения анализировалась работа обучаемых при использовании интерактивных методов обучения работа в малых группах/командах (в 3-х группах, 18-участников) при решении краткосрочных задач посвященной определенной проблеме, научно-исследовательская работа интернов в рамках научного кружка (две команды, 11-участников). Результаты и обсуждения. Результы показали, что при реализации поставленных любых задач мы сталкиваемся с необходимостью в консультации, помощи других лиц, их содействии, участие и т.д. Тем самым возникает необходимость в формировании определенной команды. Как преподователи так и обучаемые сходятся во мнении, что от правильной ее сформированности зависит во многом и результативность намеченных целей. Важным аспектом нужно отметить долевое участие и критерии выбора того или иного кандидата. Четко прослеживается критериальный подход при формировании группы по реализации Научных Проектов, где детально требуется обоснование и компетенции каждого исполнителя. Данный аспект иногда может является одним из основных при рецензировании Научных Проектов ведущими экспертами в данной области науки при распределении грантового или проектно-целевого финансирования.
Все опрошенные согласны с тем, что создание команды -многоступенчатый и продолжительный процесс, который состоит из следующих этапов: ознакомление, сплочение, определение единых целей и задач, определение долевого участия каждого человека в команде, разработка методов работы в спорных и кризисных ситуациях, представление путей мотивации, мониторинг продуктивности деятельности сотрудников.
На сегодняшний день актуальными можно считать такие виды командообразования как: Global Teams - Cross-Cultural
Teams, Virtual Teams , Project Teams - Short-Term Teams (команды, созданные под проект, и краткосрочные проектные команды), Multi-Teams. Умение успешного участия одновременно в нескольких командах, окажутся ключевыми для управленцев будущего (Cross-Functional Teams)[5].
Все больше компаний сегодня структуру командной работы, строят ориентированную в основном на группы, целью которой является повышение организационной эффективности. На сегодняшний день организации сталкиваются с быстро меняющимися организационными структурами, гибким стилем работы, возрастающей необходимостью структур, основанных на командной работе и развитии новых направлений деятельности [6]. Инвариантом такого союза можно отметить работу частных предпринимателей, бизнес структур с учеными из вузов в одном Проекте с возвожностью дальнейшей коммерциализацией результатов своих исследований или продукции, что активно поддерживается государством. Team building, при этом требует: сплочение во имя командных целей, адаптация новых членов, повышение персональной ответственности за конечный результат и взаимовыручку среди членов группы, возможность каждого внести свою лепту в реализации задач, формирование структуры (лидерство, групповые роли, сильные и слабые стороны команды). Управление при помощи Team building имеет много преимуществ: возможность конкурировать; умение рисковать, а не контролировать; децентрализация принятия решений как механизм «исправления ошибок»; делегирование полномочий в противовес авторитарности
[7].
Таким образом, командообразование необходима в тех сферах, где требуется результативное групповое взаимодействие. Этот процесс является творческим и потому сложный, требующий интеллектуальных усилий и определенной мотивации.
Ключевую роль в формировании сотрудников в группу единомышленников играет руководитель коллектива. Только при определенных условиях можно достичь командного духа в коллективе. При этом основным принято считать отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов, и чувство взаимной ответственности за действия каждого [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Евстропова Н. С., К. С. Опарина. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе (на примере технологии «командообразования») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - С.149-152.
2 Шкунова А.А., С.А.Колода. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «Организационное поведение» // «Вестник Мининского университета». - 2015. - №4. - С. 88-96.
3 Рахманалиева А.А., О.Г. Романович. Тимбилдинг и его задачи // Известия иссык-кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран центральной Азии. - 2017. - №1(16). - С.72-77.
4 Борис А.М., Ирина А.Л. Формирование коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - №9(79). - С.107-109.
5 Картушина Е. Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №5(51). - С. 99-102.
6 Бейльханов Д.К., И.Ю. Квятковская, А.В. Петраев. Применение модели надежности в процессе командообразования // Вестник ИрГТУ. - 2013. - №4(75). - С. 12-15.
7 Бейльханов Д.К., Квятковская И.Ю. Использование модели компетенций в процессе командообразования // Номер: Технические науки - от теории к практике. - Новосибирск: 2014. - №30. - С. 7-12.
Вестник Ка^ЖМУ №1-2018
Е.К. Куандыков1, В.К. Махатова1, Р.К. Куандыкова2
1«ОК,МФА» АК АМСЖ-1 кафедрасы, г.Шымкент, КР. 2К.А. Ясауи атындагы ХКТУ,Профилактикалы%медицина кафедрасыныц доцентi
TEAM BUILDING. КОМАНДАДА Ж¥МЫС 1СТЕУ ЦАБ1ЛЕТТ1Л1КТ1 ДАМЫТУ - ТИ1МД1 ГЫЛЫМИ ЦЫЗМЕТТЩ НЕГ1З1
ТYЙiн: Бул ецбекте гылыми жэне бiлiм беру салаларында топ ;урудыц негiзгi ;агидалары баяндалады. Командада жумыс iстеу мYмкiндiктерi бойынша эртYрлi позициялар талдалып, зерттеу жумыстарында командалы; ;урылым ;ажеттшп туралы ;орытынды жасалынган.
ТYЙiндi свздер: команда, рвлдiк ;урылым, ;узыреттшж, команда ;уру, teambuilding, кешбасшылы; ;асиеттерь топ.
1Ye.K. Kuandykov, 1V.K. Makhatova, 2R.K. Kuandykova
'"South Kazakhstan State Pharmaceutical Academy", Shymkent, Kazakhstan 2"Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University", Turkestan, Kazakhstan
TEAM BUILDING. DEVELOPMENT OF SKILLS OF WORK IN THE TEAM - AS A BASIS OF EFFECTIVE SCIENTIFIC ACTIVITY
Resume: The paper presents the main principles of team formation in the scientific and educational environment. Different positions on the possibilities of working in a team were analyzed and a conclusion was made about the need for team building in research activities. Keywords: team, role structure, competence, team building, teambuilding, teambuilding, leadership qualities, group.