Научная статья на тему 'Организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре'

Организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрейко Наталья Юрьевна, Масленников Александр Васильевич

Эффективная организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре требует выполнения ряда организационно-педагогических условий. К их числу, можно отнести: разработку и внедрение в вузах целевых программ как интегрированных форм воспитательного воздействия на личность студента, объединение студентов и преподавателей на основе общих интересов (научной деятельности, творчества, спортивно-туристских мероприятий и т.д.), существующих в вузе социально-педагогических проектов, (патриотическое движение, акции милосердия, экологические программы и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрейко Наталья Юрьевна, Масленников Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of extracurricular activities in the course of formation of bachelor in physical culture

The effective organization of extracurricular activities in the process of becoming a bachelor in physical education requires the fulfillment of a number of the organizational and pedagogical conditions. These conditions include: the development and implementation in the universities of the targeted programs as integrated forms of educational influence on the personality of the student, the unification of the students and teachers on the basis of the common interests (scientific activity, creativity, sports and tourist activities, etc.) existing in higher school of the social and pedagogical projects, (patriotic movement, charity actions, environmental programs, etc.).

Текст научной работы на тему «Организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.03.2018

УДК 796.077.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Наталья Юрьевна Дрейко, Александр Васильевич Масленников,

Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК), Чайковский

Аннотация

Эффективная организация внеучебной деятельности в процессе становления бакалавра по физической культуре требует выполнения ряда организационно-педагогических условий. К их числу, можно отнести: разработку и внедрение в вузах целевых программ как интегрированных форм воспитательного воздействия на личность студента, объединение студентов и преподавателей на основе общих интересов (научной деятельности, творчества, спортивно-туристских мероприятий и т.д.), существующих в вузе социально-педагогических проектов, (патриотическое движение, акции милосердия, экологические программы и др.).

Ключевые слова: организация внеучебной деятельности, процесс, физическая культура.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE COURSE OF FORMATION OF BACHELOR IN PHYSICAL CULTURE

Natalia Yurievna Drake, Alexander Vasilyevich Maslennikov,

Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Annotation

The effective organization of extracurricular activities in the process of becoming a bachelor in physical education requires the fulfillment of a number of the organizational and pedagogical conditions. These conditions include: the development and implementation in the universities of the targeted programs as integrated forms of educational influence on the personality of the student, the unification of the students and teachers on the basis of the common interests (scientific activity, creativity, sports and tourist activities, etc.) existing in higher school of the social and pedagogical projects, (patriotic movement, charity actions, environmental programs, etc.).

Keywords: organization of extracurricular activities, process, physical culture.

Проблема подготовки будущих специалистов выпускников высших учебных заведений к профессиональной деятельности представляется актуальной в свете современных тенденций, связанных с социальными, экономическими и технологическими преобразованиями, а также с модернизацией российского высшего образования в целом. В обществе наблюдается острая потребность в творческих, духовно богатых и нравственных людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, интересующихся участием в процессе преобразования страны [4, 5].

Незаменимой школой воспитания и становления личности обучающихся является внеучебная деятельность, которая обладает большими возможностями для профессионального становления будущих педагогов. Опыт активного участия во внеучебной работе в вузе в значительной степени расширяет сферу знаний, умений и навыков будущего педагога, что и делает его более востребованным на рынке труда. Однако современным профессиональным образованием эти возможности используются недостаточно [1]. Тем самым актуализируется необходимость разработки системы внеучебной работы в вузе, направленной на профессиональное становление будущего бакалавра.

Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности обучающихся в качестве двух равноценных составляющих образовательного процесса существенно расширяет

возможности получения ими теоретических и социальных знаний, включая профессиональный, социальный, социокультурный аспекты; увеличивает диагностический диапазон педагога, систематизирует представления о профессиональном, личностном, социальном становлении будущих специалистов.

Повышению качества подготовки специалиста-профессионала, по нашему мнению, может служить внеучебная деятельность, так как она располагает дополнительными резервами [5].

В настоящее время, имеют место быть, ряд значимых исследований о роли внеучеб-ной деятельности в педагогическом вузе (Н.Н. Азизходжаева, Е.Н. Глубокова, Г.Г. Горелова, Н.П. Грекова, Л.В. Клименко, Л.В. Кондрашова, С.Ф. Маркова, Е.В. Мещерякова, Н.Л. Плетнева, А.Л. Подстрелова, К.И. Соломатов, А.Н. Утехина, В.И. Шепелева и др.).

Однако, исследования возможностей внеучебной деятельности в подготовке будущего специалиста-профессионала рассматриваются часто раздроблено, в основном по психолого-педагогическому или предметному блоку [4]. Актуальность исследования обусловлена тем, что нарастающие преобразование и нестабильность условий и требований в образовании, связанными с повышением внимания к подготовке бакалавров по физической культуре. Повышением требований к качеству организации внеучебной деятельности в вузе, направленного на профессиональное становление будущего бакалавра, и особой значимостью внеучебной работы в высших учебных заведениях. Недостаточной теоретической и практической разработанностью условий внеучебной работы, способной обеспечить эффективность профессионального становления будущего бакалавра [2].

Таким образом, целью данного исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование условий организации внеучебной деятельности, реализуемых в процессе профессионального становления будущих бакалавров по физической культуре.

Рассматривались такие задачи как изучение состояния проблемы организации и условий внеучебной деятельности в Российских вузах с учетом особенностей профессионального становления будущих бакалавров 1-3 курсов в условиях внеучебной деятельности; определение мотивов участия обучающихся в учебной деятельности и внеучебных мероприятиях, а так же профессионально-значимые показатели будущих бакалавров по физической культуре; оценка эффективности внедрения организационных условий в процесс внеучебной деятельности, направленных на профессиональное становление будущих бакалавров физической культуры.

В работе использовались такие методы исследования как анализ научно-методической литературы; анализ документальных материалов; педагогическое наблюдение; методы математической статистики [3].

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования "Чайковский государственный институт физической культуры" (далее институт) в котором принимали участие обучающиеся по направлению подготовки физическая культура и физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья. В качестве условий внеучебной деятельности в процессе профессионального становления бакалавров по физической культуре рассматривались 1) взаимодействие учебной и внеучебной деятельности; 2) взаимодействие на основе добровольности; 3) комплексное воздействие на мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, и профессионально-деятельностную сферу личности; 4) создание ситуации успеха; 5) реализация вариативной внеучебной деятельности; 6) актуализация всех видов внеучебной деятельности (спортивной, культурно-массовой, научной, профессионально-ориентированной) [2]. Организационные условия, под которыми подразумевается устойчивые организационные (управленческие, материально-технические, кадровые) обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды современного вуза, определяющие организационно-управленческую основу процесса, направленные на формирование его профессиональных компетенций.

Как отмечают авторы, проектирование и построение системы внеучебной деятельности необходимо осуществлять с учётом особенностей и традиций вуза (Т.Л Ивановская, Е.В. Фильченков 2013) характера социокультурной среды, общей гуманистической направленности обучения и воспитания, целевых установок и совокупности концептуальных подходов, ценностей, отражающих позицию педагогического коллектива по отношению к практике воспитания обучающегося [4, 5]. Различные исследование показывают, что эффективная реализация системы внеучебной деятельности высших учебных заведений требует выполнения ряда организационно-педагогических условий. К их числу, можно отнести: разработку и внедрение в вузах целевых программ как интегрированных форм воспитательного воздействия на личность студента, объединение студентов и преподавателей на основе общих интересов (научной деятельности, творчества, спортивно-туристских мероприятий и т.д.), существующих в вузе социально-педагогических проектов, (патриотическое движение, акции милосердия, экологические программы и др.).

Организация внеучебной деятельности в институте осуществляется совместно с учебным процессом и предусматривает решение важных задач, проявляющихся в формировании культурного человека, компетентного и активного специалиста - гражданина; институтских культурных ценностей, формирование общественно-культурных норм и установок у студентов; формирование профессионально-нравственной культуры у студентов; создание условий для творческой самореализации личности студента; организация досуга студентов во внеучебное время [2]. В ходе реализации исследования контрольным мероприятием экспериментальной группы стал Межрегиональный форум «Молодежь в движе-нии-спортивный Олимп». В реализации исследования был разработан паспорт фонда оценочных средств, который включал в себя три раздела теоретический, практический и творческий. В каждом разделе было проведено по 3 мероприятия. Каждому мероприятию были разработаны задания в различных формах, которые формируют определенные компетенции. Критерии оценки были разработаны с учетом фонда оценочных средств к каждому мероприятию. В процессе проведения эксперимента были выбраны эксперты из числа научно педагогических работников института, которым была представлена возможность оценить каждого испытуемого согласно разработанным критериям. Каждое мероприятие формировало определенный ряд компетенций. Теоретический раздел включал в себя такие мероприятия как:

• "Как превратить спортивное мероприятие в захватывающее событие". Фондом оценочных средств был Кейс-метод.

• "Арт-проект под ключ". В качестве оценочных средств выступал проект.

• Мастер-класс по традиционному ушу, китайской и восточной культуре в целом, где фондом оценочных средств являлось творческое задание.

Экспертами была проведена работа по оценке каждого испытуемого.

Таблица 1 - Экспертная оценка результатов теоретического раздела

Уровни оценивание Теоретический раздел

Количество %

«Отлично» 8 40%

«Хорошо» 10 50%

«Удовлетворительно» 2 10

«Неудовлетворительно» 0 0%

В итоге 8 человек из 20 получили оценку «отлично», что составило 40%. Оценку «хорошо» получили 10 человек из 20, что составило 50%. Оценку «удовлетворительно», получили 2 человека и составило 10%.

Практический раздел включал в себя мероприятия: мастер-класс «Батфит», в качестве оценочных средств послужило творческое задание, функциональный тренинг - первый шаг в Кроссфит, в качестве фонда оценочных средств являлось творческое задание. Мастер-класс «Здоровое питание», фондом оценочных средств было сообщение.

При обработке результатов исследования были получены следующие данные:

Таблица 2 - Экспертная оценка результатов практического раздела

Уровни оценивание Практический раздел

Количество %

«Отлично» 8 40%

«Хорошо» 9 45

«Удовлетворительно» 3 15

«Неудовлетворительно» 0 0%

В итоге, в практическом разделе справились с заданием на оценку «отлично» 8 человек из 20 и составило 40%, на оценку «хорошо» 9 человек из 20 составило 45%. Оценку «удовлетворительно», получили 3 человека из 20 и составило 15%.

В программу мероприятий творческого раздела входили: Фотоконкурс - «Спортивный кадр», где фондом оценочных средств являлось создание коллажа. «Базовые шаги оформления проектной идеи», в качестве фонда оценочных средств было запланировано творческое задание. «Искусство публичного выступления», где фондом оценочных средств было кейс-задание. В результате исследования были получены следующие данные:

Таблица 3- Экспертная оценка результатов творческого раздела

Уровни оценивание Творческий раздел

Количество %

«Отлично» 16 80%

«Хорошо» 4 20%

«Удовлетворительно» 0 0%

«Неудовлетворительно» 0 0%

В итоге, в творческом разделе справились с заданием на оценку «отлично» 16 человек, что составило 80%. Оценку «хорошо» получили 4 человека из 20, что составило 20%. Оценку «удовлетворительно» не получил ни один испытуемый.

Исследование эффективности применения организационных условий внеучебной деятельности в институте на примере Межрегионального форума «Молодежь в движении-спортивный Олимп» еще раз подтверждает, что экспериментальная группа имеет высокий уровень сформированности определенных показателей, состоящий из структурных элементов компетенций ФГОС.

ВЫВОДЫ

1) Исследования показывают, что степень участия обучающихся во внеучебных мероприятиях зависит от курса обучения и мотивации к учебной и внеучебной деятельности. Специфика мотивов определяется степенью включенности обучающихся во внеучеб-ный процесс.

2) Разработанные нами условия для профессионального становление будущих бакалавров внеучебной деятельности вуза, показали, что у экспериментальной группы, которая активно принимала участие в реализации исследования, процент показателей с фор-сированности выше, чем у контрольной группы. Именно совокупность не традиционных форм внеучебной деятельности: образовательные форумы, тренинги, спортивные мероприятия, олимпиады и другие, где экспериментальная группа активно принимала участие, способствовала повышению саморазвитию и самореализации личности, гражданского патриотического воспитания обучающихся, пропаганде ценностей физической культуры и здорового образа жизни, формированию личностных и профессионально-значимых качеств обучающихся.

3) На основе профессионально-значимых показателей был скорректирован план внеучебной деятельности с учетом структурных элементов компетенций общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций с требованиями Федерального образовательного стандарта, который направлен на профессиональное становление будущего бакалавра. Были разработаны показатели, в которые входили элементы

вышеперечисленных компетенций, с помощью которых мы могли оценивать экспериментальную и контрольную группу. Таким образом, в процессе экспериментальной работы по определению эффективности условий внеучебной деятельности, направленных на профессиональное становление будущих бакалавров с использованием внеучебной деятельности и при разработке паспорта фонда оценочных средств, подтверждает высокий уровень сформированности определенных показателей, состоящий из структурных элементов компетенций в экспериментальной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев, М.В. Внеучебная деятельность студентов как фактор, влияющий на выбор будущей профессии / М.В. Артемьев // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. - С. 100-105.

2. Борытко, Н.М. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград : [б.и.], 2006. - 268 с.

3. Бурцева, Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурцева Т.А. - Кострома, 2005. - 23 с.

4. Жоголева, О.Р. Перспективы развития целостной системы внеучебной воспитательной деятельности в вузе / О.Р. Жоголева // Социально-экономические проблемы трансформационной экономики : сборник материалов конференции / Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 2004. - С. 93-96.

5. Нефедова, Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза / Н.А. Нефедова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3 (21). - С. 250-252.

REFERENCES

1. Artemiev M.V (2003), "Extracurricular activities of students as a factor influencing the choice of future profession", Psychological Science and Education, No. 3, pp. 100-105.

2. Borytko, N.N. and Solovtsova, I.A. (2006), Social pedagogy: textbook, Publishing house of the All-Union State University of Arts, Volgograd.

3. Burtseva TA (2005), Formation of socially significant qualities of the student's personality in the out-of-class activity of the university, dissertation, Kostroma.

4. Zhogoleva, O.R (2004), "Prospects for the development of a holistic system of extracurricular educational activities in the higher educational institution", Socio-economic problems of the transformational economy: Proceedings of the conference, Publishing House of Tyumen State University, Tyumen, pp. 93-96.

5. Nefedova, N.A. (2012), "Non-educational activity as an innovative block of the educational system of the university", Vector of science TSU, No. 3 (21). pp. 250-252.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

УДК 796.011

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ

Александр Николаевич Дудус, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Санкт-Петербург; Евгений Вячеславович Кошкин, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский; Надежда Сергеевна Помогаева, кандидат медицинских наук, Сергей Борисович Лопатин, соискатель, Филипп Евгеньевич Селькин, соискатель, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Санкт-Петербург

Аннотация

Установлено, что у представителей микросомного типа ведущими физическими качествами являются специальные двигательно-координационные и скоростные способности, позволяющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.