Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки деятельности учащихся'

Рейтинговая система оценки деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО СТАТИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

Новая парадигма образования предполагает смещение акцента с содержания образования как цели на образование как средство развития личности. В иерархии задач высшего профессионального образования высшую ступень занимают задачи, которые решают любые специалисты, независимо от конкретной профессии. Эти задачи являются содержанием ключевых, универсальных компетенций, они же составляют обязательный минимум требований работодателя к специалисту. Коллективный характер большинства видов деятельности предполагает знания, умения и навыки социально коммуникативного характера, касающиеся сферы общения, взаимодействия между людьми. Без этих навыков невозможна успешная социализация личности и ее универсальность, проявляющаяся в способности к разным видам деятельности, адаптации к динамичным производственным изменениям. Универсальные компетенции формируются в определенной социокультурной среде вуза, которая в свою очередь создается в большой мере за счет внеучебной и внеаудиторной работы. Результаты внеучебной деятельности входят в комплексную оценку качества образования, поэтому разработка и внедрение системы оценки деятельности студента является для образовательного учреждения актуальной задачей. Рассмотрен возможный вариант подобной системы, внедренный в образовательный процесс МТУСИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки деятельности учащихся»

Рейтинговая система оценки деятельности учащихся

Новая парадигма образования предполагает смещение акцента с содержания образования как цели на образование как средство развития личности. В иерархии задач высшего профессионального образования высшую ступень занимают задачи, которые решают любые специалисты, независимо от конкретной профессии. Эти задачи являются содержанием ключевых, универсальных компетенций, они же составляют обязательный минимум требований работодателя к специалисту. Коллективный характер большинства видов деятельности предполагает знания, умения и навыки социально-коммуникативного характера, касающиеся сферы общения, взаимодействия между людьми. Без этих навыков невозможна успешная социализация личности и ее универсальность, проявляющаяся в способности к разным видам деятельности, адаптации к динамичным производственным изменениям. Универсальные компетенции формируются в определенной социокультурной среде вуза, которая в свою очередь создается в большой мере за счет внеучебной и внеаудиторной работы. Результаты внеучебной деятельности входят в комплексную оценку качества образования, поэтому разработка и внедрение системы оценки деятельности студента является для образовательного учреждения актуальной задачей. Рассмотрен возможный вариант подобной системы, внедренный в образовательный процесс МТУСИ.

Ключевые слова. Внеучебная деятельность, рейтинговая система, мониторинг, оценка качества, единая информационно-статистическая система, воспитательный процесс.

Денисова АБ,

к.ф.н., доиент, зам. первого проректора

по воспитательной работе, МТУСИ,

den-alla@yandex.ru

В связи с процрссами реформации системы образования сбор данных для оценки эффективности управления образовательными процессами, своевременной коррекции и оценки качества образовательных услуг стала актуальной задачей не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне регионов и государства в целом. Образовательные достижения понимаются не только как достижения по отдельным предметам, но и включают в себя сформированнность ключевых (внепред-метных) компетенций, социальной активности. Поэтому наряду с результатами учебной деятельности, образовательных программ, значимым объектом оценки качества образовании являются индивидуальные достижения обучающихся во внеучебной деятельности [2]. Сбор и анализ таких достижений, входящих в состав комплексной оценки качества образовательной деятельности, являются важной функцией организационно-управленческого процесса.

Проблема качества связана со стратегией, планированием, контролем, нацеленностью на улучшение, совершенствование процесса. Современная рыночная экономика ставит перед воспитательной сферой задачу не только создавать условия для разностороннего развития личности, но и оценивать и поощрять активные ее проявления. Контроль является важнейшим элементом, без которого нельзя рассматривать остальные функции управленческого процесса (планирование, организацию, мотивацию). Между этапами контроля и планирования в результате контрольных действий появляются числовые данные, на основании которых происхо-

дит анализ результатов предыдущей деятельности и исходной позиции.

Чтобы внеучебная воспитательная работа соответствовала времени, необходимо регулярно отслеживать изменения, анализировать тенденции развития, текущее состояние дел в вузе, прогнозировать как внешние обстоятельства, так и внутренние потребности, для чего требуется объективная и оперативная информация, на основании которой происходит адаптация воспитательного процесса к новым условиям, принимаются соответствующие стратегические решения и совершаются корректирующие действия. На основе регулярного изучения изменчивого студенческого коллектива: его склонностей, потребностей, интересов, активности, происходит поиск новых форм вне-учебной деятельности, модификация традиционных. Информационные ресурсы позволяют проводить оперативный, текущий, рубежный и итоговый контроль, аналитические работы с целью оптимизации процесса в целом и получение информации в необходимом и наглядно-удобном виде.

Очевидность необходимости получения систематической и регулярной оценки внеучебной деятельности приводит к необходимости создания автоматизированной системы, собирающей и обрабатывающей различные виды статистики, педагогических измерений, мони-торингов.

Основными требованиями к подобным системам являются:

— предоставление максимального количества разноракурсной информации для анализа;

— возможность предоставления информации в разных формах, что предполагает использование программных средств для рисования диаграмм, графиков, составления таблиц, списков и др.

— возможность совершенствования расчетов, форм предоставления, добавление функций;

— понятность интерфейса, направленного на массовую неспециализированную аудиторию.

Как любая многоуровневая структура система воспитательной внеучебной деятельности эффективно функционирует только при налаженной связи между всеми элементами. Обычно разными направлениями внеучебной деятельности занимаются несколько самостоятельных подразделений вуза (как минимум есть разделение на научную, спортивную, творческую и социальную деятельность, международное сотрудничество, студенческое самоуправление, молодежные объединения и т.д.) Недоучет горизонтальных связей между подразделениями одного уровня, отсутствие алгоритма внутриорганизационных процессов является важным структурным недостатком. Оперативное и эффективное руководство всей структурой может быть построено только на систематическом многогранном анализе и налаженном взаимодействии подразделений.

Наличие комплексной информационной базы по всем видам внеучебной деятельности позволит оперативно реагировать на изменчивость спроса к образовательным услугам и предоставит студентам адресную информацию по всему множеству предложений, которые приходят в вуз, что является практической реализацией "ориентации на интересы развития личности и новые формы организации познавательной деятельности студентов, построенных на принципах дифференциации, дея-тельностного подхода к обучению, индивидуально ориентированной технологии обучения" [1]. Для интеграции всего объема информации, деятельности, их систематизации необходимы концептуальная проработка и разработка об-

щей системы информационных средств в единой технологии, объединение разрозненных ресурсов в единую информационную среду, способствующую реализации целостности воспитательного процесса. Данный системный модуль обеспечит взаимосвязь и настройку подключаемых подсистем, связь с системными модулями разных компонент единого информационного внеучебного пространства вуза.

Актуальность данной системы обусловлена рядом факторов:

— объем информации выше, чем уровень ее понимания;

— отсутствие стандартного алгоритма обработки не дает возможности принятия эффективных и своевременных управленческих решений, отслеживания тенденций и динамики изменений, оперативной корректировки планов;

— сложность анализа, большие временные затраты, ошибки в подсчетах.

Внутренняя структура внеучебной деятельности в каждом вузе имеет свою специфику и особенности (количество подразделений, их подчинение, кадровый состав, пространственная разнесенность (наличие филиалов), стратегия развития вуза в целом, уровень развития корпоративной культуры [3].). Поэтому управленческая модель, количество необходимых информационных и технических ресурсов тоже будут различны, завися от внутренней среды воспитательной деятельности и специфики структуры:

— количества элементов модели (подразделений, участвующих в процессе);

— алгоритма прохождения информации (внутриорганизационные процессы, организация системы сбора информации от исполнителей);

— связи между подразделениями (регламент взаимодействия).

Системный модуль интегрирует и обрабатывает постоянно изменяющуюся информацию от разных подразделений, позволяя иметь оперативный адресный доступ к данным для принятия оптимальных эффективных управленческих решений и контроля за их исполнением. Система, объединяя данные обо всех участниках вне-учебного процесса, планы внеучебной работы, разные виды отчетности, статистики, выполняет функции:

—архива, являясь базой статистических данных по всем направлениям и подразделениям;

— контроля эффективности принятых решений, отслеживание динамики;

— формирования целевой аудитории для того или иного мероприятия (с возможностью адресного оповещения, например, через

личные кабинеты);

— оперативного моделирования и корректировки внеучебных планов (в т.ч. занятость помещений) в связи с изменением потребностей или графиком внешних мероприятий и т.п.;

— является элементом, создающим имидж и репутацию вуза, информационной базой (открытость для внешних пользователей и объективность критериев для внутренних).

Отсутствие системы, объединяющей результаты работы различных подразделений, мешает практическому использованию разрозненных информационных ресурсов, часто принуждает к дублированию информации. Необходимо использование принципа одного ввода - данные полученные и введенные в систему становятся доступны всем ее компонентам. Информация, попадая в информационное пространство вуза (где архивируется и хранится), после адресной передачи в модуль соответствующего подразделения (где происходит ее обработка), заканчивает свой путь в базе статистики (где фиксируется результат, реакция на поступившую информацию (участвовали, провели, издали и т.д.)), на основании которой формируется отчетная документация и проводятся мониторинговые исследования. Проблема разработки и создания единого пространства, интеграции информационных ресурсов в единую сеть с принципом однократного ввода, построение единых внутренних и внешних интерфейсов, подчиненных единым унифицированным принципам, остается на сегодняшний день неразрешенной и актуальной.

В качестве примера можно привести "Первенство факультетов" - модуль учета студенческой социальной активности, введенного в МТУ-СИ. Его цель - внесение во внеучебный процесс соревновательного момента, стимулирующего систематическое проявление внеучебной активности, здоровую конкуренцию на поприще творческой, спортивной, научной и социальной деятельности и определение реального вклада каждого. В основе системы лежит бальная шкала оценок с определенным распределением баллов по видам и формам деятельности. Количество баллов зависит от степени активности участия в мероприятии, статуса мероприятия и результативности. Из баллов складывается текущий и итоговый рейтинг социальной активности каждого студента, который суммируется с баллами других студентов факультета, становясь частью общего балла группы и факультета. Наибольшее количество баллов в рейтинге может служить поводом для назначения дополнительного материального стимулирования и других привилегий.

На основе "Первенства факультетов" ве-

дется статистика по разным признакам, которые являются количественными критериями результативности внеучебной работы:

• количество мероприятий

—количество мероприятий по направлениям работы (спортивные, творческие, социальные, научные)

• количество участников во внеучебных мероприятиях в целом

— количество участников внутренних мероприятий

— количество участников во внешних мероприятиях (по уровням)

— количество участников по направлениям работы

• количество достижений

— достижения по направлениям

• количественные изменения по годам

• индивидуальные показатели студентов: количество мероприятий, в которых участвовал, выполненное задание, результат.

На основании количественных показателей можно оценить реальную ситуацию, сделать выводы об эффективности работы как отдельных подразделений, так и внеучебной деятельности в целом, отследить тенденции и потребности, целевую аудиторию и др. Подобные формы контроля необходимы для понимания правильности избранной схемы развития деятельности, выявления недостатков, слабых мест системы, внесения корректировки при необходимости .

Оценка качества носит комплексный характер и прежде всего туда входят количественные показатели. Параметры и средства измерения, механизмы анализа и оценки результатов должны соответствовать друг другу концептуально, методологически и технологически. Необходимо уделять внимание их постоянному совершенствованию и корректировке.

Количественные характеристики отражают прогресс, регресс или стагнацию в развитии качеств, которые К.ПКречетников в своей работе определяет как основные, формирующиеся в ходе саморазвития: когнитивные, креативные и ор-ганизационно-деятельностные [5]. На основании данных, полученных в "Первенстве" можно судить о степени активности студентов, количественный показатель организаторов мероприятий свидетельствует о формировании организаци-онно-деятельностных навыков, количество групповых проектов - о командообразовании, количество новых мероприятий и проектов об уровне креативности, ассертивности и т.д..

Внедренная система мониторинга позволяет видеть поэтапность воспитательного процесса. Данные, полученные за 4 года существования "Первенства факультетов" позволяют гово-

рить о значительном прогрессе и росте активистов 1 и 2 курса во внеучебной сфере, принявших участие в 2-х и более мероприятиях не в качестве зрителей, а в качестве активных участников процесса (организаторы, исполнители). В 2011-2012 учебном году таких студентов стало около 20% от студенческого контингента 1-2 курса.

Рост количества активистов по направлениям внеучебной деятельности так же свидетельствует о положительных тенденциях (идет учет студентов 1-2 курсов, участвовавших в 2-х и более мероприятиях):

Так же динамика роста количества студентов, задействованных не в одном, а в двух и более направлениях деятельности, показывает увеличение разносторонности развития социально активных студентов.

В различных вариантах программ, систематизирующих количественные показатели, на основании которых строятся рейтинги, информационные технологии необходимо рассматривать не только как средства обработки данных, но и как средство быстрого поиска необходимой пользователю предварительно отобранной, отсортированной по заданным тематикам и регулярно обновляемой информации. "Первенство факультетов" содержит информацию обо всех мероприятиях, об их участниках, даются ссылки на отчет по проведенному мероприятию, фотоархив. Позволяя получить различную информацию о внеучебной деятельности как отдельного учащегося, так и учреждения в целом, архивируя эти данные, система создает "имидж" организации в сети интернета, играя роль справочника для различных видов пользователей:

- обучающихся, их родителей;

- преподавателей;

- работодателей;

- внешних заинтересованных лиц (в т.ч. органов управления образовательными процессами).

Данный проект, с одной стороны, выступает активизирующим, стимулирующим компонентом внеучебной активности, с другой, средством измерения и контроля, рейтинговой системой определения качества, результатов и действенности воспитательной работы, выявляя направления совершенствования воспитательной системы в целом, с третьей, служит платформой для объединения результатов по разным направлениям внеучебной деятельности, единой базой, оптимизирующей поиск и получение необходимой информации, упрощая ее сбор, сортировку и обработку, а с четвертой -это информационный портал, содержащий информацию обо всех мероприятиях, проводимых в университет и за его пределами, в которых участвуют студенты вуза.

Система мониторинга внеучебной деятельности является самодостаточной, но при этом она может быть включена в общую систему мониторинга образовательного процесса как учреждения в целом, таки для оценочных мероприятий на уровне региона, города в рамках прово-

димых исследований и сбора информации.

Так, "Первенство факультетов" вошло в общую рейтинговую систему оценки деятельности студентов МТУСИ, в которой общий балл студента складывается из учебной и внеучебной деятельности. Использование единых баз данных позволяет упростить систему учета, избавиться от промежуточных этапов и устранить посредников в получении информации. Каждый ответственный исполнитель оценивает деятельность студентов в своем подразделении и вводит их в систему, которая сама высчитывает общий балл в соответствии с принятым алгоритмом. Количество баллов, которое может быть получено за внеучебную деятельность за семестр соотносится с баллами за учебный процесс: внеучебная активность может повысить студента в общем рейтинге на одну ступень (т.е. студент, имеющий по учебе средний балл "3" может подняться до уровня "хорошиста").

Единая база позволяет руководителям разных уровней быстро находить необходимую информацию, избегать дублирования, при

этом, благодаря частичной открытости системы, происходит информирование всех заинтересованных лиц о многоплановой жизни учебного заведения, планах, ориентации, достижениях. Сведение разрозненных данных в единую программу позволят проводить сравнительные анализы различных видов и направлений деятельности, что дает возможность получать сопоставимые оценки необходимости, популярности, полезности каждого вида внеучебной деятельности для вуза в целом с тем, чтобы рационально и эффективно использовать совокупный внеучебный потенциал вуза - человеческий, финансово-экономический, научно-инновационный, управленческий, маркетинговый, социальный, трансформируя его в набор преимуществ - конкурентный потенциал.

С введением общевузовской рейтинговой системы оценки деятельности студентов, влияющей в последствие на распределение по профилям, материальное стимулирование, есть основания предполагать, что прогресс, наблюдаемый в развитии и распространении внеучеб-ной сферы, усилиться.

Итак, единая автоматизированная система учета результативности образовательной деятельности студентов позволяет более эффективно выполнять управленческие функции во вне-учебной сфере:

• снизить временные затраты на сбор и обработку информации;

• проводить оперативный мониторинг и статистический анализ данных по всем участниках процесса как индивидуально, так и по подгруппам (группам, курсам, факультетам);

• иметь доступ к общей картине учебной и внеучебной деятельности для сравнительного анализа;

• постоянно отслеживать и повышать качество работы, трансформируя и динамично совершенствуя формы организации, контролируя эффективность изменений, модифицируя критерии качества;

• оперативно исследовать и устранять недостатки в работе системы (в изменчивом студенческом коллективе практически невозможно успеть исправить "работника", но изначально, входя в правильно построенную систему, студент начинает ей соответствовать ("научающая организация" по терминологии П.Сенжа [6] ));

• использовать систему как инструмент самоанализа внеучебной деятельности;

• доступность результатов добавляет образовательному учреждению открытости и позволяет гордиться достигнутыми результатами;

• повысить уровень решений и инициативы;

• внедрить объективный механизм для рас-

пределения поощрений, организовать учет достижений;

• вести статистику по особо проявившим себя студентам с целью отслеживания их дальнейшей судьбы и др.

Литература

1. Атанасян СЛ. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореферат. ... д-ра пед.наук. — М., 2009 -49 с.

2. Болотов ВА О построении общероссийской системы оценки качества образования//Вопросы образования №1, 2005. — С. 5-10.

3. Денисова А.Б. Социальная профессиональная адаптация студентов технических вузов через внеучебную деятельность и приобщение к корпоративной культуре // Образование и общество, №1 (72), 2012. — С.9-14.

4. Денисова А.Б. Становление и развитие вне-учебной деятельности в Московском техническом университете связи и информатики. — Казань: ИПК "ЭксИм-Пресс", 2012. — 132 с.

5. Кречетников КГ. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: автореф.... д.п.н. — Ярославль, 2003. — 39 с.

6. Senge P. The Fiffh Disciplin C: The art and practice of the learning organization, Double-day, London, 1990. —425 p.

Rating system of evaluation of students

Denisova A.B., Deputy first vice-rector on educational work, Associate professor Moscow Technical University of Communications and Informatics,

den-alla@yandex.ru

Abstract

The new paradigm of education requires a shift from the content of education as the goal of education as a means of personal development. In the hierarchy of the tasks of higher education take a higher level tasks to solve any experts, regardless of the particular profession. These tasks are the key contents, generic competencies, and they shall make the mandatory minimum requirements of the employer to a specialist. The collective nature of most of the activities requires knowledge, skills and social-communicative nature, concerning the scope of communication and interaction between people. Without these skills can not be successful socialization of the individual and its universality, which is manifested in the ability of the different types of activities to adapt to dynamic changes in manufacturing. Universal jurisdiction formed in a certain socio-cultural environment of the university, which in turn creates a large extent due to extra-curricular and extracurricular work. Results of extracurricular activities are a comprehensive assessment of quality of education, so the development and implementation of the evaluation of the student's educational institution is to an actual problem. The article considers the option of such a system, embedded in the educational process of the Moscow Technical University of Communications and Informatics.

Keywords. Extracurricular activities, rating system, monitoring, quality assurance, common statistical information system, the educational process. References

1. Atanasyan S.L. Formation of information educational environment of the university teaching: summary. M., 2009. R18.

2. Bolotov V.A Construction of Russian system of education quality assessment // Problems of Education №1, 2005. pp. 5-10.

3. Denisovа A.B. Social adaptation of professional technical university students in extracurricular activities and introduction to the corporate culture // Education and Society, №1 (72), 2012. pp. 9-14.

4. Denisovа A.B. The formation and development of extracurricular activities in the Moscow Technical University of Communications and Informatics. Kazan: IPK "Exim-Press", 2012. 132 p.

5. Krechetnikov K.G. Designing creative learning environment for information technology in the university: Yaroslavl, 2003. R 22.

6. Senge P. The Fiffh Disciplin C: The art and practice of the learning organization, Double-day, London, 1990. 425 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.