УДК 378.18
И. А. Степанова
ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; внеучебная
работа.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы формирования профессиональной мобильности во внеучебной работе студентов педвуза, различные формы ее организации, влияние на развитие у студентов компетентностей, личностных качеств и свойств, составляющих профессиональную мобильность будущего педагога.
I. A. Stepanova
EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY
KEY WORDS: professional mobility; extra-curricular activities.
ABSTRACT. Problems of formation of professional mobility in extracurricular activities of university students, various forms of its organization, influence on development of students’ competences, personal qualities and properties making up professional mobility of the future teacher are considered.
Происходящие сегодня в мире процессы глобализации и интеграции ставят современного человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют от него умения оперативно обновлять свои знания. А непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей своей трудовой жизни неодно-
кратно повышать уровень образования и квалификации, менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы быть успешным и востребованным, человек в современном мире должен обладать определенными личностными качествами — быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.
Однако, как показывает социальная практика, стихийно, спонтанно такие качества формируются далеко не у всех людей. Поэтому актуальной, социально значимой задачей становится целенаправленная подготовка человека к жиз-
ни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества. Основная ответственность за решение этой важной задачи ложится на образование, приобретающее сегодня открытый и инновационный характер.
В свою очередь успешность развития инновационного образования зависит от уровня подготовленности профессиональных кадров, их способности к гибкому оперативному, мобильному реагированию в своей деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды. Это актуализирует проблему развития профессиональной мобильности педагогических кадров.
Наличие профессиональной мобильности предусматривает готовность специалиста к смене выполняемых профессиональных заданий, рабочих мест, способность быстро осваивать новые специальности. По мнению ряда исследователей (Л. В. Горюнова, Э. Ф. Зеер, Б. М. Игошев) возможность осуществления человеком перемещений, изменений в своей профессиональной деятельности обуславливается наличием компетенций и компетентностей, которые являются не только условием, но и немаловажным фактором профессиональной мобильности.
Другим столь же значимым фактором обеспечения профессиональной мобильности Б. М. Игошев считает наличие у человека определенных личностных качеств и способностей и выделяет следующие:
— социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности;
— высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функцио-
нально различным видам деятельности;
— креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации [1, с. 108—109].
Ю. И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности андрогога выделяет:
• свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность;
• умения: рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания;
• способности: видеть и понимать
сущность изменений в социуме; видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить (креативное мышление); проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе; решать проблемы; адаптироваться к изменениям (перепроектировать) [2, с. 284].
В современном мире среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей, основным и наиболее значимым остается образование, в частности, высшее профессиональное образование. Однако столь обширный, далеко не исчерпывающий перечень характеристик показывает, что образовательная задача целенаправленного формирования у студентов вуза профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени к организации всего спектра внеучебной жизнедеятельности образовательного заведения.
Мы считаем, что цели подготовки профессионально мобильных педагогов можно достичь, если создать в педагогическом вузе целостную систему внеучеб-ной деятельности студентов по различным направлениям, включающим раз-
витие студенческого самоуправления, студенческой науки, клубные формы работы по интересам, организационную работу в студенческих общежитиях, содействие в трудоустройстве студентов и др.
Для повышения результативности и качества функционирования системы необходимо регулярное проведение мониторинга эффективности реализации задач внеучебной воспитательной работы в вузе, наличие действенной системы оценки деятельности участников организационно-воспитательного процесса.
Для достижения эффективности в функционировании системы внеучебной работы студентов необходимо выделение ее в качестве одного из приоритетных направлений всей жизнедеятельности вуза с решением следующих задач:
— воспитание высоконравственной, духовно развитой, физически здоровой и культурной личности будущего специалиста, способной к качественной профессиональной деятельности со стремлением к постоянному профессиональному росту;
— развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
— создание условий для формирования социокультурной воспитывающей среды, самовыражения, саморазвития и самореализации личности;
— развитие у обучающихся правового самосознания, инициативы, самостоятельности, толерантности, гражданской активности и ответственности;
— формирование системы социальнопсихологической адаптации студентов и пропаганды здорового образа жизни, профилактика зависимостей и правонарушений в студенческой среде;
— развитие системы студенческого самоуправления, поддержка студенческих общественных организаций и объединений;
— проведение мониторинга состояния и эффективности внеучебной воспитательной работы.
Для реализации поставленных целей и задач необходимо создание в вузе многоуровневой организационной структуры управления внеучебной деятельностью во главе с проректором по воспитательной работе, координирующим этот процесс как внутри вуза, так и во взаимодействии его с различными организациями и учреждениями в решении социальных вопросов студентов.
Одной из стержневых составляющих в формировании профессиональной мобильности в вузе является многоуровневая система студенческого самоуправления. Это настоящая школа по развитию инициативности, самостоятельности студентов, проектированию, организации и выстраиванию личностной стратегии поведения и деятельности, воспитанию ответственности в принятии решений.
Студенческое самоуправление в вузе реализуется в различных формах: студенческие советы учебных подразделений, студенческого городка, студенческое научное общество, студенческие отряды, студенческие клубы и творческие коллективы. Ведущей организацией в системе студенческого самоуправления является профсоюзная организация обучающихся. Студенты — члены профсоюза принимают участие в управлении вузом, разработке нормативных документов, определяющих организацию, в том числе внеучебной деятельности, социальной поддержки, досуга, быта, отдыха и спорта студентов. Работа в студенческих советах формирует организационные, управленческие навыки, креативность, толерантность, гибкость, оперативность, умение принимать решения, развивает как лидерские качества, так и умение работать в команде. Это позволяет будущим педагогам не только успешно реализовываться в рамках вузовской жизни, но и активно и успешно участвовать в инновационных проектах и конкурсах районного, городского, регионального масштаба.
Очевидным фактором формирования профессиональной мобильности педагогов является деятельность студенческих отрядов. Студенческие отряды — самодостаточная структура, охватывающая различные направления деятельности. Это учебная и научная работа; разработка социальных проектов; благотворительная волонтерская деятельность; поддержка социально незащищенных слоев населения (сотрудничество с детскими домами, детской комнатой милиции, помощь ветеранам, инвалидам, пенсионерам); гражданское и патриотическое воспитание; профилактика зависимостей среди подростков и пропаганда здорового образа жизни; организация досуга, развитие спорта и туризма, др.
Студенческий отряд — это не только эффективный способ обеспечения вторичной занятости студентов, но и отличная школа для будущего педагога, управленца, которая подкрепляет полученные теоретические знания прекрасным практическим опытом, позволяет успешно осваивать новые виды деятельности, обрести навыки быстрой адаптации в изменяющихся разнообразных условиях, гибко взаимодействовать с самыми разными социальными системами и субъектами, иначе говоря, быть профессионально мобильным.
Профессиональное становление будущего специалиста невозможно без воспитания его как культурной, деятельной личности. Поэтому внеучебная работа в вузе со студентами невозможна без организации их разносторонней творческой деятельности, создания условий для их личностного и профессионального роста, самореализации. Решению этой задачи весьма способствует организация разработки конкурсных научных проектов и программ, проведение студенческих олимпиад и конференций по различным научным и социальным направлениям. Результатом и критерием эффективности студенческих работ явля-
ются не только завершенные исследовательские проекты, публикации, гранты, но и развитие личностно профессиональных качеств — целеустремленности, инициативности, толерантности, рефлексии, способности к самореализации, самообразованию, сотрудничеству, являющихся фактором формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.
Активизации творческого потенциала студентов, их самореализации во многом способствует система работы студенческих клубов и творческих коллективов вуза и учебных подразделений.
Музейный комплекс, а также экспедиционно-поисковая, экспозиционная, научная, пропагандистская работа студентов в рамках его деятельности помогает будущим педагогам не только глубже познакомиться с историей вуза, традициями, ветеранами, но и формирует у обучающихся деятельную гражданскую позицию, чувство любви к Родине, ответственность за ее судьбу.
Таким образом, эффективная, грамотно организованная в вузе система внеучебной работы студентов служит оптимизации процессов формирования у будущих педагогов на основе их мировоззренческих ценностей, установок необходимых компетенций и компетентностей, личностных качеств и интересов, являющихся значимыми факторами, обеспечивающими профессиональную мобильность.
Для формирования профессиональной мобильности как личностнопрофессионального качества будущих педагогов определяющим становится процесс создания организационнопедагогических условий образования в вузе, обеспечивающих внеучебную организационную, общественную деятельность студентов, различные формы их самоуправления и участия в вузовском управлении, общественной и социокультурной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИГОШЕВ, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография / Б. М. Игошев. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. КАЛИНОВСКИЙ, Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. ... д-ра пед. наук / Ю. И. Калиновский. — СПб., 2001.
Получено 15.01.09 © Степанова И. А., 2009