зовательной парадигмы - фундаментальности и целостности содержания. А главное, эти дисциплины неверно отражают цель, предмет изучения, роль и место геометрического моделирования в науке и производстве.
Им на смену должен прийти новый единый целостный курс «Инженерное геометрическое моделирование», реализуемый на основе современных компьютерных технологий трехмерного геометрического моделирования, состоящий из трех разделов: геометрического моделирования, технического геометрического моделирования и технического дизайна -и имеющий единые цель, предмет и методологию изучения, а также предметный язык - визуально-образный геометрический язык [2]. Этот курс должен стать общепрофессиональной учебной дисциплиной подготовки инженера, изучающей пространственные формы инженерных объектов, их взаимодействие и свойства, а также визуально-образный геометрический язык и технологию создания геометрических моделей.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что «Инженерное геометрическое моделирование» - это базисная дисциплина, во многом определяющая развитие других учебных дисциплин, и ее отставание отодвинет подготовку инженера назад, в двадцатый век. Сейчас, когда завершается разработка ФГОС ВПО третьего поколения, особенно важно принять решения, соответствующие современной ситуации и улучшающие качество образования.
Литература
1. Бубенников В. А. Начертательная геометрия: учеб. для втузов. М.: Высш. шк., 1985. С. 9.
2. Рукавишников В. А. Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженера. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 184 с.
УД 371.124
И. А. Степанова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье рассматривается научно-педагогический феномен профессиональной мобильности, исследуются актуальность и специфика формирования профессиональной мобильности будущих педагогов в вузе, обосновывается ключевая роль внеучебной деятельности студентов в этом процессе.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, внеучебная деятельность студентов.
The science and pedagogic phenomenon of occupational mobility is considered in the article. Also it gives some research materials about applicability and occupational mobility specify forming at future institution teachers and the key role of student’s extra-curricular activity in this process is explained.
Key words: occupational mobility, students’ extra-curricular activity.
Происходящие в современном мире процессы глобализации и интеграции ставят человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют умения оперативно обновлять свои знания. А непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей трудовой жизни неоднократно повышать уровень образования и квалификации, менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы быть успешным и востребованным, современный человек должен обладать определенными личностными качествами - быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным.
Однако, как показывает социальная практика, стихийно такие свойства вырабатываются далеко не у всех людей. Поэтому актуальной, социально значимой задачей становится целенаправленная подготовка человека к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества.
Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) стало объектом специального научного исследования сравнительно недавно, во второй половине XX в., хотя было введено в научный оборот почти на сто лет ранее.
Развернутое описание мобильность получила в работах П. А. Сорокина, одного из родоначальников теории социальной мобильности. Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства ученый еще в конце 1920-х гг. применял понятие «социальная мобильность», которое он трактовал достаточно широко - как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [9, с. 373]. В соответствии с выделенными им горизонтальными и вертикальными параметрами социального пространства он
рассматривал вертикальную (связанную с изменением социального статуса) и горизонтальную (происходящую на одном статусном уровне) социальную мобильность.
Понятие социальной мобильности использовали в своих работах многие философы и социологи, как отечественные (Ю. В. Арутюнян, Т. И. Заславская, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов и др.), так и зарубежные (П. Блау, Ф. Гато, Дж. Гласс, С. Липсет и др.). Охватываемые этим понятием социальные явления стали также объектом исследования других наук -экономики, демографии, психологии.
В современных словарях и энциклопедиях социальная мобильность чаще всего трактуется как изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность) [2, с. 232; 3, с. 425 и др.].
Ю. И. Калиновский, рассматривая социальную мобильность в таком же аспекте, определяет ее как «способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность» [5, с. 161-162].
Социальная мобильность как перемещение индивида в социальнопрофессиональной структуре общества чаще всего связана с изменением его образовательного статуса. Иначе говоря, в современном мире образование становится тем «социальным лифтом», который дает человеку возможность подниматься вверх по «социальной лестнице».
Профессиональная мобильность рассматривается как одна из са-мозначимых составляющих социальной мобильности. Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции, или ранга работника, обусловленное переменой места работы или профессии.
О. Ю. Посухова, выделяя в данном понятии оценочный аспект, полагает, что профессиональная мобильность - это «постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии» [7, с. 10]. Согласно другой точке зрения, профессиональная мобильность определяется как один из видов социальной мобильности, заключающийся в способности менять в течение жизни собственную профессию или сферу приложения сил. В таком широком представлении профессиональная мобильность не связывается непосредственно со статусной позицией человека.
Целенаправленное исследование проблем мобильности в педагогике началось сравнительно недавно. Понятие мобильности в современном его
истолковании стало использоваться в работах педагогов-ученых со второй половины 1990-х гг., а статьи, монографии, диссертации, посвященные рассмотрению и изучению проблем мобильности в различных педагогических аспектах, появились лишь в 2000-х гг. Поэтому сегодня эти вопросы еще не могут считаться хорошо изученными.
В центре внимания педагогики оказываются проблемы формирования индивидуальной профессиональной мобильности человека. С этой точки зрения приобретает значимость изучение структуры и сущностных особенностей этого феномена как личностного качества, так как это знание позволит направить образовательный процесс во всей совокупности его составляющих на формирование данного качества личности обучающегося. Исследование данной проблематики ведется в рамках двух основных направлений.
Первое направление связано с изучением проблем подготовки в учреждениях профессионального образования социально и профессионально мобильных специалистов, психологически и инструментально готовых как к «горизонтальным», так и «вертикальным» перемещениям в рамках социально-профессиональной структуры общества. Большая часть исследований, относящихся к этому направлению, посвящена вузовскому обучению (А. И. Архангельский, Э. А. Морылева, Е. Г. Неделько, Н. В. Сидорова и др.).
По мнению Н. В. Сидоровой, основной задачей высшего образования в современном обществе является формирование тех знаний, умений, навыков, моделей деятельности, а также личностных свойств и качеств молодежи, которые в дальнейшем обеспечат успешное выполнение профессиональных функций и продвижение по профессиональной лестнице [8].
Исследуя проблему формирования профессиональной мобильности с позиций гуманистического подхода, Е. Г. Неделько рассматривает ее в аспекте формирования у студентов вуза мировоззренческих, ценностно-смысловых установок, обеспечивающих их личностную ориентацию на профессиональную самореализацию [6].
Ряд авторов, анализируя профессиональную мобильность с точки зрения ее формирования в процессе обучения студентов в вузе, акцентируют также внимание на многообразии ее проявлений в практической профессиональной деятельности, что дает основания для классификации ее видов.
Л. В. Горюнова выделяет внутреннюю (направленную на личностнопрофессиональное развитие, готовность к освоению новых способов, технологий, форм профессиональной деятельности) и внешнюю (связанную со сменой должности, рода занятий, места работы, профессии) профессиональную мобильность.
А. И. Архангельский, который также рассматривает несколько типов профессиональной мобильности, в качестве основания для их выделения принимает «выраженность степени различия между начальной специализацией и той, которая приходит ей на смену» [1, с. 22-23]. Такая дифференциация проявления профессиональной мобильности обусловливает целый комплекс образовательных целей и задач, ориентированных на формирование необходимых качеств специалиста, и требует разработки и применения адекватных образовательных средств.
Ко второму направлению научно-педагогических исследований профессиональной мобильности относятся работы, посвященные изучению профессиональной мобильности педагогов.
Особая актуальность этого направления определяется тем, что оно является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.
Так, исследованы возможности использования инновационного опыта учителя как средства формирования социально-профессиональной мобильности педагогического коллектива школы (Е. П. Шарова), вопросы развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа (М. А. Пазюкова), а также андрагогов, подготовка которых рассматривается в контексте социокультурной образовательной политики региона (Ю. И. Калиновский). Объектом специального исследования стала профессиональная мобильность педагога как проблема развивающегося образования России (Л. В. Горюнова). Поставлена проблема развития когнитивной мобильности у будущих учителей (Т. Л. Аракелова). Раскрывается системно-интегративный подход к организации непрерывной подготовки профессионально мобильных кадров в педагогическом университете (Б. М. Игошев). В работах О. М. Белоцерковского, Б. С. Гер-шунского, В. Г. Громова, А. А. Макарени, С. С. Фролова, Г. П. Щедровиц-кого и др. обозначены многие важные аспекты подготовки профессионально и социально мобильных педагогических кадров.
Л. В. Горюновой выделены четыре группы предпосылок, обусловливающих необходимость подготовки профессионально мобильного специалиста сферы образования, связанную с формированием новой концепции образования, увеличением объема производимой информации и расширением информационного потребления, интеграционными процессами в образовании, проблемами качества образования.
Одно из первых обстоятельных исследований в этой области осуществлено Ю. И. Калиновским. Он определяет педагогическую мобильность как «способность личности (педагога, андрагога, менеджера образования) организовать содеятельность с другими субъектами образовательно-воспитательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией, партнерами, представителями социума) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культур. Исследователь предлагает рассматривать педагогическую мобильность в двух видах - вертикальном и горизонтальном [5, с. 154].
Вертикальная педагогическая мобильность, которая представляет собой движение по административной лестнице в сфере образования, совпадает с социальной и невозможна, по мнению автора, без таких качеств, как гибкость, дивергентность, конвергентность, способность рассуждать, рефлексировать, принимать и понимать позицию других, воспринимать, создавать новации, обладать широтой познавательных потребностей.
Горизонтальная педагогическая мобильность понимается как «движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом», т. е. сопровождающееся определенными установленными социально-статусными показателями (учитель первой, второй или высшей категории, победитель конкурса «Учитель года» и т. д.).
В целом, в трактовке Ю. И. Калиновского, педагогическая мобильность является интегративной характеристикой, включающей все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, социуме и культуре.
В настоящее время проблемы формирования профессиональной мобильности рассматриваются многими исследователями с позиций компетентностного подхода. По их мнению, в основу формирования профессиональной мобильности будущих специалистов должны быть положены профессиональные компетенции, которые имеют широкий радиус действия и позволяют выходить за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтон). Однако если вырабатывание профессиональной компетентности будущих специалистов в вузе возможно только в рамках собственно учебного процесса, при условии соответствующей его организации, то для целенаправленного формирования у студентов профессиональной мобильности этого недостаточно. Для определения необходимых педагогичес-
ких средств развития этого качества требуется четко знать, из каких свойств личности оно складывается.
Б. М. Игошев полагает, что необходимы следующие личностные качества и способности:
• социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности;
• высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;
• креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации [4, с. 108-109].
Ю. И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности выделяет:
• свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность;
• умения рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания;
• способности: отмечать и понимать сущность изменений в социуме; видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить (креативное мышление); проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе; решать проблемы; адаптироваться к изменениям (перепроектировать) [5, с. 284].
По мнению Б. М. Игошева, профессиональная мобильность как интегральное личностно-профессиональное качество педагогов, обеспечивающее их личностно-профессиональную самореализацию и в то же время развитие сферы профессиональной педагогической деятельности, становится фактором динамичного развития общества.
Профессиональная мобильность приобретает важное значение в образовательном, педагогическом аспекте, т. е. с точки зрения целенаправленного развития профессиональной мобильности специалистов образовательными средствами. Это позволило исследователю конкретизировать образовательную цель подготовки профессионально мобильных кадров в педагогическом образовании, выделив в качестве целей-составляющих следующие:
• формирование универсальных навыков деятельности, обеспечивающих мобильность как качество личности;
• ориентацию на инновационную деятельность;
• обеспечение широкой профессиональной педагогической подготовки как базы для возможного освоения других профессий педагогического профиля;
• усиление менеджерской подготовки педагогических кадров;
• обеспечение фундаментальной социально-гуманитарной подготовки как базы для освоения профессий другого профиля [4, с. 113-114].
В современном мире основным и наиболее значимым среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей остается образование, в частности высшее профессиональное образование. Однако столь обширный, далеко не исчерпывающий перечень характеристик показывает, что образовательная задача целенаправленного формирования у студентов вуза профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени - к организации всей жизнедеятельности образовательного заведения.
Мы считаем, что можно решить задачу подготовки профессионально мобильных педагогов, если создать в педагогическом вузе целостную систему внеучебной деятельности студентов по различным направлениям, включающим развитие студенческого самоуправления, студенческой науки, клубные формы работы по интересам, организационную работу в студенческих общежитиях, содействие в трудоустройстве студентов и др. Эффективная, грамотно организованная внеучебная работа студентов служит оптимизации процессов формирования на основе мировоззренческих ценностей, установок будущих педагогов необходимых компетенций и компетентностей, личностных качеств и свойств, обеспечивающих профессиональную мобильность.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что понятия «мобильность» и «профессиональная мобильность» стали объектом специального изучения в педагогике в 90-х гг. XX в., т. е. сравнительно недавно. Поэтому на сегодняшний день проблемы рассмотрения профессиональной мобильности в различных педагогических аспектах не являются хорошо и достаточно изученными.
Важными и необходимыми составляющими профессиональной мобильности педагогов являются ключевые и профессиональные компетентности и личностные качества и свойства, в совокупности обеспечивающие внутреннюю профессиональную мобильность, обусловливающие профессиональное развитие и личностно-профессиональную самореализацию в современном динамично развивающемся мире.
Определяющим фактором формирования профессиональной мобильности педагогов как личностно-профессионального качества будущих специалистов становится процесс создания организационно-педагогических условий образования в вузе, обеспечивающих активную организационно-учебную, внеучебную, общественную деятельность студентов, различные формы их самоуправления и участия в вузовском управлении, общественной и социокультурной активности.
Литература
1. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 146 с.
2. Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. М., 1999. Т. 2. 588 с.
3. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Ва-лентей. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 607 с.
4. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. 201 с.
5. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.
6. Неделько Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 18 с.
7. Посухова О. Ю. Неинституционализированные каналы профессиональной мобильности в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2003. 159 с.
8. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2006. 24 с.
9. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
УДК 378.1
С. Л. Фоменко
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье воспроизведено современное представление о системе непрерывного педагогического образования, описаны современные формы и методы обучения на примере деятельности кафедры высшего педагогического образования УрГПУ.
Ключевые слова: педагогическое образование, непрерывное профессиональное образование, методы обучения.
Contemporary présentation about continuous pédagogie éducation system is presented in the article. Also it has some descriptions of modern educational forms