Научная статья на тему 'Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия'

Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
592
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / SOCIAL MOBILITY / CULTURAL MOBILITY / SOCIO-CULTURAL MOBILITY / ACADEMIC MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович

Приводится анализ различных видов мобильности и дается ее сущностно-логический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL AND LOGICAL ANALYSIS OF MOBILITY AS AN INTERSCIENTIFIC NOTION

The analysis of different types of mobility is given, its essential and logical analysis is undertaken.

Текст научной работы на тему «Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

УДК 316.444.5

ББК С524.45 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

Игошев Борис Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: igoshev@uspu.ru.

СУЩНОСТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОБИЛЬНОСТИ КАК МЕЖНАУЧНОГО ПОНЯТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильность; социальная мобильность; культурная мобильность; социокультурная мобильность; академическая мобильность; профессиональная мобильность.

АННОТАЦИЯ. Приводится анализ различных видов мобильности и дается ее сущностнологический анализ.

Igoshev Boris Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

ESSENTIAL AND LOGICAL ANALYSIS OF MOBILITY AS AN INTERSCIENTIFIC NOTION

KEY WORDS: mobility; social mobility; cultural mobility; socio-cultural mobility; academic mobility; professional mobility.

ABSTRACT. The analysis of different types of mobility is given, its essential and logical analysis is undertaken.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные стандарты высшего профессионального и основного общего образования и другие нормативные документы актуализируют модернизацию образования, одной из главных составляющих которой является мобильность специалистов, выражающаяся в постоянной внутренней, личностно-психологической и внешней, практиче-ски-деятельностной готовности к изменениям, оперативному реагированию на них, социальной и профессиональной подвижности.

В последние годы проблема мобильности привлекает все больше внимания отечественных исследователей. Профессиональная мобильность является объектом исследования философии, социологии, психологии, экономики и других наук. Различные аспекты формирования профессиональной мобильности педагогов освещены в трудах Л. А. Амировой, Л. В. Горюновой, И. П. Кузьмина, Е. А. Никитиной и др. Несмотря на большое количество научных работ по мобильности, недостаточно исследована сущность профессиональной мобильности педагога. В настоящей статье представлен сущностно-логический анализ понятия «мобильности».

Мобильность (от лат. тоЫШэ - подвижный, изменчивый) как социальное явление стала объектом специального научного исследования сравнительно недавно, лишь во второй половине ХХ в., хотя само понятие «мобильность» было введено в научный оборот почти на сто лет раньше.

Развернутое описание данное явление получило в работах П. А. Сорокина, кото-

рый считается одним из родоначальников теории социальной мобильности. Еще в конце 1920-х гг. он использовал это понятие для характеристики изменений в социальном положении человека в обществе и рассматривал его в одном ряду с такими понятиями, как «социальное пространство» и «социальная стратификация». П. А. Сорокин сделал следующие выводы:

1) социальное пространство - это народонаселение Земли;

2) социальное положение - это совокупность связей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;

3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида (3, с. 299).

Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства, или социально стратифицированного общества, П. А. Сорокин и использовал понятие «социальная мобильность», которую он рассматривал достаточно широко - как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» (Там же, с. 373).

С точки зрения проблематики нашей статьи и всего журнала представляется интересным отметить, что основоположник

© Игошев Б. М., 2014

теории социальной мобильности в контексте своего времени оценивал роль школы (в широком понимании этого слова, как образования вообще).

Вслед за П. А. Сорокиным понятием социальной мобильности в своих работах пользовались многие философы и социологи, как отечественные (Ю. В. Арутюнян, Т. И. Заславская, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов и др.), так и зарубежные (П. Блау, Ф. Гато, Д. Глас, С. Липсет и др.). Охватываемые этим понятием социальные явления стали также объектом исследования с позиции других наук - экономики, демографии, психологии и др. По мере изучения социальных перемещений и изменений представления о мобильности в обществе постепенно расширяются и углубляются, а само понятие социальной мобильности наполняется новым содержанием.

Социальная мобильность в современных лексикографических источниках (словарях и энциклопедиях) чаще всего трактуется в изначальном смысле - как изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

В таком понимании социальная мобильность, как подчеркивают Ю. Г. Волков и И. В. Мостовая, выражает внутреннее движение, приводящее к изменению индивидуальных или статусных (априорных, институциональных) позиций, которое всегда есть в живом, динамичном обществе, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Повышение внутренней мобильности общества наряду с усложнением социальной системы, ее структуры является самостоятельным показателем «прогресса» общества (2, с. 151).

С этой точки зрения резко ограниченная в кастовом и сословном обществе социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества, выражая изменения в его социальноклассовой структуре. Кроме того, периоды нестабильности в обществе, как правило, характеризуются большей интенсивностью процессов социальной мобильности по сравнению с периодами стабильного общественного развития.

В постиндустриальном (информационном) обществе социальная мобильность «обрастает» новыми смыслами и характеристиками. В связи с этим вполне закономерно, что современные исследователи относят к социальной мобильности (в данном значении) более широкий спектр измене-

ний в социальном положении или функционировании человека. Например, С. С. Фролов считает, что в процесс мобильности включаются вообще все социальные перемещения личности или социальной группы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса (7, с. 307).

Ю. И. Калиновский, рассматривая социальную мобильность, определяет ее как «способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность» (4, с. 161-162).

Однако, независимо от конкретной содержательной трактовки социальной мобильности, общим для всех позиций следует признать то, что социальную мобильность человека порождает мобильность самого современного мира. А поскольку мобильность, изменчивость, динамизм современного общества есть сущностное качество, атрибут его развития, мобильность людей, составляющих это общество, становится необходимым условием общественного развития.

Так или иначе всеми признается неуклонное повышение значимости социальной мобильности людей в современном мире. Исследование явлений социальной мобильности закономерно приводит к дифференциации этого понятия, и в настоящее время всесторонне изучаются групповой и индивидуальный, межгенерационный и внутригенерационный, структурный и неструктурный и другие виды социальной мобильности.

Особо выделяются и углубленно изучаются также различные виды мобильности в обществе, такие как трудовая, культурная, академическая, профессиональная и другие, которые рассматриваются как самозна-чимые составляющие социальной мобильности. Очевидно, что такая дифференциация научных представлений связана не только с углублением исследований в данной проблемной области, но и с усилением динамичности социальных процессов на современном этапе развития общества, которая неизбежно приводит к повышению мобильности людей по самым разным «векторам» их социального функционирования.

Так, в условиях расширения межгосударственных и межнациональных интеграционных процессов в современном мире одним из важных факторов предотвращения и преодоления национально-культурных конфронтаций и противоречий становится культурная мобильность.

Это явление только начинает исследоваться в отечественной науке, поэтому оно пока еще не получило системного описания. Одно из немногих определений этого понятия дано в работе Ю. И. Калиновского, который рассматривает культурную мобильность как «способность личности естественно воспринимать культурные традиции этноса, следовать принципу многокультурного плюрализма, стремиться производить новые культурные ценности, сопоставляя их с произведениями мировой культуры, т. е. проявляя свою общекультурную информированность» (4, с. 162).

С точки зрения внутриличностных механизмов, как показывают исследования, культурная мобильность тесно связана с проявлениями творческого потенциала человека. В этом аспекте, по мнению Ю. И. Калиновского, культурная мобильность «имеет истоком два фактора, тесно связанных с узловыми вопросами творческого процесса»: «рефлекс цели», обусловливающий мобилизацию и обобщение всего предшествующего жизненного опыта человека, и предвидение в творческом процессе. Проявляется она в умении передать нужную мысль в разнообразной форме (Там же, с. 139-142).

Ряд исследователей, рассматривая подвижность, изменчивость внутреннего состояния индивида по отношению к меняющейся культуре, социальным изменениям, используют термин «социокультурная мобильность». По мнению И. В. Василенко, социокультурная мобильность определяется внутренним «энергетизмом личности, ее внутренней потенцией и обуславливается взаимодействием двух структур: постоянной (духовный стержень, стабильное ядро, ценности высшего ранга) и переменной (гибкость, изменчивость, подвижность сознания)» (1, с. 18).

В основе социокультурной мобильности как сложного личностного образования лежат определенные способы практического мышления, идеологические установки, ценностные ориентации, которые в совокупности дополняют друг друга, но имеют при этом различную степень свободы. Иными словами, социокультурная мобильность проявляется в меняющихся способах практического мышления, изменяющихся идеологических воззрениях, развивающихся ценностных ориентациях. Свойственная социальным субъектам социокультурная подвижность, гибкость, выражая степень их приспособляемости к изменяющейся ситуации, в то же время выступает и в роли главного условия мобильности социальных систем.

Академическая мобильность является одной из необходимых составляю-

щих интеграционных процессов и международного сотрудничества в сфере высшего образования. Л. В. Горюнова определяет ее как «пространственную мобильность, основанную на “включенном обучении”, обеспечивающую свободный выбор студентом образовательной траектории и реализацию внутренней потребности интеллектуального потенциала в движении» (3, с. 25). Эта разновидность мобильности направлена на установление равноправных партнерских отношений между вузами, в том числе иностранными; обмен между ними преподавательскими кадрами; получение студентами и аспирантами дополнительных знаний в смежных областях; совершенствование владения иностранными языками; знакомство с иностранными организациями и предприятиями; реализацию возможности получения диплома зарубежного университета и т. д.

Однако, пожалуй, наиболее пристальное внимание современные исследователи уделяют такому явлению, как профессиональная мобильность. Следует отметить, что в отечественной науке смысловое наполнение понятия «профессиональная мобильность» существенно изменилось за последнюю четверть века, что связано с кардинальными переменами социальноэкономического и идеологического характера в стране. В процессе перехода к рыночным отношениям в экономике страны стала быстро изменяться социально-профессиональная структура общества, а соответственно и условия профессиональной деятельности людей, которые утратили свою стабильность, и требования к ним со стороны общества, производства, работодателей, и общественные ценности и представления, касающиеся карьерного роста, престижности тех или иных профессий и т. д. В результате этих изменений огромное количество людей оказалось перед необходимостью смены места работы, а нередко и профессии. Для многих открылись (и были ими использованы) возможности радикального повышения своего профессиональносоциального статуса (когда рядовой преподаватель вуза или инженер становился руководителем банка или фирмы), тогда как другие, напротив, были вынуждены осваивать профессию с понижением служебного ранга или социального положения.

Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции или ранга работника, обусловленное переменой места работы или профессии.

Содержательно раскрывая данное понимание профессиональной мобильности, Ю. И. Калиновский определяет ее как «спо-

собность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям личности с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т. е. расширяя или углубляя ее характер или уровень, проявлять свою профессиональную компетентность» (4, с. 162).

Л. В. Горюнова (3, с. 12), исходя из того, что мобильность как качество личности может проявляться только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности, выделяет три самостоятельных составляющих профессиональной мобильности:

- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;

- деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В соответствии с таким пониманием профессиональной мобильности она выделяет следующие основные ее составляющие:

- профессиональные компетентности (ключевые и общепрофессиональные);

- готовность личности к переменам;

- профессиональную и социальную активность.

Если рассматривать проблему профессиональной мобильности в личностном, субъективном аспекте, необходимо говорить о тех условиях и факторах внутреннего характера, которые обеспечивают возможность мобильного поведения человека в жизни, и в частности в профессиональной сфере. Практика показывает, что даже при наличии необходимых благоприятных внешних условий для свободного профессионального перемещения (возможность смены профессии, продвижения по служебной лестнице и т. д.) многие люди не реализуют этих возможностей только в силу внутренней неготовности к такого рода переменам в своей жизни. Эта «неготовность» складывается из многих составляющих, которые пока еще недостаточно исследованы в науке, поскольку не выработаны единые подходы к их выявлению. В то же время некоторые из этих составляющих уже могут быть указаны.

Многими исследователями отмечается необходимость сформированности определенных личностно-профессиональных качеств как условия профессиональной мо-

бильности. Однако системно этот вопрос не изучен, лишь отдельные качества выделяются разными авторами научных публикаций, как правило, в контексте рассмотрения других, смежных проблем.

Ряд исследователей отмечает также, что профессиональная мобильность тормозится не столько внешними обстоятельствами, конкретной социально-экономической ситуацией, в которой оказался человек, сколько отсутствием или неразвитостью у него мотивационной готовности к изменениям, профессиональным перемещениям. Рассматривая данное понятие применительно к проблеме формирования мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов провинциального вуза, Е. Г. Неделько определяет мотивационную готовность как «устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер ее деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка провинции» (5, с. 5).

После анализа существующих на сегодняшний день научных представлений о профессиональной мобильности можно сделать следующие обобщения.

Профессиональная мобильность - это сложное явление, предстающее на двух основных уровнях.

На объективно-социальном уровне профессиональная мобильность проявляется как перемещения социальных субъектов и групп в социально-профессиональной сфере, обусловленные объективными факторами и тенденциями развития общества в целом.

Главным фактором профессиональной мобильности как объективного социального феномена является развитие профессиональной сферы. Это означает, что профессиональная мобильность возникает как следствие количественного и качественного изменения профессий, устаревания одних и появления новых видов профессиональной деятельности, ликвидации рабочих мест в одних организациях и появления вакансий в других, изменения должностной структуры и должностных перемещений в организациях и т. д.

Поскольку перемещения людей с одних должностей на другие, из одних отраслей в другие, а тем более смена профессии в современном мире возможны, как правило, только при условии получения соответствующего образования (будь то освоение новой специальности, профессиональная переподготовка, повышение квалификации или курсовое обучение), вторым важней-

шим фактором профессиональной мобильности становится профессиональное образование. Однако, чтобы выполнять эту функцию, оно не только должно отвечать потребностям развития профессиональной сферы, но и гибко реагировать на их изменение, т. е. само должно быть мобильным в своем развитии и функционировании.

Этим требованиям не отвечает традиционная, когнитивно ориентированная система образования. В ней не заложены механизмы оперативного изменения в соответствии с изменяющимися требованиями социума. Инновационное образование, напротив, ориентировано именно на изменения потребностей общественного развития. Поэтому фактором профессиональной мобильности может стать прежде всего инновационное профессиональное образование.

На субъективно-личностном

уровне профессиональная мобильность представляет собой свойство социальных субъектов (индивидов), выраженное в их способности и готовности изменять свою профессиональную позицию и статус под воздействием определенных обстоятельств, условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Главным фактором, побуждающим человека к такого рода переменам в его жизни, выступают личностные потребности. Иными словами, менять профессию или место работы с повышением или понижением профессионального статуса человек может просто в силу необходимости иметь источник средств существования для себя, своей семьи. В то же время потребность в самореализации также может побуждать человека к профессиональной мобильности, когда он готов «быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности и изменения в них», стремится «реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям личности с пользой для общества», «постоянно повышать свое образование и квалификацию» и т. д.

Чтобы осуществить те или иные перемещения, изменения в своей профессиональной позиции, человек должен обладать определенными личностными качествами и способностями, которые становятся не только условием, но и немаловажным фактором его профессиональной мобильности, поскольку заставляют, «подталкивают» человека предпринимать реальные действия для изменений. Отсутствие таких качеств, напротив, приводит к тому, что человек, при всей внутренней неудовлетворенности своим профессиональным поло-

жением или статусом, будет внутренне сопротивляться возможным переменам, а ситуацию вынужденной «мобильности» (например, при потере рабочего места), обусловленной объективными процессами развития профессиональной сферы и общества, может воспринять как жизненную катастрофу. Такие личностные качества и способности, позволяющие человеку «умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т. е. расширяя или углубляя ее характер или уровень», «быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств, легко и быстро осваивать новые реалии», «находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач» и т. д., не являются биологически, генетически обусловленными, а потому возможно их целенаправленное формирование, в том числе образовательными средствами.

Столь же значимым фактором, обеспечивающим профессиональную мобильность человека, являются знания, информация, которыми обладает человек и на основе которых он может более осознанно и эффективно менять свою позицию и статус в профессиональной области. В современном мире существует множество каналов получения необходимых человеку знаний и информации, а также освоения способов и форм их получения, однако одним из основных и наиболее значимых по-прежнему остается образование.

Выделенные внешние (социальные) и внутренние (личностные) факторы профессиональной мобильности являются определяющими для развития этого характерного явления современного мира. Схематично они представлены на рисунке.

Все внутренние субъективные факторы, обеспечивающие способность и готовность индивида изменять свою профессиональную позицию и статус, взаимообусловлены, поэтому в совокупности они составляют целостное интегральное качество личности.

Именно наличие такого качества в структуре личности позволяет характеризовать человека как профессионально мобильного, а степень развитости составляющих данное качество факторов проявляется как уровень профессиональной мобильности человека, который может быть более высоким или низким. Отсутствие же необходимых внутренних факторов делает человека профессионально немобильным, даже если под воздействием каких-либо объективных, внешних обстоятельств он бывает вынужден перемещаться в профессиональной сфере, осваивать какие-то новые профессиональные позиции и функции и т. д.

Рис. Внешние (социальные) и внутренние (личностные) факторы профессиональной мобильности

Это позволяет дать следующее определение: профессиональная мобиль-

ность как субъективное явление представляет собой интегральное качество личности, выражающее способность и готовность индивида к изменениям своей профессиональной позиции, статуса и к перемещениям в профессиональной сфере на основе определенных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и в соответствии с личностными потребностями.

Объективация этого качества личности осуществляется в социальном функционировании индивида в различных формах деятельности. С этой точки зрения профессиональная мобильность предстает как деятельностная, динамическая характеристика человека.

Профессиональная мобильность как социальное явление проявляется в процессах совокупных перемещений индивидов, различных групп населения, причем в эти объективно обусловленные процессы оказываются вовлечены как профессионально

мобильные, так и не обладающие этим качеством люди. При этом первые оказываются социально и психологически готовыми к изменению профессиональной ситуации, поэтому они способны к рациональному, конструктивному, эффективному для себя взаимодействию с внешними обстоятельствами. Вторые воспринимают разного рода социальные трансформации, вынуждающие их к профессиональным перемещениям, изменениям, освоению каких-либо новшеств, как неблагоприятные, дискомфортные, противодействуют внешним обстоятельствам.

В соответствии с вышесказанным, социально значимую задачу управления процессами профессиональной мобильности в обществе можно эффективно решать только посредством целенаправленного формирования и развития профессиональной мобильности как индивидуального качества людей.

Ведущая роль в решении социально и гуманистически значимой задачи целенаправленного формирования профессиональной мобильности как индивидуального

качества личности, безусловно, принадле- необходимостью, в связи с чем неуклонно

жит образованию, что обусловливает актуа- возрастающий сегодня интерес к мобильно-

лизацию научно-педагогических аспектов сти со стороны отечественных педагогов -

исследования мобильности и делает это не исследователей и организаторов образова-

просто очередной «модой», а объективной ния - вполне закономерен и оправдан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко И. В. Социокультурная мобильность как философская проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 1996.

2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие. М. : Гардарики, 1999.

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006.

4. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001.

5. Неделько Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. М. : Политиздат, 1992.

7. Фролов С. С. Социология : учеб. пособие. М. : Гардарики, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.