Научная статья на тему 'Формирование мобильности педагогов – перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета'

Формирование мобильности педагогов – перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FLEXIBILITY OF A PEDAGOGUE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY AND VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биктуганов Юрий Иванович, Игошев Борис Михайлович

Раскрывается сущность понятия «мобильность педагога», выявляются признаки внутренней и внешней мобильности педагога, представлены направления формирования мобильности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биктуганов Юрий Иванович, Игошев Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of flexibility of pedagogues – promising trend of the activity of Ural state pedagogical university

The essence of the concept “flexibility of a pedagogue” is disclosed, features of inner and outer flexibility of a pedagogue are revealed, trends in development of flexibility of pedagogues are outlined.

Текст научной работы на тему «Формирование мобильности педагогов – перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.08

ББК Ч 420 ГСНТИ 14.33.05 Код ВАК 13.00.01

Биктуганов Юрий Иванович,

министр общего и профессионального образования Свердловской области; профессор кафедры высшего педагогического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1; e-mail: so@midural.ru

Игошев Борис Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики; ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: igoshev@uspu.ru

ФОРМИРОВАНИК МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильность педагога; федеральный государственный образовательный стандарт общего и высшего профессионального образования.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность понятия «мобильность педагога», выявляются признаки внутренней и внешней мобильности педагога, представлены направления формирования мобильности педагогов.

Biktuganov Yury Ivanovich,

Minister of Secondary and Vocational Education of Sverdlovsk Region, Professor of the Chair of Higher Pedagogical Education, Ural State Pedagogical University.

Igoshev Boris Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Social Pedagogy, Rector, Ural State Pedagogical University.

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY OF PEDAGOGUES - PROMISING TREND OF THE ACTIVITY OF URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEY WORDS: flexibility of a pedagogue; federal state educational standard of secondary and vocational education.

ABSTRACT. The essence of the concept “flexibility of a pedagogue” is disclosed, features of inner and outer flexibility of a pedagogue are revealed, trends in development of flexibility of pedagogues are outlined.

настоящее время принят закон «Об человека перед необходимостью быть по-

образовании в Российской Федера- стоянно готовым к перемещениям в соци-

ции», вступил в действие новый Федераль- альном пространстве, быстро адаптировать-

ный государственный стандарт о высшем ся к изменяющимся условиям, гибко взаи-

профессиональном образовании (ФГОС модействовать с самыми разными культур-

ВПО), введен в практику работы образова- ными и социальными системами. Любой

тельных учреждений Федеральный государ- аспект общественного развития, любая его

ственный стандарт общего начального обра- определяющая тенденция так или иначе

зования (ФГОС НОО), утвержден Федераль- выводит на проблему обеспечения нового

ный государственный стандарт основного качества современного человека, одной из

общего образования (ФГОС ООО). Концеп- главных составляющих которого является

туальная сущность современного периода мобильность человека, выражающаяся в

развития российского образования в аспекте постоянной внутренней, личностно-психопринятых важнейших государственных до- логической, и внешней, практически-дея-

кументов выражается идеей модернизации, тельностной, готовности к изменениям,

которая отражает обновление содержания оперативному реагированию на них, соци-

образования, приведение характеристик и альной и профессиональной подвижности.

качеств системы образования в соответствие В этом сложном социально-психологи-

с современными требованиями, мировыми ческом контексте огромное значение при-

тенденциями экономического и обществен- обретает проблема целенаправленной под-

ного развития. Одним из перспективных на- готовки человека к существованию и ус-

правлений развития деятельности педагоги- пешному функционированию в современ-

ческих вузов является формирование мо- ном мире.

бильности педагогов. И именно образование становится тем

Происходящие в мире процессы глоба- каналом, который обеспечивает условия

лизации и интеграции ставят современного для социально-психологической подготов-

В

© Биктуганов Ю. И., Игошев Б. М., 2013

ки человека к полноценной жизни в современном динамично изменяющемся мире и новое запрашиваемое общественным развитием качество человеческих ресурсов, одной из определяющих которого является их мобильность. Такая цель стоит перед общим образованием, но особо она актуализируется при подготовке и переподготовке мобильных кадров в системе профессионального образования. С этой точки зрения профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессионально мобильных педагогических кадров значимы вдвойне. Обеспечение нового качества работников образовательной сферы становится определяющим условием переориентации всей системы образования на решение данной проблемы.

Сегодня актуализируются научные исследования, посвященные проблемам подготовки мобильности педагогов (1; 2; 3). Анализ философской, социальной и психо-лого-педагогической литературы позволил принять определение мобильности педагогов как «интегральное динамическое качество личности, обуславливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе» (4, с. 123). Анализ научных исследований по проблемам формирования мобильности позволяет также сделать некоторые выводы и обобщения. Можно выделить основные аспекты данной проблематики, концептуально значимые с точки зрения реализации образовательной цели подготовки и переподготовки профессиональной мобильных кадров в педагогическом университете.

Несмотря на некоторые различия в формулировке понятия «мобильность педагога» разными авторами, можно выделить его признаки, которые проявляются на двух уровнях: как совокупность определенных личностных качеств и свойств человека («внутренняя мобильность») и как конкретные формы и виды его профессиональной деятельности, позволяющие характеризовать человека как профессионально мобильного («внешняя мобильность»).

Изучение психолого-педагогической литературы (А. И. Архангельский, Л. В. Горюнова, Ю. И. Калиновский, Е. Г. Неделько и др.) показывает, что в аспекте составляющих мобильности педагога можно выделить такие качества личности:

- открытость, которая выражается в склонности ко всему новому, неизвестному,

непривычному, отказ от стереотипов в процессе деятельности;

- активность, обеспечивающая постоянную готовность к деятельности, освоение новых видов деятельности;

- адаптивность - способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

- коммуникативность - способность устанавливать необходимые контакты с субъектами совместной деятельности;

- креативность, обеспечивающая творческое отношение к профессиональной деятельности.

Следует отметить, что эти качества, обеспечивающие «внутреннюю» мобильность педагога, носят универсальный характер, так как они не выражают содержательную конкретность профессиональной деятельности. Они обеспечивают возможность передвижений в профессиональной сфере, переключение с одних видов профессиональной деятельности на другие.

Целенаправленное формирование этих качеств не может ограничиваться только условиями собственно учебного заведения и учебного процесса, какие бы эффективные средства и методы ни применяли для этого преподаватели, а требует использования всей образовательной среды вуза.

«Внешняя» мобильность педагога, характеризующая его как субъекта профессиональной деятельности, требует целенаправленной профессиональной подготовки педагога.

В ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (далее УрГПУ) создана система, обеспечивающая формирования мобильности у обучающихся. Эта система включает две составляющие: формирование мобильности у будущих педагогов в процессе их профессионального образования и формирования мобильности у работающих педагогов в системе дополнительного профессионального образования вуза.

Первая составляющая включает разные уровни и направления формирования мобильности у студентов университета. Прежде всего, это инновационная педагогическая деятельность. Анализ многочисленных научных источников позволяет констатировать, что за последние годы инновационная деятельность в сфере образования, возникшая во многом стихийно, приобрела масштабный характер. В то же время исследователи отмечают, что инновационная деятельность в образовании вызывает необходимость управления этими процессами. Анализ реальной школьной практики и изучение результатов психоло-го-педагогических и социологических ис-

следований свидетельствуют о недостаточной готовности учителей вести инновационную деятельность. Это связано с тем, что образовательный процесс высшего и непрерывного педагогического образования не моделирует структуру этой деятельности и не готовит к ее реализации системно.

На сегодняшний день ориентированное на инновации образование представляет собой специфическое направление подготовки специалистов, обеспечивающее их профессиональную готовность к разработке и внедрению инноваций, управлению инновационными процессами в сфере своей деятельности.

Педагогическое образование в идеологии УрГПУ является сегодня одной из главных сфер развития и внедрения инноваций в учебный процесс вуза, которое включает следующие составляющие инновационной цепочки: образование - исследования -венчурные проекты - массовое освоение инноваций.

Непосредственно в учебном процессе это проявляется в освоении и применении новых форм, методик и технологий обучения и воспитания, во внедрении педагогических инноваций, участии студентов и преподавателей в инновационных проектах и т. д.

Другое направление формирования мобильности студентов связано с освоением смежных педагогических профессий и сфер педагогической деятельности, осуществляемым на основе базового педагогического образования. Так, заканчивая бакалавриат согласно ФГОС ВПО, студенты могут выбирать и осваивать не одну, а две программы. Каждая программа бакалавриата ФГОС ВПО включает, как известно, освоение студентами определенного профиля. Студент в процессе обучения в вузе может по желанию осваивать не один, а несколько профилей. Так, студенты Института социального образования - бакалавры социальной работы (будущие социальные работники) и бакалавры психолого-педагогического образования (будущие социальные педагоги) осваивают разработанные преподавателями вуза такие профили:

- управление воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- воспитательная работа с подростками девиантного поведения;

- социальная работа в системе здравоохранения и др.

Кроме того, для студентов всех институтов университета разработан вариативный курс «Профессиональная мобильность педагога».

Для формирования мобильности педагогов большое значение приобретает освоение студентами непедагогических профес-

сий. Необходимость ее обусловлена различными причинами и обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Но в любом случае это имеет определенную социальную значимость, поскольку позволяет человеку решить свои жизненные проблемы, самоопределиться в своих профессиональных интересах, найти им более эффективное применение, что в полной мере отвечает интересам и потребностям развития общества. УрГПУ предоставляет студентам такую возможность.

Следующее направление формирования мобильности будущих педагогов связано с управленческой деятельностью в сфере образования, которая требует особых качеств и способностей от педагога. Оно связано с необходимостью преломления педагогического образования и практического педагогического опыта через призму менеджмента, стратегического видения проблем и целей развития образования и педагогической профессии. Эффективность управляющей системы образовательного учреждения определяется, как известно, мерой совпадения реально достигнутых результатов с поставленными целями профессионального образования. В УрГПУ разработана и внедрена система менеджмента качества, которая сертифицирована на соответствие международным стандартам К0-9000:2008.

Второе направление касается формирования мобильности работающих педагогов и руководителей учреждений.

С этой целью в УрГПУ в большинстве учебных подразделений активно идет процесс разработки и внедрения новых программ дополнительного профессионального образования в целях повышения профессионального уровня руководителей, педагогов и специалистов образовательных и иных учреждений Свердловской, Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского Автономного округа и др. для более полного удовлетворения образовательных потребностей населения региона, расширения профессиональной компетентности выпускников вуза и развития научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета. В соответствии с действующей лицензией УрГПУ реализует программы дополнительного профессионального образования по профилю вуза по четырем из девяти укрупненных групп специальностей и направлений (аккредитационный показатель для университетов - две укрупненных группы): гуманитарные науки, образование и педагогика, экономика и управление, социальные науки. На сегодняшний день наметилась устойчивая тенденция увеличения

количества реализуемых программ и количества слушателей программ дополнительного профессионального образования. С 2007 года количество программ дополнительного профессионального образования, реализуемых УрГПУ, увеличилось в 2,5 раза. Ежегодно обучается около 4000 слушателей.

Основной контингент слушателей программ дополнительного профессионального образования в 2011/2012 учебном году составили: директора, учителя и специалисты общеобразовательных учреждений - 40%; руководители и специалисты дошкольных образовательных учреждений - 20,6%, руководители, преподаватели, специалисты и сотрудники высших, средних, начальных профессиональных образовательных учреждений - 15,0%; работники специального образования - 11,0%; специалисты социальной сферы- 5,6%; менеджеры различных организаций - 2,2%; студенты дневного и заочного отделений вуза 2,1%. учреждений дополнительного образования -2,0%; психологи - 1,2%; специалисты сферы туризма и гостиничного сервиса - 0,3%. Результаты проведенного аудита процесса СМК 2.8. «Проектирование и реализация программ дополнительного профессионального образования» и Аналитических отчетов подразделений за 2011/2012 учебный год показывают, что важным инструментом оценки качества дополнительного профессионального образования выступает изучение удовлетворенности слушателей программ дополнительного профессионального образования. Мнение слушателей о качестве предоставляемых образовательных услуг изучается учебными подразделе-

ниями по специальной методике - большинство слушателей программ дополнительного профессионального образования (в среднем 90% слушателей) удовлетворены качеством обучения.

Современные интерактивные методы и формы обучения, инновационные проекты выпускных работ слушателей, магистерские диссертации и другие инновационные виды обучения слушателей способствуют формированию мобильности работников образования.

Таким образом, в УрГПУ создана система формирования мобильности у будущих бакалавров, специалистов, магистров и работающих специалистов в образовании, которая включает:

- формирование универсальных навыков деятельности, обеспечивающих мобильность как качество личности специалиста;

- ориентацию на инновационную деятельность;

- обеспечение широкой профессиональной подготовки как базы для освоения других профессий педагогического профиля;

- повышение квалификации и переподготовку работающих специалистов образовании;

- усиление менеджерской подготовки педагогических кадров.

Результаты работы вуза по формированию мобильности педагога определили ведущую роль УрГПУ в научно-методическом сопровождении процесса реализации в Уральском регионе Национального приоритетного проекта «Образование», в поддержке инновационных практик в школах, колледжах и вузах Свердловской, Курганской, Тюменской, Челябинской и др. областей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах : дис. ... канд. пед. наук М., 2003;

2. Большакова З. М. Мобильность и рост квалификационного уровня педагогических кадров // Социально-экономические проблемы формирования и использования учительских кадров школ. Красноярск, 1980;

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 2006.

4. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. А. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.