ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.937
Б. М. Игошев
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КАК ЦЕНТРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описан процесс подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом вузе; обоснованы характеристики профессиональной мобильности педагогов; выделены формы ее развития. В качестве критериев эффективности развития профессиональной мобильности педагогов выделяются успешность профессиональной адаптации, готовность к инновационной деятельности и готовность к саморазвитию. Показан опыт реализации инновационной образовательной программы по подготовке профессионально мобильных педагогов в Уральском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, непрерывное образование, инновационная образовательная программа.
Abstract - The paper presents methodological foundations of educational innovations and management of teacher training in the system of continuous education. One of the tools of solving this problem is motivational technologies of management in the educational establishment.
Index terms:: improvement in professional skills, continuous education, innovations.
Одной из наиболее характерных особенностей современного этапа развития человеческого общества является непрерывно нарастающая динамика разномасштабных и разнонаправленных изменений, которые глобально охватывают все сферы и процессы жизнедеятельности людей. Интенсивное развитие и обновление техники и технологий влияют на качество и условия профессиональной деятельности, заставляют работника осваивать новые способы и виды трудовой деятельности, повышать уровень квалификации и образования, менять место работы и даже специальность или профессию. Иными словами, человек в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами -быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным.
Отсутствие мобильности может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности - от внутренней неудовлетворен-
ности до социальной конфронтации и агрессии, что неизбежно приводит к возникновению проблем, опасных для общества в целом.
Эта ситуация актуализирует социально значимую задачу целенаправленной подготовки человека к жизни в современном быстро преобразующемся мире. Формирование мобильности - особое личностное качество, и основная ответственность за решение этой важнейшей задачи ложится на образование, которое в настоящее время приобретает открытый и инновационный характер.
Успешность развития инновационного образования, в свою очередь, во многом определяется готовностью профессиональных кадров, задействованных в сфере образования, к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному, мобильному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно меняющиеся потребности общества, рынка труда, личности, к освоению развивающихся технологий и бесконечно обновляющейся информационной среды. Поэтому мобильность специалистов становится одним из важнейших условий устойчивости, стабильности и развития сферы образования.
На основе анализа существующих на сегодняшний день научных представлений о профессиональной мобильности (Л. В. Горюнова,
Ю. И. Калиновский, Э. А. Морылева, Е. Г. Неделько и др.) мы определяем ее как интегральное динамическое качество личности, обусловливающее успешность адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе. Такая мобильность обеспечивает овладение инновационными педагогическими технологиями, успешное повышение квалификационной категории и конструктивное профессиональное развитие педагогов.
В качестве характеристик профессиональной мобильности педагога выделяются
• открытость, обусловливающая склонность ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;
• активность, обеспечивающая постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды;
• адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности;
• коммуникативность как способность и готовность устанавливать необходимые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;
• креативность, обеспечивающая творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию.
Формами развития профессиональной мобильности педагогов в системе непрерывного образования являются
• инновационная педагогическая деятельность, которая проявляется в освоении и применении новых форм, методик, технологий обучения и воспитания, различных видов профессиональной педагогической деятельности, во внедрении педагогических инноваций, участии в реализации инновационных проектов, научно-исследовательской деятельности и т. д.;
• освоение смежных педагогических профессий и сфер педагогической деятельности, осуществляемое на основе полученного базового педагогического образования (например, учитель-предметник может работать в учреждениях дополнительного образования детей, общественных или некоммерческих организациях педагогического профиля, социально-педагогических учреждениях, средствах массовой информации педагогической направленности и т. д.);
• управленческая деятельность в сфере обучения и воспитания, требующая особых качеств и способностей от педагога, которые обеспечивают преломление педагогического образования и практического педагогического опыта через призму менеджмента, политического и стратегического видения проблем и целей развития образования и педагогической профессии;
• повышение квалификации, обеспечивающее динамичное профессиональное становление личности и конкурентоспособность педагогов в современных изменяющихся условиях;
• взаимодействие с социумом и профессионально-педагогическим сообществом, обусловливающее открытость всему новому, развитие социального партнерства и социальную гибкость в образовательном процессе;
• освоение непедагогических профессий, необходимость которого может быть связана с различными причинами и обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера, но в любом случае имеет определенную социальную значимость, поскольку позволяет человеку решить свои жизненные проблемы, самоопределяться в своих профессиональных интересах и способностях, находить им более эффективное применение, что в полной мере отвечает интересам и потребностям развития общества. Освоение непедагогических профессий обеспечивает социальную и психологическую защищенность педагогов, делает их конкурентоспособными и уверенными в своих силах независимо от социально-экономических катаклизмов и случайных жизненных событий.
В целом профессиональная мобильность как интегральное личностно-профессиональное качество педагогов, обеспечивающее их личностно-профессиональную самореализацию и в то же время развитие сферы профессиональной педагогической деятельности, становится фактором динамического развития общества в целом.
Специфика профессиональной мобильности педагога обусловливает необходимые коррективы во всех компонентах и звеньях непрерывной
системы подготовки педагогических кадров, прежде всего совершенствование содержания, форм, методов, технологий преподавания учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами специальностей и направлений подготовки профессиональных кадров в вузе.
Приоритетом в непрерывном педагогическом образовании должно быть формирование эрудированной, свободной, мобильной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.
В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) подготовка профессионально мобильных кадров реализуется согласно разработанной стратегии развития вуза как центра непрерывного образования и инновационной образовательной программы «Образование -путь в будущее».
Цель реализации программы. Университет стремится к созданию необходимых условий для становления культурной, образованной и мобильной личности, для гарантированного получения каждым выпускником профессии, обеспечивающей уверенность в современном мире и достижение успеха на основе эффективной реализации полученных профессиональных и социальных компетенций.
Задачи, реализуемые в рамках программы:
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
• удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
• содействие укреплению российской государственности, воспитание в процессе обучения патриотов России, граждан демократического, правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к культуре, языкам и традициям всех народов;
• гармоническое развитие личности, развитие высоких духовнонравственных качеств, формирование здорового образа жизни, противодействие негативным социальным процессам;
• формирование у обучающихся целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции;
• подготовка к реализации профессиональной карьеры и мобильному поведению на рынке труда;
• организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских
работ научно-педагогическими работниками и обучающимися, использование полученных результатов в образовательном процессе;
• организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов профессионального педагогического образования, отражающих изменения в обществе, сфере культуры, науки, экономики, техники и технологий;
• накопление, сохранение и развитие интеллектуального потенциала вуза, его научных направлений и школ, академических прав и свобод;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
• распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, накопление и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.
Все перечисленные задачи, которые решаются в образовательном процессе Уральского государственного педагогического университета, так или иначе направлены на развитие профессиональной мобильности выпускников в образовательной среде.
Данная программа состоит из взаимосвязанных проектов, упорядоченных в соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации до 2008 г.».
Целью проекта «Непрерывное образование» является обеспечение социальной и профессиональной адаптации, конкурентоспособности работников образования Уральского региона, а также выпускников университета на территориальном рынке труда на основе формирования и развития их личностной и деловой профессиональной компетентности, социальной и профессиональной мобильности.
Реализация данного проекта осуществляется путем расширения спектра образовательных программ повышения квалификации (профессиональной переподготовки) различного уровня сложности, объема и содержания; освоения новых видов профессиональной деятельности; удовлетворения потребностей студентов различных факультетов университета в дополнительном образовании развивающей и начальной профессиональной направленности; а также потребностей учащихся средних профессиональных учреждений в высшем образовании по менеджменту организаций и управлению персоналом (параллельное освоение образовательных программ); организации предпрофесси-ональной подготовки (элективные и профильные образовательные программы). Наличие большого количества разноуровневых образовательных программ способствует развитию профессиональной мобильности педагогов, обеспечивающей освоение инновационных педагогических технологий.
Благодаря проекту «Внутривузовская система менеджмента качества образования» осуществляется создание стабильной, надежно функционирующей системы качества обучения в университете, обеспечивающей эффективную систему управления подготовкой конкурентоспособного, компетентного, профессионально мобильного педагога.
Необходимый уровень качества подготовки педагогов определяется с учетом требований общества, государства, работодателей, граждан. С помощью системы маркетинговых и социологических исследований выявляются новые, востребованные современным образованием направления и специальности; разрабатываются стратегические программы обеспечения и развития качества непрерывного образования. Для студентов всех уровней создан институт консалтинга и наставничества в учебных подразделениях (институтах/факультетах) вуза. Университет постоянно участвует в конкурсе Министерства образования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».
Основными направлениями улучшения качества образования в педагогическом университете являются:
• интеграция учебного процесса со сферой деятельности будущего специалиста;
• использование новых образовательных технологий, формирующих навыки самообразования и обеспечивающих самореализацию личности;
• улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса;
• использование результатов НИР в образовательном процессе;
• повышение уровня владения ключевыми компетентностями специалистов, в том числе иностранными языками и информационными технологиями;
• совершенствование воспитательной работы со студентами в плане формирования профессионально-значимых качеств личности.
Проект «Информатизация образования.» предназначен для разработки и реализации единой системы мер по информационному, организационному и техническому развитию непрерывного образования и корпоративных интересов УрГПУ. Проект включает:
• разработку стандарта и норматива УрГПУ по информационному обеспечению (ИО) отдельных дисциплин, блока дисциплин, специальности и направления подготовки в условиях реализации модели непрерывного образования;
• создание системы информационного и технологического обеспечения работы диссертационных советов;
• проведение сетевых научных конференций, форумов;
• создание и развитие общеуниверситетской корпоративной компьютерной сети, локальных сетей подразделений;
• обеспечение функционирования информационных и административного сайтов УрГПУ;
• информационное обеспечение воспитательной работы со студентами, работы общественных организаций студентов и сотрудников;
• размещение газеты «Народный учитель» на сайте УрГПУ;
• развитие Уральского педагогического виртуального университета
и др.
Проект «Имидж УрГПУ» создан с целью формирования образа успешного педагога, обладающего свойствами максимальной конкурентоспособности и привлекательности для различных категорий потребителей услуг. Развитие профессиональной мобильности осуществляется с помощью инициирования проектов, концептуальных разработок тематических выставок, презентаций, организации конкурсов, акций. Взаимодействие, партнерство и сотрудничество с органами управления федерального, регионального и местного уровней власти, в частности участие в разработке и реализации совместных образовательных программ, также открывает возможности для формирования профессиональной мобильности.
Важным дополнением к проекту «Имидж УрГПУ» является проект «Педагогические династии УрГПУ», который стартовал в университете в 2007 г. Задачи проекта - актуализация общественно-педагогического значения профессии педагога, воспитание уважительного отношения к педагогической профессии и педагогам, чья деятельность в прошлом и настоящем связана с созданием и развитием университета. Реализация проекта помогает студентам осознать возможности самореализации в профессии, способствует пониманию значимых профессионально-педагогических ценностей, формированию образа успешного специалиста и представлений о своем профессиональном будущем. В рамках этого проекта осуществляется целевой набор абитуриентов из семей работников системы образования. Эти студенты имеют сильную мотивацию для получения педагогического образования и работы в школе, что является важной базой профессионализма и профессиональной мобильности специалиста.
Многообразные связи и отношения между всеми реализуемыми в УрГПУ проектами позволяют прослеживать взаимодействие с внешней средой по привлечению ресурсов и распространению результатов деятельности университета, по развитию профессиональной мобильности выпускников в образовательной среде, делать выводы о системности инновационной деятельности.
Критериями эффективности развития профессиональной мобильности как интегрального личностно-профессионального качества педагогов являются успешность профессиональной адаптации, готовность к саморазвитию и готовность к инновационной деятельности.
При исследовании сформированности у педагогов профессиональной мобильности используются методы, адекватные целям и задачам конкретных проектов: тестирование выпускников педагогического университета; «лонгитюдный» метод (англ. longitude - долгота), который был использован в большом многолетнем исследовании «Пути поколения»; биографический метод исследования карьеры выпускников вузов; экспертный метод оценки уровня профессиональной мобильности выпускников педагогического университета работодателями по выделенным нами критериям; анализ трудоустройства выпускников, данных вузовской статистики
и документов (отзывы работодателей, контент-анализ отчетов преподавателей и руководителей подразделений университета, а также тематики научно-исследовательских работ студентов); социологические однократные или многократные (панельные) опросы (в том числе, интервью и анкетирование).
Результаты исследований, проведенных в 2001-2007 гг., продемонстрировали позитивную динамику показателей успешности адаптации и реализации возможностей карьерного роста специалистов. Мониторинг качества подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, предпринятый Росаккредагентством в 2007/08 уч. г. с привлечением экспертов рынка труда, выявил существенные позитивные изменения в оценке готовности выпускников к мобильной жизненной карьере.
Оценка готовности к саморазвитию будущих педагогов показала устойчивый рост всех основных показателей, характеризующих этот аспект профессиональной мобильности. С 21% в 2003 г. до 75% в 2008 г. возросло количество выпускников с высоким уровнем сформированности профессионального самосознания; до 85% увеличилось число студентов, активно проектирующих собственную образовательную траекторию (параллельное образование, дополнительное образование и др.); с 27% до 70% выросло количество студентов, принимающих самостоятельные решения в построении и реализации своей профессиональной жизни (участие в научной работе, совмещение учебы с работой в школах, детских садах, детских домах и т. д.) и имеющих собственную стратегию профессионального роста.
Соответствие выпускников критерию готовности к инновационной деятельности определялось в процессе анализа основных показателей, характеризующих эту составляющую профессиональной мобильности и отразившихся в выпускных, курсовых и учебно-творческих проектах (в том числе инициативных), а также активности и результативности участия в различных конкурсах. Зафиксирована устойчивая положительная динамика роста:
• личностной креативности выпускников (с 10% в 2003 г. до 37% в 2008 г.);
• включенности в конкретные инновационные проекты и процессы в различных видах учебно-профессиональной педагогической деятельности (с 12% до 61% соответственно);
• количества внедренных инноваций, реализуемых на основе учебно-творческой и учебно-исследовательской деятельности (с 8% до 53%).
Таким образом, представленные результаты подтверждают эффективность мер, способствующих развитию профессиональной мобильности студентов Уральского государственного педагогического университета. Более 70% выпускников педагогического университета на сегодняшний день работают в системе общего образования и, по отзывам работодателей готовы к инновационной деятельности в образовательной среде.
Вместе с тем ориентация педагогического образования на развитие профессиональной мобильности личности не может быть реализована только в рамках учебного процесса и требует внесения необходимых корректив во все компоненты и звенья непрерывной системы подготовки педагогических кадров, изменения характера ее взаимодействия со сферой профессиональной педагогической деятельности.
УДК 378.148
Е. И. Русакова
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
В статье рассматриваются вопросы профессиональной адаптации и дезадаптации в контексте профессионального образования будущих менеджеров. Проанализирована проявления дезадаптации на различных уровнях, приведены результаты исследования, которые позволяют выделить показатели успешной социально-профессиональной адаптации, а также «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе профессиональной подготовки и адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональная дезадаптация, адаптивные способности, непрерывное образование.
Abstract - The paper deals with issues of formation of managers-to-be as they participate in a manager education programme. The research data provided allow to define both criteria of successful career opportunities and drawbacks to be improved.
Index terms: professional adaptation, adaptational abilities, continuous education.
В последние годы возрастает интерес исследователей, работодателей и структур профессионального образования к особенностям управленческой деятельности, психологическим и средовым условиям ее эффективного осуществления. В соответствии с этим возникает вопрос о детерминантах эффективной деятельности менеджеров, возможностях и условиях их формирования.
Вместе с тем диктуют свои условия социально-экономическая ситуация и стремительные изменения на рынке труда. С каждым годом обновляются требования к молодым специалистам, затрагивая как содержательную, так и формальную стороны их профессиональной подготовки. Система вузовского образования оказалась не вполне готова к столь динамичному развитию рынка труда, и современные выпускники часто испытывают на себе это противоречие. С одной стороны, существуют традиции российского высшего образования, системность подходов и широта взглядов, подготовка специалиста, способных работать в самых различных сферах, а с другой - запрос реальных работодателей на специалистов