Научная статья на тему 'Методологические аспекты развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования вуза'

Методологические аспекты развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫ / METHODOLOGICAL APPROACH / SYSTEMIC / AXIOLOGICAL / COMPETENCE APPROACHES / PERSON-AND-ACTIVITY FOCUSED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биктуганов Юрий Иванович

Анализируется проблема развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования в вузе. Выделяются методологические подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный и аксиологический), основные понятия (дополнительное образование и профессиональная мобильность учителя) и принципы построения концепции (детерминированности, преемственности, динамичности и перспективности), важные для решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биктуганов Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL FLEXIBILITY OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

The problem of development of professional flexibility of a teacher in the system of vocational education is analyzed. The methodological approaches (systemic, competence, person-and-activity focused and axiological) are distinguished as well as basic concepts (vocational education and professional flexibility of a teacher) and principles of concept building (determination, succession, dynamic character and perspectives) which are of great importance for solution of the problem.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования вуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.13

ББКЧ420.421 ГСНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.01; 13.00.08

Биктуганов Юрий Иванович,

министр общего и профессионального образования Свердловской области; профессор кафедры высшего педагогического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1; e-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методологический подход, системный, аксиологический, компетентностный и личностно-деятельностный подходы; компетентность и мобильность учителя; принципы построения модели.

АННОТАЦИЯ. Анализируется проблема развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования в вузе. Выделяются методологические подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный и аксиологический), основные понятия (дополнительное образование и профессиональная мобильность учителя) и принципы построения концепции (детерминированности, преемственности, динамичности и перспективности), важные для решения данной проблемы.

Biktuganov Yury Ivanovich,

Minister of Secondary and Vocational Education of Sverdlovsk Region, Professor of the Chair of Higher Pedagogical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

METHODOLOGICAL ASPECTS IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL FLEXIBILITY OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

KEY WORDS: methodological approach; systemic; axiological; competence approaches; person-and-activity focused approach.

ABSTRACT. The problem of development of professional flexibility of a teacher in the system of vocational education is analyzed. The methodological approaches (systemic, competence, person-and-activity focused and axiological) are distinguished as well as basic concepts (vocational education and professional flexibility of a teacher) and principles of concept building (determination, succession, dynamic character and perspectives) which are of great importance for solution of the problem.

роблема мобильности специали- Проблемы методологии науки, в том

стов является, пожалуй, одной из числе методологии педагогики, довольно

самых актуальных проблем современной подробно описаны в работах А. Н. Аверья-

теории и практики образования. Ей посвя- нова, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского,

щены многочисленные работы - моногра- В. М. Полонского, А. И.Уемова, Э. Г. Юдина

фии, диссертационные исследования, ста- и др. «Методология педагогики есть система

тьи и др. (1; 2; 3; 5). Однако специфика раз- знаний об основаниях и структуре педагоги-

вития профессиональной мобильности учи- ческой теории, о принципах подхода и спо-

теля в системе дополнительного образова- собах добывания знаний, отражающих... пения в вузе, на наш взгляд, недостаточно дагогическую действительность, а также си-

полно исследована. стема деятельности по получению таких

Для изучения обозначенной проблемы знаний и обоснованию программ, логики и

необходимо выбрать методологию исследо- методов, оценки качества специально-науч-

вания, ибо выбор методологии и методики ных педагогических исследований» (4, с. 18).

педагогического исследования является клю- Прежде всего выделим методологиче-

чевой в организации теоретической и опыт- ские подходы, позволяющие исследовать

но-экспериментальной работы. Выбор мето- проблему развития профессиональной мо-

дологии дает возможность определить логику бильности учителя. Для этого рассмотрим си-

исследования, применять адекватные целям стемный, компетентностный, личностно-

формы и способы изучения педагогической деятельностный и аксиологический подходы

реальности, давать четкое обоснование ис- применительно к теме исследования.

следовательским приемам и действиям, от Системный подход - это направление

которых зависит успех научной работы. В ста- методологии научного познания, в основе

тье рассматриваются методологические под- которого лежит исследование объектов как

ходы, основные понятия и принципы иссле- систем (А. И. Аверьянов, И. В. Блауберг,

дования мобильности учителя. А. И.Уемова и др.). Базовым понятием, с

П

© Биктуганов Ю. И., 2013

которым непосредственно связана реализация системного подхода, является понятие «система». Изучение философских и психо-лого-педагогических работ позволяет выделить признаки системы:

- определенное, конечное количество элементов, входящих в систему;

- взаимосвязь и взаимообусловленность элементов системы;

- целостность элементов системы, так как качество элементов системы в целом не сводится к сумме свойств ее составляющих;

- структурность системы, представляющая иерархическую связь ее элементов;

- функциональность отдельных элементов и всей системы;

- управляемость системой;

- возможность экспериментальной проверки системы.

Применительно к исследованию развития профессиональной мобильности учителя в дополнительном образовании системный подход означает необходимость:

• выявления основных элементов системы;

• определения структуры системы;

• выделения функций отдельных уровней и элементов системы, в совокупности обеспечивающих ее целостное функционирование.

Для наглядного описания системы применим метод моделирования, который представляет собой способ познания действительности, состоящий в отображении и воспроизведении изучаемого предмета или явления при помощи какой-либо системы. В педагогических исследованиях описаны различные типы моделей: структурная, функциональная, структурно-функциональная (Е. В. Бережно-ва, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.). Для описания системы развития профессиональной мобильности учителя воспользуемся структурно-функциональной моделью, которая является отражением концептуальной модели исследуемого предмета.

Компетентностный подход сегодня является методологией, обеспечивающей модернизацию всей системы образования в соответствии с требованиями современного общества к качеству образования. Проблемам компетентностного подхода за последние десятилетия посвящено большое количество разнообразных научных исследований. Понятийный аспект компетентностного подхода подробно описан в сборнике научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования (6). Изучение научных исследований показывает, что компетентностный подход направлен на изучение компетентности как интегрального результата непрерывного

образования личности и субъекта профессиональной деятельности.

Компетентностный подход в плане нашего исследования полагает:

- определению понятий компетенция и компетентность учителя;

- выявлению профессиональных компетенций учителя в дополнительном образовании;

- установлению соотношения понятий «профессиональная компетентность учителя» и «профессиональная мобильность учителя»;

- интерпретации содержания профессионального дополнительного образования учителя для развития профессиональной мобильности учителя;

- разработке научно-обоснованных рекомендаций по развитию профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования вуза;

- обоснованию методов оценки профессиональной мобильности учителя.

Личностно-деятельностный подход включает два понятия - личностный и деятельностный, - которые неразрывно связаны друг с другом. Первый соотносится с личностным подходом (Е. В. Бондаревская,

Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, и др.). Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что в центре внимания обучения находится человек и все его психические свойства и состояния -его мотивы, цели, неповторимый психологический склад.

Деятельностный подход представляет собой «методологическое направление, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности» (7). В педагогике деятельностный подход означает, что личность формируется и проявляется в деятельности. Это в свою очередь требует провести работу по отбору и организации деятельности обучающих, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания. Согласно исследованиям И. А. Зимней, В. В. Давыдова, А. К. Марковой и др. деятельность характеризуется такими признаками, как предметность, мотивированность и целенаправленность. Анализ психолого-педагогических работ показывает, что личностно-деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, которая означает переориентацию этого процесса на постановку и решение обучающимися конкретных учебных задач - познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.

Личностно-деятельностный подход в нашем исследовании предполагает:

- выделение личностных характеристик учителя, способствующих развитию его профессиональной мобильности;

- определение активных методов и форм организации процесса обучения учителя в дополнительном образовании, способствующих его активности и саморазвитию.

Аксиологический подход является органической частью гуманизации российского общества, в котором человек рассматривается как высшая ценность и самоцель социального развития. Ценностные аспекты профессиональной деятельности учителя и его профессиональной подготовки отражены в многочисленных психолого-педагоги-ческих исследованиях (Е. И. Артамонова, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.).

Ценность, по В. Г. Алексеевой, Д. А. Леонтьеву, М. С. Яницкой и др. обладает следующими свойствами, связанными с деятельностью человека:

- детерминирует свойства личности;

- управляет поведением человека;

- имеет разную значимость для разных субъектов.

Одной из важных и несомненных ценностей в обществе является человек и его здоровье. С точки зрения здоровья аксиологический подход предполагает: признание ценности здоровья учителя как субъекта профессиональной деятельности и ценности здоровья ученика как объекта профессиональной деятельности учителя.

Аксиологический подход в целом для нашего предмета исследования выполняет следующие функции:

- гностическую, связанную с ориентацией на познавательные ценности учителя;

- ориентировочную, включающую набор ценностей для удовлетворения потребностей учащихся в процессе их обучения в образовательных учреждениях;

-информационную, позволяющую определить ценность знаний в процессе развития профессиональной мобильности учителя;

- оценочную, связанную с развитием рефлексивной сферы учителя;

- прогностическую, отражающую

направленность учителя, его мотивы и установки.

Второе методологическое положение касается понятийного аппарата исследования, ибо понятия образуют логический каркас любого научного исследования. От точности определения понятий зависит успех исследования. В нашем случае ведущими выступают два понятия - дополнительное образование и профессиональная мобильность учителя.

Дополнительное образование довольно подробно описано в психолого-педагоги-ческих исследованиях и нормативных документах. Педагогический вуз осуществляет полный набор образовательных услуг: повышение квалификации, переподготовку учителя для получения дополнительной специальности, различные курсы, содействующие повышению мобильности учителя, магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

Второе понятие - профессиональная мобильность учителя. Профессиональная мобильность учителя - достаточно ёмкое и неоднозначное понятие, имеющее сложную структуру, по-разному определяемое учеными. Для выявления сущности этого понятия воспользуемся контент-анализом, в основе которого лежит анализ различных определений данного понятия, выделение и систематизация значимых его признаков. Для этого используем словарно-энциклопедическую литературу, которая представляет наиболее полное и концентрированное выражение теории и практики определенных областей знаний, а также психолого-педа-гогическими работы, в которых освещаются вопросы формирования профессиональной мобильности специалиста. Данные исследования представим в таблице 1.

Контент-анализ понятия «профессиональная мобильность»

Таблица.

Источник Определение

Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в систем дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа. С. 16. Профессиональная мобильность современного педагога - основа реализации базовых и специальных компетентностей. которые проявляются в виде ценностносмыслового конструкта личности педагога, представляющего интегративное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамики профессиональной деятельности, а также на ее результаты.

Калиновский Ю. И. Развитие социальнопрофессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис.... д-ра пед. наук. СПб., 2001. С. 162. Профессиональная мобильность - способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям личности с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к дру-

гому. т. е. расширяя или углубляя ее характер или уровень, проявлять свою профессиональную компетентность.

Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России : ав-тореф. дис.... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2006. С. 145. Составляющими профессиональной мобильности специалиста являются: профессиональные компетенции (ключевые и общепрофессиональные); готовности личности к переменам; профессиональная и социальная активность.

Неделько Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза : автореф. дис. .канд. психол. наук, М., 2010. С. 35. Профессиональная мобильность - это устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер ее деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка.

Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. С. 123. Профессиональная мобильность педагога - это интегральное динамическое качество личности, обуславливающее успешность ее адаптации к изменяюшимся условиям профессиональной деятельности, готовность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе.

Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007. С. 8. Профессиональная мобильность будущего педагога - это свойство личности, способствующее быстрому реагированию на ситуацию затруднения и актуализирующее все потенциальные возможности субъектной активности студента при выборе вариантов и способов решения профессионально-педагогических задач и прогнозирова-

ния. профессиональной, самореализации.

Ограничимся этими работами, ибо в других изученных нами источниках приводятся подобные определения. В таблице выделим признаки этого понятия. Как видим, они распадаются на две части: личностные признаки любого специалиста и его профессиональные признаки. К общим личностным качествам мобильного специалиста относятся такие, как «ценностносмысловой конструкт личности» (Л. А. Амирова, Е. А. Никитина), «способность и свойство личности» (Ю. И. Калиновский), «профессиональная и социальная активность» (Л. В. Горюнова), «интегральное динамическое качество личности» (Е. Г. Неделько, Б. М. Игошев).

К профессиональным признакам авторы относят такие, как «специальные, профессиональные компетенции» (Л. А. Амирова, Ю. И. Калиновский, Л. В. Горюнова), «профессиональное самоопределение и самореализация» (Е.Г. Неделько), «прогнозирование профессиональной самореализации» (Е. А. Никитина), «готовность осваивать инновации в образовании» (Б. М. Игошев).

Первые признаки составляют «внутренняя мобильность специалиста». Они формируются как в процессе профессиональной подготовки специалиста, так и в течение его профессиональной деятельности. Вторые признаки представляют «внешнюю мобильность специалиста», отражающую конкретные формы, методы и способы его профессиональной деятельности в изменяющихся условиях труда. Взаимосвязь этих составляющих обеспечивается через внутренний механизм развития чело-

века через сформированное^ профессиональных компетентностей.

На основе приведенных выше определений профессиональную мобильность учителя мы охарактеризуем как интегральное динамическое качество, основанное на готовности учителя к учебновоспитательной деятельности, определяющее адаптацию его к новым условиям труда и способность к саморазвитию.

Следующее методологическое основание касается выделения принципов, на основании которых будет построена концепция развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования в вузе. Нами выделены следующие принципы: детерминированности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преемственности, динамичности и перспективности.

Детерминизм - это «учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие)» (8, с. 149). Профессиональная подготовка учителя, а значит, и развитие его профессиональной мобильности детерминирована внешними и внутренними условиями. Внешние условия зависят от:

- интегративных процессов вхождения России в мировое образовательное пространство и мобильности специалистов;

- общественных представлений о современном учителе и заказе государства на современную подготовку учителя и повышение его квалификации с целью развития профессиональной мобильности.

К внутренним условиям относится личность учителя, его целевые устремления, желание самосовершенствоваться и саморазвиваться в современных условиях модернизации образования.

Принцип детерминизма в нашем исследовании полагает необходимость учитывать внешние и внутренние условия в процессе развития профессиональной мобильности учителя.

Принцип преемственности является одним из ведущих принципов модернизации системы образования. Для нашего частного случая - построения системы развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования - важно, что преемственность реализуется через целеполагание, решение образовательных задач на разных этапах дополнительного образования, развития профессионально-образовательных программ, а также активных форм и методов обучения, влияющих на саморазвитие профессиональной мобильности учителя.

Принцип динамичности предполагает развитие мобильности согласно оперативно меняющимся задачам обучения школьников. Он полагает совершенствование процесса обучения учащихся и оценку качественной характеристики результата. Эта характеристика отражает процесс соответствия педагогической деятельности как внутренним (набор и последовательность действий, практический результат и др.), так и внешним (целевые ориентации, требования, условия) изменениям. Чтобы это

обеспечить, учитель должен быть профессионально мобильным. В процессе дополнительного образования учитель приобретает навыки проектирования профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.

Принцип перспективности предполагает знакомство с новыми сферами деятельности учителя, различными учреждениями, в которых он может работать, а также с различными категориями учащихся по возрастному, половому составу, состоянию здоровья учащихся, с которыми он может работать.

Специфика принципа перспективности для изучения обозначенной выше проблемы состоит в том, что он:

- предполагает знакомство с различными образовательными и социальными учреждениями, в которых может работать учитель, перспективами их развития;

- является составным элементам механизма саморазвития профессиональной мобильности учителя;

- определяется системой его ценностных ориентаций, потребностей и мотивов самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Таким образом, выделенные методологические подходы (системный, компе-тентностный, личностно-деятельностный и аксиологический), основные понятия (дополнительное образование и профессиональная мобильность учителя) и принципы построения концепции (детерминированности, преемственности, динамичности и перспективности) позволяют изучать проблему развития профессиональной мобильности учителя в системе дополнительного образования в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в систем дополнительного образования : автореф. дис.... д-ра пед. наук. Уфа.

2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России : автореф. дис.... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2006.

3. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : моногр. М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Краевский В. В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособ. для студ. вузов. М. : Академия, 2006.

5. Лапина О. А. Профессиональная мобильность как интегративное качество педагога : моногр. Иркутск : ИГЛУ, 2012.

6. Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Гала-гузова. Вып. 7. Екатеринбург : СВ-96, 2012.

7. Сагатовский В. Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

8. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1981.

Статью ре комендует д-р пед. нау к, проф. Б. М. Игошев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.