УДК 378
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© 2014
И.А. Пецина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Хоровое дирижирование и сольное пение» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность» с позиций социологии, психологии, педагогики и музыкальной педагогики. Дается обоснование педагогическому творчеству, характеризующееся высокой стабильностью эффективности разноаспектной деятельности учителя музыки, что актуализирует креативность как профессионально-значимую компетенцию в системе профессиональной мобильности педагога-музыканта.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, педагогическое творчество, креативная компетенция в системе профессиональной мобильности педагога-музыканта.
В последние годы стремительно растет научный интерес к проблемам мобильности как одной из характеристик процессов социального и профессионального функционирования человека в современном мире. Анализ работ П.А. Сорокина [1] и других философов показывает, что этот интерес объясняется возрастанием интенсивности и вариативности процессов мобильности, усилением их значимости с точки зрения развития общества. Кадровый заказ работодателей на получение квалифицированных специалистов с высшим образованием и универсальными компетенциями, готовых менять технологии и совершенствовать свою деятельность, быстро обучаться, адаптироваться к новым условиям и корпоративной культуре обусловливает поиск профессионально-мобильных специалистов, обеспечивающих оперативное удовлетворение хозяйственно-экономических, социальных, культурных и образовательных потребностей рынка труда.
Профессиональная мобильность, по определениям в энциклопедиях и словарях, детерминирует профессиональное развитие и профессиональную успешность человека, его способность и готовность достаточно быстро овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие результативность новой профессионально-ориентационной деятельности. В научной литературе актуальное понятие чаще рассматривается с позиций социологии, психологии и педагогики.
С социологических позиций профессиональную мобильность можно представить как форму социальной мобильности, проявляющуюся в смене индивидами или социальными группами своего места и роли в системе общественного производства. Другое социологическое определение этого явления было предложено Н.В. Сидоровой. По ее мнению, профессиональная мобильность - это постоянно оцениваемые, как самим индивидом, так и его окружением, функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии [2, с.13]. Социологами анализируется и управление процессами мобильности населения (Л.А. Сорокина' В.А. Суровнева и др.); выделяются различные виды мобильности (вертикальная, горизонтальная, социально-профессиональная, социокультурная, трудовая, корпоративная, академическая и др.), обосновываются институционализированные и неинституционализиро-ванные каналы мобильности и ее разновидности (О.Ю. Посухова, И.Л. Смирнова и др.).
Стремительное развитие науки и техники, появление новых профессий, совмещавших в себе разноаспектные знания, привело к частой смене видов профессиональной деятельности на протяжении жизни человека как вполне закономерному явлению. Профессиональная мобильность утратила свой исключительно социологический характер и чаще стала восприниматься как личностная характеристика, не имеющая жесткой зависимости от изначальной принадлежности человека к той или иной социальной группе. В этой связи большинство ис-
следователей, раскрывая психологический аспект понятия, определяют профессиональную мобильность в виде личностной интегративной способности, динамического качества личности. С этих позиций В.А. Мищенко представляет исследуемый феномен динамическим, системным, многоуровневым личностным образованием, которое характеризуется совокупностью сформированных социально значимых профессиональных качеств, в обобщенной форме отражающих способность и готовность специалиста к смене вида своей профессиональной деятельности. Такого же мнения придерживается Б.М. Игошев. Он обосновывает сущность профессиональной мобильности интегративным и интегральным качеством личности, обусловливающим способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в деятельности и профессиональном сообществе. Дополнением ученого к обобщенному определению является указание на успешность адаптации профессионально-мобильной личности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности [3, с.8].
С позиций конкурентоспособности рассматривает педагогическую профессиональную мобильность Л.В. Горюнова. Подчеркнув особую роль способности учителя эффективно выполнять конкретные задачи и проявлять социальную активность, Л.В. Горюнова представляет профессиональную мобильность в виде совокупности профессиональных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности специалистов по мере возникновения проблем, обеспечивая тем самым его профессиональный статус и уровень профессиональной востребованности [4, с.16].
Знание о профессиональной мобильности педагогов, как проблеме модернизации образования в России, обобщают исследования Л.А. Амировой, Ю.И. Калиновского [5], Э.А. Морылевой [6], Е.Г. Неделько [7]и др. По определению этих ученых профессиональная мобильность есть свидетельство готовности специалиста к быстрой смене выполняемых производственных заданий и рабочих мест, к эффективному освоению специальности в рамках одной профессии, приобретению новой или изменению ее видов, возникших под влиянием производственных или социальных преобразований.
В ряде педагогических исследований профессиональная мобильность выступает в виде ценностно-смысловой системы, проявляющейся в реакции педагога на профессиональную ситуацию в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности [8-11]. Так с позиций основополагающей педагогической ценности, ценности терминальной, базовой и инструментальной, способствующей организации действий на решение напряженных педагогических ситуаций, аргументирована данная система Л.А. Амировой. В ее исследованиях профессиональная мобильность представлена в виде ценностно-смыслового конструкта, который согласуется с профессиональной компетентностью и личностными смыслами специалиста [12, с.33]. Комплексная направленность,
отражающая разносторонние аспекты профессиональной мобильности, прослеживается в исследовании Л.В. Горюновой. Она полагает, что точность определение понятие заключается в триединстве следующих составляющих: качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, обще-профессиональных компетентностей; деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [13,с.116].
В контексте представленных тенденций определения понятия «профессиональная мобильность логичным представляется обратиться к разновидностям профессиональной мобильности, которые обосновывает А.И. Архангельский. Он выделяет четыре подобных «типа» профессиональной мобильности, а именно: 1) изменение специальности в рамках одной профессии; 2) переход на вышестоящую должность по той же профессии, предполагающую, в большей или меньшей степени, руководящую деятельность (менеджмент); 3) смена профессии на «родственную», т.е. близкую по типу деятельности и не подразумевающую необходимость приобретения принципиально новых знаний и умений; 4) кардинальную смену профессии, «предполагающую способность начать жизнь с «чистого листа» [14, с.22-23].
Несмотря на то, что подобный подход достаточно полно описывает основные виды профессиональной мобильности в зависимости от нового вида трудовой деятельности, на наш взгляд он не может быть использован применительно ко многим творческим профессиям, в которых доминирует индивидуальная креативная деятельность. К таким, например, относится профессия педагога-музыканта, в деятельности которого педагогическое творчество, основанное на профессионально-личностной рефлексии, детерминирует профессиональное развитие и профессиональную успешность учителя музыки [15]. Педагогическое творчество - это продукт гуманистически направленной деятельности педагога-музыканта [16-19], который, быстро ориентируясь в создавшихся педагогических ситуациях, принимает гибкие, нестандартные по характеру решения, применяя знания и опыт творчества на основе профессионального самоанализа, что способствует его непрерывному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности и инициативы, а также внедрению достижений науки и практики в педагогический процесс. А креативность является профессионально-значимой характеристикой деятельности, способствующей развитию активности, гибкости, вариативности, стабильной эффективности и продуктивности в преподавании и в исполнении музыки [20]. Такого же мнения придерживается Л.А.Амирова. Она доказывает, что являясь ценностно-смысловым конструктом реализации базовых и специальных компе-тентностей, профессиональная мобильность оказывает влияние не только на характер и динамику профессиональной деятельности, но и на результаты в совершенствовании качеств, таких ее составляющих, как активность, адаптивность, готовность и креативность.
На основании полученного знания, мы пришли к выводу, что: 1) в научной литературе явление профессиональной мобильности до сих пор не имеет общепризнанного устойчивого определения, отражает научные интересы и тематику исследований того или иного автора; 2) профессиональная мобильность есть ценностно-смысловое, динамическое, интегративное и интегральное качество личности, которое проявляется в его конкретной деятельности через готовность, реакцию и способность к инновациям, совершенствованию, развитию и реализации себя в профессиональном сообществе, обеспечивая в рамках своей профессии и ее видов результативность решения конкретных производственных задач, освоение новых техник и технологий, детерминируя социальную
активность и эффективную адаптивность к процессам преобразований; 3) подобный подход недостаточно полно определяет понятие «профессиональная мобильность», не может быть использован применительно к творческим профессиям и требует поиска путей дальнейшей корректировки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество, пер. с англ., - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
2. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. Наук., - Иркутск, 2006., С. 13.
3. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, - М., 2008. - 60 с., - С.8.
4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования
России: Автореф. дис.....д-ра пед. наук. - Р. на/Д.: 2006.
-65- С.16.
5. Калиновский, Ю.Н. Модернизация образования в таблицах и схемах., - Тюмень, 2002. - 32 с.
6. Морылева, Э.А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов в образовательной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Тобольск, 2001. - 162 с.
7. Неделько, Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 18 с.
8. Вотинцева М.В. Условия формирования профессиональной мобильности у студентов высшей школы средствами иностранного языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 77-80.
9. Фадина А.Г., Еремицкая И.А. Проектная деятельность как условие развития готовности к профессиональной мобильности студентов-психологов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 212-219.
10. Ярыгин А.Н. Профессиональная мобильность специалиста в контексте межпредметных связей экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 59-64.
11. Фадина А.Г., Кайгородов Б.В. Профессиональная мобильность и внутриличностные конфликты в сфере управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 224-227.
12. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук, Уфа, 2009. - 44 с., - С.33.
13. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: монография. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2006. - 228 с., С. 116.
14. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе обучения в технических вузах: дисс. ... канд. пед. наук, - М., 2003. - 146 с., С.22-23
15. Колышева Т. А. . Рефлексия в деятельности музыканта и педагога/ Известия СНЦ РАН, 2013, том 15, №2 (3). - С.807.
16. Чураков Д.Г. Развитие креативности у студентов музыкальных специальностей вуза с помощью музыкально-компьютерных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 321-324.
17. Колесникова Г.А. Содержание профессиональных практик в подготовке бакалавров музыкального образования // Вектор науки Тольяттинского государ-
ственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 97-100.
18. Лукашева С.С. Модель профессиональной подготовки студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» в вузе культуры и искусств // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 113-120.
19. Абасова У.Р. Музыка как важный социально-пси-
хологический фактор формирования художественного вкуса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 17-19.
20. Пецина И. А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете (на примере музыкально-педагогического факультета): Дисс. ... канд. пед. наук, -Самара, 2005, -23 с.
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL MOBILITY AS ONE OF THE CHARACTERISTICS OF FUNCTIONING TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEMPORARU WORLD
© 2014
I.A. Petsina, candidate of pedagogic sciences, docent of the choral and solo singing's Department
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article discusses the concept of "professional mobility" from the standpoint of sociology, psychology, pedagogy and music education. Substantiated pedagogical creativity, which provides high stability efficiency of music teacher's dissimilar activities. That are updated as the creativity of professional competence in system of professional mobility teacher-musician.
Keywords: professional mobility, pedagogical creativity, creative competence in system of professional teacher-musician's mobility.
УДК 37(477(092))
КОРДОЦЕНТРИЗМ («ФИЛОСОФИЯ СЕРДЦА») - ДОМИНАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В. СУХОМЛИНСКОГО И ОСНОВНАЯ ЧЕРТА УКРАИНСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
© 2014
А.М. Санивский, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье проанализированы труды ученых касающиеся вопросов национального характера, мен-тальности, которые легли в основу украинской «философии сердца»; на основе творческого наследия выдающегося украинского педагога В. Сухомлинского определены философские и педагогические категории кордоцентризма.
Ключевые слова: В. Сухомлинский, творческое наследие, национальный характер, ментальность, кордоцен-тризм, философия сердца, архетип, народ, этнос, биосфера, пассионарии.
Постановка проблемы. Четкость и точность представления о культурной индивидуальности других народов представителями определенного этноса достигается настолько, насколько точно очерчена и осознана собственная историческая уникальность, самобытность, мировоззрение.
Анализ последних исследований и публикаций. Ф. Бэкон, Г. Гегель, И. Гердер, В. Гумбольдт, Д. Дидро, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо исследовали национальный характер как философскую категорию, охватывающую сущность нации, все ее своеобразие как субъекта исторических событий.
В XIX в. национальный характер стал темой исследований как в украинской так и русской общественно-философской мысли. В работах Н. Данилевского, К. Леонтьева, В. Соловьева, Н. Бердяева, Г. Шпета, С. Франка и других, развивалась русская национальная идея, обосновывалась общенациональная, всемирно-мессианская роль России. В это же время исследованием украинского национального характера занимались выдающиеся ученые и деятели культуры В. Антонович, М. Грушевский, Д. Донцов, М. Драгоманов, Ю. Липа, В. Липинский, Н. Михновский, А. Потебня, М. Волновой, И. Франко и другие.
В современных трудах вопрос национальной менталь-ности освещался А. Бычко, И. Бычко, В. Васильевым, Л. Гамаль, Я. Герасимовым, Р. Додоновым, В. Дорошкевичем, И. Старовойтом, В. Храмовой и др., внимание акцентировалось на сущности понятия «душа народа» и ее составляющих - патриотизм, психический характер, воля, разум.
В современной этнопсихологии достаточно активно разрабатываются теории о наследственности черт национального характера и менталитета. В частности, речь идет о теории К. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Название теории возникло от древнегреческого термина архетшот (прообраз, праформа) [1].
Дальнейшее развитие идеи К. Юнга нашли в работах
выдающегося историка Л. Гумилева. Ученый в основу своей теории этногенеза как главный постулат взял тезис о природно-биологическом характере этноса. Этнос биоорганической составляющей мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. [2]. В. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, Космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта для Космоса и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие в нем [3].
К. Юнг предложил идею комплексного анализа формирования национального характера, который в основе имеет бессознательные культурные архетипы, но может трансформироваться в соответствии с постоянно меняющимися социально-историческими условиями [4, с. 73].
Формирование целей статьи. Цель статьи - проанализировать творческое наследие В. Сухомлинского и определить: какие философские и педагогические функции он возлагал на сердце.
Изложение основного материала исследования. Начнем с того, что П. Гнатенко рассматривает национальный характер как совокупность социально-психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), присущих национальному сообществу на определенном этапе развития и проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах [5, с. 6].
Б. Цимбалистый трактует национальный характер «как своеобразную персонификацию культуры данной национальной общности. Он сам является продуктом данной национальной культуры и одновременно ее носителем. Он помогает продолжать ее и передавать из поколения в поколение в неизменном или мало измененном виде» [6, с. 82].
Таким образом, национальный характер - это явление не столько психологии, сколько бытия. Он являет-