Научная статья на тему 'Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума'

Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУ-ДЕНТОВ ТЕХНИКУМА / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА / OCCUPATIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL / EPIS-TEMOLOGICAL PRAXEOLOGICAL / OCCUPATIONAL MOBILITY / AXIOLOGICAL COMPONENTS OF OCCUPATIONAL MOBILITY OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Ф. Д., Балягова Р. З.

В статье дается педагогическая характеристика современного процесса формирования профессиональной мобильности студентов техникума. Понятие профессио-нальной мобильности студентов нефтяного техникума определяется авторами как интегра-тивное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, обеспечивающие достижение профессиональной компетент-ности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобы-вающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives a pedagogical description of the formation of modern profession-al mobility of students of technical school. The concept of professional mobility of students is de-termined by the College of oil by the authors as an integrative quality of personality that characte-rizes the internal state mobility of students, their coping mechanisms that ensure the achievement of professional competence, to establish a process allowing initiation of future oil and gas industry ex-pert to the profession acquired during the training.

Текст научной работы на тему «Современный процесс формирования профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума»

Рассказов Ф. Д., Балягова Р. З.

Сургутский государственный университет, Сургут Сургутский институт нефти и газа (филиал Тюменского нефтегазового университета),

Сургут

Современный процесс формирования профессиональной мобильности

студентов нефтяного техникума

The current process of formation of professional mobility of students Petroleum College

УДК 37.043

Аннотация. В статье дается педагогическая характеристика современного процесса формирования профессиональной мобильности студентов техникума. Понятие профессиональной мобильности студентов нефтяного техникума определяется авторами как интегра-тивное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, обеспечивающие достижение профессиональной компетентности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

Summary. This article gives a pedagogical description of the formation of modern professional mobility of students of technical school. The concept of professional mobility of students is determined by the College of oil by the authors as an integrative quality of personality that characterizes the internal state mobility of students, their coping mechanisms that ensure the achievement of professional competence, to establish a process allowing initiation of future oil and gas industry expert to the profession acquired during the training.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, профессиональная мобильность студентов техникума; гносеологический, праксиологический, аксиологический компоненты профессиональной мобильности студентов техникума.

Key words: occupational mobility, occupational mobility of students of technical school; epis-temological praxeological, axiological components of occupational mobility of students of technical school.

Проблема формирования профессиональной мобильности на современном этапе актуализировалась рядом обстоятельств: вступлением России в международное Болонское соглашение, одной из главных целей которого является создание условий для роста социально-профессиональной мобильности студентов; недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров к реализации инновационных технологий, созданию условий для формирования качеств личности специалистов среднего звена, обусловленных современными требованиями (мобильность, конкурентоспособность, адаптивность, социальная активность, саморазвитие, компетентность и др.).

Изложенное выше позволяет нам сформулировать ряд противоречий между:

- социальным заказом на подготовку профессионально мобильного специалиста и низким уровнем ее сформированности у выпускников среднего профессионального образования;

- необходимостью научного обоснования организации процесса развития профессиональной мобильности и недостаточностью исследований, посвященных проблеме развития профессиональной мобильности в процессе профессиональной подготовки;

- ориентацией Государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на повышение профессиональной мобильности студентов и недостаточной представленностью исследований и методических рекомендаций, направленных на организацию образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Понятие «мобильность» в современном его понимании стало активно использоваться в работах ученых-педагогов со второй половины 1990-х гг. В центре внимания педагогической науки оказались следующие вопросы: история становления и развития профессиональной мобильности в контексте модернизации образования; подготовка профессионально мобильных студентов; совершенствование методики преподавания в среднем профессиональном образовании; самореализация личности мобильного студента и т. д. [21].

Несмотря на тот факт, что профессиональная мобильность на всех уровнях образования признана сегодня одним из актуальных вопросов для изучения, сама категория «профессиональная мобильность» требует тщательного анализа.

На сегодняшний день понятие «профессиональная мобильность» не только получает неоднозначную трактовку исследователей, но и подменяется в ряде случаев сходными или близкими по значению понятиями.

Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «профессиональная мобильность», считаем целесообразным провести анализ терминов «мобильность» и «мобильный» из различных словарей и справочных изданий.

Таблица. Контент-анализ понятия «мобильность»

Источник Определение

Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2005. С. 535 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, действию

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. доп. 2008. С. 361 Мобильный - 1. подвижный, способный к быстрому передвижению; 2. способный быстро действовать, принимать решения

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Буколика, 2008. С. 463 Мобильный - способный быстро передвигаться, перемещаться, ориентироваться в обстановке; готовый быстро выполнить задание

Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 сл. 3-е изд., стер. М.: Рус. яз., 2000. С. 388 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, действию

Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : свыше 25 000 слов и словосочетаний. М.: Эксмо, 2005. С. 496 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, перестройке

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка: более 35 000 слов: около 70 000 устойчивых словосочетаний / Рос. академия наук, Ин-т русского яз. им. В.В. Виноградова. М.: Эксмо, 2008. С. 339 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, действию

Большой толковый словарь русского языка / Рос. академия наук, Ин-т лингвист. исследований ; [рук. проекта, гл. ред. С. А. Кузнецов]. СПб. : Норинт, 2006. С. 549 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, действию

Большой Российский энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. С.966 Мобильность - (лат. mobilis) подвижность, способный к быстрому передвижению, действию

Глоссарий по Европейской интеграции. Термины договоров и соглашений Европейского Союза на английском, русском, французском, немецком и нидерландском языках. М. : Интер-диалект+, 1998. С. 182 Мобильность - это мобильность студентов и преподавателей в [ЕС]

Новый экономический словарь: 10000 терминов / под ред. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. С.405 Мобильность - (англ. mobility) - мера подвижности экономических ресурсов, факторов производства, их способность перемещения между разными сферами использования

Как видно из анализа ряда источников понятие «мобильный» означает «подвижный, способный к быстрому передвижению, действию, принятию решения»; а понятие «мобильность» определяется как «свойство мобильного» или «способность к быстрому передвижению, действию». Однако современные отечественные педагогические словари и энциклопедии не содержат термина «профессиональная мобильность». И только в Глоссарии по европейской интеграции, включающем термины договоров и соглашений Европейского союза на различных языках, изданном в Москве в 1998 г., понятие «мобильность» трактуется как «мобильность студентов и преподавателей» [21].

На наш взгляд, категория «профессиональная мобильность» должна быть рассмотрена через общее видовое понятие. Такими понятиями могут выступать: «социальная мобильность», «социально-профессиональная мобильность», «трудовая мобильность», «профессиональная мобильность».

Остановимся на рассмотрении специфических черт выделяемых видов мобильности и попытаемся сопоставить их с характеристиками профессиональной мобильности, выявляя при этом общие составляющие элементы.

В условиях усиления процессов мобильности различных социальных групп в динамично развивающемся современном мире достаточно значимую позицию занимает явление социальной мобильности, данное понятие впервые было определено П. А. Сорокиным как «любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую» [19, 345]. В свою очередь зарубежные социологи Д. Гласс, Липсетт и другие под социальной мобильностью понимают изменение индивидом своего социального статуса (вертикальная мобильность) и изменение местоположения без изменения статуса (горизонтальная мобильность). Они акцентировали внимание на индивидуальном перемещении, выявляя при этом основания социальной мобильности: статус, роль, неравенство, власть, образование и престиж [24, 24]. Л. В. Горюнова рассматривает социальную мобильность как феномен, характеризующий подвижность мотивационного поля личности. Социальная мобильность определяется ею как направление и действующий механизм изменения социального положения индивидов и наиболее полно отражает состояние социальной структуры общества и его социальную стратификацию [5, 114]. Э. А. Морылева под социальной мобильностью понимает любые перемещения в социуме горизонтального и вертикального характера, включая изменение социального положения, связанного с фактами трудоустройства, увольнения, безработицы. При этом она рассматривает различные виды социальных перемещений (территориальные, образовательные и др.) [11, 8]. По мнению Б. М. Игошева, именно образование является одной из главных ступеней на пути к высшему социальному статусу: хорошее образование дает возможность человеку развить свои способности, овладеть достойной профессией и, соответственно, подняться выше по социальной лестнице. И поэтому образование, специальность и квалификация в значительной степени обусловливают социальную мобильность личности и способствуют ее самореализации, так как будущему специалисту необходимо быть адаптивным, коммуникативным и толерантным [8, 85].

В большом количестве определений категории «социальная мобильность» можно обнаружить важную объединяющую особенность - упор на динамику: изменение местоположения без изменения статуса, индивидуальное перемещение из одной социальной позиции в другую, подвижность мотивационного поля личности.

Другая группа ученых описывает социальную мобильность как интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус в профессиональной среде и под влиянием изменяющихся в природе, культуре или социуме ситуаций и обстоятельств деятельности субъектов (объектов) взаимодействия [9, 55].

В работах ряда исследователей рассматривается понятие социально-профессиональной мобильности. Ю. И. Калиновский определяет ее как «...способность быстрой профессиональной и личностной переориентации как при сохранении профессиональной и социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности» [10, 291]. М. А. Ставрук рассматривает социально-профессиональную мобильность с двух точек зрения. С одной стороны, это смена позиций, обусловленная внешними обстоятельствами (такими, как отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, бытовая неустроенность и т. д.). В данном случае мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям. С другой - социально-профессиональная 78

мобильность - это внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании. В ее основе лежат такие понятия, как грамотность, образованность и профессиональная компетентность. Как результат - внутренняя свобода и раскрепощенность личности, которая способна быстро реагировать на происходящие в социуме изменения [21, 181].

Профессиональная мобильность, подобно социально-профессиональной мобильности вызвана потребностью внутреннего самосовершенствования личности, стремлением к приобретению более качественных образовательных и профессиональных компетенций.

В силу того, что учеба является основным трудом студента, а профессиональная мобильность рассматривается как составная часть единого образовательного процесса, можно говорить о взаимосвязи профессиональной и трудовой мобильности. По мнению В. Н. Дю-ниной, трудовая мобильность - это «...особый вариант социальной мобильности, представляющий собой осуществляемые переходы трудящихся в системе общественной организации труда, характеризующиеся изменением места работы, трудовой функции, иных определенных сторонами условий трудового договора, юридического характера занятости и опосредуемые путем заключения трудового договора изменения его условий и его прекращения» [6, 15]. В этом определении трудовой мобильности подчеркивается «изменение места работы и трудовой функции».

По мнению Э. А. Морылевой, «трудовая мобильность - это специфическая форма социального поведения в сфере занятости, заключающаяся в переходе работников с одного места на другое, в изменении ими сферы занятости, характера труда (сложности, квалифицированности). Трудовая мобильность является единым процессом, в отдельных этапах которого могут реализоваться как один, так и несколько видов мобильного поведения (миграция, смена предприятия, профессионального вида, характера труда)» [11, 45]. М. А. Ставрук отмечает, что особое место в классификации форм трудовой мобильности занимают территориальные перемещения или миграция[21, 199].

В научной литературе до настоящего времени не делалось четкого разграничения между понятиями «профессиональная мобильность» и «трудовая мобильность», а подчас они даже отождествлялись. В зарубежной литературе профессиональная мобильность часто интерпретируется как элемент процесса «жизненных достижений», реализуемого посредством трудовой деятельности, что позволяет рассматривать ее в контексте непроизводственных достижений индивидов [8, 119]. По мнению Б. М. Игошева, профессиональная мобильность - это способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям личности с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, расширяя или углубляя ее характер или уровень, проявлять свою профессиональную компетентность. Он рассматривает профессиональную мобильность как характеристику личности, обладающую такими чертами, как открытость, активность, адаптивность, коммуникативность, креативность и т. д. [9, 131].

В исследовании Л. В. Горюновой «Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России» дается определение профессиональной мобильности в сфере образования, представляющее собой триплекс: 1) качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; 2) деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни; 3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [5, 123].

Таким образом, важнейшей специфической чертой мобильности как социально-экономической категории является то, что она включает в себя не реальные, т. е. фактические сдвиги в трудовом статусе работников или, другими словами, не сами случаи их перемещения, а наличие у работников возможностей к ним. В силу этого степень развитости мобильности определяется многими другими факторами. Среди них - общий объем общеобразовательной подготовки, уровень теоретических и профессиональных познаний и производственных навыков, сложившаяся социальная структура общества и закономерности ее динамики. Показателями мобильного специалиста могут служить способности человека влиять на события, управлять событиями, использовать их для своего саморазвития.

Рассмотрев разные виды мобильности, описанные в научной литературе, приступим к определению категории «профессиональная мобильность», которая является предметом нашего изучения. С этой целью нами был применен метод контекстуального определения. Мы старались по возможности учитывать современный научный контекст: научные статьи, монографии, диссертации, а также лексику из словарей и энциклопедий, которые представляют собой наиболее полное и концентрированное выражение теории и практики определенных областей знаний. В большинстве случаев мы ссылаемся на исследования ведущих российских и западных ученых, отражающих проблематику нашей работы. В результате проведенного анализа мы можем констатировать, что понятие «профессиональная мобильность» в различных источниках трактуется по-разному.

Если предыдущие поколения приобретали профессию на всю жизнь, то нынешнее должно быть готово к смене профессиональной деятельности и обладать профессиональной мобильностью из-за быстро меняющихся производственных условий. В соответствии с новым этапом развития общества, профессия больше не выступает как «.центр жизненного цикла человека», а представляет одну из возможных «.форм социальной адаптации и творческой самореализации личности» [7, 54].

Ускорение темпов научно-технического прогресса, изменения производственных технологий происходят столь быстро, что полученные профессиональные знания устаревают за срок, гораздо меньший периода трудовой жизни человека. Кроме того, экономическая ситуация в стране требует наличия трудовых ресурсов, обладающих высокой степенью профессиональной мобильности, и у каждого работника возникает необходимость обновить свои профессиональные знания или сменить квалификацию [18, 154]. Наступило время профессионалов. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно емкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре [15, 134] оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. Рассматривая сущность профессиональной мобильности, мы также обратились к новейшему словарю иностранных слов [16, 544], в котором дается интегральная характеристика, отражающая в известной степени все современные подходы к определению мобильности: «Мобильность - готовность человека достаточно быстро и успешно приобретать недостающие знания и умения компетенции, способы деятельности, значимые для профессиональной деятельности».

В данных определениях не столь широко изложена сущность мобильности, но в них четко указывается на знания и умения человека.

Опираясь на работу Л. А. Амировой, мы рассматриваем профессиональную мобильность, как необходимый компонент профессиональной деятельности [2, 91]. При этом исследование профессиональной мобильности как сложного образования предполагает анализ определения, структуры и факторов ее развития. Изучение литературы [2, 5,6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13и др.] показало, что основу профессиональной мобильности составляют профессиональные знания, профессиональные умения и профессионально значимые личностные качества, которые: во-первых, входят в содержание определения; во-вторых, выступают в качестве структурных компонентов; в-третьих, являются условиями формирования профессиональной мобильности.

Изучение проблемы педагогических условий формирования профессиональной мобильности студента нефтяного техникума дает возможность понять глубинные механизмы его поведения в рамках профессиональной деятельности и прогнозировать ее эффективность.

Много известных ученых внесли свой вклад в разработку проблемы как профессиональной мобильности ([1, 3, 4, 15, 22 ] и др.), так и условий ее формирования ([7, 18, 20] и др.). Однако вопрос о педагогических условиях формирования профессиональной мобильно-80

сти и в настоящее время является открытым, что подтверждает актуальность нашего исследования. К числу главных факторов, тормозящих решение этого вопроса, на наш взгляд, относятся практически изолированное друг от друга развитие психологии и педагогики, разде-ленность отраслей каждой из них, консервативное влияние идеологических установок на развитие теории и практики профессиональной деятельности. В результате действия перечисленных факторов современное состояние проблемы педагогических условий формирования профессиональной мобильности студента техникума отличается отсутствием системности в видении самой проблемы и, следовательно, неразработанностью критериев ее оценки, далеко не полным раскрытием механизмов ее становления и развития и, как закономерный результат, отсутствием эффективных технологий развития профессиональной мобильности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в качестве педагогических условий формирования профессиональной мобильности могут выступать ее компоненты: профессиональные знания; практические умения; профессионально значимые личностные качества.

Несмотря на различия в подходах к проблеме педагогических условий формирования профессиональной мобильности, данные авторы сходятся на том, что для формирования профессиональной мобильности достаточно развития любого из ее компонентов. Но в представлении Ю. И. Калиновского: «Поскольку профессиональная мобильность представляет собой сложную личностную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного из компонентов здесь невозможно» [10, 202]. Кроме того, по мнению Л. А. Амировой, «.не следует ограничиваться формированием опыта организационного поведения в различных ситуациях, основанном на профессиональных знаниях.» [2, 113]. «Наличие необходимых профессиональных знаний еще не означает, что студент ими умело воспользуется.» [2, 129].

Таким образом, по мнению исследователей [2, 8, 10, 12 и др.], существует тесная взаимосвязь между структурными компонентами профессиональной мобильности, характеризующая ее как системное качество. И при формировании профессиональной мобильности важно учитывать уровень профессиональной грамотности будущего выпускника техникума, степень владения практическими умениями и сформированность его профессионально значимых личностных качеств. Поэтому при разработке развивающих технологий следует исходить из того, что формирование профессиональной мобильности может идти через развитие системы ее структурных компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического.

Влияние гносеологического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях П. Я. Гальперина [4, 9], Э. Ф. Насыровой [14, 88], И. Э. Унт [22, 43] и др.

В своем исследовании Е. А. Садовская утверждает, что «.для формирования успешной профессиональной мобильности специалисту надо обладать профессиональной грамотностью» [18, 14]. Она включает наряду с профессиональной информированностью еще и личностные качества, которые под влиянием профессиональных знаний претерпевают изменения. Появляется интерес к другой деятельности и оптимистическая убежденность в собственных возможностях.

При этом такие педагоги как Л. П. Меркулова [12, 61], И. С. Якиманская [23, 95] и др. сходятся на том, что теоретические профессиональные знания (за которыми - обобщенный профессиональный опыт) не только опираются на практическую деятельность, но и раздвигают границы индивидуального опыта студента, направляют и организуют этот опыт, позволяют переосмысливать его в системе профессионального опыта и, таким образом, влияют на процесс формирования профессиональной мобильности.

Профессиональное знание, которое студент осваивает, заключает Л. П. Меркулова, «.только тогда будет реально регулировать его практические действия, когда оно преобразуется во внутреннее достояние студента, в его личное знание, в его убеждение, эмоционально им пережитое и практически апробированное» [12, 71]. Иначе говоря, механизм применения профессиональных знаний будущим специалистом в условиях его реальной деятельности может быть понят только как сугубо личностный процесс, и потому в процессе формирования профессиональной мобильности будут приняты во внимание важнейшие личностные детерминанты его поведения в ситуациях профессиональной деятельности.

Данную точку зрения продолжают Э. Ф. Зеер [7, 34], Ю. И. Калиновский [10, 228], считающие, что при преобладании профессиональных изменений в мышлении будущего специали-

ста одним из ведущих мотивов при формировании профессиональной мобильности становится мотив саморазвития. «При этом к саморазвитию стремятся как студенты, имеющие внутреннюю, продуктивную мотивацию, так и студенты с неоптимальной профессиональной мотивацией» [7, 20]. В связи с этим Э. Ф. Зеером [7, 41] были описаны пути, выбираемые для этого: одни стремятся стать менее, другие - более мобильными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональной мобильности. Реализация этих задач сталкивается с процессами наполнения профессиональных знаний личностным смыслом у конкретных студентов.

В представлениях В. Н. Дюниной [6, 34], Б. М. Игошева[8, 112], Ю. И. Калиновского [10, 337], В. А. Мищенко [13, 114] в условиях социальной нестабильности в качестве важного условия эффективности и гармоничности деятельности выступают профессиональные (в том числе - психологические) знания, ведущие к изменениям в мышлении и личности студента. Вследствие этого происходит изменение мотивов поведения студента во взаимосвязи с его ценностными ориентациями.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Л. А. Амировой [2, 53], Л. В. Горюновой [5, 47], заявляющих, что под влиянием полученной профессиональной информации происходит трансформация профессиональной мобильности. В частности, «.следует говорить об изменении ее смысла, целей и мотивов.».

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что несмотря на различия в подходах на проблему влияния профессиональных знаний на формирование профессиональной мобильности студента нефтяного техникума, авторы сходятся на том, что профессиональные знания являются педагогическим условием формирования профессиональной мобильности и изменения ее структуры.

Влияние праксиологического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях Л. В. Горюновой, Э. Ф. Насыровой [14, 87] и др.

Исследования, проведенные Л. В. Горюновой [5, 100], дали возможность определить роль овладения студентом определенных умений и навыков в своей профессиональной деятельности при формировании профессиональной мобильности. По их мнению, «.каждый студент как субъект практической деятельности строит свой собственный опыт; каждый студент создает свою лично пережитую стратегию решения профессиональных задач и свой индивидуальный стиль деятельности». И при этом, как следствие, происходит развитие, формирование, совершенствование профессиональной мобильности.

Одной из причин несформированности профессиональной мобильности у студентов некоторые педагоги (А. Ф. Аменд [2, 115], М. А. Ставрук [21, 202], Л. П. Меркулова [12, 64]) считают несформированность умений, а также индивидуальных способов осуществления профессиональной деятельности. Данные авторы подчеркивают, что именно в профессиональной мобильности развитие практических умений зависит от профессиональной информированности студента (в нашей работе - гносеологического компонента профессиональной мобильности). Все это приводит не только к рассогласованности ведущих мотивов профессиональной деятельности, но также к случаям несоответствия компонентов в профессиональной мобильности студента.

«Как бы специалисты не исполняли свою профессиональную деятельность, она всегда должна иметь полную структуру - от понимания и постановки целей и задач до осуществления действий самоконтроля и самооценки» [18, 18]. Только в этом случае, по мнению Е. А. Садовской, происходит формирование профессиональной мобильности. Причем, обеспечивается это через выполнение практических приемов в основных способах профессиональной деятельности специалиста.

В продолжение данной точки зрения нельзя не упомянуть работу Э. Ф. Насыровой [14, 77], в которой представлен модульный курс профессиональной мобильности студентов. В качестве средств для реализации поставленных целей авторами были избраны упражнения на развитие практических умений профессиональной деятельности любого специалиста: планированию своей деятельности, предвидению ее трудностей, расширению арсенала альтернативных профессиональных решений, профессиональному анализу ситуаций, умению при принятии решений ориентироваться не только на практический результат, но и учитывать эффекты последствий данных решений.

Таким образом, диапазон исследований влияния практических умений на формирование профессиональной мобильности студентов в психолого-педагогической литературе достаточно широк. Однако, все они характеризуют практические умения как условие формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

Описание картины влияния структурных компонентов на формирование профессиональной мобильности было бы неполным без последней, важной составляющей профессиональной мобильности - аксиологического компонента.

Влияние аксиологического компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях В. А. Сластенина [20, 54], И. Э. Унта [22, 93], И. С. Якиманской [23, 112] и др. В. А. Сластенин определил сущность профессиональной мобильности через профессионально значимые свойства и качества личности. Так, И. Э. Унт характеризует мобильность как «.свойство личности (некоторое общее психическое состояние), которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением индивидуального и типического своеобразия индивида» [22, 88].

И. С. Якиманская [23, 101] связывает понимание сущности профессиональной мобильности с комплексом профессионально значимых качеств личности. По мнению автора, профессиональная мобильность коррелирует прежде всего с индивидуально-психологическими качествами личности, к которым он относит высокие познавательные интересы, потребность в работе, адекватность восприятия профессиональной ситуации, прогнозирование формирующейся личности специалиста, определение условий и выбор средств его всестороннего развития и др.

Данное представление поддерживают Ф. Д. Рассказов [17, 94], В. А. Сластенин [44, 351] и др., которые в своих работах подчеркивают, что психологам хорошо известен факт, когда устойчивые черты личности в сочетании с эмоциональными компонентами формируют профессиональную мобильность, которая характеризует поведение и профессиональную деятельность человека. Следовательно, заключает Ф. Д. Рассказов, «.свойства личности и мобильность теснейшим образом оказываются связаны между собой» [17, 110]. Таким образом, комплекс личностных качеств оказывает свое влияние на формирование профессиональной мобильности.

Нельзя в связи с этим обойти вниманием точку зрения Ю. И. Калиновского, который считает, что «.профессиональная мобильность подчас определяет жизненный путь человека, но при этом сама является результатом взаимодействия индивидуально-типологических свойств личности и социальных ее отношений с окружающим миром, в том числе профессиональных» [48, 127].

По мнению Э. Ф. Зеера: «Свойства личности вмешиваются в процесс формирования профессиональной мобильности на всех этапах.» [7,110]. При этом: «Процесс формирования профессиональной мобильности может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности».

Таким образом, несмотря на различия в терминологии профессионально значимых личностных качеств, авторы сходятся во мнении, что личностные качества отражаются в профессии, оказывая тем самым влияние на формирование профессиональной мобильности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы делаем вывод об актуальности нашего исследования, так как вопрос о профессиональной мобильности студентов техникума до сих пор остается дискуссионным. Опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, мы сформулировали понятие профессиональная мобильность применительно к обучению студентов нефтяного техникума. Таким образом, профессиональная мобильность студентов нефтяного техникума выступает как интегративное качество личности, характеризующее подвижность внутреннего состояния студентов, его адаптационные механизмы, которые обеспечивают достижение профессиональной компетентности, позволяющее выстроить процесс приобщения будущего специалиста нефтегазодобывающей отрасли к приобретаемой профессии в период обучения.

Литература

1. Аменд А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография / А. Ф. Аменд. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. 152 с.

2. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: дис.... д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 451 с.

3. Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества. М.: Академия, 1999. 160 с.

4. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий [Электронный ресурс] / Гальперин П. Я. 1980. С. 13 // URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/galperin_for (дата обращения 12. 07. 2011).

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 228 с.

6. Дюнина В. Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 151 с.

7. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126 с.

8. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : автореферат дис. д-ра. пед. наук. Москва, 2008. 274 с.

9. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. М. : ВЛАДОС, 2008. 201 с.

10. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андролога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.

11. Морылева Э. А. Функциональное значение профессионально-социальной мобильности в подготовке педагога в вузе [Электронный ресурс] / Э. А. Морылева, Н. Н. Суртаева // Мир работ, 2010. URL: http://www.mirrabot.com/work/work_41347.html. (дата обращения 22. 06. 2011).

12. Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: автореф. дис. д-ра пед. наук. Самара, 2008.

13. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность в России: история и современность. Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010. 122с.

14. Насырова Э. Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования компетентности учителя технологии и предпринимательства: монография. Шадринск: изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. 140 с.

15. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. 187 с.

16. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

17. Рассказов Ф. Д. Педагогическое мастерство как условие формирования профессиональных качеств у студентов педагогических ВУЗов // Секреты педагогического мастерства / Н. С. Бирюкова, Б. А. Борисов, Н. В. Дерябина и др.; под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова. Новосибирск : ЦРНС, 2009. 222 с.

18. Садовская Е. А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-исследователей университета: дисс... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 224 с.

19. Сорокин П. А. Социальная мобильность / пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Akademia: LVS. 2005. 460 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2001. 473 с.

21. Ставрук М. А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: дис. канд. пед. наук. Сургут, 2011. 344 с.

22. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

23. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. 210 с.

24. Glass D. V. and J. R. Hall «Social Mobility in Britain.». 1989. P. 37.

25. Lipset and Zetterberg, «A Theory of Social Mobility», 1999. P. 573 -3; Lipset and Bendix, Social Mobility in Industrial Society, ch. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.