Научная статья на тему 'Культурная мобильность педагога-музыканта как проблема современного профессионального образования России'

Культурная мобильность педагога-музыканта как проблема современного профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / CREATIVE COMPETENCE IN THE SYSTEM OF A TEACHER-MUSICIAN'S PROFESSIONAL MOBILITY / CULTURAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пецина Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются такие проблемы процесса модернизации образования в России, как объем системных инноваций, нарушение связей с отечественными традициями, нивелирование национально-культурного своеобразия и содержательных сторон музыкального образования, что актуализирует формирование культурной мобильности педагогов-музыкантов, их креативной компетенции в системе профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER-MUSICIAN’S CULTURAL MOBILITY AS A PROBLEM OF RUSSIAN MODERN EDUCATION

The article deals with such problems in the process of modernization of Russian education as the volume of system innovations, violation of relations with national traditions, the «dumping» of national-cultural identity and content of musical education. These facts determine the formation of cultural mobility of teacher-musicians, their creative competence in the system of professional mobility.

Текст научной работы на тему «Культурная мобильность педагога-музыканта как проблема современного профессионального образования России»

УДК 378+78

КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

© 2014 И.А.Пецина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.02.2014

В статье рассматриваются такие проблемы процесса модернизации образования в России, как объем системных инноваций, нарушение связей с отечественными традициями, нивелирование национально-культурного своеобразия и содержательных сторон музыкального образования, что актуализирует формирование культурной мобильности педагогов-музыкантов, их креативной компетенции в системе профессиональной мобильности. Ключевые слова: культурная мобильность, креативная компетенция в системе профессиональной мобильности педагога-музыканта.

В настоящее время идея модернизации отражает сущность концепции развития современного образования1, предполагающей создание принципиально новой образовательной системы путем приведения характеристик и качеств уже сложившейся системы образования в соответствие с современными требованиями. В этой ситуации существенно изменяется роль российского образования, которое уже пятнадцать лет живет под знаком Болонского процесса.

В подписанной министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании Декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» отмечалось: «Открытая Зона европейского высшего образования несет богатство позитивных перспектив, конечно же, с уважением наших различий, но требует продолжения усилий по ликвидации барьеров и разработки таких рамок для преподавания и обучения, которые расширили бы мобильность и сделали сотрудничество более близким, чем когда-либо было ранее» 2.

Рассмотренные положения характерны для развития образования в мире, хотя их проявление имеет в каждой стране свои особенности, обусловленные национально-культурной спецификой образовательной системы данной конкретного государства. Но несмотря на то, что процесс модернизации образования в целом оценивается как объективная тенденция, актуальная и перспективная потребность общественного раз-

Пецина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения. E-mail: irina [email protected]

1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. №393.

2 Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. - М.: 2002. - С. 10.

вития, во многих странах он протекает достаточно сложно и неоднозначно и связан с решением множества проблем - правового, культурного, экономического, социального, организационного, управленческого характера - и преодолением разномасштабных противоречий3.

Следует подчеркнуть, что и в российском обществе сложились различные позиции по отношению к Болонскому процессу. Так, довольно распространенным является мнение, обоснованное Н.В.Соколовой, что непрерывный поток педагогических инноваций Болонского соглашения угрожает нашей системе образования развалом. Она считает, что в сложившейся ситуации инновации лавинообразно и во многом стихийно возникают на всех уровнях системы образования: «Нарушается главное правило управления системами: нельзя перестраивать систему по нескольким направлениям одновременно - она не выдерживает такого управления, что приводит к кризису». В то же время Н.В.Соколова подчеркивает, что локальные инновации, которые постепенно улучшают и приспосабливают ее к новым условиям, напротив, необходимы и позитивны, поскольку способствуют развитию4.

Под инноватикой в педагогике А.В.Хуторской понимает науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образова-ния5. В этой связи следующей проблемой внедрения общеевропейской интеграции и образова-

3 Игошев Б.М. Болонский процесс: Понятийный аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. - Вып. 5. -М.: 2007. - С. 153 - 163.

4 Соколова Н.В. Оценка социальных последствий педагогических инноваций // Инновации и образование: Сб. материалов конф. Серия «Symposium». — СПб.: 2003. - Вып. 29. - С. 442.

5 Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Методо-

логия, теория, практика. - М.: 2005.

Педагогика

тельных инновации исследователи называют опасность нарушения связи с отечественными традициями обучения, нивелирования национально-культурного своеобразия Российского образования. Обозначенный процесс, указывает В.А.Бочаров, влечет за собой, негативные последствия, разрушение национальных традиций, потерю специфики собственной системы образования6. При этом подчеркивает Н.Н.Федотова, Болонская декларация, предлагая для европейских образовательных систем американскую модель образования, не учитывает, в достаточной степени, национальную специфику образования других стран, не дает ответа на вопрос, как же строить содержательную сторону образования при имеющихся различиях национальных школ преподавания 7.

По мнению Б.М.Игошева, успех современного образования определяется, прежде всего, всеобщей способностью высокой адаптивности высшей профессиональной школы к постоянно меняющимся условиям. Сохранение достоинства и культуры отечественного образования, гибкость реагирования на культурно-социальные перспективы необходимы и системе образования в целом и всем ее субъектам8.

Именно поэтому подготовка специалистов, способных к культурной мобильности в своей профессии — одна из важнейших проблем современного профессионального образования России. Сущностный смысл культурной мобильности современного педагога-музыканта определяется тем, что его мобильность, с одной стороны, обусловливает динамизм, усиление интенсивности, изменчивости образовательных процессов, а с другой — обеспечивает их устойчивость посредством защиты отечественных интересов в сфере культуры, музыкального образования и воспитания. Культурная мобильность становиться одним из важных факторов предотвращения и преодоления национально-культурной конфронтации и противоречий в современном мире. Понятие «культурная мобильность» определяется Ю.И.Калиновским как «способность личности естественно воспринимать культурные традиции этноса, следовать принципу поликультурного плюрализма, стремиться производить новые культурные ценности, сопоставляя их с произведениями мировой куль-

туры, т.е. проявляя свою общекультурную информированность »9.

С точки зрения внутриличностных механизмов, как показывают исследования Л.В.Го-рюновой, культурная мобильность тесно связана с проявлениями творческого потенциала, креативности человека. В этом аспекте культурная мобильность проявляется в умении передать нужную мысль в разнообразной форме, что «обеспечит инновационный подход к решению поставленных перед человеком задач с опорой на принцип гуманизма в социальной среде»10, поскольку инновации - это и форма проявления творчества, и способ приобщения к творчеству.

Рассматривая изменчивость внутреннего состояния индивида по отношению к меняющейся культуре, социальным изменениям, ряд исследователей используют термин «социокультурная мобильность», которая по мнению И.В.Василенко определяется внутренним «энергетизмом личности, ее внутренней потенцией и обусловливается взаимодействием двух структур: постоянной (духовный стержень, стабильное ядро, ценности высшего ранга) и переменной (гибкость, изменчивость, подвижность сознания)»11. В содержании понятия «социокультурная мобильность» как сложного личностного образования лежат определенные способы практического мышления, идеологические установки, ценностные ориентации которые в совокупности дополняют друг друга, но имеют при этом различную степень свободы. Иными словами, социокультурная мобильность проявляется в меняющихся способах практического мышления, изменяющихся идеологических воззрениях, развивающихся ценностных ориентациях. Свойственная социальным субъектам социокультурная подвижность, гибкость, выражая степень их приспособляемости к изменяющейся ситуации, в то же время выступает и главным условием культурной мобильности социальных систем.

В трактовке Ю.И.Калиновского, мобильность педагога является интегративной характеристикой, включающей все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, в социуме и культуре. При этом культурная мобильность применительно к педагогической дея-

6 Бочаров В.А. «Расстрел» высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - №1. - 2005. - С. 125 - 129.

7 Федотова Н.Н. Глобализация в образовании: Болон-ский процесс // Вестник Российского философского общества. - 2003. - № 2. - С.24.

8 Игошев Б.М. Болонский процесс: .... - С. 153 - 163.

9 Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: 2001.

10 Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования

России: Автореф. дис..... д-ра пед. наук. - Р. на/Д.:

2006. - С.24.

11 Василенко И.В. Социокультурная мобильность как

философская проблема: Автореф. дис..... канд. филос.

наук. - Волгоград: 1996. - С.18.

тельности, как считает автор, — «это, прежде всего, способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений как в изучаемой области, так и в общественном развитии»12.

Не является исключением и в полной мере должна отвечать вышеуказанным требованиям деятельность педагога-музыканта, культурная мобильность которого призвана выработать некоторые обобщающие принципы и методы обучения детей музыке, сохранив при этом свои особые культурные иерархии, преемственность, традиции музыкального образования и обучения искусствам, систему ценностей лежащих в основе отечественного мировоззрения разных эпох13.

Реализация креативной компетенции в системе культурной мобильности педагога-музыканта позволит обеспечить учебный процесс особыми, специфическими для отечественной культуры музыкально-педагогическими методами, условиями, средствами, что обусловит сочетание в музыкальном образовании профессионализма, фундаментальности и инноватики14.

В современной Европе идея ценности каждой национальной культуры гармонично сочетается с идеей единства мира. В этой связи А.С.Кармин подчеркивает, что как духовно богатая личность,

которая, постигая мысли и чувства других людей, не утрачивает от этого своей оригинальности и неповторимости, так и достаточно богатая культура, усваивая достижения других культур, не перестает быть своеобразной и уникальной, а лишь еще больше обогащается15.

Сегодня можно считать исторически подтвержденным, что модернизация российского образования ни в коей мере не ведет к подчинению или унификации культур, а является выражением стремления к определению общих путей развития, вытекающих из общей стратегии преодоления противоречий и возможных катаклизмов. Уже очевидно, что культурная мобильность становиться актуальной и неотъемлемой компетенцией современного педагога-музыканта. Поэтому необходимо изучение всех сторон данного феномена, чтобы высшая профессиональная школа, и в особенности - педагогическая, могла использовать его для совершенствования системы музыкального образования.

12Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога.... - С.143.

13Пецина И.А. Основы педагогического творчества учителя музыки: Учебно-методич. пособ. - Самара: 2006.

14Пецина И.А. Творческая техника учителя-музыканта: Учебно-методич. пособ. - Самара: 2010. - С. 126.

15Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб.: 1997. - С. 495.

TEACHER-MUSICIAN'S CULTURAL MOBILITY AS A PROBLEM OF RUSSIAN MODERN EDUCATION

© 2014 I.A.Petsina

° Irina Anatolevna Petsina, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of choral and solo singing. E-mail:irina [email protected]

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with such problems in the process of modernization of Russian education as the volume of system innovations, violation of relations with national traditions, the «dumping» of national-cultural identity and content of musical education. These facts determine the formation of cultural mobility of teacher-musicians, their creative competence in the system of professional mobility.

Keywords: cultural mobility, creative competence in the system of a teacher-musician's professional mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.