УДК 378.147:78 ББК Ч448.985
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.01
Плеханова Ольга Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов, Институт музыкального и художественного образования; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; педагог-музыкант; профессиональная подготовка.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается специфика профессиональной мобильности педагога-музыканта, рассматриваются возможности педагогического университета в формировании профессиональной мобильности педагога-музыканта как в рамках профессиональной подготовки, так и при получении дополнительного послевузовского образования.
Plekhanova Olga Evgenievna,
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, Head of the Chair of Theory, History of Music and Musical Instruments, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
THE PROBLEM OF FORMING OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A MUSICS TEACHER
KEY WORDS: professional mobility; musics teacher; professional training.
ABSTRACT. The article describes the specific features of professional mobility of a musics teacher and studies the potential of a pedagogical university in the process of forming of professional mobility of said teacher during both undergraduate and further education.
П
роцессы глобализации, увеличивающийся объем информации, ускорение темпов жизни - лишь некоторые грани социокультурной среды, в которой находится современный человек. Данная ситуация безусловно оказывает на каждого влияние и определяет особые требования общества к человеку как к личности и к специалисту в определенной профессиональной отрасли. Успешность современного специалиста в профессиональной деятельности во многом зависит от его личностных качеств, среди которых на первый план выдвигаются креативность, быстрота принятия решений, обучаемость и умение адаптироваться к изменяющимся профессиональным условиям, что в совокупности может быть охвачено понятием «профессиональная мобильность».
Феномен профессиональной мобильности является объектом изучения различных наук: философии, экономики, социологии, культурологии, психологии, педагогики и др. В психологических словарях и энциклопедиях профессиональная мобильность трактуется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности (3). Профессиональная мобильность в социологическом словаре рассмотрена как продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости (4).
Особую значимость профессиональная мобильность приобретает в деятельности педагога, так как всегда предполагает дву-
сторонность процесса. С одной стороны, педагог как специалист должен обладать мобильностью. С другой стороны, формирование мобильности у учеников - важная задача современного образования, обусловленная воспитанием личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Профессиональная мобильность педагога - понятие, определяемое учеными по-разному. В рамках данной статьи мы опираемся на определение Б. М. Игошева, который на основе анализа существующих представлений о профессиональной мобильности (Л. В. Горюнова, Ю. И. Калиновский,
Э. А. Морылева, Е. Г. Неделько и др.) определяет профессиональную мобильность педагога как интегральное динамическое качество личности, обусловливающее успешность адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе (2, с. 123).
Профессиональная мобильность педагога обладает рядом признаков, которые, по словам Б. М. Игошева и Ю. И. Биктуганова, проявляются на двух уровнях:
• «внутренняя мобильность» - совокупность определенных личностных качеств и свойств человека (открытость, активность, адаптивность, коммуникативность, креативность), имеющих универсальный характер и не выражающих содержательную конкретность профессиональной деятельности, но обеспечивающих воз-
© Плеханова О. Е., 2014
можность продвижений в профессиональной сфере, переключение с одних видов деятельности на другие;
• «внешняя мобильность» - конкретные формы и виды профессиональной деятельности человека, позволяющие характеризовать его как профессионально мобильного (1, с. 7).
Самопроизвольно профессиональная мобильность может сформироваться лишь у небольшой части педагогов, что определяет потребность в формировании как «внутренней» так «внешней» мобильности в процессе целенаправленной профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка педаго-гов-музыкантов осуществляется в различных видах средних и высших учебных заведений (педагогических вузах, консерваториях, университетах и колледжах культуры и искусств, музыкальных училищах и др.). Профессиональную подготовку педагога-музыканта в педагогическом вузе отличает многогранность и универсальность, поскольку востребованное в современном обществе содержание деятельности педагога-музыканта определяет задачу подготовки учителя, который варьирует ход, содержание, вид музыкально-педагогической деятельности в зависимости от потребностей, разносторонне проявляя себя в ней и реализуя при этом свой музыкальный опыт. Это обусловлено тем, что функции современного учителя музыки рассматриваются не столько в контексте узкой специализации (преподаватель музыки в общеобразовательной школе, учреждении дополнительного образования), сколько с позиции формирования его универсальности, позволяющей реализовать себя в различных направлениях музыкально-педагогической деятельности. Обращаясь к определению термина «универсальный» (всеобщий, всеобъемлющий, разносторонний, для всего пригодный), подчеркнем, что данное понятие в подготовке педагога-музыканта связано прежде всего с освоением разных видов музыкальной и творческой деятельности: пения, игры на инструменте, руководства певческим коллективом или солистом, художественного слова, сценической речи и др.
В истории развития искусства известны фамилии выдающихся одаренных людей, занимавшихся одновременно различными видами музыкальной и художественной деятельности (И. С. Бах, А. П. Бородин, А. Вивальди, Леонардо да Винчи, И. Гете, М. И. Глинка, А. С. Грибоедов, Ф. Лист, С. В. Рахманинов, Дж. Россини, Г. В. Свиридов, П. И. Чайковский, Ф. Шопен, Д. Д. Шостакович и др.). Например, А. С. Грибоедов обладал не только поэтическим и музы-
кальным талантами, но еще замечательно рисовал. Шопен был актером, живописцем и поэтом. Литературными и актерскими способностями обладал Дж. Россини. Однако в жизни явление универсальной одаренности человека встречается не столь часто. В связи с этим важную роль играет не только одаренность ученика, но прежде всего его воля, которая является основой для достижения высокого уровня в осуществлении разных видов музыкальной деятельности и необходима для достижения успеха педа-гогу-музыканту.
Положительным моментом профессиональной подготовки в педагогическом вузе также является то, что будущий учитель музыки получает знания в области философии, культурологии, психологии, педагогики, а также осваивает разные виды педагогической деятельности: образовательную, воспитательную, обучающую, научноисследовательскую и др. Следует особо подчеркнуть важность психолого-педагогиче-ской подготовки будущего педагога-музыканта, которая часто способствует осознанию специфики музыкальных видов деятельности, так как мало быть хорошим музыкантом-исполнителем, важно научить этому своих учеников.
Соответственно мобильность педагога-музыканта изначально обусловлена содержанием его разносторонней профессиональной подготовки в педагогическом вузе. В процессе обучения будущий учитель музыки получает хорошую психолого-педа-гогическую подготовку, проходит практику в общеобразовательной школе, осваивает теорию и историю музыки, различные виды музыкальной деятельности, что позволяет ему быть успешным в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим подготовка студента в педагогическом вузе способствует формированию профессиональной мобильности педагога-музыканта в большинстве случаев применительно к осуществлению педагогической деятельности с детьми и подростками в рамках урока музыки и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, а также дает возможность в дальнейшем выпускнику трудоустроиться в музыкальных школах, школах искусств в качестве преподавателя одной или нескольких музыкальных дисциплин (класс музыкального инструмента, класс сольного пения, хоровой класс, сольфеджио) и др.
Однако, несмотря на комплексность и универсальность подготовки, современная социокультурная ситуация определяет потребность в педагогах-музыкантах, способных работать в различных учреждениях образования и культуры, а также осуществ-
лять деятельность с людьми разных возрастных групп (дети раннего возраста, дошкольники, школьники, молодежь, взрослые и пожилые люди). Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин, среди которых - увеличение спектра учреждений и организаций, осуществляющих разные виды социально-культурной деятельности с населением; повышение интереса родителей к раннему музыкальному воспитанию детей (начиная с самого рождения); повышение рождаемости в России и нехватка музыкальных руководителей в детских дошкольных учреждениях; интерес молодежи к музыкальному искусству; проявление активности людей среднего возраста, испытывающих потребность в самореализации; государственная политика в отношении людей старшего поколения по продлению активного долголетия средствами социально-культурной деятельности, развитие в связи с этим клубного движения в рамках комплексных центров социального обслуживания населения и нехватка специалистов, способных на высоком уровне осуществлять данные виды деятельности, и др.
Соответственно для успешного формирования профессиональной мобильности педагога-музыканта требуется введение различных дисциплин, раскрывающих специфику разных видов деятельности в учреждениях различного типа с людьми разных возрастов. Но следует отметить, что описанные тенденции пока не нашли отражения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в связи с чем на данном этапе формирование профессиональной мобильности педагога-музыканта может осуществляться только в рамках курсов по выбору.
В Уральском государственном педагогическом университете в Институте музыкального и художественного образования разработан и внедряется курс по выбору «Социально-культурная деятельность с разновозрастными группами». Обращаясь к понятию «социально-культурная деятельность», отметим, что до сих пор нет единого мнения о его содержании. В рамках данной статьи мы будем опираться на определение
Н. Н. Ярошенко: «Социально-культурная деятельность - совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регуля-тив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» (5, с. 24).
В результате прохождения курса студенты изучают теоретические и технологические основы социально-культурной деятельности с разновозрастными группами,
а также особенности организации и осуществления социально-культурной деятельности в различных типах учреждений образования и культуры. В ходе курса проводятся лекции и семинары, а также деловые игры, кроме того, студентам выдаются творческие задания по моделированию занятий, проведению творческих мероприятий различного уровня, которые затем реализуются на практике в школе, на различных мероприятиях в университете, а также в волонтерской деятельности.
При рассмотрении проблемы формирования профессиональной мобильности педагога-музыканта важно отметить следующее. В силу объективных причин возникает еще одно противоречие: мобильность будущих педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки не может быть сформирована окончательно. Это обусловлено тем, что способности человека формируются и развиваются в деятельности, поэтому в процессе получения высшего образования формируются лишь некоторые составляющие будущей профессиональной мобильности. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности у педагога-музыканта возникают новые потребности, которые человек может реализовать в системе послевузовского образования в рамках стажировки, курсов повышения квалификации или переподготовки.
С целью развития профессиональной мобильности педагогических кадров в Уральском государственном педагогическом университете в большинстве подразделений активно разрабатываются и внедряются программы дополнительного профессионального образования. Например, в Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета для педагогов-музыкантов реализуется программа «Инновационные технологии музыкального образования дошкольников», в рамках которой раскрываются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, инновационные методики и технологии в музыкальном образовании дошкольников, диагностика художественной предрасположенности детей (4-6 лет).
Готовится к внедрению программа «Основы социально-культурной деятельности с пожилыми людьми», состоящая из трех модулей: «Теоретические основы социально-культурной деятельности с пожилыми людьми», «Технологические основы социально-культурной деятельности с пожилыми людьми», «Организация и проведение социально-культурной реабилитации
людей пожилого возраста». Программа направлена на подготовку педагогов творческих специальностей (музыкантов, хореографов, художников и др.) и рассчитана на людей, уже представляющих себе специфику обучения различным видам искусства, обладающих психолого-педагогической
подготовкой, но не имеющих представлений о специфике работы с пожилыми людьми. Также данная программа может быть интересна и полезна тем, кто непосредственно работает с людьми старшего поколения в различных учреждениях, однако не владеет методикой обучения какому-либо виду творческой деятельности в области искусства, не знаком с особенностями организации и проведения социально-культурной деятельности и т. д.
Таким образом, профессиональная мобильность педагога-музыканта, с одной
ЛИТЕРАТУРА
1. Биктуганов Ю. И., Игошев Б. М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета // Педагогическое образование в России. 2013. № 3.
2. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008.
3. Профессиональная мобильность // Национальная психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/dictionary /27/word/profesюnalnaja-moЫlnost.
4. Профессиональная мобильность // Социологический словарь. URL: http://vslovare.ru/ slovo/sotziologicheskiij-slovar/professionalnaja-mobilnost/265543.
5. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учеб. М. : МГУКИ, 2007.
стороны, является неотъемлемым компонентом профессиональной готовности специалиста к условиям динамично изменяющегося общества, позволяющим быть конкурентно способным, легче адаптироваться к существующим условиям труда и находить возможности для саморазвития, самореализации в профессиональной деятельности, а с другой стороны, становится фактором динамического развития общества в целом. Происходящие социокультурные изменения определяют всё возрастающие требования к профессиональной мобильности педагога-музыканта и требуют преобразования содержания, форм, методов, технологий преподавания учебных дисциплин в процессе подготовки педагога-музыканта в вузе как в рамках профессиональной подготовки, так и при получении дополнительного послевузовского образования.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.