УДК 378:78
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»
© 2014 И.А.Пецина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 04.06.2014
В статье рассматривается профессиональная мобильность педагога-музыканта как одна из форм социальной мобильности, которая проявляется в смене индивидами или социальными группами своего места и роли в обществе, оказывает существенное влияние на развитие и функционирование самых разных его профессиональных сфер и структур жизнедеятельности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность педагога-музыканта, социальная мобильность, креативность, проблемность и нестандартность обстоятельств жизнедеятельности.
Темп динамичных изменений условий экономической и политической жизни общества актуализирует целевые установки системы высшего профессионального образования на подготовку будущего педагога к продуктивному функционированию в современном мире посредством формирования его креативности, профессиональной мобильности.
С точки зрения ученых, профессиональная мобильность является одной из форм социальной мобильности, которая проявляется в смене индивидами или социальными группами своего места и роли в обществе, оказывает существенное влияние на развитие и функционирование самых разных его сфер и структур. В исследовании мобильности как социального явления основополагающими признаны научные теории П.А.Сорокина. Еще в конце 1920-х гг. им применялось понятие «социальная мобильность» для характеристики стратификационно-статусных изменений в социуме, где повышение внутренней мобильности общества наряду с усложнением социальной системы и ее структуры выделялось самостоятельным показателем «прогресса» общества1.
По мере роста народонаселения, числа социальных групп, круга общения человека, активизации социального перемещения людей в науке об обществе формировались понятия «социальное пространство», «социальная стратификация». Для обозначения изменений внутри социального пространства, страта, П.А.Сорокин использовал понятие «социальная мобильность». В его теории социальная мобильность есть
Пецина Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения. E-mail: irina [email protected]
1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Алгоритмы социаль-
ной мобильности / Социология: Учеб. для
студ.вузов/ Под ред.В.И.Добренькова. - М.: 2000. —
С.113.
«любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую»2. При этом, обозначив горизонтальные и вертикальные параметры социального пространства, П.А.Сорокин характеризует вертикальную мобильность перемещением индивидуальных позиций с изменением социального статуса, а горизонтальную - перемещением на одном статусном уровне.
Рассматривая социальную мобильность как социальный подъем либо социальный спуск, П.А.Сорокин выделил нисходящую и восходящую социальную мобильность, доказав, что вертикальное перемещение может происходить и по нисходящей, и по восходящей линии. Причем социальная мобильность рассматривается им и как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии, и как мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). В этом случае он обусловил социальную мобильность способностью у разных слоев общества преодолевать классовые барьеры и «различия в стартовых возможностях». В качестве важнейших каналов вертикальной мобильности П.А.Сорокин выделил шесть социальных институтов: армию, церковь, школу, политические, экономические и профессиональные организации, отмечая большую интенсивность вертикальной мобильности социальных индивидов в именно демократичных обществах, где для нее нет препятствий ни по происхождению, ни по религиозному или национальному признаку.
2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. — М.: 1992. — С. 373.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(3), 2014
В современных научно-информационных системах понятие «социальная мобильность» чаще всего:
— либо соотносится по существу с понятием «движение», причем это может быть «буквально физическое движение стимула, объекта или организма или это может быть метафорическое движение через сферы, которые могут быть социальными, профессиональными или даже познавательными. Из-за такого широкого употребления этот термин обычно сопровождается уточняющим словом, разъясняющим, к чему относится термин в данном случае: например, горизонтальная, социальная и другая мобиль-ность»3;
— либо с позиций психологии трактуется как личностное качество, способность, готовность субъекта к быстрой адаптации, передвижению, действию4;
— либо, с рассмотренных ранее позиций П.А.Сорокина, определяется как изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)5 и др.
Все эти определения выражают внутреннее движение, приводящее к изменению индивидуальных или статусных (априорных, институциональных) позиций, которое всегда есть в живом, динамичном обществе, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Причем большее значение имеют не столько реальные социальные перемещения, сколько стабильные возможности (каналы) их осуществить. Поэтому в той мере, в какой развита сеть каналов для социальных перемещений людей и образования новых социальных групп, можно говорить о продвинутом отношении общества к современному состоянию, при котором социум в большей степени поощряет развитие человека и его индивиду-альности6.
По мере изучения социальных перемещений, каналов их осуществления в обществе пред-
ставления о социальной мобильности постепенно расширяются и углубляются, а само понятие дополняется новым содержанием, новыми смыслами и характеристиками. При этом социальная мобильность уже не связывается напрямую с социальным положением и социальным статусом, а характеризуется как свойство или качество социальных субъектов, способ их социального функционирования. Такое понимание социальной мобильности выражается в способности личности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств, легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач7. Созидательный, дея-тельностный характер социальной мобильности подчеркивает в своих работах Ю.И.Кали-новский, определяя ее как способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность8.
Вполне закономерно, что современные исследователи относят к социальной мобильности более широкий спектр изменений в социальном положении или функционировании человека. Это обусловлено включением ими в процесс мобильности вообще всех социальных перемещений личности или социальной группы — от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса9.
Некоторые ученые при рассмотрении социальной мобильности опускают в своих исследованиях аспект статусных изменений, трактуют ее значительно уже, ограничивая социальные перемещения только профессиональной сферой. Так, Ю.А.Карпова под социальной мобильностью понимает «переходы из одной отрасли в другую, частую смену специальностей»10. Игнорирование аспекта статусных изменений при изучении социальной мобильности вряд ли правомерно, но достаточно показательно, утверждает Б.М.Игошев, поскольку в демократических обществах, где сословная иерархия от-
3 Большой толковый психологический словарь / Под ред. А.Ребера. — М.: 2000. — С. 455.
4 Современный словарь иностранных слов. - М.: 1993. - С.813.
5 Большой толковый социологический словарь (в 2-х томах) / Сост. Д.Джерри, Дж. Джерри. — Т. 2. — М.: 1999. — С. 232; Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д.И.Валентей. — М.: 1985. — С. 425; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — 6-е изд. — М.: 1991. — С. 288.
6 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: .... — С. 151.
7 Рекомендации по созданию университетских комплексов // Официальные документы в образовании.
— 2001. — №35. — С. 9 - 14.
8 Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: Дис. ... д-ра пед. наук.— СПб.: 2001. — С. 161 - 162.
9 Фролов С.С. Социология: Учеб. пособие. — М.: 1999. — С. 307.
10 Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование.
— М.: 1998.— С. 144.
дельных социальных групп существенно утрачивает свою актуальность, социальная мобильность все более проявляется как движение между социоструктурными группами. В основе выделения этих групп, как правило, лежат профессионально-статусные характеристики, уточняет Б.М.Игошев, а именно: бизнес-слой (все, занятые предпринимательской деятельностью), военные (все, занятые в силовых структурах), управленцы (руководители, директора, работники госаппарата), работники умственного труда (от высококвалифицированных профессионалов до конторских служащих), работники физического труда (крестьяне и рабочие — разной квалификации). При этом в исследованиях социальной мобильности пока остается без внимания вопрос о позиции данных групп внутри социальной структуры и о том, что один и тот же формальный уровень образования или одна и та же профессионально-должностная позиция могут в разные периоды соответствовать различным социальным статусам11.
Понятие «социальная мобильность» в своих научных трудах раскрывали и многие другие исследователи, как отечественные (Ю.В.Ару-тюнян12, З.Т.Голенкова13, Т.И.Заславская14, Г.Е.Зборовский15, В.В.Радаев16, М.Н.Рут-кевич, Ф.Р.Филиппов и др.), так и зарубежные (П.Блау, Д.Бартоломью, Р.Бенедикс, Ф.Гато, Дж. Гласе17, Г.Зеттерберг, С.Липсет18 и др.).
11 Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург: 2008. - С. 111.
12 Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. — М.: 1999. - С. 87 - 94.
13 Голенкова 3.Т. Трансформация и социальное неравенство // Социально-экономические проблемы трансформации российского общества. — Тюмень: 1998. — С. 3 - 9.
14 Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. — 1997. — №2. — С. 5 - 23.
15 Зборовский Г.Е. Социальная мобильность / Общая социология 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. — С. 275 - 281.
16 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. — М.: 1996. - С. 268 -311
17 Social Mobility in Britain / Ed. by D.V. Glass with contribution by D.J. Erent, T. Bottomore, R.C. Chambers et al. L.: Routledge & Kegan Paul, 1954; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в западной Европе // Социальная мобильность в Великобритании/ Пер. с англ. М.С.Добряковой. Кн. VI. Логика нравственных наук. Учебное пособ. - М.: 2004. - С. 273 - 279.
18 Липсет С.М. Некоторые социальные предпосылки
демократии: Экономическое развитие и политическая
легитимность // Концепция модернизации в зару-
бежной социально-политической теории 1950 - 1960
гг.: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал.
науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. пси-
Социальные явления, характеризующие это понятие стали объектом исследования с позиции философии, экономики, демографии, психологии, педагогики и др. наук.
Исследователями социальной мобильности анализируются проблемы управления процессами мобильности населения (Л.А.Сорокина, В.А.Суровнева и др.); обосновываются ее институционализированные и неинституционали-зированные каналы (О.Ю.Посухова19, И.Л.Смирнова и др.); выделяются различные виды (социокультурная, трудовая, корпоративная, академическая, профессиональная и др. мобильность), которые рассматриваются как самозначимые составляющие социальной мобильности (А.И.Архангельский20, Т.М.Большакова21, И.В.Василенко22, Л.В.Горюнова23, Е.Г.Неделько24, М.А.Пазюкова25, А.И.Мищенко и др.). Очевидно, что такая дифференциация научных представлений связана не только с углублением исследований в данной проблемной области, но и с усилением динамичности социальных процессов на современном этапе развития общества, которая неизбежно приводит к повышению мобильности людей по самым разным направлениям их социального функционирования.
Не является исключением и профессия педагога-музыканта, призванного быстро и легко продуцировать адекватные принципы и методы обучения детей музыке под влиянием постоянно
хологии. Отд. политической науки / Сост. и пер. В.Г.Николаев; отв. ред. Д.В.Ефременко, Е.Ю.Ме-лешкина. — М.: 2012. — С. 35 - 86.
19 Посухова О.Ю. Неинституционализированные каналы профессиональной мобильности в современной России: Автореф. дис.... канд. социол. наук. — Ростов на/Д.: 2003. — С. 11 - 12.
20 Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: Дис. ... канд. пед. наук.—М.: 2003. — С. 13 - 37
21 Большакова Т.М. Мобильность и рост квалификационного уровня педагогических кадров. Социально-экономические проблемы формирования и использования учительских кадров школ. — Красноярск: 1980. — С. 68 - 75.
22 Василенко И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Волгоград: 1996.— С. 5 - 18.
23 Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Дис. ... д-ра пед. наук: — Ростов на/Д.:
2006. — С. 96 - 137
24 Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук:— Магнитогорск:
2007. — С. 37 - 58
25 Пазюкова М.А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. пед. наук: — Иркутск: 2003. .— С. 14 - 58
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(3), 2014
меняющихся культурных, социальных ситуаций и обстоятельств его деятельности. Создание принципиально новой образовательной системы музыкального образования в соответствие с современными требованиями социума, сохранив при этом отечественные культурные иерархии, преемственность, традиции обучения искусствам определит способность учителя музыки быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной, профессиональной среде26.
На основании полученного знания мы пришли к следующим выводам:
— понятие «социальная мобильность» используется для характеристики стратификационно-статусных изменений в социуме: от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса различных сторон жизнедеятельности;
— социальная мобильность есть добровольное или диктуемое структурными изменениями внутреннее движение (переход) всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, через социальные, познавательные, профессиональные и др. сферы, из одной социальной позиции в другую, приводящее к изменению индивидуальных или статусных позиций, которое всегда есть в живом, динамичном обществе;
— социальная мобильность проявляется в смене индивидами или социальными группами своего места и роли в обществе, характеризуется перемещением индивидуальных позиций по вертикали — с изменением социального статуса, по горизонтали - на одном статусном уровне, как социальный подъем либо социальный спуск - по нисходящей или восходящей траектории;
— социальная мобильность выражается в способности личности (социальной группы) быстро и адекватно адаптировать и модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств, легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность;
— в науке об обществе признается неуклонное повышение значимости социальной мобильности людей в современном мире, которая оказывает существенное влияние на развитие и функционирование самых разных его сфер и структур;
— исследование явлений социальной мобильности закономерно приводит к дифференциации этого понятия, детерминируя всестороннее изучение процессов не только вертикальной и горизонтальной, но и групповой и индивидуальной, структурной и неструктурной и других видов социальной мобильности;
— процесс социализации, который характеризуется высокой проблемностью и нестандартностью обстоятельств в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, музыкально-педагогической), способствует формированию такого свойства, способности или качества педагога-музыканта, которое выражается в его реактивной и адекватной модификации своей деятельности при освоении новых реалий, т.е. его профессиональной мобильности.
26 Пецина И.А. Основы педагогического творчества учителя музыки // Учебно-метод. пособ. - Самара: 2006. — С.37.
° Irina Anatolevna Petsina, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the choral and solo singing department. E-mail:irina [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE CONCEPT "PROFESSIONAL MOBILITY"
OF A TEACHER-MUSICIAN
© 2014 I.A.Petsina" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article discusses professional mobility of a teacher-musician as a form of social mobility, which manifests itself in the change of individuals or social groups and their place and role in society. It has a significant impact on the development and function of various professional fields and structures of life.
Key words: professional mobility of a teacher-musician, social mobility, creativity, problematical, substandard life circumstances.