УДК 316
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Каткова Ольга Владимировна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Мададова Камила Халиловна, студент (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье рассматривается процесс развития социальной и профессиональной мобильности у лиц предпенсионного возраста. Авторами проведен анализ литературных источников по изучаемой проблеме, а также исследование, целью которого явилось определение значения и возможности повышения социальной мобильности личности посредством повышения ее профессиональной мобильности.
Ключевые слова: Социальная мобильность, профессиональная мобильность, лица предпенсионного возраста.
Проблема социальной мобильности личности актуальна на всех этапах развития современного общества. Сегодня общество стоит на пороге больших перемен в социальной сфере. Один из факторов таких перемен -грядущее повышение пенсионного возраста. С правовой точки зрения определяются новые возрастные границы пенсионного возраста, этапы реализации пенсионной реформы, обсуждаются условия этой реализации. В то же время россияне в основном негативно воспринимают пенсионную реформу. Даже понимая экономическую целесообразность предлагаемых изменений, граждане не готовы к жизни в новых условиях. Основное беспокойство вызывает вероятная проблемность профессиональной и социальной реализации в предпенсионном возрасте. Одним из способов решения возникающей проблемы, на взгляд авторов, может явиться повышения социальной мобильности личности посредством повышения ее профессиональной мобильности [3].
Понятие «социальная мобильность» впервые появилось в научных трудах П.А.Сорокина в 1927г. Он рассматривал социальную мобильность как «явление перемещения индивида внутри социального пространства» и различал два ее типа: горизонтальную и вертикальную [1]. Автор подробно излагает основы горизонтальной мобильности. Например, повторный брак, перемена места работы на равноценное, а также смена места жительства. Во всех этих случаях он перемещается в одном социальном слое.
Но наибольшее внимание привлекает вертикальная мобильность, представляющая собой перемещение из одного слоя (страты) в другой с изменением социального статуса [10].
В качестве примера следуют выделить следующее: рост по карьерной лестнице (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение уровня материального благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) и переход на более высокую должность, в социальный слой или на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность). В свою очередь, вертикальная мобильность делится на два подвида: восходящую, когда социальный статус личности повышается и нисходящую мобильность, когда ее статус понижается [7].
Также П.А. Сорокин выделял два вида социальной мобильности: внут-рипоколенную и межпоколенную. Суть внутрипоколенной мобильности отражает связь с изменением социальной статуса в рамках одного поколения. Другой вид социальной мобильности предполагает возможность определения социального статуса между поколениями и оценить повышение уровня социальной карьеры детей по сравнению со своими родителями [14].
Труды П. А. Сорокина и сегодня не утратили своей актуальности и являются основой многих исследований. На основе этого многие ученые в своих научных работах подчеркивают компетентностный подход, сущность которого заключается в определении требований к профессиональным возможностям личности и раскрытии системы определенных компетенций, влияющих на становление социальной мобильности лиц предпенсионного возраста. Выделяют следующие компетенции [2]:
1. Образовательные компетенции. Они позволяют не только обеспечить подготовку к самостоятельному освоению комплекса знаний, необходимых в профессиональной деятельности, но и повысить уровень своей квалификации и сменить вид профессии.
2. Общенаучные компетенции. Их роль заключается в изучении базовых составляющих по профилю специальности и обеспечении обязательных условий адаптации к возможным изменениям в содержании их профессиональной деятельности.
3. Социально-коммуникативные компетенции. Данный вид компетенций способствуют лицам предпенсионного возраста ознакомиться с инновационными технологиями в своей профессиональной деятельности.
4. Общекультурные компетенции. Главная задача состоит в подготовке личности к самореализации, стремлении к самообразованию и определению важных ценностей, что необходимо в их профессиональной деятельности.
Кроме выше перечисленных компетенций отмечают еще и формы социальной мобильности: объективную, субъективную и характерологическую [20].
Объективная форма состоит из нескольких предпосылок: научно-технических и социально-экономических, а также включает процесс формирования профессиональной деятельности личности. Субъективная форма устанавливает регламент возможных изменений интересов и потребностей работника. Если рассматривать характерологическую форму, то она обеспечивает движение работника по карьерной лестнице либо в пределах одного круга профессий, либо в пределах другого [5].
По мнению авторов, на данном этапе развития современного общества социальная мобильность может определяться мобильностью профессиональной, которая подразумевает под собой готовность рабочего осваивать новые профессионально - технологические процессы и способность переключаться на новый вид деятельности с возможностью сохранения или изменения своего социального статуса [16].
Профессиональная мобильность характеризуется следующими особенностями:
- повышение уровня социальной адаптации и профессиональной квалификации;
- способность сформировать базу знаний, необходимых в профессиональной деятельности;
- умение быстро освоить новые информационные технологии;
- способность переключаться с одной профессии или специальности на другую;
- совершенствование степени профессионализма при совмещение функций однородных и разнородных полей профессиональной деятельности [11].
В связи с предупреждением профессионального старения в условиях современного общества выделяют принципы, так называемой, реабилитации в предпенсионном возрасте. Социальная реабилитация направлена на повышение активности лиц предпенсионного возраста в общественной жизни коллектива, обеспечение подготовки по курсам общего образования и так далее. Трудовая реабилитация основана на производственной адаптации, предполагающая введение рационального режима производственной нагрузки и формирование коллективов с целью формирования положительных взаимоотношений среди работников по сходным характеристикам [2].
Профессионально-трудовая реабилитация представляет собой совокупность разнообразных мероприятий (производственных, организационных и другие), главной задачей которых является восстановление и повышение трудоспособности лиц предпенсионного возраста.
Сущность профессиональной реабилитации состоит в возможности обучения и переобучения профессиональным навыкам и профессиональной переориентации [2]. Конечно, для применения комплекса реабилитации необходимо в первую очередь учитывать индвидуально-возрастные особенности и интересы лиц предпенсионного возраста, их уровень образова-
ния, способность воспринимать новую информацию. Благодаря различным каналам и факторам, оказывающих влияние на повышение профессиональной мобильности, наблюдается закономерность горизонтального или вертикального перемещения индивида или профессиональных групп в обществе [8].
В качестве основных факторов группой профессиональной мобильности выступают научно-технический прогресс, инновационные технологии, развитие системы профессионального образования, изменения в структурно-институциональных подразделениях экономики и другие [13]. Но в связи с развивающимся современным обществом предпочтение отдается индивидуализированной профессиональной мобильности, каналами которой являются опыт индивида в профессиональной деятельности, его личностный потенциал, сформировавшиеся компетенции, наличие профессионального образования [4].
Повышение профессиональной мобильности - это повышение уровня профессионализма карьера личности, что позволяет ему использовать свои профессиональные навыки, умения и знания для самореализации. Правда жизни такова, что более профессионально мобильным является тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность проявить личностную и профессиональную гибкость, умеющих анализировать, принимать и реализовать нестандартные и иные решения в различных ситуациях [18].
Авторами статьи было проведено исследование, целью которого явилось определение значения и возможности повышения социальной мобильности личности посредством повышения ее профессиональной мобильности. В опросе приняли участие 100 человек предпенсионного возраста. Проанализировав полученные данные, были получены следующие результаты.
На вопрос: «К какой профессиональной группе на данный момент Вы можете себя отнести?» 53 % опрашиваемых считают себя высококвалифицированными рабочими, 27% респондентов относят себя к группе средне-квалифицированных, 20% - к низкоквалифицированным.
Высококвалифицированные рабочие
Среднеквалифицированные рабочие
Низкоквалифицированные рабочие
Рисунок 1 - Принадлежность к профессиональной группе
Отвечая на следующий вопрос: «Какой на данный момент Вы имеете социальный статус?» основное количество участников опроса (73%) отметили, что они находятся в статусе рабочего, другие же не имеют места работы.
Работают
Не имеют места работы
Рисунок 2 - Определение социального статуса респондента
Результаты вопроса «Готовы ли Вы к повышению профессиональной мобильности?» показали, что лишь 15% респондентов представляют возможности своей профессиональной и социальной реализации в предпенсионном возрасте. 39% опрошенных готовы к смене профессиональной деятельности, переквалификации и обучению, остальные 46 % решили посвятить себя семье.
В целом социальная мобильность представляет собой сложный и противоречивый процесс, который трудно переноситься многими индивидами общества, а особенно лицами предпенсионного возраста, поскольку в условиях постоянно развивающегося общества им тяжело адаптироваться к новым социальным статусам. Таким образом, социальная мобильность -это непрерывный социальный переход из одного слоя в другой, остановка которого невозможна.
Список литературы
1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scibook.net/raznyih-stran-cotsiologiya/strukt.. (дата обращения 18.12.2018 г.).
2. Греллер М. Старение и работа. Человеческий и экономический потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goldbiblioteca.ru/ online_psihologiya/ online_ps.. (дата обращения 18.12.2018 г.).
3. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода / Вестник Мининского Университета. - №1 - 2013. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/370 (дата обращения 17.12.2018).
4. Груздева М.Л., Толстенева А.А. Опыт организации открытого социально-образовательного пространства в Мининском университете //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 8.
Готовы к профессиональной и социальной реализации
Готовы к смене
профессиональной деятельности
Готовы посвятить себя семье
Рисунок 3 - Смена профессиональной мобильности
5. Денисова Е.А., Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № S28. - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75369.htm.
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М. -(Серия «Высшее образование»), 2001.
7. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов /Л.Г. Ионин; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
8. Кинчарова А.В., Методологические проблемы и подходы к анализу социальной мобильности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestniksamgu.ssau.ru/ gum/2003web3/soci/2003307.. (дата обращения 18.12.2018 г.).
9. Киселева Т.Г. Гуманизация жизни старшего поколения средствами культуры / Т.Г. Киселева // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. М.: Гос НИИ семьи и воспитания, Вып. 4, 2003.
10. Ковалева А.И. Профессиональная мобильность.// Энциклопедия гуманитарных знаний. - №1. - 2012.
11. Константинов С. А., Луговцева Б.Ч., Евдокимова Л.П. Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/884658/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
12. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://texts.news/vozrastnaya-razvitiya-psihologiya/.. (дата обращения 18.12.2018 г.).
13. Нурмухаметова В.В. Социально-философское обоснование роли образования в обеспечении социальной мобильности человека в современном обществе: монография / В В. Нурмухаметова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
14. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studentam.net/content/view/855/19/ (дата обращения 18.12.2018 г.).
15. Самерханова Э. К. Готовность педагога высшей школы к созданию новых образовательных продуктов / Вестник Мининского Университета. - №1 - 2013. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/199 (дата обращения 18.12.2018).
16. Сорокин А.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост.и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. - М- Политиздат, 1992. - 543 с.
17. Уильям Л., Сорокин П.А., Социальная стратификация и социальная мобильность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2007_1/2007-1_Chesnokova.pdf (дата обращения 18.12.2018 г.).
18. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе: монография / М. Ф. Черныш. - Москва: Гардарики, 2005.
19. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность /Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
20. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. - М.: Логос, 2005.
Katkova OLga Vladimirovna, Cand.Ped.Sci., associate professor ([email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Madadova Kamila Halilovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROFESSIONAL AND SOCIAL MOBILITY OF THE INDIVIDUAL Abstract: This article discusses the process of development of social and professional mobility of pre-retirement age people. The authors analyzed the literature on this problem and conducted research, which purpose was to determine the value and the possibility of increasing the social mobility of the individual by increasing her professional mobility. Key words: Social mobility, professional mobility, persons of pre-retirement age.