УДК 378.147.33:800:37
Д. Л. Матухин
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматриваются стратегические ориентиры формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза, обусловленные происходящими изменениями в экономике, развитием новых технологий, изменениями в структуре занятости. Рассмотрены проблемы формирования профессиональной мобильности в историческом аспекте, определены перспективные ориентиры ее развития.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, гуманизация, личность, компетентность, непрерывное образование, Болонский процесс.
Изменения, происходящие в экономике, развитие новых технологий, изменения в структуре занятости обусловили ситуацию, когда человеку приходится в течение жизни быть готовым к постоянному обновлению. Происходит возрастание роли образования, наполняется новым смыслом понятие «непрерывное образование». Стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации становится актуальной задачей образования.
Развитие личности как субъекта деятельности является целью образовательной системы. Субъек-тность личности определяет ее мобильность, что влияет на смягчение процессов протекания кризисных периодов за счет сформированных у личности умений адаптироваться, проявлять активность, находить выход из трудных личностных и профессиональных ситуаций. Мобильность является условием и следствием интеграционных процессов, происходящих в мире, одним из которых стал Болонский процесс и связанные с ним преобразования.
Современному производству нужны специалисты, умеющие творчески использовать в своей профессиональной деятельности полученные в вузе знания, испытывающие потребность в совершенствовании профессионально значимых знаний и умений, способные к инновационной деятельности, отличающиеся воспитанностью, высоким уровнем культуры, сформированностью мотивов деятельности. Выпускник вуза, в том числе и технического, должен быть мобильной личностью, способной самостоятельно осмысливать происходящие процессы, активно включаться в решение возникающих проблем, находить оригинальные пути выхода из создавшейся ситуации.
Работодателей не устраивают такие личностные качества выпускников технического вуза, как неорганизованность в работе, безынициативность, излишняя амбициозность, отсутствие самостоятельности в принятии решений, недостаточная ответственность, слабая коммуникабельность, сла-
бая стрессоустойчивость, неумение работать в коллективе. Необходим целенаправленный процесс формирования исследуемых качеств личности.
Ускоряющаяся подвижность трудовых функций выпускника технического вуза - требование «закона перемены труда», речь в котором идет об универсальности рабочей силы, ее гибкости, многосторонности, приспособляемости как условию способности к переменам труда.
Основными причинами, вызывающими потребность в перемене труда, являются перевороты в техническом базисе производства: смена техники, технологии и организации производства; револю-ционизация разделения труда и т. д. В отечественном производстве закон перемены труда проявляется в трех основных формах: перемена труда в границах данной профессии; переход от одного вида работ к другому; сочетание основной работы с различными видами деятельности на общественных началах.
В условиях развития тенденций глобализации, которые распространяются на все сферы социально-экономической жизни, произошла трансформация многих технических вузов в университеты. Современный технический университет представляет собой элитарное учебное заведение, в котором наряду с глубокими профессиональными знаниями студенты получают фундаментальную подготовку в естественнонаучных, общеинженерных, социально-экономических и гуманитарных областях знаний.
Изменения в производстве, появление новых профессий, включение России в реализацию идей Болонского соглашения, связанного с переходом на уровневую систему непрерывной подготовки кадров, ставит вопрос о необходимости пересмотра технологии подготовки специалиста, которая должна отвечать запросам производства, но при этом максимально учитывать уровень подготовки, личностный потенциал и направленность участников производственного процесса.
Понятие «мобильность» для обозначения качеств личности, обеспечивающих быструю социальную и профессиональную адаптацию человека в обществе, было введено русским ученым, профессором Гарвардского университета П. А. Сорокиным в 1927 г. В его работах было дано развернутое описание данного понятия. Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства П. А. Сорокин еще в конце 1920-х гг. использовал понятие «социальная мобильность», которое он трактовал как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [1, с. 57]. В соответствии с выделенными им горизонтальными и вертикальными параметрами социального пространства он рассматривал вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.
В современных словарях и энциклопедиях социальная мобильность чаще всего трактуется как изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность) [2, с. 150; 3, с. 92].
В широком смысле под мобильностью (от лат. шоЬііІ8 - подвижный, подвижной) понимают подвижность, готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. Зарубежные ученые называют «мобильностью» любые перемещения работников на рынке труда (Ю. Вениге, Ж. Де-дор, О. Дункан, С. Шоу).
В российской науке под «мобильностью» понимается способность (готовность) трудовых ресурсов (рабочих) к изменению своего положения в системе занятости. В связи с этим выделяют различные виды мобильности: социальную, социокультурную, профессиональную и другие
(Б. С. Митин, Ю. И. Калиновский, С. А. Кугель,
Н. М. Таланчук и др.).
В психологическом словаре указанное понятие конкретизируется применительно к профессиональной деятельности и определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Истоки изучения проблемы формирования профессиональной мобильности уходят в исследование феноменов разделения труда и социальных перемещений. Проблема мобильности в области профессиональной деятельности возникла в связи с потребностью человека приспосабливаться к но-
вым условиям инженерной деятельности. Идеи поиска новых форм обучения, направленных на развитие способности специалиста преодолевать «расслоение» инженерной деятельности, быть готовым к творческой и инновационной деятельности, высказывались и претворялись в жизнь многими философами, социологами, педагогами и психологами задолго до появления самого термина «профессиональная мобильность».
Основой философского подхода к проблеме формирования профессиональной мобильности явились работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Шюца, М. Шелера и др., в которых ученые раскрывают сущность категории «мобильность» через призму основных законов диалектики. Обращение к закону о переходе количественных изменений в качественные вызвано тем, что в структуре процесса мобильности этот переход к новому качественному состоянию осуществляется в форме скачка, который представляет собой разрыв со старым и адаптацию к новому. Познание вышеуказанных динамических свойств служит основой для прогнозирования характера профессиональной деятельности.
Историко-философское основание становления проблемы формирования профессиональной мобильности инженера состоит в том, что развитие категории «мобильность» протекало в ходе эволюции инженерной деятельности и каждому из этапов ее развития присущи следующие тенденции зарождения и укрепления в науке понятия «профессиональная мобильность».
Профессиональная мобильность рассматривается как одна из составляющих социальной мобильности. Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции или ранга работника, обусловленное переменой места работы или функции внутри даже одной профессии. Упоминание о профессиональной мобильности часто пересекается с понятием «академическая мобильность». И это не случайно, так как способность человека быстро ориентироваться в потоке информации, умение продуцировать новые идеи дает ему возможность «оставаться в профессии».
При определении профессиональной мобильности Д. В. Чернилевский предлагает заменить понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстает как многогранное понятие, объединяющее в себе различные
отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки [4, с. 98].
М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович отмечали, что основой профессиональной мобильности прежде всего является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области своей профессии [5, с. 143].
По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий спектр действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.
В педагогике в центре внимания оказываются проблемы формирования индивидуальной профессиональной мобильности человека. С этой точки зрения значимой становится сущностная характеристика мобильности как личностного качества, его структура, так как это знание позволит направить образовательный процесс во всей совокупности его составляющих на формирование данного качества личности обучающегося.
Основной задачей высшего образования в современном обществе является формирование тех знаний, умений, навыков, моделей деятельности, а также личностных свойств и качеств молодежи, которые в дальнейшем процессе реализации профессиональной мобильности обеспечат успешное выполнение профессиональных функций и продвижение по профессиональной лестнице.
Проблему формирования профессиональной мобильности с позиций гуманистического подхода рассматривают в аспекте формирования у студентов вуза мировоззренческих, ценностно-смысловых установок, обеспечивающих их личностную ориентацию на профессиональную самореализацию.
Ряд исследователей, анализируя профессиональную мобильность с точки зрения ее формирования в процессе обучения студентов в вузе, акцентируют также внимание на многообразие ее проявлений в практической профессиональной деятельности, что дает основания для классификации видов профессиональной мобильности, выделения различных ее типов.
Выделяют внутреннюю (связанную с личностно-профессиональным развитием, готовностью к освоению новых способов, технологий, форм профессиональной деятельности) и внешнюю (свя-
занную со сменой должности, рода занятий, места работы, профессии) профессиональную мобильность.
В настоящее время проблема формирования профессиональной мобильности многими исследователями рассматривается с позиции компетент-ностного подхода. По их мнению (Э. Ф. Зеер, Д. Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования профессиональной мобильности будущих специалистов должны быть положены профессиональные компетенции, которые имеют большой радиус действия и позволяют выходить за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий, обеспечивают готовность к требованиям в профессиональной деятельности. Однако если формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в вузе возможно только в рамках собственно учебного процесса, при условии соответствующей его организации, то для целенаправленного формирования у студентов профессиональной мобильности этого недостаточно.
Из перечня необходимых качеств и способностей Б. М. Игошев [6, с. 108-109] выделяет следующие: социальную активность, выражающуюся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный
интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности; высокую адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации.
Ю. И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности выделяет: свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, толерантность; умения: рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания; способности: видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить; проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе; решать проблемы; адаптироваться к изменениям (перепроектировать) [7, с. 284].
В современном обществе среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей основным и наиболее значимым остается образование, в частности высшее профессиональное. Переход высшего образования на двухуровневую подготовку кадров ставит вопрос подготовки мобильных специалистов еще острее [8, с. 121]. Образовательная задача целенаправленного
формирования у студентов вуза профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени к организации всей жизнедеятельности образовательного заведения.
Таким образом, мнения исследователей сходятся в том, что профессиональная мобильность поддается целенаправленному формированию и развитию, а также саморазвитию при соответствующей педагогической поддержке этого процесса. Наличие мобильности свидетельствует о высокой профессионально-жизненной подготовке специалистов. Данное качество имеет позитивную направленность, если согласуется с профессиональной компетентностью. Но профессиональная мобильность во многом обусловлена степенью соответствия индивидуальных качеств и направленности личности требованиям профессии.
Разработка технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования должна осуществляться с учетом направленности его развивающейся лич-
ности и включением его в зависимости от уровня подготовки (бакалавр-магистр) в события, учебновоспитательные ситуации, имеющие значение для подготовки специалиста соответствующего уровня компетентности: организация образовательного
процесса, обеспечивающая профессионально-личностное самовыражение, социальную и академическую активность; формирование мотивации, развитие рефлексии как средства обоснования выбора, стремления к саморазвитию; формирование компетенций, знания и понимания (теоретические знания в академической области); знаний, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знаний как способности восприятия и жизни; воспитание самостоятельности, активности, ориентации на нравственные ценности, адаптивности, самоорганизации, культуры переживания.
Педагогика высшей школы строится на основе признания права личности на выбор собственного пути развития в соответствии со своими жизненными ценностями и устремлениями. Все это отвечает духу новой парадигмы образования.
Список литературы
1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. М.: Политиздат, 2002. 543 с.
2. Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. М., 1999. Т. 2. 588 с.
3. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Валентей. М.: Сов. энцикл., 1995. 607 с.
4. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пос. для вузов. М.: Юнити, 2002. 436 с.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2001. 383 с.
6. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете. М.: ВЛАДОС, 2008. 201 с.
7. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.
8. Асинсков В. В., Копытов А. Д. Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в аспекте современного образовательного процесса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 4 (106). С. 120-123.
Матухин Д. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.10.2013.
D. L. Matukhin
PROSPECTS OF PROFESSIONAL MOBILITY DEVELOPMENT OF TECHNICAL MAJOR STUDENTS
The article deals with strategic guidelines of the professional mobility development of technical major students due to ongoing changes in the economy, development of new technologies and changes in the structure of employment. The problems of professional mobility in the historical aspect are regarded; promising targets for its development are identified.
Keywords: professional mobility, humanization, personality, competence, continuing education, Bologna process.
References
1. Sorokin P. A. Person. Civilization. Society. Moscow, Politizdat Publ., 2002. 543 p. (in Russian).
2. Big defining sociological dictionary. Vol. 2, Moscow, 1999. 588 p. (in Russian).
3. Demographic encyclopedia. ^ief editor. D. I. Valentey. Moscow, Sov. Entsikl. Publ., 1995. 607 p. (in Russian).
4. Chernilevskiy D. V. Didactic technologies in higher school; study guide for higher educational establishments. Moscow, Yuniti Publ., 2002. 436 p.
(in Russian).
5. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychology of higher school. Minsk, Harvest Publ., 2001. 383 p. (in Russian).
6. Igoshev B. M. Organization and pedagogical system of training of professionally mobile specialists at pedagogical university. Moscow, VLADOS, 2008. 201 p. (in Russian).
7. Kalinovskiy Yu. I. Development of social and professional mobility of andragogue in the context of socio-cultural educational policy in the region. Doct. dis. ped. sci. St. Petersburg, 2001. 470 p. (in Russian).
8. Asinskov V. V., Kopytov A. D. Formation of professional mobility of future specialists in the aspect modern educational process. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 4 (106), pp. 120-123 (in Russian).
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050 E-mail: [email protected]