Научная статья на тему 'Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития'

Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CONTINUING EDUCATION / ACADEMIC / PROFESSIONAL MOBILITY / PERSONAL CHARACTERISTICS / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / "ЗАКОН ПЕРЕМЕНЫ ТРУДА" / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / SOCIAL / LAW OF CHANGING THE LABOR / GLOBALIZATION / ENGINEERING / COMPETENCE APPROACH / TRAINING PROFESSIONALLY-MOBILE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются стратегические ориентиры формирования профессиональной мобильности выпускников технического университета, обусловленные изменениями в экономике, развитием новых технологий, изменениями в структуре занятости. Рассмотрены проблемы формирования профессиональной мобильности в историческом аспекте, определены перспективы ее развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional mobility of a technical university graduate and perspective directions of its development

The article examines the developing of the strategic directions of professional mobility of technical university graduates, provided by the current changes in economy, technological progress, and occupational pattern changes. The problems of developing of professional mobility within the historical aspect and perspective directions of its development are presented

Текст научной работы на тему «Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития»

Т. А. Фугелова

(Тюмень)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются стратегические ориентиры формирования профессиональной мобильности выпускников технического вуза, обусловленные происходящими изменениями в экономике, развитием новых технологий, изменениями в структуре занятости. Рассмотрены проблемы формирования профессиональной мобильности в историческом аспекте, определены перспективные ориентиры ее развития

Изменения, происходящие в экономике, развитие новых технологий, изменения в структуре занятости обусловили ситуацию, когда каждому человеку приходится в течение своей жизни быть готовым к постоянному обновлению. Происходит возрастание роли образования, наполняется новым смыслом и понятие «непрерывное образование». Стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации становится актуальной задачей образования.

Развитие личности как субъекта деятельности является целью образовательной системы. Субъектность личности определяет ее мобильность, что влияет на смягчение процессов протекания кризисных периодов за счет сформированных у личности умений адаптироваться, проявлять активность, находить выход из трудных личностных и профессиональных ситуаций. Мобильность является условием и следствием интеграционных процессов, происходящих в мире, одним из которых стал Болонский процесс и связанные с ним преобразования.

Современному производству нужны специалисты, умеющие творчески использовать в своей профессиональной деятельности полученные в вузе знания, испытывающие потребность в совершенствовании профессионально значимых знаний и умений, способные к инновационной деятельности, отличающиеся воспитанностью, высоким уровнем культуры, сформиро-ванностью мотивов деятельности. Выпускник вуза, в том числе и технического, должен быть мобильной личностью, способной самостоятельно осмысливать происходящие процессы, активно включаться в решение возникающих проблем, находить оригинальные пути выхода из создавшейся ситуации.

Степень понимания и степень выраженности профессиональной мобильности у будущих инженеров может быть разной. Мы провели опрос студентов Тюменского государственного

нефтегазового университета на предмет понимания ими, какие качества личности должен проявлять мобильный выпускник вуза. Студенты выделили следующие: коммуникабельность, компетентность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, сдержанность, способность работать в коллективе, организованность, инициативность пунктуальность, тактичность, самостоятельность, работоспособность.

Работодателей же не устраивают такие личностные качества выпускников технического вуза, как неорганизованность в работе, безынициативность, излишняя амбициозность, отсутствие самостоятельности в принятии решений, недисциплинированность, недостаточная ответственность, слабая коммуникабельность, неумение работать в коллективе, слабая стрессо-устойчивость.

Приведенные результаты опросов субъектов производства высвечивают проблему между «пониманием должного развития» и «уровнем имеющегося развития» специалиста. Необходим целенаправленный процесс формирования исследуемых качеств личности.

Ускоряющаяся подвижность трудовых функций выпускника технического вуза - требование «закона перемены труда», речь в котором идет об универсальности рабочей силы, ее гибкости, многосторонности, приспособляемости как условию способности к переменам труда. Основными причинами, вызывающими потребность в перемене труда, являются перевороты в техническом базисе производства. Смена техники, технологии и организации производства приводит к исчезновению одних профессий и возникновению новых, связанных с использованием техники более высокого уровня. Перевороты в техническом базисе резко изменяют пропорции в балансе рабочей силы, что ведет к изменению ее профессионально-квалификационной структуры, дифференциации и специали-

зации. Революционизация разделения труда влечет за собой радикальные перемены в его содержании, а последнее создает предпосылки для появления новых отраслей экономики и новых профессий. В отечественном производстве закон перемены труда проявляется в трех основных формах: перемена труда в границах данной профессии; переход от одного вида работ к другому; сочетание основной работы с различными видами деятельности на общественных началах.

В условиях развития тенденций глобализации, которые распространяются на все сферы социально-экономической жизни, произошла трансформация многих технических вузов в университеты. Технический университет - та форма высшего технического учебного заведения, которая на современном этапе призвана готовить специалистов для научно-производственной, инженерно-экологической и управленческой сфер общественной деятельности. Современный технический университет представляет собой элитарное учебное заведение, в котором наряду с глубокими профессиональными знаниями студенты получают фундаментальную подготовку в естественнонаучных, общеинженерных, социально-экономических и гуманитарных областях знаний. Именно такая подготовка, формируя методологические систематизированные инвариантные знания, создает основу для усвоения последующего профессионально-прикладного учебного материала, развивает творческие способности и системное мышление, вооружает методами получения знаний, способствует становлению и совершенствованию научного мировоззрения, повышает уровень профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Практика показывает, что, как правило, человек, получивший фундаментальное образование, более гибок, мобилен в принятии профессиональных и жизненно важных решений, готов брать на себя дополнительные функции.

Изменение в производстве, появление новых профессий, включение России в реализацию идей Болонского соглашения, связанного с переходом на уровневую систему непрерывной подготовки кадров, ставит вопрос о необходимости пересмотра технологии подготовки специалиста, которая должна отвечать запросам производства, но при этом максимально учитывать уровень подготовки, личностный потенциал и направленность участников производственного процесса.

Понятие мобильность для обозначения качеств личности, обеспечивающих быструю социальную и профессиональную адаптацию че-

ловека в обществе, было введено русским ученым, эмигрировавшим в Америку, профессором Гарвардского университета П. А. Сорокиным в 1927 году. В его работах было дано развернутое описание данного понятия. Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства П. А. Сорокин еще в конце 1920-х годов использовал понятие «социальная мобильность», которое он трактовал как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [12].

В соответствии с выделенными им горизонтальными и вертикальными параметрами социального пространства он рассматривал вертикальную (связанную с изменением социального статуса) и горизонтальную (происходящую на одном статусном уровне) социальную мобильность.

В современных словарях и энциклопедиях социальная мобильность чаще всего трактуется как изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность) [2, 4].

В широком смысле под мобильностью (от лат. шоЬШб - подвижный, подвижной) понимают подвижность, готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий. Зарубежные ученые называют «мобильностью» любые перемещения работников на рынке труда (Ю. Вениге, Ж. Дедор, О. Дункан, С. Шоу и др.).

В российской науке под «мобильностью» понимается способность (готовность) трудовых ресурсов (рабочих) к изменению своего положения в системе занятости. В связи с этим выделяют различные виды мобильности: социальную, социокультурную, профессиональную и др. (Б. С. Митин, Ю. И. Калиновский, С. А. Кугель,

Н. М. Таланчук и др.).

В психологическом словаре указанное понятие конкретизируется применительно к профессиональной деятельности и определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Истоки изучения проблемы формирования профессиональной мобильности уходят в исследование феноменов разделения труда и социальных перемещений. Проблема мобильности в области профессиональной деятельности

возникла в связи с потребностью человека приспосабливаться к новым условиям инженерной деятельности. Идеи поиска новых форм обучения, направленных на развитие способности специалиста преодолевать «расслоение» инженерной деятельности, быть готовым к творческой и инновационной деятельности, высказывались и претворялись в жизнь многими философами, социологами, педагогами и психологами задолго до появления самого термина «профессиональная мобильность».

Основой философского подхода к проблеме формирования профессиональной мобильности явились работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Шю-ца, М. Шелера и др., в которых ученые раскрывают сущность категории «мобильность» через призму основных законов диалектики. Обращение к закону о переходе количественных изменений в качественные вызвано тем, что в структуре процесса мобильности этот переход к новому качественному состоянию осуществляется в форме скачка, который представляет собой разрыв со старым и адаптацию к новому. Познание вышеуказанных динамических свойств служит основой для прогнозирования характера профессиональной деятельности. Важную роль в понимании сущности мобильности играет также и диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон определяет источник движения и развития объектов, процессов, явлений. Механизм реализации мобильности в жизни общества объясняется действием именно этого закона при разрешении противоречий в образовательном процессе.

Историко-философское основание становления проблемы формирования профессиональной мобильности инженера состоит в том, что развитие категории «мобильность» протекало в ходе эволюции инженерной деятельности и каждому из этапов ее развития присущи следующие тенденции зарождения и укрепления в науке понятия «профессиональная мобильность».

Профессиональная мобильность рассматривается как одна из составляющих социальной мобильности. Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции или ранга работника, обусловленное переменой места работы или функции внутри даже одной профессии.

Упоминание о профессиональной мобильности часто пересекается с понятием академическая мобильность. И это не случайно, т.к. способность человека быстро ориентироваться в потоке информации, умение продуцировать новые идеи дает ему возможность «оставаться в профессии».

Активное рассмотрение проблемы профессиональной мобильности в профессиональной педагогике началось в 70-е годы ХХ в. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

При определении профессиональной мобильности Д. В. Чернилевский предлагает заменить понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстает как многогранной понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки [5].

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович отмечали, что основой профессиональной мобильности прежде всего является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области своей профессии [6].

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкой радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

Исследователь О. Ю. Посухова, выделяя в данном понятии оценочный аспект, определяет профессиональную мобильность как «постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии» [10]. Согласно другой точке зрения, профессиональная мобильность рассматривается как один из видов социальной мобильности, заключающийся в способности менять в течение жизни собственную профессию или сферу

приложения сил. В таком широком представлении профессиональная мобильность не связывается непосредственно со статусной позицией человека.

В педагогике в центре внимания оказываются проблемы формирования индивидуальной профессиональной мобильности человека. С этой точки зрения значимой становится сущностная характеристика мобильности как личностного качества, его структура, так как это знание позволит направить образовательный процесс во всей совокупности его составляющих на формирование данного качества личности обучающегося.

Основной задачей высшего образования в современном обществе является формирование тех знаний, умений, навыков, моделей деятельности, а также личностных свойств и качеств молодежи, которые в дальнейшем процессе реализации профессиональной мобильности обеспечат успешное выполнение профессиональных функций и продвижение по профессиональной лестнице [11].

Проблему формирования профессиональной мобильности с позиций гуманистического подхода рассматривают в аспекте формирования у студентов вуза мировоззренческих, ценностносмысловых установок, обеспечивающих их личностную ориентацию на профессиональную самореализацию [9].

Ряд исследователей, анализируя профессиональную мобильность с точки зрения ее формирования в процессе обучения студентов в вузе, акцентируют также внимание на многообразие ее проявлений в практической профессиональной деятельности, что дает основания для классификации видов профессиональной мобильности, выделения различных ее типов.

Выделяют внутреннюю (связанную с личностно-профессиональным развитием, готовностью к освоению новых способов, технологий, форм профессиональной деятельности) и внешнюю (связанную со сменой должности, рода занятий, места работы, профессии) профессиональную мобильность [3].

В настоящее время проблема формирования профессиональной мобильности многими исследователями рассматривается с позиции ком-петентностного подхода. По их мнению (Э. Ф. Зе-ер, Д. Мартенс, А. Шелтон), в основу формирования профессиональной мобильности будущих специалистов должны быть положены профессиональные компетенции, которые имеют широкий радиус действия и позволяют выходить за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к освоению новых профессий,

обеспечивают готовность к требованиям в профессиональной деятельности. Однако если формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в вузе возможно только в рамках собственно учебного процесса, при условии соответствующей его организации, то для целенаправленного формирования у студентов профессиональной мобильности этого недостаточно.

По мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко), основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

Из перечня необходимых качеств и способностей Б. М. Игошев [7, с.108-109] выделяет следующие: социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации.

Ю. И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности выделяет: свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность; умения: рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целе-полагания; способности: видеть и понимать сущность изменений в социуме; видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить (креативное мышление); проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе; решать проблемы; адаптироваться к изменениям (перепроектировать) [8, с.284].

В современном обществе среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей основным и наиболее значимым остается образование, в частности, высшее профессиональное образование. Переход высшего образования на двухуровневую подготовку кадров ставит вопрос подготовки мобильных специалистов еще острее. Образовательная задача целенаправленного формирования у студентов вуза профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени к организации всей жизнедеятельности образовательного заведения.

Таким образом, мнения исследователей сходятся в том, что профессиональная мобильность поддается целенаправленному формированию и развитию, а также саморазвитию при соответствующей педагогической поддержке этого процесса. Наличие мобильности свидетельствует о высокой профессионально-жизненной подготовке специалистов. Данное качество имеет позитивную направленность, если согласуется с профессиональной компетентностью. Но профессиональная мобильность во многом обусловлена степенью соответствия индивидуальных качеств и направленности личности требованиям профессии.

Разработка технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования должна осуществляться с учетом направленности его развивающейся личности и включением его в зависимости от уровня подготовки (бакалавр-магистр) в события, учебно-воспитательные ситуации, имеющие значение для подготовки специалиста соответствующего уровня компетентности:

- организация образовательного процесса, которая обеспечивала бы профессиональноличностное самовыражение обучающихся, социальную, академическую активность;

- формирование мотивации, развитие способности к рефлексии как средству обоснования выбора, стремления к саморазвитию;

- формирование компетенций, знания и понимания (теоретические знания в академической области); знаний, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знаний как способности восприятия и жизни;

- воспитание самостоятельности, активности, ориентации на нравственные ценности, адаптивности, самоорганизации, культуры переживания.

Педагогика высшей школы строится на основе признания права личности на выбор собственного пути развития в соответствии со своими жизненными ценностями и устремлениями. Все это отвечает духу новой парадигмы образования.

Литература

1. Архангельский А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 146 с.

2. Большой толковый социологический словарь / сост. Д. Джерри, Дж. Джерри. - Т.2. - М., 1999. - 588 с.

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : моногр. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.

4. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Валентей. - М.: Сов. энцикл., 1985. - 607 с.

5. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити, 2002. - 436 с.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2001. - 383 с.

7. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : моногр. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

8. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 470 с.

9. Неделько Е. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза : автореф. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 18 с.

10. Посухова О. Ю. Неинституционализированные каналы профессиональной мобильности в современной России : дис. . канд. со-циол. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 159 с.

11. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи : автореф. . канд. пед. наук. - Иркутск, 2006. - 24 с.

12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер с англ. -М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.