УДК 378.147.33:800:37
Д. Л. Матухин
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Представлена педагогическая модель формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза. Определены содержание и организационная структура каждого из элементов данной модели, критерии и показатели сформированности мобильности студентов.
Ключевые слова: педагогическая модель, профессиональная мобильность, акме, компетентность, саморазвитие, гуманитаризация, парадигма.
В современных условиях глобализации и модернизации высшего профессионального образования актуальны задачи: подготавливать специалистов, не только способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, но и заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, что обусловливает необходимость развития у студентов умений и навыков самообучения; формировать у будущего специалиста такие личностные качества и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.
Решение данных задач будет способствовать выполнению предъявляемых к современному специалисту требований, одним из которых является профессиональная мобильность, представляющая: владение системой обобщенных профессиональных способов деятельности и умение эффективно их применять для выполнения заданий в смежных областях производства, сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой; высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии.
В современной российской научной литературе предлагаются различные подходы к толкованию понятия «профессиональная мобильность»: оно рассматривается с позиций педагогики, психологии и социологии или же комплексно - как сложный социально-психолого-педагогический феномен.
В частности, В. А. Мищенко, определяя формирование профессиональной мобильности у студентов как сложный психолого-педагогический феномен, рассматривает профессиональную мобильность как интегративное качество личности, объединяющее когнитивно-компетентностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты [1, с. 14].
Л. Н. Горюнова дает целостный анализ элементов понятия «профессиональная мобильность» и полагает, что оно включает в себя триединый комплекс следующих составляющих:
- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформиро-ванность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;
- деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;
- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [2, с. 116].
Сложный характер сущности понятия «формирование профессиональной мобильности» обусловливает осуществление научного поиска в методологическом, теоретическом и практическом аспектах.
Методологический аспект предусматривает отображение взаимосвязи и взаимодействия научных подходов исследования, которые вытекают из положений теории непрерывного образования, профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.
Теоретическими основами построения концепции формирования профессиональной мобильности являются современные образовательные парадигмы (антропологическая, гуманистическая, гуманитарная), концепции (непрерывного профессионального образования, личностно ориентированного образования) и подходы (системный, компетентностей, средовый, акмеологический, технологический, аксиологический).
Семантика понятия «профессиональная мобильность» сложна и многообразна, поскольку различные грани этого феномена семантически связаны с такими известными и достаточно полно описанными понятиями, как «мобильность» (от латинского шоЫП8 - подвижный) - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию; «профессиональный» - относящийся к какой-нибудь профессии, связанный с профессией [3, с. 813]; «активность», которую А. С. Кирилюк определяет с помощью терминов «реакция», «адаптация», «опережающее отражение», «предвосхищение будущего» и т. п.
Конструктивная творческая активность студентов, по нашему мнению, является системообразующим ядром профессиональной мобильности будущего специалиста, необходимым условием саморазвития личности, способной к профессиональной мобильности, так как именно люди с высоким творческим потенциалом обладают высокой самостоятельностью, познавательной активностью, способностью к социальной и интеллектуальной активности, умением быстро реагировать на изменения и т. д.
По мнению С. В. Нужновой, профессиональная компетентность вместе с общеобразовательными, общепрофессиональными и профессиональными знаниями служит «знаниевой» основой профессиональной мобильности [4, с. 3].
Активность стала универсальным элементом мироотношения людей в эпоху развития информационного общества. Одной из существенных черт человеческого способа жизнедеятельности является перевод человеком всего мира в плоскость субъ-ект-объектной оппозиции, в которой субъект выступает источником любых форм взаимодействия с объектом, является «эпицентром» активности. Именно эта специфическая черта человеческого отношения к миру составляет сущностную характеристику человека как активного, деятельного существа и, следовательно, проявляется в любой конкретно-исторической форме мироотношения [5, с. 32].
Рассматривая формирование профессиональной мобильности студентов с учетом современных требований, предъявляемых к будущему специалисту, мы считаем конструктивную творческую активность студентов системообразующим ядром профессиональной мобильности и выделяем такие ее социально-педагогические функции:
- преобразовательно-созидательную, которая обеспечивает подготовку личности к будущей профессиональной деятельности;
- проективнотворческую, определяющую творческие возможности личности в проектной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
- прогностическая, которая позволяет активно использовать знания в условиях моделирования профессиональной деятельности (которую А. А. Вербицкий называет «квазипрофессиональной», т. е. имитирующей профессиональную деятельность в учебном процессе как воспроизведение студентами профессиональной деятельности в процессе обучения в специально созданных условиях) и соот-
носить эту деятельность с профессиональными намерениями;
- ценностноориентационную, которая способствует формированию профессионально- и личностно-ценностных ориентаций, обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование.
Концепция формирования профессиональной мобильности базируется на следующих положениях: личность студента технического вуза рассматривается как субъект профессионального развития, которое должно осуществляться с учетом интересов, убеждений, мотивов и способностей, а также в согласованности этих интересов с запросами общества; формирование профессиональной мобильности - процесс интеграции личностной и профессиональной составляющих профессионального роста студента от начального уровня готовности к будущей профессиональной деятельности до нового уровня через формирование профессионально важных качеств, соответствующих знаний и умений; достижение высокого уровня сформиро-ванности профессиональной мобильности студента базируется на стремлении каждой личности к самореализации и осуществляется в результате обеспечения необходимых и достаточных психоло-го-педагогических условий интеграционного подхода относительно выбора содержания, способов, форм и методов обучения.
Понятие «профессиональная мобильность» является новой качественной характеристикой профессионального образования, поэтому для педагогической практики в высшей профессиональной школе актуальны выявление и анализ факторов, влияющих на формирование этого важнейшего качества современного работника в учебном процессе высшего учебного заведения. К ним мы относим внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование профессиональной мобильности студентов в учреждениях высшего профессионального образования:
- внешние - социальные условия жизнедеятельности;
- образовательная среда вуза, условия проживания, учебная, досуговая деятельность;
- материально-экономические условия - состояние экономики, финансовое и материальное благополучие, условия профессиональной деятельности, размер стипендии;
- природно-экологические, природные и техногенные обстоятельства проживания студента, его рациональное взаимодействие с природой;
- внутренние биологические - состояние здоровья студента, ведение здорового образа жизни;
- личностные или индивидуально-психологические факторы - совокупность личностных качеств
студента; соответствие требованиям общественного развития и научно-технического прогресса; осознание себя частью природы, биосферы;
- информационные - информированность о возможных вариантах социально-профессиональной деятельности, владение теоретической информацией различных дисциплин и другое [6, с. 50].
Теоретическое осмысление проблемы позволило установить, что профессиональную мобильность следует рассматривать как интегративное качество личности, которое детерминирует профессиональную активность, субъектность, творческое отношение к профессиональной деятельности и проявляется в требовательности к себе, настойчивости, оптимизме, профессиональной компетентности, конкурентоспособности, акмеологическом совершенствовании своих личностных потенциалов, стремлении к самореализации, саморазвитию, самообразованию и умении успешно менять собственную деятельность в соответствии с современными требованиями.
Являясь сложным процессом взаимодействия потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов, системным образованием, интегрированным качеством личности, профессиональная мобильность формируется и раскрывается в процессе профессиональной подготовки, самовоспитания и творческой самореализации специалиста.
Исследование показало, что логика моделирования процесса формирования профессиональной мобильности студентов должна быть основана на элементах системного подхода (В. П. Беспалько, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков, Б. Г. Юдин, В. А. Якунин и др.), с позиции которого разработанная модель рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему.
Логика формирования профессиональной мобильности должна предусматривать раскрытие актуальности исследуемой проблемы, выражающейся в потребности общества в специалистах новой формации; цели исследования; принципов; педагогических условий, к которым относятся профессиональная компетентность, культура профессорско-
преподавательского состава вуза, ценностные ориентации студенческой молодежи, разнообразие форм межличностного общения, сочетание различных стимулов, методов и приемов, побуждающих к активному нравственному поведению студентов, развитие положительных мотивов бесконфликтной коллективной деятельности обучаемых посредством создания благоприятной социально-психологической среды; сферу и границы проявления (межличностные взаимоотношения, коммуникативная сфера учебной и внеучебной деятельности, будущая профессиональная деятельность) [7, с. 21].
Исходя из анализа теоретических исследований, а также эмпирических данных (тестирование, беседы, интервьюирование), полученных нами в ходе педагогического исследования, были определены особенности процесса формирования профессиональной мобильности будущих специалистов:
- организация учебно-воспитательного процесса с учетом жизненных целей и ценностей студентов, а также социокультурного опыта;
- изменение учебных программ с включением в учебные планы как новых фундаментальных предметов, так и курсов по дополнительным специальностям;
- совершенствование процесса прохождения студентами практики, предоставление им соответствующих базовых знаний в области экономики, информатики, трудового законодательства;
- проведение в вузе научных исследований, связанных с конкретными потребностями тех или иных организаций, и последующего внедрения результатов этих исследований в производство;
- внедрение инновационных образовательных технологий, которые помогают развивать у студентов качества, присущие мобильному человеку: активность, способность к осуществлению выбора, готовность к постоянному совершенствованию, мотивацию достижения;
- переориентация технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания;
- учет специфики будущей профессиональной деятельности студентов во взаимодействии с различными субъектами межличностных отношений.
Список литературы
1. Мищенко В. А. Интегративный подход к образованию как способ формирования профессиональной мобильности у выпускников вузов // Пед. образов. и наука. 2009. № 8. 110 с.
2. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. Ростов н/Д, 2005. 165 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. 1200 с.
4. Нужнова С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. 11^: http://www.rusnauka.com/ Ре<йдод/185^1
5. Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная активность: моногр. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. 178 с.
6. Самоделкин Е. Ю. Формирование профессиональной мобильности студента технического вуза // Среднее проф. образов. 2011. № 4. 115 с.
7. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2. 138 с.
Матухин Д. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.10.2013.
D. L. Matukhin
PEDAGOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION IN TECHNICAL UNIVERSITY
The article presents a pedagogical model of professional mobility formation of technical university students. The content and organizational structure of the model elements, criteria and indicators of student mobility formation are defined.
Key words: pedagogical model, professional mobility, acme, competence, self-development, humanitarization, paradigm.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]