Научная статья на тему 'Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа'

Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА / СИСТЕМА / PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS / COLLEGE STUDENTS / COMPONENTS OF PROFESSIONAL MOBILITY / THE DEVELOPMENT OF CRITERIA FOR PROFESSIONAL MOBILITY / EDUCATION / STRUCTURE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелова Рия Александровна

Современные условия развития экономики диктуют новые требования к работникам различного уровня. Вопрос подготовки профессионально-мобильных специалистов становится все актуальнее, в том числе для учреждений среднего профессионального образования. Сложности в отслеживании проявления качеств молодых специалистов после окончания учебного заведения обусловливают необходимость оценки уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжа в рамках учебно-производственного процесса. В статье уточняется понятие «профессиональной мобильности студента колледжа», состоящей из нескольких компонентов: мотивационного, профессионального, самообразовательного и коммуникативного. Автором предлагаются мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный и коммуникативный критерии уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжа, а также их показатели, которые позволяют дать оценку с точек зрения представителей учебного заведения, работодателя и самого студента. Нестабильная экономическая ситуация в России, связанная с кризисами, убылью населения, его старением и сокращение численности в экономически активных возрастах определяет направления модернизации образования. Профессиональное образование должно готовить кадры высокого уровня, способные не только к выполнению профессиональных обязанностей, но и к изучению инновационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, а также к смене деятельности или даже профессии в случае необходимости. То есть, подготовка квалифицированного работника сегодня подразумевает не просто владение профессией, но и ориентирование в смежных областях деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, профессиональную мобильность. Термин «мобильность» сегодня широко используется в экономике, социологии, психологии и педагогике. Этим обусловливается большое количество определений данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components and criteria for evaluation of professional mobility among college students

The modern conditions of development of economy dictate new requirements for employees at various levels. The preparation of professional mobile professionals become more relevant, including for secondary vocational education. Difficulties in tracking displays the qualities of young professionals after graduation necessitate assessment of the level of professional mobility of college students in training and the production process. The article clarifies the concept of "professional mobility college student", consisting of several components: motivational, professional, self-education and communication. The author offers motivational target, cognitive and communicative activity-level criteria of professional mobility of college students, as well as the indicators that allow to evaluate the points of view with representatives of the institution, the employer and the student. The unstable economic situation in Russia, due to the crisis, population decline, its aging and downsizing in the economically active age determines the direction of modernization of education. Vocational education should train staff of high level able not only to fulfill their professional duties, but also to the study of innovative technologies to increase productivity, as well as a change of activity or profession, if necessary. That is, the preparation of a skilled worker today means not just the possession of a profession, and orientation in related fields of activity, committed to continuous professional development, professional mobility. The term "mobility" is now widely used in economics, sociology, psychology and pedagogy. This is due to a large number of definitions of the concept.

Текст научной работы на тему «Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN515.pdf DOI: 10.15862/160PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/160PVN515)

УДК 37

Карелова Рия Александровна

ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»

Россия, Нижний Тагил1 Преподаватель E-mail: ed@lenta.ru

Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа

1 622034, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 38

Аннотация. Современные условия развития экономики диктуют новые требования к работникам различного уровня. Вопрос подготовки профессионально-мобильных специалистов становится все актуальнее, в том числе для учреждений среднего профессионального образования. Сложности в отслеживании проявления качеств молодых специалистов после окончания учебного заведения обусловливают необходимость оценки уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжа в рамках учебно-производственного процесса. В статье уточняется понятие «профессиональной мобильности студента колледжа», состоящей из нескольких компонентов: мотивационного, профессионального, самообразовательного и коммуникативного. Автором предлагаются мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный и коммуникативный критерии уровня развития профессиональной мобильности студентов колледжа, а также их показатели, которые позволяют дать оценку с точек зрения представителей учебного заведения, работодателя и самого студента. Нестабильная экономическая ситуация в России, связанная с кризисами, убылью населения, его старением и сокращение численности в экономически активных возрастах определяет направления модернизации образования. Профессиональное образование должно готовить кадры высокого уровня, способные не только к выполнению профессиональных обязанностей, но и к изучению инновационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, а также к смене деятельности или даже профессии в случае необходимости. То есть, подготовка квалифицированного работника сегодня подразумевает не просто владение профессией, но и ориентирование в смежных областях деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, профессиональную мобильность. Термин «мобильность» сегодня широко используется в экономике, социологии, психологии и педагогике. Этим обусловливается большое количество определений данного понятия.

Ключевые слова: профессиональная мобильность студентов; студенты колледжа; компоненты профессиональной мобильности; критерии развития профессиональной мобильности; образование; структура; система.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Карелова Р.А. Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/160PVN515

Обучение в колледже, являясь одним из уровней профессиональной подготовки специалистов для всех сфер экономики, имеет свою специфику и необходимость в новых подходах к подготовке востребованных выпускников. Этим обусловлена актуальность изучения особенностей развития профессиональной мобильности у студентов колледжа, чему и посвящена данная статья.

В профессиональной педагогике мобильность рассматривается в нескольких измерениях:

• социально-экономическом - как готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда;

• профессиологическом - достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и новые технологии в рамках одной профессии, статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии, а также при необходимости овладевать смежными и новыми профессиями [5, с. 91].

Несмотря на то, что с восьмидесятых годов XX века мобильность работников активно исследуется как за рубежом, так и в отечественной науке, основная часть работ посвящена определению сущности, содержанию и условий формирования профессиональной мобильности в высших учебных заведениях при подготовке будущих инженеров, экономистов государственных служащих, и особенно будущих преподавателей. Анализируя труды Л.А. Амировой, Л.В. Горюновой, Б.М. Игошева, Л.П. Меркуловой, В.А. Мищенко, Ю.Ю. Дворецкой, А.А. Никитиной, Э.Ф. Зеера в структуре профессиональной мобильности можно выделить следующие составляющие: активность (готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности; адаптивность (способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности); открытость (склонность к новому, неизвестному); креативность (творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию); коммуникативность (способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами деятельности); компетентность (способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию).

Исследованием особенностей формирования профессиональной мобильности у студентов учреждений среднего профессионального образования занимались О.М. Дементьева, В.Н. Дюнина, М.В. Пазюкова. Несмотря на то, что большинство работ посвящены профессионально-педагогической мобильности, В.Н. Дюнина, рассматривая профессиональную мобильность студентов информационных специальностей в техникуме, выделяет следующие структурные ее компоненты: готовность - существование возможности реализации профессиональной мобильности и наличие соответствующей мотивации для ее проявления; знания — специфические знания, позволяющие реализовывать профессиональную мобильность в конкретной профессиональной сфере; умения-специфические умения, позволяющие реализовывать профессиональную мобильность в конкретной профессиональной сфере; опыт — опыт проявления профессиональной мобильности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; отношение — ценностно-смысловые установки личности.

На наш взгляд определение уровня развития профессиональной мобильности у молодых специалистов, окончивших учебное заведение и приступивших к осуществлению профессиональной деятельности, является сложной задачей. Для этого необходимо постоянно поддерживать связь с самими выпускниками и их работодателями, отслеживать перемещения молодых специалистов внутри профессии и вне ее (в случае смены рода деятельности). Также этот процесс усложняется необходимостью разработки универсальных оценочных листов,

которые позволяли бы оценивать работников различными людьми (работодателями) по одной и той же шкале, с меньшей субъективностью.

Ввиду этого мы видим разумным рассматривать профессиональную мобильность именно студентов, уровень развития которой можно было бы определить в период обучения в колледже и на местах практики.

Проанализировав работы различных авторов и учитывая специфику среднего профессионального образования, мы рассматриваем профессиональную мобильность студентов колледжа в профессиологическом измерении как интегративное качество личности, позволяющее:

• осуществлять качественное решение учебно-производственных задач в установленные временные сроки с использованием наиболее эффективных технологий будущей профессиональной деятельности;

• самостоятельно осваивать новые технологии осуществления профессиональной деятельности по профилю специальности и смежными с ним в случае учебно-производственной необходимости;

• быть активным и коммуникативно-компетентным в различных учебно-производственных ситуациях.

В своей работы мы выделяем несколько составляющих профессиональной мобильности студентов и критерии, по которым оценивается уровень развития этого интегративного качества личности. Каждая из составляющих мобильности в профессиональной деятельности включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к профессиональной мобильности.

Мотивационная составляющая отражает мотивы личности, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Здесь учитываются потребность в самореализации, интерес к выбранной профессии, желание осуществлять профессиональную деятельность по выбранной специальности, видение своей будущей карьеры.

Профессиональная составляющая включает в себя знания и умения по дисциплинам профессионального цикла (т.е. профессиональные знания и умения), умения организовать свою деятельность (поставить цель, спланировать, оценить результат работы).

Самообразовательная составляющая: знание источников дополнительной информации, умения искать, анализировать, критически осмысливать информацию, умение осваивать новые технологии осуществления учебно-производственной деятельности. Самообразование является одним из факторов, повышающим профессиональную мобильность специалистов [7, с. 43], поэтому мы видим необходимость в выделении отдельной составляющей.

Коммуникативная составляющая: знание норм и правил общения, владение профессиональной лексикой, умение вести диалог, формулировать и аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к другим участникам коммуникации, умение осуществлять эффективную коммуникацию в коллективе в различных ситуациях.

Так как понятие профессиональной мобильности мы рассматриваем применительно к студентам, то и критерии оценки уровня развития этого интегративного качества необходимо подобрать таким образом, чтобы их можно было оценить в рамках подготовки будущих специалистов, то есть в процессе обучения. Здесь учитывается оценка с различных точек зрения: самого обучающегося, преподавателей и работодателя (с мест прохождения практики).

В своей работе мы выделяем три критерия оценки: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный и коммуникативный. Подробно показатели критериев и их уровни развития представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели для оценки уровня развития компонентов профессиональной

мобильности у студентов

Уровни ^ Низкий (0 баллов) Средний (1 балл) Высокий (2 балла)

Показатели X

Мотивационно-целевой критерий

Уровень учебной Низкий (по методике Средний (по Высокий (по методике

мотивации Т.И. Ильиной) методике Т.И. Ильиной) Т.И. Ильиной)

Намерение работать Допускает Не исключает Заинтересован в

по специальности возможность работы возможности работе по

или смежным с ней по специальности, но работать по специальности,

планирует сменить специальности, планирует будущую

род деятельности ориентируется на предложения рынка труда профессиональную карьеру

Участие в конкурсах Не проявляет Проявляет интерес, Принимает участие,

проф. мастерства, интереса, не участвует принимает участие достигает успехов

олимпиадах (по (призовые места,

специальности и победы)

смежным)

Проявление Выполняет Качественно Проявляет

инициативы и поставленные выполняет инициативу и интерес

целеустремленности руководителем поставленные к профессиональной

на местах практики задачи, не проявляет задачи, деятельности;

интереса к изучению особенностей демонстрирует способность к эффективно взаимодействует с

профессиональной освоению новых руководителем и

деятельности в технологий коллегами, быстро и

конкретной осуществления эффективно осваивает

организации, производственной новые технологии и

общению с деятельности, средства труда

коллективом и приобретению новых поддерживает общение с коллегами

навыков

Когнитивно-деятельностный критерий

Успеваемость по Средний балл по Средний балл по Средний балл по

дисциплинам дисциплинам от 3 до дисциплинам от 3,5 дисциплинам от 4,5 до

3,5 до 4,5 5

Уровни ^ Низкий (0 баллов) Средний (1 балл) Высокий (2 балла)

Показатели X

Организация Внеаудиторная Результаты Результаты

самостоятельной и самостоятельная внеаудиторной внеаудиторной

самообразовательной работа выполняется с самостоятельной самостоятельной

деятельности задержкой сроков работы работы сдаются в

сдачи, имеются представляются на установленные сроки,

замечания и проверку в выполнены

недостатки; при установленные качественно, с

выполнении курсовых сроки, могут иметь высокой долей

работ и проектов незначительные самостоятельности;

возникают трудности замечания и выбор тем курсовых

с самоорганизацией, недостатки, при проектов и

подбором организации работы эффективных средств

теоретического над курсовыми реализации

материала и проектами поставленной задачи в

технологий решения демонстрируются большей степени

поставленных задач, умения осуществляется

требуется постоянный планирования и самостоятельно,

контроль и помощь со организации своей демонстрируются

стороны деятельности, результаты освоения

преподавателя самостоятельного выбора средств реализации поставленной задачи, демонстрируется способность к освоению новых технологий осуществления учебно-производственной деятельности новых технологий осуществления учебно-производственной деятельности

Самооценка Завышает оценку Демонстрирует Адекватно оценивает

профессиональной результатов своей способность результаты своей

деятельности на деятельности; оценивать деятельности;

местах практики затрудняется в результаты своей описывает возникшие

описании содержания деятельности; трудности и их

и причин возникших формулирует причины; перечисляет

трудностей, а также основное освоенные знания и

освоенных знаний и содержание умения; четко

умений; пути возникших описывает пути

дальнейшего трудностей; имеет дальнейшего

профессионального представления о профессионального

развития описывает путях дальнейшего развития

общими фразами профессионального развития, может описать их содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни ^

Показатели X

Низкий (0 баллов)

Средний (1 балл)

Высокий (2 балла)

Профессиональная деятельность на местах практики

(оценка руководителей от предприятия)

Слабый уровень профессиональных знаний и умений; имеются проблемы с организацией собственной деятельности, требуется помощь и контроль со стороны наставников

Демонстрирует уровень знаний и умений достаточный для осуществления

основ профессиональной деятельности, умеет организовывать собственную деятельность, прибегает к помощи и советам руководителей и наставников

Демонстрирует уровень знаний и умений, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в конкретной организации,

способен организовать собственную деятельность, редко прибегает к помощи руководителей или наставников

Коммуникативный критерий

Самооценка коммуникативных умений (опрос-анкетирование)

Агрессивное поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Зависимое поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Компетентное поведение (согласно опроснику Л. Михельсона)

Организация коммуникации на местах практики

(оценка руководителями практики)

Предпочитает не вступать в диалоги, проявляет слабые способности к анализу чужого мнения

Поддерживает диалог, не проявляет агрессии к мнению других участников коммуникации

Активно вступает в диалог с коллегами и

наставниками, толерантен к чужому мнению, способен к критической оценке коммуникативных _ситуаций_

Культура профессионального общения (оценка руководителя практики)

Имеет трудности при

формулировании и высказывании мнения, скудный запас профессиональной лексики

Демонстрирует способность к грамотному выражению собственных мыслей и мнений, имеет запас профессиональной

лексики достаточный для осуществления коммуникации в рамках профессии

Корректно и обоснованно высказывает свое мнение, грамотно

формулирует вопросы, обладает культурой речи и

запасом профессиональной лексики

Уровни ^ Низкий (0 баллов) Средний (1 балл) Высокий (2 балла)

Показатели X

Особенности организации коммуникации во время учебного процесса (наблюдения преподавателей) Избегает диалогов с преподавателем и студентами, при работе в группе пассивен, не участвует в обсуждениях, имеет трудности в формулировании и аргументации своего мнения, может проявлять агрессию к другим участникам коммуникации Поддерживает диалог с преподавателем в случае адресного обращения, при работе с группой участвует в обсуждениях, способен грамотно выражать свои мысли, не агрессивен к другим участникам коммуникации Активно поддерживает диалог с преподавателями, инициативен, задает вопросы, участвует в обсуждениях и дискуссиях, грамотно выражает свои мысли, толерантен к мнению других участников беседы

Для того чтобы оценить уровень развития критерия, необходимо сложить баллы за каждый показатель (от 0 до 2). Общий уровень развития критерия определяется из суммы баллов по всем показателям следующим образом:

• сумма от 0 до 2 баллов включительно соответствует низкому уровню развития оцениваемого критерия профессиональной мобильности студента;

• от 3 до 5- среднему уровню развития оцениваемого критерия;

• от 6 до 8- высокому уровню развития оцениваемого критерия.

Сумма баллов за три критерия характеризует уровень развития профессиональной мобильности студента в целом:

• от 0 до 1 балла-низкий уровень;

• от 2 до 4- средний уровень;

• от 5 до 6-высокий уровень.

Предложенные показатели включают в себя оценку уровней развития профессиональной мобильности студентов с различных точек зрения. На наш взгляд предложенные компоненты и критерии оценки позволят прогнозировать и корректировать развитие качеств выпускников, которые позволили бы стать востребованными молодыми специалистами на современном рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего профессионального образования // Alma mater. 2004. №1. С. 55-60.

2. Вишневский А.Г. (ред.) Население России 2009: Семнадцатый ежегодный демографический доклад; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 334.

3. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис. ... докт. пед.наук. Ростов-на-Дону:, 2006. 337 с.

4. Дюнина В.Н. Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме: дис. ... к. п. н. Нижний Новгород, 2009. 138 с.

5. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность-интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. №5. С. 90-97.

6. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф. ... док. пед. наук. Москва, 2008. 25 с.

7. Мищенко В.А. Самообразование студентов как фактор повышения профессиональной мобильности // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С. 40-43.

Рецензент: Востриков Геннадий Константинович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник SITU IBC.

Karelova Rija Aleksandrovna

Nizhny Tagil Mining and Metallurgical College of E.A. and M.E. Cherepanovs

Russia, Nizhny Tagil E-mail: ed@lenta.ru

Components and criteria for evaluation of professional mobility among college students

Abstract. The modern conditions of development of economy dictate new requirements for employees at various levels. The preparation of professional mobile professionals become more relevant, including for secondary vocational education. Difficulties in tracking displays the qualities of young professionals after graduation necessitate assessment of the level of professional mobility of college students in training and the production process. The article clarifies the concept of "professional mobility college student", consisting of several components: motivational, professional, self-education and communication. The author offers motivational target, cognitive and communicative activity-level criteria of professional mobility of college students, as well as the indicators that allow to evaluate the points of view with representatives of the institution, the employer and the student. The unstable economic situation in Russia, due to the crisis, population decline, its aging and downsizing in the economically active age determines the direction of modernization of education. Vocational education should train staff of high level able not only to fulfill their professional duties, but also to the study of innovative technologies to increase productivity, as well as a change of activity or profession, if necessary. That is, the preparation of a skilled worker today means not just the possession of a profession, and orientation in related fields of activity, committed to continuous professional development, professional mobility. The term "mobility" is now widely used in economics, sociology, psychology and pedagogy. This is due to a large number of definitions of the concept.

Keywords: professional mobility of students; college students; components of professional mobility; the development of criteria for professional mobility; education; structure; system.

REFERENCES

1. Amirova L.A. Professional'no-pedagogicheskaya mobil'nost' uchitelya kak tselevaya ustanovka vysshego professional'nogo obrazovaniya // Alma mater. 2004. №1. S. 5560.

2. Vishnevskiy A.G. (red.) Naselenie Rossii 2009: Semnadtsatyy ezhegodnyy demograficheskiy doklad; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2011. 334.

3. Goryunova L.V. Professional'naya mobil'nost' spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya v Rossii: dis. ... dokt. ped.nauk. Rostov-na-Donu:, 2006. 337 s.

4. Dyunina V.N. Formirovanie professional'noy mobil'nosti studentov informatsionnykh spetsial'nostey v tekhnikume: dis. ... k. p. n. Nizhniy Novgorod, 2009. 138 s.

5. Zeer E.F., Morozova S.A., Symanyuk E.E. Professional'naya mobil'nost' integral'noe kachestvo sub"ekta innovatsionnoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. №5. S. 90-97.

6. Igoshev B.M. Sistemno-integrativnaya organizatsiya podgotovki professional'no mobil'nykh pedagogov: avtoref. ... dok. ped. nauk. Moskva, 2008. 25 s.

7. Mishchenko V.A. Samoobrazovanie studentov kak faktor povysheniya professional'noy mobil'nosti // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. №2. S. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.