СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Зейналова И. Д., кандидат педагогических наук, доцент Адилов З.А., кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ «Дагестанский государственный университет», г. Дербент
Аннотация. Колледж в современном образовании должен способствовать решению главной задачи - удовлетворение потребностей личности в получении качественной профессиональной подготовки. Это учебное заведение благодаря современным образовательным технологиям может дать качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень подготовки специалистов среднего звена практически всех отраслей производства. В нашей стране среднее профессиональное образование сегодня востребовано. Это является общемировой тенденцией. Возникла необходимость в повышении профессиональной мобильности специалистов и расширения подготовки кадров среднего звена для сфер управления, сервиса, социального обеспечения. Это предопределило совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования. Такая деятельность отражена в новом классификаторе специальностей среднего профессионального образования.
Ключевые слова: Колледж, среднее профессиональное образование, основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки, профессиональная мобильность и конкурентоспособность выпускников колледжа, непрерывное образование.
THE SPECIFICITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN COLLEGE IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Zeynalovа I. D., candidate of pedagogical sciences,, Associate Professor Adilov Z.A., candidate of jurisprudence, Associate Professor FGBOU "Dagestan State University," Derbent
Annotation. College in modern education should contribute to solving the main task -meeting the needs of the individual in receiving quality training. This school thanks to modern educational technology can provide new, up-to-date level of training of specialists of an average link of almost all industries. In our country, vocational education is in demand today. It is a worldwide trend. The need arose to improve the professional mobility of specialists and expand training for mid-level management areas of service, social security. This determined the improvement of the list of specialties of secondary professional education. This activity is reflected in the new classifier of specialties of secondary professional education.
Keywords: College, vocational education, basic professional educational programs of secondary professional education of basic training, professional mobility and competitiveness of College graduates, continuing education.
В XXI в. перед средним профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.
Рост востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. Высоко оценивают перспективы образования данного уровня американские специалисты: «В следующем десятилетии от 50 до 60 процентов всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах».
Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития среднего профессионального образования, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.
Среднее профессиональное образование складывалось в Российской Федерации как централизованная система, ориентированная, прежде всего, на удовлетворение кадровых запросов министерств и ведомств. Сегодня произошла значительная демократизация и децентрализация управления в сфере среднего профессионального образования. Решение ряда вопросов передано с федерального уровня на региональный, существенное развитие получила автономность средних специальных учебных заведений по многим направлениям их деятельности, в том числе связанным с определением содержания и форм организации образовательного процесса [8].
Необходимость повышения профессиональной мобильности специалистов и расширения подготовки кадров среднего звена для сфер управления, сервиса, социального обеспечения предопределила совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования. Такая деятельность отражена в новом классификаторе специальностей среднего профессионального образования. Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии системного мышления у студентов, формировании у них научной картины мира, умений научно-исследовательской работы.
В условиях расширения академических свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников средством формирования единого образовательного пространства является Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОССПО). Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов[7]. В положении об образовательном учрежде-
нии среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160, п. 8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.
В Российской системе образования колледж — это среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки; представляет собой самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации; осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.
На современном этапе образовательной деятельности, по нашему мнению, колледж - это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий.
Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже в настоящее время является его инновационный характер. Такой подход позволяет педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно- исследовательской, давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование. В организации образовательного процесса колледж решает главную задачу - удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки. Это учебное заведение обеспечивает качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень подготовки специалистов среднего звена практически всех отраслей производства.
Одним из показателей профессионализма специалистов в информационном обществе является умение работать с информацией. Поэтому в современных условиях формирование умения работать с информацией и самостоятельно добывать знания, повышающие квалификацию работников, является главной задачей учебных заведений системы среднего профессионального образования.
Основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования в колледже могут осваиваться в различных формах обучения: в очной, очно-заочной, вечерней, а также в форме экстерната.
Для выпускников профильных школ, прошедших профессиональную подготовку, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам начального профессионального образования.
Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля допускается обучение по сокращенной или ускоренным образовательным программам.
Организация образовательного процесса в колледже регламентируется учебным планом, утвержденным директором колледжа по согласованию с заказчиком кадров.
В колледже устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, лабораторные, практические, индивидуальные занятия, учебно-производственная практика, консультация, контрольная работа, собеседование, зачет, экзамен, учебно-исследовательская работа, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, реферат, курсовая и дипломная работа.
Производственная практика проводится в организациях, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов.
В связи с информатизацией образования в учебных заведениях оборудуются специальные кабинеты для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ студентов и преподавателей. В таких кабинетах компьютеры, чаще всего, объединены локальной сетью и имеет выход в Интернет. Также в них имеется информационный фонд с электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др.
Отметим, что задачи учебного процесса независимо от применяемой технологии обучения не сводятся лишь к формированию знаний, умений и навыков. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, грани между которыми относительны, некоторые аспекты взаимно пересекаются. Мы уверены, что электронное обучение в колледже благодаря своим уникальным возможностям сможет обеспечить реализацию небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, формирование профессиональных знаний и умений, а также развитие личностных характеристик обучаемых.
Литература:
1. Абрасимов А.Г. Взаимодействие участников образовательного процесса в обучении с применением ИКТ в системе среднего профессионального образования - как важный фактор в подготовке современных специалистов /: Сборник трудов участников конференции. - часть III. - М.: «БИТ про», 2005. - С. 171 - 172.
2. Азизова Л.Н. Формирование готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа. Современные проблемы науки и образования. - М., 2012. - №2. С.45-50 (0,3 п.л.) (Входит в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ).
3. Горобец Л.Н. Использование мультимедийных средств обучения на лекционных занятиях в вузе /Л.Н. Горобец //Модернизация системы непрерывного образования: материалы II Международной научно-практической конференции. -Дербент: ДГПУ, 2010. - С.28-34.
4. Демкина Н. Л. Информационные технологии в профессиональном образовании. // Профессиональное образование. - 2001. - №4.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003, С.192.
6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.:Дрофа, 2008. - 312 с.
7. Ибрагимов Г.И. Проблемы качества образовательных стандартов среднего профессионального образования: Пособие для работников системы СПО/ Г.И. Ибрагимов, Т.В. Лопухов // Под ред. Г.И. Ибрагимова. - Казань: ИСПО РАО, 2001, С.48.
8. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. - М., 1993. -Вып. 1.
Literature:
1. Abrosimov A.G. Interaction of participants of educational process in teaching with ICT in secondary vocational education - an important factor in the preparation of modern specialists /: Proceedings of the conference participants. - Part III. - M .: "BIT pro", 2005. - S. 171 - 172.
2. Azizov L.N. Formation of readiness of students of the Polytechnic College of the use of multimedia technologies. Modern problems of science and education. - M., 2012. - №2. S.45-50 (0.3 pp) (Included in the list of publications, recommended HAC RF).
3. Gorobetc L.N. The use of multimedia learning tools on the lectures at the university /L.N. Gorobetc // Upgrading the system of continuous education: Materials of the II International Scientific and Practical Conference. - Derbent: DSPU, 2010. - S.28-34.
4. Demkina N.L. Information Technology in Vocational Education. // Professional education. - 2001. - №4.
5. Zakharova I.G. Information Technology in Education: A Handbook. benefits for students. Executive. ped. Proc. institutions. - M .: Publishing center "Academy", 2003, P.192.
6. Information and communication technologies in education: teaching aid / IV Robert S. Panyukov, A.A. Kuznetsov, A.Yu. Kravtsov; ed. IV Robert. - M.: Bustard, 2008. - 312 p.
7. Ibragimov. G.I. Quality problems obrazova-telnyh standards of secondary vocational education: A guide for workers ACT / GI Ibragimov, TV Mugs // Ed. GI Ibragimov. - Kazan: ASIC RW 2001, P.48.
8. Semushina L.G. Standard levels of professional education, their importance for the development of the content of training. - M., 1993. - Issue 1.