Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности у студентов колледжа'

Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности у студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА / СИСТЕМА / PROFESSIONAL MOBILITY OF STUDENTS / CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY / CAREER GUIDANCE / TECHNOLOGY MODERATION / COLLEGE STUDENTS / THE CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY / EDUCATION / STRUCTURE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелова Рия Александровна

В статье предложены условия развития профессиональной мобильности студентов колледжа: введение дополнительных профессиональных модулей, вариативных дисциплин; проведение профориентационной работы с абитуриентами и студентами; использование технологии модерации для организации учебных занятий. Также представлены результаты применения описанных условий на примере контрольной и экспериментальной групп специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы». Вопрос подготовки профессионально-мобильных специалистов становится все актуальнее. Изменения в экономике и демографии страны требуют новых подходов к подготовке активных и адаптивных работников для всех сфер деятельности. Подбором условий развития компонентов мобильности выпускников озадачены профессиональные учебные заведения всех уровней. Мы рассматриваем профессиональную мобильность студентов колледжа как интегративное качество личности, позволяющее: осуществлять качественное решение учебно-производственных задач в установленные временные сроки с использованием наиболее эффективных технологий будущей профессиональной деятельности; самостоятельно осваивать новые технологии осуществления профессиональной деятельности по профилю специальности и смежными с ним в случае учебно-производственной необходимости; быть активным и коммуникативно-компетентным в различных учебно-производственных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелова Рия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical conditions of development of professional mobility among college students

In the article the conditions of professional mobility of college students: the introduction of additional vocational modules, variability disciplines; career guidance to prospective students; the use of technology for moderation training sessions. Also, the results of the application of the conditions described in the example of the control and experimental groups, specialty 230113 "Computer systems and complexes". The preparation of vocational and mobile professionals is becoming more urgent. Changes in the economy and the country's demographics require new approaches to the preparation of active and adaptive employees for all areas of activity. By selecting the conditions of the development components of the mobility of graduates of vocational schools puzzled at all levels. We consider professional mobility of college students as an integrative quality of a person that allows: to carry out a quality solution of the industrial problems in the set time frame, using the most effective technologies for future professional activities; independently develop new technologies of professional activity on the profile of the specialty and related to it in the case of training and operational needs; be active and communicative competence in a variety of educational and work situations.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности у студентов колледжа»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/161PVN515.pdf DOI: 10.15862/161PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/161PVN515)

УДК 37

Карелова Рия Александровна

ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых»

Россия, Нижний Тагил1 Преподаватель E-mail: ed@lenta.ru

Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности у студентов колледжа

1 622034, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 38

Аннотация. В статье предложены условия развития профессиональной мобильности студентов колледжа: введение дополнительных профессиональных модулей, вариативных дисциплин; проведение профориентационной работы с абитуриентами и студентами; использование технологии модерации для организации учебных занятий. Также представлены результаты применения описанных условий на примере контрольной и экспериментальной групп специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы». Вопрос подготовки профессионально-мобильных специалистов становится все актуальнее. Изменения в экономике и демографии страны требуют новых подходов к подготовке активных и адаптивных работников для всех сфер деятельности. Подбором условий развития компонентов мобильности выпускников озадачены профессиональные учебные заведения всех уровней.

Мы рассматриваем профессиональную мобильность студентов колледжа как интегративное качество личности, позволяющее: осуществлять качественное решение учебно-производственных задач в установленные временные сроки с использованием наиболее эффективных технологий будущей профессиональной деятельности; самостоятельно осваивать новые технологии осуществления профессиональной деятельности по профилю специальности и смежными с ним в случае учебно-производственной необходимости; быть активным и коммуникативно-компетентным в различных учебно-производственных ситуациях.

Ключевые слова: профессиональная мобильность студентов; условия развития профессиональной мобильности; профориентация; технология модерации; студенты колледжа; критерии развития профессиональной мобильности; образование; структура; система.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Карелова Р.А. Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности у студентов колледжа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015)

http://naukovedenie.ru/PDF/161PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/161PVN515

В настоящей статье будут рассмотрены педагогические условия развития профессиональной мобильности студентов колледжа. Проанализировав особенности Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО), специфику конкретного колледжа и работы авторов, изучающих проблему формирования профессиональной мобильности, мы выделили три основных условия развития рассматриваемого интегративного качества:

• целенаправленная модернизация учебных программ с обязательным включением в них интегрированных курсов по различным фундаментальным и прикладным дисциплинам;

• введение занятий по профессиональной ориентации, как для абитуриентов, так и для студентов колледжа;

• подбор технологий, позволяющих вовлекать обучающихся в образовательный процесс, развивать социально-значимые качества личности, самостоятельность и активность.

Следует обратить особое внимание на мотивацию студентов при выборе специальности и на успешное ее освоение в дальнейшем. От мотивации во многом зависит возможность привлечения студентов к внеаудиторным занятиям и мероприятиям, а также успеваемость по дисциплинам и инициативность. Опрос студентов нескольких специальностей в течение последних пяти лет показал:

• более половины студентов делают выбор в пользу той или иной будущей профессии, ориентируясь на моду, советы родителей или друзей, доступность образования (соответственно меньше 50% студентов осознанно выбирают свою специальность);

• только треть студентов, выбирая ту или иную специальность, имеют о ней представление и могут дать краткую характеристику будущей профессиональной деятельности;

• учебная мотивация, а также желание работать по выбранной профессии у студентов четвертого курса резко снижается по отношению к уровню учебной мотивации на втором курсе.

Эти данные должны быть учтены при разработке дидактического и методического обеспечения процесса развития профессиональной мобильности студентов.

Рассмотрим предложенные выше условия подробнее.

В Стратегии развития системы рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года делается акцент на необходимость успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Для этого в профессиональных образовательных организациях должны получить развитие содержание и технологии обучения, обеспечивающие: получение обучающимися дополнительных смежных квалификаций; подготовку в области эффективного поведения на рынке труда; формирование социальных компетенций, включая работу в команде [6].

ФГОС СПО нового поколения повышают свободу образовательных учреждений в формировании и реализации основных профессиональных образовательных программ: распределение объема времени по дисциплинам внутри цикла, возможность определения объема и состава вариативной части, а также введение новых или увеличение объема времени для уже имеющихся дисциплин и модулей.

Учитывая вышеизложенное и требования ФГОС СПО, мы считаем, что первым условием развития профессиональной мобильности студентов колледжа является введение профессиональных модулей, позволяющих осваивать не одну, а две профессии рабочих (например, техник-программист осваивает дополнительно рабочие профессии «Оператор электронно-вычислительных машин и вычислительных машин» и «Наладчик технологического оборудования»). Кроме того, в учебный план всех специальностей необходимо ввести дополнительные вариативные дисциплины: «Основы исследовательской деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Культура профессионального общения», «Психология общения», «Основы экономики».

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» вводится в учебный план на первом году обучения, позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска накоплений, обработке научной информации и оформлении результатов исследования. Дисциплина включает в себя раздел, посвященный особенностям будущей профессиональной деятельности. Несколько практических занятий проводятся в виде экскурсий, что позволяет студентам оценить соответствие своих способностей и личностных качеств тем, что необходимы для специалиста по выбранной специальности.

Дисциплины «Психология общения» и «Культура профессионального общения» призваны научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций, сформировать навыки соблюдения этических норм общения, повысить общую речевую культуру студентов, научить эффективному речевому поведению в различных ситуациях.

Содержание дисциплин «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Основы экономики» направлено на подготовку студентов в области эффективного поведения на рынке труда. Дисциплины включают в себя материалы по правовому регулированию производственных, договорных, трудовых отношений, особенностям разрешения экономических и трудовых споров, основы бизнес-планирования.

Многие авторы при исследовании способов формирования профессиональной мобильности у студентов важное место отводят организации профессиональной ориентации [5]. Проведение профориентационных мероприятий, как с будущими абитуриентами, так и со студентами колледжа является вторым условием развития профессиональной мобильности.

Отсутствие профориентации со школьниками влечет за собой не адекватный способностям выбор будущей профессии. Несмотря на то, что учреждения СПО открыты для проведения систематических профориентационных встреч с учащимися, современные условия оплаты труда учителей в общеобразовательных учреждениях создают конкуренцию за выпускников 9-х классов, что усложняет привлечение будущих абитуриентов в колледж.

В условиях отсутствия возможности систематического привлечения школьников к профориентационным мероприятиям, каждая встреча учащихся с представителями колледжа должна быть максимально наполнена как информацией о представляемых специальностях, так и предусматривать оценку будущими абитуриентами своих возможностей по освоению той или иной профессии. Примером такого мероприятия может стать встреча с преподавателем колледжа, который кратко расскажет о профессии и даст возможность школьникам самостоятельно составить модель работника по рассматриваемой специальности [2].

Профориентация необходима и студентам для формирования адекватных представлений о будущей карьере, условиях труда, собственной пригодности к получению

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (сентябрь - октябрь 2015)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

определенной профессии. Профориентационные мероприятия также позволяют наметить пути преодоления негативных личностных качеств, которые препятствуют той или иной деятельности. Здесь мы видим необходимость в проведении встреч с работодателем, экскурсий на места практик и работы, мероприятий, направленных на формирование корректных представлений о будущей профессиональной карьере [1].

Третье условие связано с применением технологий, позволяющих сделать обучающегося субъектом образовательного процесса, развивать социально-значимые качества, самостоятельность, умения организовать свою деятельность.

Одной из таких технологий мы считаем модерацию. Модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача - сглаживать возможные конфликты, настраивать команду на работу, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы.

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Опыт применения технологии модерации на занятиях по дисциплинам профессионального цикла со студентами технических специальностей показал, что такая форма обучения способствует развитию умений самоорганизации (за счет четкого планирования всей деятельности, целеполагания и обязательной рефлексии) и коммуникативных умений (благодаря работе в группе и необходимости постоянной коммуникации) [3, 4].

Ниже представлены результаты сравнения уровней развития профессиональной мобильности у контрольной и экспериментальной групп специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы». Графики, представленные на рисунке 1, демонстрируют динамику развития профессиональной мобильности студентов по трем критериям: мотивационно-целевому, когнитивно-деятельностному и коммуникативному.

Результаты оценки уровней развития профессиональной мобильности по трем критериям

^ Высокий уровень □ Средний уровень □ Низкий уровень

35% 34% 31%

1

55%

56%

47%

47%

12%

41%

20% 19%

25%

56%

К.г. Э.г.

Мотивационно-целевой критерий

К.г. Э.г.

Когнитивно-деятельностный критерий

К.г. Э.г.

Коммуникативный критерий

Рисунок 1. Динамика изменения уровней развития профессиональной мобильности по трем критериям у студентов специальности 230113 «Компьютерные ситемы и комплексы» в контрольной (К.г.) и экспериментальной (Э.г.) группах

На рисунке 2 представлена динамика уровней развития профессиональной мобильности у студентов контрольной и экспериментальной групп по указанной специальности.

п 19% ро< Е 55° Уро ^ессиои после Контрольная /о ■: ■ вни р. [альнс экспе группа 47% шШ 2 ш, \ азвития >й мобил фимент □ Экспериме 8% ьност а нтальная гр 34% ■ и уппа 17%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 2. Уровни развития профессиональной мобильности у студентов контрольной

и экспериментальной групп

Результаты опытно-поисковой работы показали, что предложенные условия способствуют положительной динамике в изменениях уровня развития профессиональной мобильности у студентов колледжа.

Полученные в работе выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего исследования развития профессиональной мобильности у студентов: изучение влияния развития профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования на результаты их дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карелова Р.А. Взаимодействие с работодателем в рамках профориентационной деятельности // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 23 апреля 2013). - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 175-178.

2. Карелова Р.А. Возможности применения технологии модерации в профориентационной работе // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2 (часть 21). - С. 4755-4759.

3. Карелова Р.А. Развитие коммуникативных умений студентов колледжа средствами технологии модерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/123-19501.

4. Карелова Р.А. Развитие умений самоорганизации у студентов колледжа средствами технологии модерации // Збiрник центру науковых публшацш «Велес» за матерiалами мiжнародноi науково-практичноi конференцп: «III л^ш науковi читання», м.Кшв: збiрник статей ^вень стандарту, академiчний рiвень). - К.: Центр науковых публшацш, 2015. - C. 112-115.

5. Мищенко В.А. Факторы формирования профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования //Вестник Югорского государственного университета. - 2008. - Выпуск 4(11). - С. 59-63.

6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3732/файл/2605/BookEducation_02.pdf.

Рецензент: Друханов Сергей Станиславович, доктор педагогических наук, профессор, специалист-эксперт SITU IBC.

Karelova Rija Aleksandrovna

Nizhny Tagil Mining and Metallurgical College of E.A. and M.E. Cherepanovs

Russia, Nizhny Tagil E-mail: ed@lenta.ru

Organizational-pedagogical conditions of development of professional mobility among college students

Abstract. In the article the conditions of professional mobility of college students: the introduction of additional vocational modules, variability disciplines; career guidance to prospective students; the use of technology for moderation training sessions. Also, the results of the application of the conditions described in the example of the control and experimental groups, specialty 230113 "Computer systems and complexes". The preparation of vocational and mobile professionals is becoming more urgent. Changes in the economy and the country's demographics require new approaches to the preparation of active and adaptive employees for all areas of activity. By selecting the conditions of the development components of the mobility of graduates of vocational schools puzzled at all levels.

We consider professional mobility of college students as an integrative quality of a person that allows: to carry out a quality solution of the industrial problems in the set time frame, using the most effective technologies for future professional activities; independently develop new technologies of professional activity on the profile of the specialty and related to it in the case of training and operational needs; be active and communicative competence in a variety of educational and work situations.

Keywords: professional mobility of students; conditions for the development of professional mobility; career guidance; technology moderation; college students; the criteria for the development of professional mobility; education; structure; system.

REFERENCES

1. Karelova R.A. Vzaimodeystvie s rabotodatelem v ramkakh proforientatsionnoy deyatel'nosti // Perspektivy razvitiya professional'nogo obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh sovremennoy Rossii: sbornik statey Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (Ekaterinburg, 23 aprelya 2013). -Ekaterinburg: UrFU, 2013. S. 175-178.

2. Karelova R.A. Vozmozhnosti primeneniya tekhnologii moderatsii v proforientatsionnoy rabote // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. №2 (chast' 21). -S. 4755-4759.

3. Karelova R.A. Razvitie kommunikativnykh umeniy studentov kolledzha sredstvami tekhnologii moderatsii [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - №3. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/123-19501.

4. Karelova R.A. Razvitie umeniy samoorganizatsii u studentov kolledzha sredstvami tekhnologii moderatsii // Zbirnik tsentru naukovykh publikatsiy «Veles» za materialami mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferentsii: «III litni naukovi chitannya», m.Kiiv: zbirnik statey (riven' standartu, akademichniy riven'). - K.: Tsentr naukovykh publikatsiy, 2015. - C. 112-115.

5. Mishchenko V.A. Faktory formirovaniya professional'noy mobil'nosti v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya //Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - Vypusk 4(11). - S. 59-63.

6. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya prikladnykh kvalifikatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/novosti/3732/fayl/2605/BookEducation_02.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.