12. Yakunchev M. A. Status of the teacher in the context of the biological world picture, Actual problems of natural science and science education. Omsk, Publ. OPGU, 2016. pp. 149-153.
© Н. Г. Семенова, 2016
Автор статьи - Наталья Геннадьевна Семенова, аспирант, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. Ф. Маркинов, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естественнонаучного образования, Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск.
М. А. Якунчев, доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск.
УДК 377.6 Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.25.128
О. В. Величко, Т. П. Бакурова, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается сущность социальной активности в профессиональной деятельности будущих педагогов по физической культуре. Представлен уровень социальной активности студентов колледжа физической культуры в зависимости от курса обучения и тендерных особенностей обучающихся. Авторы пытаются определить причины и условия формирования социальной активности студентов колледжа, ставят проблему поиска эффективных средств для формирования социальной активности как компонента социально-профессиональной мобильности студентов. Ключевые слова: активность, социальная активность, социально-профессиональная мобильность.
Проблема формирования социальной активности студентов среднего профессионального образования является актуальной, поскольку сегодня можно наблюдать негативные тенденции, влияющие на снижение действенности молодого поколения. Это связано с безынициативностью, привычкой перекладывать ответственность на старших, преобладанием узколичностных мотивов, снижением творческой активности, потребности в самосовершенствовании, стремлением к получению сиюминутной выгоды [1].
Сегодня «активность» используется как самостоятельный термин, так и в различных сочетаниях: активный человек, активное обучение, активная жизненная позиция и т. д. [3].
Изучая различные подходы (В. Ф. Бехтерев, В. А. Смирнов и др.) к понятию «социальная активность», можно отметить, что её рассматривают в трёх направлениях: как свойство личности, как отношение к деятельности и как меру социальной деятельности. Первое проявляется в желании и умении самостоятельно (без личной пользы), сознательно принимать участие в различных видах общественной работы, умении адаптироваться в социуме, решать социально значимые задачи, принимать законы и нормы социальной жизни. Второе выражается в качестве более или менее энергичной самодеятельности, направленной на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. А третье рассматривается в плане ориентации целей деятельности на интересы общества и личности как члена этого общества [3].
Т. Г. Емельянова в своём исследовании отмечает, что социальная активность - это стержневое качество и одновременно основное условие развития социальной зрелости. Она рассматривает её как побудителя к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определённом этапе её развития и как результат социально ценной деятельности [2].
Так как физическая культура носит многофункциональный характер, то она входит в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляются социальная
активность и творчество учащейся молодёжи. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности).
Комплексное решение воспитательных, образовательных задач в колледже может обеспечивать готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать будущую профессию, что в современных условиях позволит сформировать социально активного, саморазвивающегося и профессионально-компетентного специалиста.
Современная образовательная практика, в том числе и в сфере физической культуры, показывает, что студенты в большинстве своём не проявляют активности, самостоятельности, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений и снижает в целом профессионально-личностное развитие.
В связи с этим нами была сформулирована цель: изучить уровень социальной активности студентов колледжа физической культуры.
Для реализации данной цели нами были поставлены задачи:
1. Определить сущность понятия «социальная активность».
2. Определить уровень социальной активности студентов колледжа физической культуры.
В качестве методов исследования использованы анализ научно-методической литературы и тестирование.
Анализ научно-методической литературы показал, что социальная активность определяется как сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах других людей. Активность личности рассматривается как особенный тип деятельности, отличающийся преобладанием таких главных характеристик, как целеустремлённость, мотивация, сознательность, обладание методами и приёмами действий, эмоциональность, а также присутствием такого качества, как инициативность.
В исследованиях В. М. Плашенкова, В. А. Абаева, Ю. А. Половодова, С. С. Гордеевой и других изучались различные аспекты социальной активности: мотивация социальной активности студентов; социальная активность занимающихся и не занимающихся каким-либо видом спорта; социальная активность в аспекте гендерных исследований и др.
Для определения уровня социальной активности будущих педагогов по физической культуре нами было проведено тестирование, в котором приняли участие 119 студентов с 1 по 3 курс Колледжа физической культуры СибГУФК. Была использована «Методика изучения уровня социализированное™ личности обучающегося» (М. И. Рожков), которая предназначена для выявления уровня социальной активности, адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Испытуемым предлагалось прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализи-рованности учащегося; если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный студент (или группа студентов) имеет низкий уровень социальной активности. В данной методике нас интересовала шкала социальной активности, которая характеризует следующее: за что бы учащиеся ни взялись, они добиваются успеха; становятся упрямыми, когда уверены, что правы; если что-то задумали, то обязательно сделают; стремятся всегда побеждать и выигрывать; а также, если берутся за дело, то обязательно доведут его до конца.
Результаты тестирования показали, что уровень социальной активности студентов разных курсов различается (рис.).
На рисунке видно, что у студентов 1 и 2 курсов преобладает средний уровень социальной активности. Студенты 1 курса предпочли в основном ответы, направленные на стремление побеждать и выигрывать, добиваться успеха и быть упрямыми в случае, если считают себя правыми. Возможно, такой выбор был связан с тем, что они ещё приобщаются к студенческим формам коллективной жизни; адаптируются к новым условиям, среди которых могут быть и новый коллектив, и новая образовательная среда, и новая социальная роль. Поскольку данная категория студентов обучается первый год и продолжает осваивать лишь общеобразовательные дисциплины, то у них не совсем сформировано представление об их будущей профессии и её значимости в социуме. Часто данная категория студентов в силу своих возрастных особенностей проявляет упрямство, стремление быть лучше сверстников. Так как профессиональные практические навыки у этих студентов ещё
не сформированы, то активность студентов-первокурсников проявляется в основном внутри группы при их участии в воспитательных, спортивных мероприятиях. По этой причине, на наш взгляд, на 1 курсе у незначительного числа студентов проявился высокий уровень социальной активности.
60
50
40
30
20
10
Уровень 51
46
44
1 курс □ Высокий
2 курс □ Средний
3 курс 0 Низкий
%
Уровень социальной активности студентов колледжа физической культуры
Характеризуя социальную активность студентов второго курса, можно отметить, что у них преобладают такие показатели, как доведение дела до конца и стремление побеждать и выигрывать, что соответствует среднему уровню данного показателя. В целом эта категория студентов имеет небольшие отличия, если сравнить с данными первого курса. На этом курсе студенты начинают осваивать дисциплины профессиональной направленности, у них формируются практические умения профессиональной деятельности. В данный период студенты имеют возможность пробовать себя в качестве судей в избранном виде спорта, что позволяет повысить интерес к выбранной профессии и получить мотивацию к дальнейшему освоению профессии педагога по физической культуре. Этот период самый напряжённый в плане учебной деятельности: студенты интенсивно включаются во все формы обучения и воспитания. У них формируются широкие культурные запросы и потребности. Деятельность, в которую включаются студенты, требует положительных, высоких результатов, что, в свою очередь, мотивирует их к ответственности, исполнительности и результативности.
У студентов 3 курса преобладает высокий уровень социальной активности. В своих ответах они отдали предпочтение доведению дела, за которое берутся, до конца, а также исполнительности в том, что зацумали, и достижению успеха в начатом деле. На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, студенты находятся на том этапе, когда пробуют реализовать свои теоретические знания на практике (по учебному плану студенты проходят 4 вида практик). Это позволяет им глубже понимать социальную значимость своей будущей профессии, учиться принимать решения в нестандартных ситуациях (то есть проявлять гибкость, мобильность), мотивировать различные возрастные группы населения к участию в физкультурно-спортивной деятельности (в период производственной практики «Физкультурно-оздоровительная работа»). Поэтому от них требуется проявление ответственности не только за себя, но и за других. Во-вторых, студенты 3 курса чаще всего приобщаются к спортивной деятельности колледжа, так как их физические данные выше, чем у студентов младших курсов. Это, на наш взгляд, способствует воспитанию чувства ответственности, вызывает стремление к достижению успеха, к победе.
Нами был проведён анализ ответов юношей и девушек, который позволил выявить некоторые различия. Если в ответах девушек социальная активность связывается с достижением успеха, исполнительностью и доведением начатого дела до конца, то юношам более свойственны выборы, связанные со стремлением к победе и к утверждению собственной правоты. Возможно, в силу возрастных особенностей для них характерно проявление волевых усилий, желание обрести стойкость, выдержку и самообладание, что позволит повысить самоуважение и уважение в коллективе сверстников.
Таким образом, можно констатировать, что студенты, будущие педагоги по физической культуре, в целом обладают определённым уровнем социальной активности. Но, как показывают результаты,
0
у большинства студентов младших курсов средний или низкий уровень социальной активности, на последующих курсах происходит некоторое уменьшение числа студентов с низким и средним уровнями и возрастание с высоким уровнем. Возможно, это связано в том числе и с процессом обучения в колледже, а именно получением профессиональных знаний, освоением профессиональных функций в период прохождения практики, формированием личностных качеств в спортивной и внеучебной деятельности.
В то же время, как видно из результатов, отсутствие целенаправленной работы по формированию социальной активности не позволяет эффективно решать эту задачу. Учитывая, что социальная активность студента является важным компонентом социально-профессиональной мобильности выпускника, которая в свою очередь позволяет готовить конкурентоспособного специалиста, становится ясным, что такой важный аспект профессионального образования требует всестороннего изучения и поиска эффективных средств для его формирования. В связи с этим возникает необходимость изучить все компоненты социально-профессиональной мобильности у будущих педагогов по физической культуре и обосновать пути её формирования в процессе профессионального образования студентов колледжа физической культуры.
Библиографический список
1. Грибкова, Е. М. Условия формирования социальной активности студентов / Е. М. Грибкова // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 8. - С. 57-58.
2. Емельянова, Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ссуза : автореф. дис. ...канд. психол. наук / Т. Г. Емельянова. - Ижевск, 2006. - 19 с.
3. Шакирова, Э. Ф. Особенности формирования социальной активности студентов педагогического колледжа / Э. Ф. Шакирова // Вестник университета: социология и управление персоналом. - 2007. - № 7. - С. 219-221.
O. V. Velichko, T. P. Bakurova, Siberian State University of Physical Education and Sport
SOCIAL ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION COLLEGE STUDENTS
The article deals with the essence of social activity in the professional activity of the future teachers of physical culture. The level of social activity of Physical Education College students, depending on the course of study and gender characteristics of students, is viwed. The authors try to identify the causes and conditions for the formation of the social activities of college students and set the problem of searching the effective means for the forming social activity as a component of social and professional mobility of students. Keywords: activity, social activity, social and professional mobility.
References
1. Gribkova E. M. The conditions of forming social activity of students. Srednee professional'noe obrazovanie, 2012, no. 8, pp. 57-58.
2. Emelyanova T. G. Sotsial'naja aktivnost' vprofessional'nom samoopredelenii studentov ssuza. Abstract. Dis. ... cand. psychol. nauk [Social activity in professional self-determination of students of specialized secondary schools: the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of psychological Sciences]. Izhevsk, 2006, 19 p.
3. Shakirova E. F. Features of formation of social activity of students of pedagogical college. Vestnik universiteta: sociologija i upravlenie personalom, 2007, no.7, pp. 219-221.
© О. В. Величко, Т. П. Бакурова, 2016
Авторы статьи:
Ольга Викторовна Величко, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, e-mail: [email protected]
Татьяна Петровна Бакурова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
О. Л. Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Омский государственный медицинский университет.
Ж. Н. Тельнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет.
УДК 37.01 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.132