УДК 377.5:796.01
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Е. Русина - аспирант Колледж НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической
культуры спорта и туризма» Набережные Челны
READINESS OF THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE COLLEGE TO SELF-RELIANT ATHLETIC-SPORT ACTIVITY
L.E. Rusina - postgraduate Physical culture college, Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: колледж физической культуры, анкетный опрос, контрольная группа, экспериментальная группа, состояние здоровья, физическая подготовленность.
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения готовности студентов колледжа физической культуры НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма» к самостоятельной профессиональной деятельности. Направлением решения проблемы является исследование показателей формирования готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности. Был проведён анкетный опрос студентов. В исследовании приняли участие 49 студентов 4- го курса колледжа физической культуры.
Keywords: Physical Culture College, questionnaire, the control group, the treatment group, state of health, physical fitness.
Annotation. The article is about the problem of studying the readiness of the students from Physical Culture College in "Povolzhskaya State Academy of Physical Culture and Tourism " to self-reliant professional activity. The way to solve the problem is to study the indices of students ' readiness formation to the professional activity. The questionnaire was to help among the students. Forty-nine students of the fourth year took part in the research.
Актуальность. На протяжении десятилетий формировалась определенная система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, которая включает в себе систему подготовки в условиях средне-специальных и высших учебных заведений [3,4]. Существенно повышаются требования к уровню подготовленности молодого специалиста в сфере физической культуры и спорта. При проведении учебных занятий, внеклассных мероприятий и в управлении тренировочной и соревновательной деятельностью многие специалисты и ученые утверждают, что общая физическая подготовленность студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья, что делает чрезвычайно важным решение задачи приобщения их к ценностям физической культуры, здоровому образу жизни [1,2,5]. В примерной программе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших и средних учебных заведений отмечено, что физическое воспитание студентов должно быть нацелено на «формирование физической куль-
туры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности». На наш взгляд, формирование физической культуры личности будущего учителя в рамках учебных занятий, выделяемых учебным планом, представляется возможным в малой степени. В концепции развития физической культуры и спорта РФ в период до 2020 года отмечено, что «в физическое совершенствование студенческой молодежи должна включаться и внеучебная физ-культурно-спортивная деятельность», в частности: самостоятельные занятия различными видами физических упражнений, занятия в спортивных секциях, клубах, внеурочная деятельность по спортивно - воспитательному направлению. Тем не менее анализ работ по теории и практике среднего и высшего профессионального образования показал, что вопрос формирования готовности будущих выпускников к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованным [5].
Одним из направлений решения заявленной нами проблемы является исследование показателей формирования готовности выпускников колледжа к самостоятельной физкуль-турно-спортивной деятельности.
Для решения поставленной нами задачи был проведён анкетный опрос студентов колледжа физической культуры НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма». В исследовании приняли участие 49 студентов колледжа. Все испытуемые по состоянию здоровья относятся к основной медицинской группе. Исследование проходило в течение четырех лет. Контрольную группу составили учащиеся колледжа физической культуры, занимающиеся физкультурно-спортивной деятельностью по традиционной программе. Экспериментальную группу составили учащиеся колледжа, занимающиеся физкультурно-спортивной деятельностью по экспериментальной программе. Цель опытно- экспериментальной работы заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании методики повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов колледжа посредством разработки курса «Наследие Универсиады-2013». Опрос, проводимый в течение четырех лет позволил определить динамику отношения студентов к состоянию своего здоровья и физической подготовленности, зависимости физического здоровья от занятий различной двигательной активностью.
Опрос проводили с помощью разработанной нами анкеты, включающей вопросы, направленные на выявление всех сторон готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и несколько вариантов ответа с целью выявления состояния здоровья студентов и их отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Изменение показателей анкетного опроса студентов за период эксперимента представлено в таблице 1 и на рисунках 16.
Таблица 1
Динамика результатов анкетного опроса студентов колледжа физической культуры за период эксперимента
Год 2008 г. 2008 г. 2010 г. 2010 г. 2012 г. 2012 г.
Исследуемая группа ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во испытуемых 24 25 24 25 24 25 24 25 24 25 24 25
Варианты ответов Количество испытуемых Доля в % Количество испытуемых Доля в % Количество испытуемых Доля в %
Оцените состояние вашего здоровья.
Отличное 3 5 12,5 20,0 3 2 12,5 8,0 4 1 16,7 4,0
Хорошее 16 17 66,7 68,0 17 17 70,8 68,0 17 16 70,8 64,0
Удовлетв-ное 4 2 16,7 8,0 3 4 12,5 16,0 3 7 12,5 28,0
Неудовл-ное 1 1 4,2 4,0 1 2 4,2 8,0 0 1 0,0 4,0
Оцените уровень физической подготовленности.
Отличный 2 2 8,3 8,0 1 1 4,2 4,0 1 1 4,2 4,0
Хороший 15 13 62,5 52,0 14 11 58,3 44,0 15 12 62,5 48,0
Удовлетв-ный 5 3 20,8 12,0 6 5 25,0 20,0 7 3 29,2 12,0
Неудовлетв -ный 2 7 8,3 28,0 3 8 12,5 32,0 1 9 4,2 36,0
Зависимость физического здоровья от занятий ( шзическими упражнениями
На 100% 17 5 70,8 20,0 21 2 87,5 8,0 22 2 91,7 8,0
На 75% 4 1 16,7 4,0 2 2 8,3 8,0 2 1 8,3 4,0
На 50 % 3 19 12,5 76,0 1 21 4,2 84,0 0 22 0,0 88,0
Безразлично
Хочу заниматься 1 6 4,2 24,0 0 1 0,0 4,0 0 2 0,0 8,0
Без спорта не могу 14 10 58,3 40,0 13 4 54,2 16,0 15 4 62,5 16,0
Занимаюсь по настроению 7 2 29,2 8,0 8 12 33,3 48,0 8 10 33,3 40,0
Ваше желание 2 7 8,3 28,0 3 8 12,5 32,0 1 9 4,2 36,0
Занимались ли вы раньше спортом?
3-5 лет и более 13 10 54,2 40,0 16 10 66,7 40,0 18 11 75,0 44,0
Менее 3 лет 10 9 41,7 36,0 8 9 33,3 36,0 6 10 25,0 40,0
Не занимался 1 6 4,2 24,0 0 6 0,0 24,0 0 4 0,0 16,0
Количество занятий в неделю
5 раз и более 7 1 29,2 4,0 8 2 33,3 8,0 9 1 37,5 4,0
3-4 раза 8 3 33,3 12,0 9 2 37,5 8,0 9 4 37,5 16,0
1-2 раза 8 15 33,3 60,0 7 15 29,2 60,0 6 16 25,0 64,0
Ни разу 1 6 4,2 24,0 0 6 0,0 24,0 0 4 0,0 16,0
Что вам мешает самостоятельно заниматься физическими упражнениями (кроме тех, кто без
спорта не может)
Мне это не нужно 3 6 30,0 40,0 3 7 27,3 33,3 1 8 11,1 38,1
Знаю что надо, но нет желания 4 3 40,0 20,0 2 5 18,2 23,8 1 4 11,1 19,0
Есть желание, но не хватает времени 1 4 10,0 26,7 3 4 27,3 19,0 4 4 44,4 19,0
Нет условий 2 2 20,0 13,3 3 5 27,3 23,8 3 5 33,3 23,8
Часто ли к вам обращаются с вопросами по построению занятий?
Часто 13 9 54,2 36,0 13 4 54,2 16,0 15 4 62,5 16,0
Редко 9 9 37,5 36,0 8 13 33,3 52,0 8 12 33,3 48,0
Не обращаются 2 7 8,3 28,0 3 8 12,5 32,0 1 9 4,2 36,0
Примечание : ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа Анализ представленных результатов анкетного опроса респондентов свидетельствует о том, что по окончании эксперимента выявлены существенные изменения в отношении к занятиям физкультурно-спортивной деятельности студентов ЭГ , а также между результатами КГ и ЭГ.
Нами установлено, что большинство студентов экспериментальной группы на 1-м курсе оценили свое здоровье как отличное - 12,5 %, хорошее - 66,7 %, удовлетворительное -16,7 %, неудовлетворительное - 4,2%. Эта самооценка здоровья от 1 4-му курсу меняется в сторону положительного прироста за счет уменьшения доли ответов «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (рис.1). Следовательно, организация занятий через изучение спортивного наследия универсиад позволяет повысить мотивацию студентов к систематическим занятиям физической культурой и спорта.
Ш Отличное \ Хорошее JУдовлетворительное и Неудовлетворительное
Рис.1. Самооценка состояния здоровья студентов экспериментальной и контрольной
групп
К четвертому курсу студенты экспериментальной группы состояние здоровья оценили следующим образом: «отличное» -16,7 %, «хорошее» - 70,8 %, «удовлетворительное» -12,5 %, «неудовлетворительное» - 0%. Студенты же контрольный группы на первом курсе оценили свое состояние здоровья на «отлично» - 20,0%, «хорошо» - 68%, «удовлетворительно» - 8,0% и «неудовлетворительно» - 4,0% . К четвертому курсу в КГ показатели изменились. Оценка состояния своего здоровья на «отлично» уменьшается на 16%, «хорошо» - на 4%.Не изменились результаты неудовлетворительной оценки, 28% студентов удовлетворены своим здоровьем.
Состояние здоровья занимающихся оценивается состоянием физической подготовленности. Большинство студентов 4-го курса экспериментальной группы дают отличную и хорошую оценку уровня своей физической подготовленности (рис.2). А в КГ самооценка физической подготовленности к 2012 году изменилась в большей степени в сторону неудовлетворённости .
70
60
s 3
2 40 <
X ш
ш 30
о
8«
20 10
0
Рис.2. Самооценка уровня физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп
Тем не менее к 4-му курсу в обеих исследуемых группах наблюдается незначительное снижение уровня физической подготовленности. Оценка студентами экспериментальной группы состояния своей физической подготовленности уменьшилась, соответственно, на 4,3 % и 8,4 % по показателям «отлично» и «удовлетворительно». При этом уменьшилась доля студентов, которые оценили свою физическую подготовленность неудовлетворительно (с 8,3 % до 4,2 %). Большая часть выпускников экспериментальной группы отмечает свою физическую подготовленность на «хорошо». Этот показатель стабилен в течение всего времени обучения и к 2012 году выходит на начальный показатель эксперимента - 62,5 %.
Результаты контрольной группы, согласно анкетному опросу, ниже. Показатели «отличной» и «хорошей» физической подготовленности за время эксперимента становятся меньше на 4,2 % и 4 % соответственно, «удовлетворительной» держатся на той же отметке -1 2 %. Однако оценку «неудовлетворительно» ставят на 8% студентов больше.
Выпускники хорошо осознают значимость занятий физкультурно-спортивными упражнениями для укрепления своего здоровья, сохранения физической кондиции, увеличения долголетия в спорте. Среди студентов экспериментальной группы зависимость физического здоровья от занятий физическим и упражнениями находится на первом месте.
100 90 80 70
91,7
88,0
8,0
1 0,0
ЭГ 2008 г.
КГ 2008 г. 1 На 100% ПНа 75%
ЭГ 2012 г. □ На 50 % I
4,0
КГ 2012 г.
Рис.3.Соотношение зависимости физического здоровья от занятий физическими упражнениями
На рисунке 3 представлены ответы на вопросы о зависимости физического здоровья от занятий физическими упражнениями. Наблюдается прирост положительных ответов на данный вопрос в экспериментальной группе над показателями контрольной в течение всего периода эксперимента. Прирост 100% - го показателя зависимости в экспериментальной группе составляет 20,9 % (с 70,8 % до 91,7%), чего нельзя сказать про контрольную группу. Её 100%-е показатели снижаются на 16 % (с 20,0% до 8,0%).
В период обучения в колледже у студентов экспериментальной группы ведущими являются соревновательные мотивы. Желанию «хочу заниматься» большее предпочтение отдается видам спорта (рис.4). К 2012 году оценку «без спорта не могу» отметили 62,5% студентов, что на 8,3% больше оценки на начало эксперимента. На 4,1% уменьшился и показатель «безразличных» ответов по отношению к спортивным занятиям.
н Хочу заниматься
] Без спорта не могу
□ Занимаюсь по настроению
! Безразлично
Рис.4.Сравнение желаний заниматься спортом студентов экспериментальной и контрольной групп.
В контрольной группе уменьшается и количество «желающих заниматься» спортом (на 16%), и тех, кто «без спорта не может». Происходит рост ответов с оценкой «безразлично» (на 8 %).
Вопрос «Занимались ли вы раньше спортом?» разделила респондентов примерно 50 на 50. Следовательно, среди студентов оказались те, кто в школе не занимался спортом (рис.5). Поступив в колледж, они приобщились к регулярным занятиям.
66,7
2008 г.
КГ 2008 г.
ЭГ 2012 г.
] 3-5 лет и более
□ Менее 3 лет
2012 г. □ Не занимался
Рис.5.Ответы студентов экспериментальной и контрольной групп на вопрос «Занимались
ли вы раньше спортом?».
В основном студенты осознают необходимость занятий спортом (рис.6).37,5 % отвечающих из экспериментальной группы занимаются спортом 5 и более раз в неделю. К 4-му курсу этот показатель увеличивается до 70,8 %.Отвечающие студенты контрольной группы не проявляют большого стремления к многоразовым занятиям.
60 Х 50
s
Ü5 40
ей о
30 20 10 0
Ни разу
5 раз и более 3-4 раза 1-2 раза
□ 2008 г. ЭГ □ 2008 г. КГ П2012 г. ЭГ П2012 г. КГ
Рис.6.Количество спортивных занятий в неделю у студентов экспериментальной и
контрольной групп
Заключение. Таким образом, результаты нашего анкетного опроса свидетельствуют о разном уровне готовности студентов-выпускников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Подобные исследования актуализируют проблему поиска условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности выпускников к своей профес-
сиональной деятельности через повышение значимости физкультурно-спортивной деятельности.
Программа комплексной физкультурно-спортивной деятельности студентов колледжа физической культуры, разработанная администрацией колледжа, даёт положительные результаты.
В ходе экспериментальной проверки данной программы получено следующее:
• повысилась мотивация студентов к занятиям физической культурой;
• улучшилась посещаемость занятий физической культурой;
• установилась положительная динамика физического развития, физической и функциональной подготовленности;
• увеличилось число студентов, посещающих спортивные секции в колледже.
Обобщив данные анкетного опроса, мы пришли к выводу, что разработанная
методика обусловлена результатами экспериментальной работы. По окончании педагогического эксперимента исследуемые показатели студентов экспериментальной группы оказались выше, чем в контрольной по всем параметрам. Большинство студентов, занимавшихся по новой методике, показали высокий уровень культуры здоровья, что подтверждает высокую эффективность предлагаемой методики.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие / М.Я. Виленский, В.А.Беляева / Под общей ред. Сластенина В. А. - М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -57 с.
3. Железняк, Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 47-52.
4. Карпушин, Б.А. Педагогика и профессиональная подготовка студентов вузов физической культуры / Б. А. Карпушин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 11-14.
5. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
6. Педагогика : учеб. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.,2008.
7. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., стер. М., 2006.
Bibliography
1. Balsevich V.K. Physical Culture for everybody and everyone.-М.: Physical culture and sport, 1988. - 208p.
2. Velenski M.Y., Belyaeva V.A. Physical culture in self-discipline of a future teacher: manual/ under edition of Slastenin V.A. - М.: V.I. Lenin MSPI,1985. -57p.
3. Zheleznyak Y.D. Training of the specialists on physical culture and sport in the system of pedagogical education// Theory and practice of physical culture. - 2002. - №5. - p. 47-52.
4. Karpushin B.A. Pedagogics and professional training of Physical culture Universities// Students theory and practice of physical culture.- 2001. - №10. - p. 11-14.
5. Lybisheva L.I. The concept of a person physical culture formation. М.: GTSOLIFK, 1992. - 120p.
6. Pedagogics: textbook for students of pedagogical Universities and Colleges/ under edition of P.I. Pidgkasis-ti. М.,2008.
7. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov I.F., Shiyanov E.N. Pedagogics: textbook for students of higher educational establishments/ under edition of Slastenin V.A. 5th edition, stereotype М., 2006.
Статья поступила в редакцию: 31.10.2012