УДК 377
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-39-47 ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Л. В. Зудилова1, В. Н. Куровский2
1 Муравленковский многопрофильный колледж, Муравленко
2 Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается необходимость формирования специалиста с заданными качествами для современного рынка труда через развитие социально-профессиональной активности студента. Приводится обобщенный образ современного студента колледжа как информационная основа разработки модели развития социально-профессиональной активности студентов многопрофильного колледжа, даются сущностные характеристики модели. Обобщаются итоги работы по развитию социально-профессиональной активности студентов колледжа путем групповой и индивидуальной форм работы, созданию социализирующей среды колледжа, ее насыщению различными видами деятельности. Рассматриваются структура индивидуального плана саморазвития студента, вовлечение студента в различные направления деятельности, взаимосвязь с повышением профессионального мастерства педагогов и уровнем работы колледжа. Описывается стратегическая игра «Траектория успеха» как организационная форма, мотивирующая деятельность студента. Приводятся примеры взаимодействия колледжа и работодателей по участию студентов в корпоративных мероприятиях предприятий. Представлены инициативы колледжа на различных уровнях, в том числе в международном сотрудничестве, способствующие развитию студента, повышению статуса и значимости колледжа на окружном уровне. Раскрываются содержание и ход опытно-экспериментальной работы, процесс непрерывного мониторинга. Даются примеры изменения количественных показателей деятельности колледжа в результате опытно-экспериментальной работы и изменения структуры мониторинга.
Ключевые слова: модель развития социально-профессиональной активности студента, стратегическая игра, групповая работа, индивидуальный подход, развитие, саморазвитие, мониторинг.
Отечественные предприятия остро нуждаются в квалифицированных рабочих кадрах, особенно при поставленных задачах опережающего развития отраслей промышленности.
Формирование специалиста с необходимыми для современного рынка труда качествами, по нашему мнению, происходит при развитии социально-профессиональной активности студента в период всего времени обучения в колледже, которое осуществляется в рамках разработанной в процессе исследования модели.
В общем смысле модель - это материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1, с. 82]. В энциклопедии профессионального образования модель определяется как «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [2, с. 78].
Под моделью развития социально-профессиональной активности студентов колледжа мы понимаем представление в мысленном виде реально существующего процесса раз-
вития социально-профессиональной активности студентов в социализирующей среде колледжа.
Информационной основой разработки модели послужили данные исследования различных индивидуальных свойств и качеств 250 студентов Муравленковского многопрофильного колледжа, проведенного в 2004 г. Н. С. Глуханюк, на основании которых были выявлены социально-психологические особенности студентов колледжа и создан «обобщенный образ современного студента колледжа» [3, с. 25-27].
Студент колледжа - это человек с дисгармоничными социально-психологическими установками, низкой мотивацией в отношении социальных объектов и ярко выраженным тяготением к свободе и независимому существованию, не подкрепленному реальными действиями.
При этом регулятором потребности все же являются нравственные качества, уровень выраженности которых находится на границе среднего и низкого, общая культура проявляется крайне низко.
Профессиональная активность практически отсутствует, а если и проявляется интерес к профессиональному образованию и будущей деятельности, то только как репродуктивный, связанный с обязательствами по типу «Все работают и мне, наверное, придется».
Проявляются организаторские способности, установки на сотрудничество и взаимопомощь, но только в случае собственной необходимости или запроса на нее.
Почти не сформирована волевая регуляция поведения и деятельности, хотя именно данный возраст является сензитивным (чувствительным) к развитию волевых качеств, которые должны вызвать интерес особенно у юношей. Низкий волевой контроль во многом определяет отсутствие профессионального интереса, а соответственно и профессионального образовательного успеха, отсюда заниженный уровень притязаний в сфере учебной деятельности.
К обобщенным характеристикам студентов относятся агрессивность как наиболее свойственное психическое состояние, выраженная ригидность (негибкость) мышления и, соответственно, поведения, которая снижает адаптивные возможности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Выявленные в результате исследования Н. С. Глуханюк [3] социально-психические характеристики студентов предопределили необходимость разработки новых подходов, создания системы работы со студентами по формированию необходимых для современного специалиста качеств.
При построении модели развития социально-профессиональной активности студентов вслед за М. П. Гурьяновой [4] мы руководствуемся основополагающими принципами: принцип социально-исторической обусловленности, принцип педагогической целостности, принцип гуманистических ценностей, принцип открытости, принцип социальной активности личности.
Методологической основой разработки модели в нашем исследовании являются лич-ностно-ориентированный, деятельностный и социально-педагогический подходы [5].
При разработке модели мы включили в образовательные отношения значительное количество субъектов, расширяя практическое поле воспитания молодежи, существенно повышая общий потенциал, обогащая нравственно-психологический климат общественной жизни, тем самым решая проблему ведомственного разделения социальной ответственности за результаты социализации детей и молодежи: отдельные ведомства «отвечают» за физкультуру и спорт, культуру и искусство, общее и профессиональной образование» [6, с. 65].
Рассмотрим реализацию модели социально-профессиональной активности студентов колледжа на примере создания социализирующей среды колледжа и ее насыщения, внедрения программы социально-профессиональной активности и организации самостоятельной деятельности студентов.
Программа развития социально-профессиональной активности студентов рассчитана на весь период обучения в колледже и представляет документ, определяющий цели, задачи и планомерную, в соответствии с этапами развития социально-профессиональной активности студентов, реализацию необходимых для освоения студентами социальных ролей мероприятий деятельностной направленности. На этапах развития социально-профессиональной активности студентов - адаптационном, формирующем и квалификационном формы студенческой деятельности различны и меняются в сторону преобладания самостоятельного и творческого характера, уровень взаимодействия с педагогами меняется от кураторства к поддержке. Программа развития социально-профессиональной активности студентов содержит тематику общеколледжных, групповых и индивидуальных творческих дел и мероприятий.
Мероприятия, обозначенные в Программе развития социально-профессиональной активности студентов, реализуются через учебный процесс, производственную практику, студенческое самоуправление, внеучебную (досуговую), исследовательскую и проектную деятельность и позволяют поэтапно включать студентов в учебно-познавательную, познавательно-практическую, социальную деятельность за счет особого построения взаимодействия со студентами, т. е. выбора форм педагогического сопровождения. Для каждого мероприятия определена рекомендуемая форма проведения, носящая творческий, деятель-ностный характер: презентация, игра, дискуссия, акция, олимпиада профессионального мастерства, конференция, «круглый стол», фестиваль, библиотечный урок, общественные чтения и т. д.
Деятельность всех студенческих объединений строилась поэтапно. На первом этапе проводилась информационная разъяснительная работа, на втором - комплектование состава участников, на третьем этапе анализировались результаты работы. Планирование работы всех студенческих объединений проводилось по планам, имеющим одинаковую структуру, имело общую направленность на повышение мотивации к социально-профессиональной деятельности.
При планировании работы куратора учебной группы, руководителя клуба мы придерживались подхода Е. А. Александровой [7], которая при планировании работы классного руководителя предлагает рассматривать различные компоненты плана воспитательной работы: инвариантный, вариативный школьный, вариативный классный, вариативный микрогрупповой, вариативный индивидуальный.
В качестве средств и приемов педагогического сопровождения мы обозначаем средства и приемы индивидуального обучения, опирающиеся на свободный выбор студентом своего пути, который зафиксирован в индивидуальном плане социально-профессионального саморазвития (ИПСПС), базирующемся на профессиональных предпочтениях и личных интересах студента.
Е. А. Александрова [7] наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория» предлагает рассматривать понятие индивидуальной воспитательной траектории или индивидуальной траектории развития ученика.
Н. С. Глуханюк, М. М. Дудина, С. Л. Семенова предлагают построение «системы воспитательной работы по индивидуально ориентированным траекториям, исходя из зоны ближайших интересов молодежи и в соответствии с культурной, историко-географической
и социально-профессиональной спецификой конкретного региона и муниципального образования» [8, с. 5].
ИПСПС - долгосрочный документ, личная программа действий студента на некоторый, достаточно продолжительный отрезок его жизнедеятельности, отражающий цели, задачи и пути достижения результатов, карьерного роста в социальной и профессиональной деятельности.
Цель ИПСПС: определить план конкретных действий, способствующий развитию имеющихся и формированию необходимых качеств личности для успешного развития социально-профессиональной активности, т. е. вхождения в социальную среду, освоение образцов поведения, формирование собственной позиции и распространение на окружающую среду своего опыта.
Задачи ИПСПС: осознание приоритетов и ценности выбранной специальности, изучение своих профессиональных возможностей и соотнесение их с профессиональными требованиями к выбранной специальности, планирование конкретных действий и нахождение путей их достижения, формирование рефлексивного портфолио.
ИПСПС составляется на основании Программы развития колледжа, образовательной профессиональной программы по специальности, годового общеколледжного плана работы, плана-сетки игры «Траектория успеха», «дорожных карт» по реализации отдельных инновационных проектов.
ИПСПС состоит из перспективного, оперативного планов, самопознания и результатов реализации оперативного плана деятельности. Перспективный план составляется на весь период обучения в колледже и на период проведения мониторинга закрепляемости после окончания колледжа. Оперативный план составляется на курс и включает конкретные действия студента в учебной, внеучебной и самообразовательной деятельности. Самообразовательная деятельность осуществляется в профессиональной подготовке, в творческом саморазвитии, предпринимательской деятельности, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях. По результатам деятельности студент заполняет лист индивидуальных достижений (ЛИД) по освоению общих компетенций.
Результативность процесса развития социально-профессиональной активности в значительной степени определяется тем, насколько глубоко он включается («встраивается») в реальную жизнь молодежи и насколько удается сгладить различия между деятельностью в учебном процессе и в повседневной самостоятельной жизни. Вместе с представителями «педагогики окружающей среды» социализирующую среду колледжа мы рассматриваем как повседневную, которая находится в тесном взаимодействии с социокультурным пространством города, обеспечивая открытость образовательного процесса [9].
Социализирующая среда - это реальная действительность, в которой происходит развитие и становление молодого человека. Она определяется через непосредственное окружение студента, атмосферу колледжа, межличностные отношения и контакты с другими людьми. Наполнение социализирующей среды мероприятиями, созданными ситуациями, направленными на развитие социально-профессиональной активности студентов, способствует изменению внутренних потенций студентов, обогащению психики и духовного мира.
На первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с проблемой мотивации студентов на составление ИПСПС. Если планирование и реализация работы кружков, клубов, объединений является обязательным требованием для руководителя, работа учебной группы основывается на плане воспитательной работы группы, то составление индивидуального плана должно быть вызвано личной потребностью студента.
Организационной формой, позволяющей вовлечь студентов в разработку ИПСПР, стала стратегическая игра «Траектория успеха», в ситуации которой студент находится с 1-го по 4-й курс.
Цель стратегической игры заключается в расширении возможностей для взаимодействия студентов различных курсов, укрупненных групп специальностей и педагогов.
Задачи: внедрение в учебную и внеучебную деятельность современных форм работы, расширение сотрудничества с работодателями, вовлечение студентов в корпоративные мероприятия предприятий, продвижение профессиональных образовательных услуг колледжа за счет широкого использования СМИ.
Общий алгоритм организации игры включает:
- предоставление информации о мегапроектах Ямала, направлении развития профессий, необходимых компетенциях, данных о рынке труда и др.;
- формулирование заданий для учебных групп, которое выполняется на протяжении нескольких дней под руководством куратора;
- создание в каждой учебной группе проектных команд по шести направлениям для проектирования деятельности учебной группы;
- консультирование проектных команд;
- защита проектными командами разработанных продуктов (планы работы, проекты, исследования, программы мероприятий и др.), промежуточных и итоговых результатов.
Стратегическая игра «Траектория успеха» организована по двум содержательным линиям: по курсам (девиз - «Управляй своим будущим!»), по направлениям профессионального обучения (девиз - «Продолжай движение!»).
Целью организации игры по курсам является осознание студентами необходимости мобильности на рынке труда.
Задачи: создание проектных команд в группах, определение ближних и дальних перспектив развития групп, разработка каждым студентом ИПСПР, приобретение дополнительных компетенций в логике мега-проектов Ямала.
Результаты деятельности находят отражение в портфолио группы, ЛИД студентов, расширении компетенций, не связанных с будущей специальностью, предпринимательской инициативе.
Цель игры по направлениям профессионального обучения - осознание студентами необходимости непрерывного обучения в процессе трудовой деятельности и самосовершенствования в профессиональной деятельности, приобретение дополнительных профессиональных компетенций в рамках своей специальности.
Студенты знакомятся с перспективами развития профессии, развитием движения «Молодые профессионалы» (WorldSkill Russia), сеткой мероприятий по направлениям и др.
Большое значение придается взаимодействию с работодателями. Наряду с организацией производственной практики, вовлечения специалистов предприятий в учебный процесс студенты принимают участие в корпоративных мероприятиях: присутствуют в качестве зрителей на конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии» и «Славим человека труда»; выступают с докладами на научно-технической конференции молодых специалистов филиала «Газпромнефть-Муравленко», совместно с молодыми специалистами этого филиала участвуют в конкурсе по охране труда. Ежегодно проходят встречи выпускников колледжа с Советом молодых специалистов компании.
План-сетка стратегической игры «Траектория успеха» для организации работы по курсам включает ежемесячные мероприятия для каждого курса по шести направлениям: профессиональная деятельность, предметно-интеллектуальная деятельность, социально зна-
чимая деятельность, предпринимательские возможности, исследовательская деятельность, спортивное движение. В седьмом разделе «Вкус успеха» отмечаются рубежные показали.
Таблица 1
Сетка мероприятий для организации стратегической игры «Траекторияуспеха»
по курсам
Направления деятельности
1 2 3 4 5 6 7
Курс обучения Месяц Хорошее достается тому, кто работает (профессиональная деятельность) Невозможное возможно (предметно-интеллектуальная деятельность) Активная позиция -путь к успеху! (социально значимая деятельность) Делай больше (предприниматель- ские возможности) Открой для себя науку (исследовательская деятельность) О, спорт, ты жизнь! (спортивное движение) Вкус успеха (рубежи)
План-сетка стратегической игры «Траектория успеха» для организации работы по направлениям профессионального образования включает ежемесячные мероприятия для каждого курса по шести направлениям профессиональной деятельности и планированию рубежей успеха.
Таблица 2
Сетка мероприятий стратегической игры «Траекторияуспеха» для организации работы по направлениям
Направления профессиональной подготовки
Месяц Нефтегазодобывающее направление Энергетика Дошкольное образование Автотранспортное направление Автоматизация, компьютеризация Сфера обслуживания (повар, кондитер) Промышленное оборудование
Мы придерживаемся взглядов М. П. Гурьяновой, которая среди средств формирования жизнеспособной личности важное место уделяет включению человека в различные виды деятельности, каждый из которых служит основой для воспитания определенных личностных качеств, составляющих базу «выращивания» человека, профессионала высокого класса, гражданина, семьянина. Очевидно: чем богаче и разнообразнее опыт участия индивида в различных видах человеческой деятельности, тем более подготовленным он оказывается к встрече с различными жизненными обстоятельствами. Чем богаче и разнообразнее опыт пребывания индивида в различных жизненных ситуациях (общение с людьми, путешествия, посещение театров, выставок, библиотек, музеев, новых городов, стран), тем выше социальная адаптация к жизни [10, с. 33].
Наполнение социализирующей среды колледжа новыми направлениями деятельности студентов привело к изменению структуры мониторинга деятельности студентов: в 2012/13 учебном году в мониторинге учитывались два направления деятельности, а в 2016/17 учебном году направлений становится шесть.
Так, за три учебных года (с 2009 по 2012 г.) в 12 конференциях приняли участие 68 студентов, в 38 творческих мероприятиях приняли участие 837 студентов, а с 2012/13 учебного года происходит резкое увеличение количественных показателей.
Таблица 3
Направление мониторинга деятельности студентов
2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | 2016/16 | 2016/17
Исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях)
Творческие мероприятия
Предметно-интеллектуальные мероприятия и конкурсы профессионального мастерства Предметно-интеллектуальные мероприятия
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства
Чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)
Чемпионаты Абилимпикс
Таблица 4
Динамика участия студентов в научно-практических конференциях
Количество конференций Год
2012/13 2013/14 2014/15 2015/16
Международного уровня / чел. 2 / 10 5 / 13 10 / 38 15 / 62
Федерального уровня / чел. 2 / 11 8 / 33 10 / 25 9 / 13
Регионального (окружного) уровня / чел. 4 / 22 2 / 11 3 / 15 5 / 47
Муниципального уровня / чел. 1 / 5 - / - - / - 2 / 28
Итого 9 / 48 15 / 57 23 / 78 31/150
Таблица 5
Динамика участия студентов в творческих мероприятиях
Количество мероприятий Год
2012/13 2013/14 2014/15
Муниципального уровня / чел. 55 / 504 11 / 79 16 / 85
Регионального (окружного) уровня / чел. 19 / 123 15 / 148 24 / 161
Федерального уровня / чел. 3 / 35 21/ 134 28 / 148
Международного уровня / чел. 1 / 15 67 / 640 74 / 450
Итого 78 / 677 114 / 1001 142 / 844
Широко внедряются предметно-интеллектуальные мероприятия по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам: олимпиада по инженерной графике, конкурс афоризмов по техническим дисциплинам, игра-викторина по охране труда, олимпиада по математике «Логика» и др.
Позитивно изменяются показатели участия педагогов в научно-методических мероприятиях (конкурсы, конференции, фестивали). Если с 2009 по 2012 г. (за три учебных года) в научно-методических мероприятиях приняли участие 147 человек, то в 2015/16 учебном году в 80 мероприятиях приняли участие 153 педагога.
Колледж становится инициатором и проводит на своей базе окружную олимпиаду профессионального мастерства студентов «Водитель категории „В"», для мастеров производственного обучения одновременно проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший мастер по вождению категории „В"».
С 2010 по 2014 г. на базе колледжа проводились ежегодные окружные конференции «На Ямале есть место рабочим профессиям». В 2015 г. проведена научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное образование и производство: новые реалии».
В 2016 г. организована окружная научно-практическая конференция «Развитие молодежных инициатив: направления, технологии, формы», окружной фестиваль молодежных инициатив «Весна молодежная».
С 2007 по 2010 г. опыт деятельности колледжа был представлен в 10 мероприятиях, в 2011-2012 г. показатель резко увеличился до 17, в 2015/16 учебном году достиг 27.
Проанализировав результаты внедрения модели развития социально-профессиональной активности студентов колледжа, мы можем сделать вывод о наличии качественно нового уровня деятельности образовательной организации в целом.
Список литературы
1. Философский словарь / под . ред . И . Т. Фролова . 5-е изд . М . : Инфра-М . , 1998. 576 с .
2 . Энциклопедия профессионального образования / под ред . С . Я . Батыщева . М . , 1998. Т . 3. 486 с .
3 . Глуханюк Н . С . Психологическое сопровождение социально-профессионального воспитания . Екатеринбург: Рос . гос .
проф . -пед . ун-т, 2004. 28 с .
4 . Гурьянова М . П . Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов . Минск: Амалфея, 2000 . 448 с .
5 . Куровский В . Н . , Полицинская Е . В . Реализация личностно ориентированного подхода через построение индивидуаль-
ных образовательных маршрутов с учетом ценностных ориентаций студентов // Образование и общество . 2012 . № 3 (74) . С . 30-34.
6 . Никитина Л . Е . Технологический подход в прогнозировании и развитии воспитания . М . : АРКТИ, 2008. 112 с .
7 . Александрова Е . Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронталь-
ным планам воспитательной работы в классе // Директор школы. 2008. № 4 . С . 73-77 .
8 . Глуханюк Н . С . Современные формы управления колледжем как условие результативной воспитательной деятель-
ности Екатеринбург: Рос гос проф -пед ун-т, 2004 25 с
9 . Куровский В . Н . , Пяткина Г . Н . Образовательные системы как интегрирующий фактор и механизм взаимодействия
социальной и экономической сфер общества // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 3 (156) . С.152-158.
10 . Гурьянова М . П . Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума . М . : Педагогическое
общество России, 2005 48 с
Зудилова Людмила Владимировна, зав. отделом развития и оценки качества образования, Муравленковский многопрофильный колледж (ул. Муравленко, 14, Муравленко, ЯНАО, Россия, 629603). E-mail: [email protected]
Куровский Василий Николаевич, доктор пед. наук, директор, Институт развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете (пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.11.2016
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-39-47
IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF COLLEGE STUDENTS' SOCIO-PROFESSIONAL ACTIVITY
L. V Zydilova, V N. Kurovskiy
1 Muravlenkovskiy Versatile College, Muravlenko, Russian Federation
2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article presents an examination of the need for a specialist with the desired qualities for the modern labor market through the development of socio-professional activity of students. Provides a generalized image of a modern College student as an information basis for the development of the model of development of socio-professional activity of students of multidisciplinary College and essential characteristics of the model. Summarizes the work on the development of socio-professional activity of students through group and individual forms of
work, and on the creation of a socializing environment of the College, its saturation with various types of activities. Describes the structure of the individual plan of student's self-development, involvement in various activities, and interaction with improvement of professional skills of teachers and the level of College work. Describes the strategic game 'Trajectory of success" as an organizational form motivating the work of the student. Provides the examples of interaction between the College and employers of students' participation in corporate events of companies. Presents the initiatives of the College at various levels, including in international cooperation, contributing to the development of the student, enhancing the status and importance of the College at the district level. Reveals the content and course of experimental work, the process of continuous monitoring. Provides the examples of changes of quantitative indicators of the activities of the College as a result of experimental work and changes in the structure of monitoring.
Key words: model of socio-professional activity, strategy game, monitoring, group work, individual approach, self-development.
References
1. Filosofskiy slovar'. Pod red . I . T Frolova . 5-e izd . [Philosophical dictionary. Edited by I . T Frolov. 5th edition] . Moscow, Infra-M Publ . , 1998.576 p .(in Russian) .
2 . Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya. Pod red . S . Y Batyshcheva . Vol . 3 [Encyclopedia of professional education .
Under the editorship of S . Y. Batyshchev. Vol . 3] . Moscow, 1998. 486 p . (in Russian) .
3 . Glukhanyuk N . S . Psikhologicheskoye soprovozhdeniye sotsial'no-professional'nogo vospitaniya [Psychological support of
socio-professional education] . Ekaterinburg, RSVPU Publ . , 2004. 28 p . (in Russian) .
4 . Gur'yanova M . P Sel'skaya shkola i sotsial'naya pedagogika: posobiye dlya pedagogov [Rural school and social pedagogy:
teacher's manual] . Minsk, Amalfeya Publ . , 2000 . 448 p . (in Russian) .
5 . Kurovskiy V. N . , Politsinskaya E . V. Realizatsiya lichnostno orientirovannogo podkhoda cherez postroeniye individual'nykh
obrazovatel'nykh marshrutov c uchetom tsennostnykh orientatsiy studentov [The realization of personality oriented approach through the establishment of an individual educational route in terms of value orientations of students] . Obrazovaniye i obshchestvo - Education and Society, 2012, no . 3 (74), pp . 30-34 (in Russian) .
6 . Nikitina L . E . Tekhnologisheskiy podkhod v prognozirovanii i razvitii vospitaniya [Technological approach in forecasting and
development of education] . Moscow, 2008. 112 p . (in Russian) .
7 . Aleksandrova E . Individual'no-orientirovannye traektorii vospitaniya i razvitiya kak al'ternativa frontal'nym planam vospitatel'noy
raboty v klasse [Individually-oriented path of education and development as an alternative front to the plans of educational work in the classroom] . Direktor shkoly - Principal of School, 2008, no . 4, pp . 73-77 (in Russian) .
8 . Glukhanyuk N . S . Sovremrnnye formy upravleniya kolledzhem kak usloviye rezul'tativnoy deyatel'nosti [Modern forms of
management of the College as a condition for effective educational activities], Ekaterinburg, RSVPU Publ . , 2004. 25 p . (in Russian) .
9 . Kurovskiy V N . , Pyatkina G . N . Obrazovatel'nye sistemy kak integriruyushchiy faktor i mekhanizm vzaimodeystviya sotsial'noy
i ekonomicheskoy sfer obshchestva [Educational systems as an integrating factor and the mechanism of interaction between social and economic spheres of society] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no . 3 (156), pp . 159-164 (in Russian,).
10 . Gur'yanova M . P. Konsteptsiya formirovaniya zhiznesposobnosti lichnosti v usloviyakh sel'skogo sotsiuma [The concept of
formation of a viable personality in a rural society] . Moscow, 2005. 48 p . (in Russian) .
Zydilova L. V., Muravlenkovskiy Versatile College (ul. Muravlenko, 14, Muravlenko, Yamalo-Nenets Autonomous district, Russian Federation, 629603). E-mail: [email protected]
Kurovskiy V. N., Tomsk State Pedagogical University (pr. Komsomol'skiy, 75, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: [email protected]