УДК 37.382
Зудилова Людмила Владимировна
Заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО ЯН АО «Муравленков-ский многопрофильный колледж», [email protected], Муравленко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Zudilova Lyudmila Vladimirovna
Vice monitrice in Education GOUSPO «Muravlenkovsky Mnogoprofilny College», zudilova@ yandex.ru, Muravlenko
PEDAGOGICAL WORK OF FORMING SOCIAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY OF COLLEGE’S STUDENTS
Изменения в структуре и содержании профессионального образования, повышение требований к уровню подготовки специалистов потребовали от учреждений профессионального образования использования новых подходов в работе со студентами.
В условиях современных требований государства и общества - формирования активной жизненной позиции молодежи, существующая практика работы учреждений среднего профессионального образования негативно сказывается на подготовке молодежи к адаптации к новым социально-экономическим требованиям, затрудняет деятельность учреждений среднего профессионального образования в соответствии с существующим заказом общества и государства.
Таким образом, возникает потребность в разработке целостной системы содействия формированию социально-профессиональной активности студента, ориентированной на использование результативных педагогических форм и методов воспитания.
Под социально-профессиональной активностью личности мы понимаем динамическое свойство личности, отражающее ее социально-профессиональную направленность, позволяющее ей осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития, готовность к самосовершенствованию и самоутверждению.
Формирование социально-профессиональной активности мы понимаем как одно из проявлений социализации личности.
Формирование социально-профессиональной активности студента колледжа может быть организовано на уровне групповой и индивидуальной деятельности. При организации групповой работы особую роль мы отводим различным видам объединений: учебная группа, студенческий клуб, студия, кружок, спортивная секция, школа лидера, временная творческая группа по реализации проекта, команда для участия в соревнованиях, конкурсах. В состав группы включаются не только студенты, но и преподаватели, сотрудники колледжа, родители, жители города, заинтересованные в решении обозначенных проблем.
Принадлежность к какой-либо социальной группе играет особую роль в процессе формирования социально-профессиональной активности. Умение интегрироваться в социальную группу, при этом защитить и утвердить свою автономность с точки зрения А. В. Иванова [4] - признак успешной социализации.
Актуальность групповой работы обусловлена также слабо развитыми коммуникативными умениями современной молодежи, неспособностью конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и, особенно, со взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, и в частности, в социальной группе, отсутствием элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции - все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей.
Организация работы через объединения, созданные с учетом интересов и склонностей студентов, не является новым направлением в деятельности учреждения профессионального образования. Принципиальным является упорядочивание работы различных объединений, единообразие и усиление педагогической составляющей.
Нами были предъявлены единые требования к деятельности объединений: учет современных требований к студентам, актуализация жизненного опыта студентов, опора на положительные качества личности, погружение в культуру, обеспечение права выбора партнера по совместной деятельности, определение степени своего участия в общем деле; предоставление права на самостоятельность, самореализацию, творчество.
Работа всех объединений была организована на единых подходах, по единым принципам, единообразным планами и имела общую направленность на повышение мотивации к формированию социально-профессио-нальной активности.
Планирование работы куратора, руководителя клуба, студий осуществляется с предельной вариативностью. Мы согласны с подходом Е. А. Александровой [2], которая при планировании работы классного руководителя предлагает рассматривать различные компоненты плана воспитательной работы: инвариантный, вариативный школьный, вариативный классный, вариативный микрогрупповой, вариативный индивидуальный.
В рамках экспериментальной работы по организации и планированию деятельности объединений мы использовали аналогичный подход, выделяя
в планировании несколько принципиальных моментов: разделы - инвариантный и вариативный; уровни - всероссийский, региональный, городской, общеколледжный, внутригрупповой; формы проведения - групповые и индивидуальные.
Среди разнообразных объединений особое место занимает школа лидера.
На занятиях школы лидера студент формирует знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. На первом этапе студенты получают психологические знания и разрешают собственные личностные проблемы. На втором этапе эти студенты и группы выступают генераторами идей и организаторами разнообразных социальных акций, творческих дел, разнообразных проектов. В этом случае идет активный процесс формирования социально-профессиональной активности, где студенты берут на себя роль воспитателей, педагогов, организаторов, где механизмами является сотворчество, со-труд-ничество, со-бытие (совместное творческое проживание), со-чувствие (сопереживание и понимание другого). Взаимодействие педагогов и студентов в таких случаях можно рассматривать как процесс сотворчества при реализации субъект-субъектных отношений и заинтересованного отношения к предмету совместной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выделили наиболее целесообразный стиль деятельности социальной группы, при котором достижение главной цели - формирование социально-профессиональной активности студентов осуществляется посредством стимулирования интенсивного межгруппового взаимодействия преимущественно по типу сотрудничества.
Межгрупповое взаимодействие при таком подходе характеризуется значительной активностью и осуществляется на всех уровнях:
- взаимодействие отдельных представителей групп;
- взаимодействие руководителей, лидеров групп;
- взаимодействие групп в целом.
Формирование социально-профессиональной активности непрерывный процесс (даже если не осуществляется целенаправленный процесс социализации, то происходит стихийная социализация), он естественно происходит в учебном и внеучебном процессе.
В содержании учебных предметов, методах обучения заложен значительный потенциал, способствующий формированию социально-профессиональной активности студентов. Каждый учебный предмет имеет прикладную и профессиональную направленность знаний, которые всегда можно применить на практике; затрагивает важные проблемы человеческой жизни, осмысление которых может обогатить внутренний мир студента; опирается на нравственные ценности, привитие и усвоение которых может составить основу воспитания личности.
Социализирующая функция учебной деятельности по мнению М. П. Гурьяновой [3] состоит в реализации двух аспектов образования: внешнего, т. е. передачи знаний, умений и навыков, и внутреннего, духовно-нравственного, связанного с формированием личностных качеств, характера, привитием нравственных ценностей.
С точки зрения Т. В. Солонщиковой, «социально-профессиональная активность представляет собой не только общественно необходимое явление, но и имеет глубоко индивидуальный аспект, требующий изучения на уровне конкретного индивида, конкретного человека» [5, с. 39].
Наряду с групповыми, в качестве средств и приемов педагогического сопровождения нам следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор студентом своего пути, который может быть зафиксирован в индивидуальном плане социально-профессионального саморазвития, базирующемся на профессиональных предпочтениях и личных интересах студента.
В педагогической литературе достаточно широко распространено понятие «индивидуальная образовательная траектория». Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория», Е. А. Александрова предлагает рассматривать понятие индивидуальной воспитательной траектории, или индивидуальной траектории развития ученика, отмечая, что «это -путь ребенка к самому себе, к пониманию индивидуальных способов создания им своего Образа и поиск собственных способов решения проблем» [1, с. 73]. Соглашаясь с тенденцией современного образования на индивидуализацию, мы предлагаем процесс формирования социально-профессиональной активности строить на тех же принципах.
Один из возможных путей повышения результативности формирования социально-профессиональной активности, мы видим в составлении индивидуального плана социально-профессионального саморазвития (ИПСПС).
ИПСПС - долгосрочный документ, личная программа действий студента на некоторый, достаточно продолжительный отрезок его жизнедеятельности, отражающий цели, задачи и пути достижения результатов, карьерного роста в социальной и профессиональной деятельности.
Саморазвитие непрерывный процесс, поэтому ИПСПС охватывает деятельность студента в учебном и внеучебном процессе. Исходя их имеющихся документов, планов и программ каждый студент имеет возможность составить индивидуальный план социально-профессионального саморазвития.
Цель ИПСПС: определить набор конкретных действий, способствующих развитию имеющихся и формированию необходимых качеств личности для успешной социализации, т. е. вхождения в социальную среду, освоение образцов поведения, формирование собственной позиции и распространение на окружающую среду своего опыта.
В качестве задач ИПСПС мы определили:
1) осознание приоритетов и ценности выбранной специальности;
2) изучение своих профессиональных возможностей и соотнесение их с профессиональными требованиями к выбранной специальности;
3) определение целей, планирование конкретных действий и нахождение путей их достижения;
4) формирование рефлексивного портфолио, позволяющего оценить уровень достижений.
Анализ проведенных исследований и опыт работы позволили нам предложить свой алгоритм разработки ИПСПС:
- ознакомление с учебными планами, программами практик; программами формирования социально-профессиональной активности, социально значимой деятельности, взаимодействия социальными партнерами - работодателями; программами социально-профессиональных практик;
- осознание своих интересов;
- определение в своих целях на определенный период времени (семестр, год, время обучения);
- планирование деятельности по достижению близлежащих целей;
- сопоставление целей с реально достигнутыми результатами.
Работа над индивидуальным планом социально-профессионального саморазвития осуществляется в несколько этапов:
1. Диагностический (диагностика психолога, самодиагностика);
2. Определение долгосрочных и краткосрочных целей (чего хочу достичь в профессии, обществе, личностном саморазвитии);
3. Содержание деятельности по достижению целей (занятия в факультативах, кружках, желаемое место работы);
4. Пути и средства достижения целей (высокий уровень освоения знаний, достижения в общественной деятельности, овладение дополнительными профессиями);
5. Планируемые результаты;
6. Рефлексия (выходная диагностика).
ИПСПС состоит из четырех частей перспективный, оперативный планы, самопознание и результаты реализации оперативного плана деятельности. Перспективный план составляется на период обучения в колледже и как минимум на трехлетний период (время проведения мониторинга закрепляемое™) после окончания колледжа. Самопознание отражает анализ личных качеств студента и пути их коррекции в освоении специальности, окружающего социокультурного пространства и творческом саморазвитии.
Оперативный план мы рекомендуем составлять как правило на семестр, возможно составление плана на курс. Структура плана отражает конкретный набор действий студента в учебной, внеучебной и самообразовательной деятельности. Учебная деятельность реализуется через набор факультативных курсов, спецкурсов, тематики курсовых и дипломных работ, мест прохождения практик. Направления реализации внеучебной деятельности: профессиональная направленность и творческое саморазвитие. Самообра-
зование осуществляется в рамках самостоятельной организации студента над собой.
Профессионально направленная деятельность организуется через исследовательскую работу по специальности, участие студентов в студенческих конкурсах профессионального мастерства различного уровня, посещение конкурсов профессионального мастерства на предприятиях города, встречи, беседы с администрацией и работниками предприятий, сотрудниками центра занятости и кадровых служб предприятий.
Творческое саморазвитие осуществляется через занятия в клубах, кружках, студиях, спортивных секциях, участие в работе студенческого самоуправления, в мероприятиях различного уровня (общеколледжные, групповые, городские, региональные).
Самообразовательная деятельность может реализовываться, с нашей точки зрения, как в освоении специальностью, так и в творческом саморазвитии: изучение литературы, самостоятельные занятия различной деятельностью, работа по профессии.
Формирование социально-профессиональной активности состоит в неразрывности содержания учебной и внеучебной деятельности, мотивации студентов и педагогов на участие в различных видах деятельности, создании организационных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную деятельность.
Наиболее целесообразным нам представляется культивировать педагогическую деятельность как работу команды педагогов в рамках различных объединений и, прежде всего, клубов, возглавлять которую будет руководитель объединения. Основные направления деятельности распределяются между представителями этой команды в порядке личной договоренности, исходя из индивидуальных особенностей преподавателей. Наряду с педагогами активную роль в управлении клубами и объединениями играют студенты - президенты клубов и актив. Привлечение студентов - лидеров является дополнительным мощным ресурсом при формировании социально-профессиональной активности студентов.
Таким образом, нами разработана целостная результативная система содействия формированию социально-профессиональной активности студентов, ориентированная на использование индивидуальных и групповых форм работы.
Библиографический список
1. Александрова, Е. А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе [Текст] / Е. А. Александрова // Директор школы. - 2008. - № 4. - С. 73-77.
2. Александрова, Е. А. Многовариантный и мобильный план работы классного руководителя [Текст] / Е. А. Александрова // Директор школы. - 2008. - № 10. -С. 32-35
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...
3. Гурьянова, М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума [Текст] / М. П. Гурьянова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 48 с.
4. Иванов, А. В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения: Монография [Текст] / А. В. Иванов. - М.: АПКиППРО, 2008,- 136 с.
5. Солонщикова, Т. В. Формирование социально-профессиональной активности личности студента технического вуза в условиях реформирования гражданского общества [Текст]: дис. канд. док. пед. наук: 13.00.01. Т. В. Солонщикова. -Казань, 2007. - 278 с.
УДК 51(07)
Магомедгаджиееа Аминат Магомаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики преподавания математики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], Махачкала
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Magomedgadgieva Amenât Magovaevna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer offaculty of the Theory and technique of teaching of mathematics and computer science of the Dagestan state pedagogical university, [email protected], Makhachkala
USE OF NEW EDUCATIONAL INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS IN THE NEW OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может.
Конец XX - начало XXI вв. отмечены бурным развитием новых инфоком-муникациоиных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования [8].