Научная статья на тему 'Организационная модель студенческого самоуправления в воспитательной работе колледжа'

Организационная модель студенческого самоуправления в воспитательной работе колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипенко Л. В.

В модели студенческого самоуправления колледжа основой воспитательной работы и ее реализации является студенческий коллектив и система самоуправления, которая способствует профессиональному и личностному становлению студентов, воспитанию ответственности и ориентированности на познание и взаимодействие с социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foundation of tutoring and its realization at college in the SSG model is the collective of students and the system of self-government that promotes their professional and personal formation, their training of responsibility and orientation to interaction and cognition with other communities.

Текст научной работы на тему «Организационная модель студенческого самоуправления в воспитательной работе колледжа»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КОЛЛЕДЖА

АНТИПЕНКО Л.В.

В модели студенческого самоуправления колледжа основой воспитательной работы и ее реализации является студенческий коллектив и система самоуправления, которая способствует профессиональному и личностному становлению студентов, воспитанию ответственности и ориентированности на познание и взаимодействие с социумом.

The foundation of tutoring and its realization at college in the SSG model is the collective of students and the system of self-government that promotes their professional and personal formation, their training of responsibility and orientation to interaction and cognition with other communities.

Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальнопедагогических проблем в современных условиях. Происходящие в обществе изменения, процессы глобализации и интеграции выдвигают новые требования к развитию личности. Обучаясь в учреждениях среднего профессионального образования студенты должны не только овладевать знаниями и умениями в будущей профессиональной деятельности, но и развивать способности самоорганизации и самоменеджмента.

Важность развития студенческого самоуправления особенно возросла в последние годы в связи с естественным ослаблением официального государственного и общественного воздействия на студенческую среду и, соответственно, необходимостью более активного подключения самого студенчества к вопросам совершенствования всех сторон его жизнедеятельности. Студенческое самоуправление является неотъемлемой частью всей общеколледжной системы управления и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни. Это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящим перед ним целями и задачами.

Связывая получение профессии с потребностями личности, мы рассматриваем этот процесс комплексно, предполагаем, что личность реализуется в специально организуемой воспитательной, творческой деятельности. Решение данной проблемы осуществляется через модель студенческого самоуправления (ССУ).

Для разработки организационной модели студенческого самоуправления в воспитательной работе колледжа мы использовали метод теоретического моделирования и системный подход. Эта модель включает все сферы личности студента - психологическую, физическую, коммуникативную, интеллектуальную и др.

Создавая механизм студенческого самоуправления в колледже мы разработали следующую последовательность действий:

1. Создание эффективных педагогических условий для возникновения коллективной деятельности в учебных группах и в колледже в целом.

2. Выявление лидеров и формирование инициативной группы, включающей в себя представителей студенчества и преподавателей.

3. Обучение актива навыкам менеджмента и наставничества.

4. Разработка инициативной группой плана воспитательных мероприятий по развитию системы студенческого самоуправления.

5. Подготовка и проведение общей встречи (конференции) студенческого и педагогического коллектива учебного заведения, на котором рассматриваются заранее подготовленные проекты основных регламентирующих положений деятельности создаваемой структуры

Профессиональное образование. Столица | № 8 2009 1

студенческого самоуправления и определяется выборный состав будущего органа самоуправления.

6. Планирование работы студенческого самоуправления, работа во взаимодействии с заместителем директора по воспитательной работе, с заведующими отделениями, со специалистами социально-психологической службы и педагогами дополнительного образования.

7. Совместная разработка сценариев проведения различных мероприятий, конкурсов, акций и т.д.

8. Деятельность коллектива в направлении развития самоуправления в учебных группах и в колледже в целом, выполнение общих дел в соответствии с перспективным планом работы.

9. Обеспечение гласности и доступности информации о деятельности студенческого самоуправления колледжа.

10. Анализ результативности и эффективности проводимой воспитательной работы.

В созданной системе ССУ можно выделить несколько ключевых элементов - субъектов. Каждый из них в свою очередь имеет собственную достаточно разветвленную структуру и включает в себя многочисленные советы, клубы, комиссии, студии, коллективы и т.д. При не-

обходимости могут появляться и новые элементы. В разработанной и апробированной структуре ССУ можно выделить:

1. Общеколледжный студенческий Совет «Кворум»; это уже устоявшаяся структура самоуправления. В нее входят: совет студентов, президент и вице- президент, курирующие соответствующие подструктуры (научно-исследовательскую работу студентов, информационную поддержку).

2. Студенческое самоуправление «Паритет»; включает малые студенческие советы, в которых формируются различные комиссии, службы отдельных мероприятий, отвечающие за воспитательную работу и т.д.

3. Структура управления «Импульс»; осуществляет взаимосвязь (взаимодействие) студентов с основными службами колледжа от администрации и попечительского совета до педагогов дополнительного образования, позволяет студенческой молодежи координировать свою работу, принимать активное участие в учебной, внеучебной и общественной работе.

4. Совет общежития «Социум»; является структурным подразделением студенческого совета колледжа, призванный обеспечить совершенствование воспитательной, социальной, реабилитационной работы с детьми-сиротами, детьми-инвалидами, проживающими в спальном корпусе колледжа.

5. Объединение клубов «Досуг»; единая система дополнительного образования, где изначально реализуется принцип коллективности, в котором интеграция обеспечивается личным интересом к некоему занятию.

6. Научно-студенческое общество «Амфора»; основная форма самоорганизации студентов ориентированных на разработку научных проектов в учебном заведении.

Все субъекты ССУ являются полностью самостоятельными и независимыми, однако работают в тесном взаимодействии друг с другом. Их деятельность на общеколледжном уровне координируется заместителем директора по УВР и предметно-цикловой комиссией классных руководителей. Деятельность ССУ в колледже финансируется из средств госбюджета и внебюджетных источников.

Главной целью и задачей разработанной модели студенческого самоуправления является развитие и углубление демократических традиций колледжа воспитание у студентов гражданской ответственности активного творческого отношения к учебе, общественной деятельности и общественно- полезному труду, формирование лидерских качеств.

В результате внедрения данной модели (ССУ) в учреждениях среднего профессионального образования наблюдается рост участия студентов в общественной жизни, в увеличении показателей сотрудничества и коллективизма, а также росте уровня ответственности и инициатив. Экспериментальные данные полученные в результате опросов педагогического коллектива по каждой группе и оценки по пятибалльной шкале диагностики уровня воспитанности студентов колледжа проводились в начале и в конце учебного года для отслеживания результатов работы.

По результатам диагностики высчитывался средний балл, являющийся показателем сфор-мированности определенного качества личности по группе. Итоговые показатели диагностики уровня воспитанности обучающихся имеют за учебный год средний прирост на 10-12% по шкале «Наличие интересов и увлечений» и на 12-14% по шкале «Участие в работе ССУ».

Другим независимым методом оценки эффективности результатов функционирования в колледже модели ССУ показанной на диаграмме являлось анкетирование студентов в целях самоанализа: какие новые навыки и способности они приобрели, участвуя в органах самоуправления.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение разработанной модели ССУ оказывает значительное положительное влияние на дальнейшую самореализацию личности студентов. Студенческое самоуправление выступает инструментом развития качеств уверенного в себе, творческого и самостоятельного исследователя окружающего мира, ответственного лидера и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.