Т.Н. Миронова. Моделирование внеучебной деятельности в ССУЗе на основе... УДК 377.5.02
Т.Н. Миронова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ССУЗЕ НА ОСНОВЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Социально-экономические, демократические преобразования в России поставили проблемы самоактуализации, самоопределения молодого человека в жизни, развития и социализации студентов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в профессиональном образовательном учреждении. В системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность социальновоспитательных практик, увеличение степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность воспитания и образования, организация среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации.
Актуальность проблем воспитания, социализации студентов профессиональных образовательных учреждений обусловлена спецификой студенческой среды, которая является действенным фактором формирования активной жизненной позиции человека, приобретения им опыта познания и становления самого себя как социального и культурного существа. В условиях обучения в профессиональном образовательном учреждении молодой человек активно приобщается к ценностям мировой и отечественной цивилизации, приобретает знания и умения для будущей профессиональной деятельности, развивает свой интеллект и творческие способности, приобретает опыт совместной социальной работы с другими людьми. При этом особая роль отводится внеучебной деятельности.
Под внеучебной деятельностью нами понимается целенаправленная совместная деятельность преподавательского и студенческого коллективов по планированию, организации, проведению и анализу внеаудиторного воспитательного процесса. Особую роль внеучебной деятельности в развитии личности отводили Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Самореализации молодого человека были посвящены труды Р. Бернеса, И.В. Дубровиной, А.В. Мудрика. Целостное осмысление процессов становления его личности дано в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Концепция «всесторонне развитой личности» как одна из моделей самореализа-
ции представлена в работах Ю.К. Бабанского, И.П. Иванова, Т.А. Ильиной. Внеурочная воспитательная работа рассматривается в трудах А.К. Бру-дова, Б.З. Вульфова, М. М. Поташника. Современные исследования проблемы воспитательной работы представлены работами В.А. Березиной, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторского и др. Внеучеб-ная деятельность обращена к самодеятельности личности обучающегося, ее стремлению на личностно-деятельностной основе самоактуализиро-ваться, самоопределяться и саморазвиваться по избранным ею ценностным ориентациям.
По мнению А. Маслоу, полноценное бытие человека связано с его стремлением к реализации собственного потенциала, использованию всех своих способностей в полной мере. Самоактуализация в широком понимании есть свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что способен. Достичь самоактуализации возможно путем самопознания, самоуправления, адекватного жизненного выбора, ответственности за свой жизненный путь, за свое природное становление.
Самоактуализация, как считает Л.И. Анцыфе-рова, есть развитие всех возможностей человека -немыслима без развития, обогащения, утончения мотивационно-потребностной сферы индивида. Самоактуализация - это возникновение новых желаний, стремлений, интересов личности, это расцвет ее пристрастного отношения к миру, это появление новых движущих сил деятельности. Специально организованное воздействие внеучебной среды позволяет решать проблемы социального самоопределения студенчества. Это положение последовательно представлено в работах ученых, занимающихся проблемами профессионального образования и воспитания в России (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Я. Ямбург и др.).
Современная действительность требует эффективной социализации молодежи, воспитания и развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления.
Достаточно эффективно эти качества личности формируются в процессе студенческого самоуправления. Оно представляет собой основную форму участия студентов в управлении студенческой жизнью техникума. Студенческое самоуправление представляет собой попытку соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества среднего специального учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе.
Под социализацией обычно понимаются процесс и результат усвоения индивидом социального опыта, осуществляемые путем включения в социальную среду, и воспроизведение системы социальных связей и отношений.
По мнению отечественных психологов, социализация происходит в следующих сферах жизни человека: в деятельности, в общении и в сфере самосознания. Социализацию в сфере деятельности А.Н. Леонтьев определял как «расширение каталога деятельностей, которыми владеет человек». Имеется в виду постепенное усвоение тех видов деятельности, которые ребенок может самостоятельно воспроизводить, т. е. освоение культурных образцов поведения. Для каждого возрастного периода развития характерна, так называемая «ведущая» форма деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Для периода ранней юности ведущей формой является профессионально-учебная деятельность. Ее формирование осуществляется под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.
Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, настолько оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. Участие молодежи в общественном управлении определяется степенью открытости и свободы общества, возможностью сделать самостоятельный выбор своего пути развития.
Профессиональное образовательное учреждение и общество - объективно взаимосвязанные системы. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов.
Современное студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач: стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях; стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; стать средством социально-правовой самозащиты.
Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
Студенческое самоуправление в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме представлено студенческим парламентом, который создан студентами для реализации общих целей, направленных на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи образовательного учреждения, развитие ее социальной активности, поддержку и реализацию инициатив.
Основными целями ССУ являются:
1. Создание условий для включения студентов в социально-востребованную деятельность для овладения необходимым в реальной жизни социальным опытом.
2. Привлечение студентов к решению вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам.
3. Формирование гражданской готовности к творческой, социально-преобразовательной деятельности.
4. Создание условий для развития и реализации творческого, лидерского, гражданского, профессионального потенциала студентов.
Студенческий парламент является структурным подразделением техникума и осуществляет свою деятельность на основании разработанного пакета документов, регламентирующих деятельность органов ССУ. Представители студенческого парламента принимают участие в работе коллегиальных органов управления техникума (совет техникума, педагогический совет, стипендиальная комиссия), представляя в них интересы студенческого коллектива.
Органы студенческого самоуправления включают в себя:
Т.Н. Миронова. Моделирование внеучебной деятельности в ССУЗе на основе.
1. Комитет по учебной работе, в который входят старостат, студенческое научное общество, клуб «Нумизмат», совет инструкторов.
2. Комитет по культуре, в состав которого входят студия вокала, студия хореографии, фольклора.
3. Школа актива «Лидер».
4. Комитет рекламы и информации.
5. Комитет благородных дел.
6. Комитет социального развития и трудоустройства.
7. Комитет по физической культуре и спорту.
Высший орган самоуправления - студенческая
конференция. Исполнительным органом является Студенческий парламент, который планирует, координирует, организует, анализирует и контролирует работу всех органов студенческого самоуправления по всем направлениям. Основные направления деятельности органов ССУ: учебно-исследовательское, творческое, подготовка студенческого актива, содействие трудоустройству и занятости, добровольческое, культурно-досуговое, спортивное, информационное. Основной целью комитета по учебной работе является содействие улучшению качества образовательно-воспитательного процесса, профессиональной подготовке студентов.
Подводя итоги функционирования воспитательной системы на основе студенческого самоуправления, можно отметить организованную работу старо-стата в плане выявления проблем в сфере учебной деятельности, анализа их причин и разработки решений и рекомендаций по их устранению. Что проявляется и в результативном участии студентов в городских и областных олимпиадах. По инициативе старостата проводятся совместные олимпиады со школьниками по общеобразовательным предметам.
Студенческое научное общество занимается организацией учебно-исследовательской деятельности студентов техникума. Студенческое научное общество является разработчиком проекта «Новатор», реализация которого предполагает проведение презентаций, научно-практических конференций, выпуск сборника исследовательских работ по итогам конференций, выставок технического творчества, турниров интеллектуальных игр.
Студенты с лучшими исследовательскими работами ежегодно принимают участие в студенческих научно-практических конференциях разного уровня (областной, межрегиональный и международный). Результаты работы конструкторского бюро были представлены на областной выставке технического творчества студентов ССУЗов, а также на Всероссийском образовательном форуме - 2004, 2005. О сконструированных роботах писала газета «Комсомольская правда».
В задачи Совета инструкторов входит курирование учебных групп I и II курсов: сплочение коллек-
тива, помощь в формировании актива групп, оказание помощи в организационной работе по обеспечению студенческого самоуправления в группах. Такое нововведение позволило образовательному учреждению отказаться от преподавателей-курато-ров, обеспечить большую включенность студентов в решение вопросов жизнедеятельности студенческого коллектива.
Студенческий парламент изучает опыт работы органов студенческого самоуправления в образовательных учреждениях города, области, страны и ближнего зарубежья. Представители студенческого парламента были участниками II Всероссийского студенческого форума в 2004 г., Всероссийского студенческого форума по вопросам студенческого самоуправления в 2006 г. Четыре года студенты техникума принимают активное участие в работе международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество». В 2007 г. президент студенческого парламента стала победителем Всероссийского конкурса «Лидер ССУ». Кроме того, ребята представили на выставке-презентации 5 открытых проектов и заключили более 30 договоров на их совместную реализацию с органами студенческого самоуправления других образовательных учреждений. В техникуме создана школа студенческого актива «Лидер», которая использует разные формы подготовки студенческих лидеров: тренинги, семинары, дискуссии, коллективно-творческие дела, выездные профильные смены.
Значима деятельность студенческого парламента по содействию трудоустройству студенческой молодежи. Во-первых, это решение вопроса совмещения учебной и трудовой деятельности на базовом предприятии. Во-вторых, отбор кандидатов и формирование «отряда бойцов» от техникума для городских строительных отрядов. В-третьих, это создание на базе техникума педагогического отряда «Жемчужина» для подготовки вожатых для работы в загородных оздоровительных лагерях. С 2006 г. студенты педагогического отряда освоили новое направление деятельности - они результативно работают в «дворовых отрядах».
В целях повышения эффективности внеучебной деятельности на основе студенческого самоуправления и социализации студентов техникума нами было осуществлено исследование личностных черт студентов, активно участвовавших в самоуправлении и добившихся хороших личных и общественных результатов.
К числу таких мы отнесли:
1. Наличие у выпускника ССУЗа отчетливо выраженного стремления к самопознанию и самоопределению в современных социокультурных условиях.
2. Социальная активность выпускника.
3. Наличие у выпускника ССУЗа лидерских качеств.
4. Наличие у выпускника ССУЗа отчетливо выраженной гражданско-патриотической позиции.
5. Толерантность и социальная эмпатия выпускника ССУЗа.
6. Наличие положительного опыта социального партнерства в решении проблем социального самоопределения.
7. Наличие умений в решении проблем социального самоопределения.
Каждая из выделенных выше личностных черт представлена на трех уровнях - высоком, среднем и низком.
Высокий уровень - проявление перечисленных черт в поведении выпускника во всех типичных для него как студента и гражданина ситуациях - на учебных занятиях, студенческом собрании, в сессионный период, во внеучебной деятельности, в социуме.
Средний уровень сформированности перечисленных черт - их проявление только в тех сферах социальной жизни, в которых он добился определенных успехов, затрудняется общаться с людьми других социальных групп.
Низкий уровень обнаруживается в спонтанном проявлении той или иной черты, в некоторых типичных жизненных ситуациях.
В исследовании принимали участие 120 студентов Прокопьевского промышленно-экономического техникума, по 60 в экспериментальной и контрольной группах. Студенты экспериментальных групп - групп, активно вовлеченных во вне-учеубную деятельность посредством участия в студенческом самоуправлении, по сравнению с обычными студентами продемонстрировали наличие у них ярко выраженных черт успешной социализации и социального самоопределения.
Таким образом, анализируя содержание и результаты проведенного исследования, мы констатируем эффективность студенческого самоуправления в процессах социализации студентов, их самопознания, самовоспитания, самосовершенствования, самоактулизации, их социального самоопределения. Выявленные педагогические условия реализации студенческого самоуправления как средства социализации и организации внеучебной деятельности студентов среднего специального учебного заведения могут использоваться в качестве методического руководства в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, организации студенческого самоуправления в образовательных учреждениях.
Поступила в редакцию 09.09.2008
Литература
1. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 50-57.
2. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173-180.
3. Беленкова О.А. Интеллектуально-нравственное самоопределение личности как условие формирования ее творческого потенциала // Проблема нравственного воспитания студенческой молодежи. М., 1998. С. 52-53.
4. Винтин И.А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении. Саранск, 2006.
5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
6. Костюкевич С.В. Студенческое самоуправление как фактор демократизации в вузе // Диалектика, перестройка, человек. Минск, 1986. С.
77-82.
7. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.
8. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // http: // www.vspu.var. ru/8101/parts/facultets/conf/ conf5.htm
9. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ / Мин-во образования РФ. М., 2002.
10. Стратегия государственной молодежной политики в РФ / Мин-во образования и науки РФ. 2006.
11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: пер. с англ. М., 1993.
12. Чиж А.Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960-е - 1980-е годы). Луганск, 1998.