ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
®2011 Селимова З.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию деонтологической культуры студентов педагогического колледжа. Обосновывается актуальность исследования, описываются методы констатирующего эксперимента, излагаются проблемы и пути формирования профессиональных умений и навыков, повышения уровня деонтологической культуры студентов педагогических колледжей.
The author of the article performed the experiments in the formation of pedagogical college students’ deontological culture. She proves her research urgency, describes the methods of the ascertaining experiment, states the problems and ways of professional skills formation, increasing the level of the pedagogical college students’ deontological culture.
Ключевые слова: деонтология, деонтологическая культура, требования к профессиональной подготовке, квалификационная характеристика, личностно-ориентированные технологии.
Keywords: deontology, deontological culture, requirements for the professional training, the qualifying characteristic, personality-oriented technologies.
Модернизация профессионального образования России, развитие многоуровневого образования
потребовали разработки новой парадигмы, соответствующей
высокому уровню фундаментальной теоретической и нравственномировоззренческой подготовки
учителей, пересмотра содержания профессиональной подготовки
студентов педагогических колледжей.
Термин «деонтология», который происходит от греческих слов «деон» (deon, deontos - долг, должное) и «логос» (logos - учение, наука), был введен в обиход этики в начале XIX в. философом-утилитаристом И.
Бентамом для обозначения профессионального поведения
человека, вследствие чего применим в любой сфере деятельности, а в большей степени в педагогической науке [3].
Сегодня, когда деятельность учителя требует высокой степени профессионализма и сопряжена с моральной ответственностью,
предопределяющих сознательное отношение к профессии и профессиональному долгу, вопрос разработки способов формирования деонтологической культуры, основ профессионального поведения
будущего учителя приобретает особую остроту и значимость.
В конце XVIII века в России впервые были определены требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно закреплено правовое положение в зависимости от образования, которые на разных этапах развития обществ существенно менялись, в частности, задачи, функции, роль и место учителя, а соответственно требования к его деонтологической культуре.
Ряд исследователей подчеркивает, что общее падение нравственности, девальвация ценностей и ценностных ориентации, падение престижа педагогической профессии, высокая
степень индивидуализации труда учителей, отсутствие этнической толерантности сказались на нравственном облике педагогов как членов социума [1, 4, 5].
Снижение уровня базовой культуры и проявление форм девиантного поведения (преступность, терроризм, межнациональные конфликты,
алкоголизм, наркомания и т.д.) выступают в качестве реалии
сегодняшнего дня, что актуализирует проблему деонтологической
готовности студенчества. Из-за
отсутствия теоретико-прикладных разработок, отвечающих за
деонтологическую подготовку,
студентам педагогических колледжей трудно присваивать и
объективизировать нравственные ценности, соответствовать
профессиональным поведенческим требованиям к современному
учителю.
Согласно современным
официальным документам
Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации в разработанный единый квалификационный справочник
должностей руководителей,
специалистов и служащих (Приказ № 593 от 14.08.2009) включены квалификационные характеристики, должностные обязанности,
требования к квалификации (учителя, преподавателя, педагога-орга-
низатора, социального педагога, учителя-дефектолога, педагога-
психолога и др.), где особо важным разделом выступают основные составляющие компетентности, среди которых: содержание
профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой
компетенций [2].
В нашей статье мы исследуем содержательную характеристику деонтологической культуры студента
педагогического колледжа,
определяем средства, формы и методы внеучебной деятельности. Целью исследования выступает раскрытие эффективности структурнофункциональной модели
формирования деонтологической культуры во внеучебной деятельности в педагогическом колледже, для достижения которой решалась задача выявления уровня сформированности деонтологической культуры студентов контрольной и экспериментальной групп через систему внеучебной деятельности.
В ходе решения поставленной задачи использовались анализ учебной документации,
анкетирование, экспертный опрос, ранжирование, беседа,
педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности (сочинения, эссе) студентов Дербентского, Избербашского, Буйнакского
педагогических колледжей (всего 280 человек) с точки зрения изучения личностно-профессиональных особенностей.
Педагогическое наблюдение, организованное на классных часах и уроках, позволяет в качестве важного фактора, влияющего на проявление интереса к нравственным проблемам, выделить личность педагога и условия организации внеучебной
деятельности. При этом нравственные проблемы интересуют студентов с позиций нравственного поведения в выбранной профессии. Следует отметить, что степень осознанности этических представлений, идей, понятий и их значимости в профессиональной деятельности у большинства студентов слабо представлена.
Внеучебная деятельность
включала: чтение художественной
(отечественная и зарубежная) и публицистической литературы,
прослушивание произведений
музыкального искусства; посещение музеев в городах Дагестана; классные часы; педагогические ситуации;
нравственные нормы в виде дилеммы-выбора и т.д.
Для выявления уровня
деонтологической культуры студента проведено анкетирование, результаты которого позволяют отметить факт того, что большинство респондентов находятся на среднем уровне. При этом преобладает положительное отношение к себе, обусловленное
адекватной самооценкой. Завышенная самооценка характерна для тех, кто с первого курса был успешен в учебе и во время педагогической практики, участвовал в выступлениях,
выставках, признан ближайшим
окружением как «очень способный».
Для оценки качества организации внеучебной работы студентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие внеучебные мероприятия вам запомнились?». Большинство
студентов (65,2%) выделяют:
«Посвящение в студенты»; «День
знаний»; «День открытых дверей»; «Первое сентября»; отчетный концерт; «Вечер встречи с выпускниками» и т.д.; 55,6% студентов запомнили
«День именинника», поход в горы, «8 Марта», то есть «когда собрались всей группой». 42,5% студентов вспомнили внеклассные мероприятия по учебному предмету (выставка
стенгазет, олимпиада по психологии, конкурс знатоков музыки и т.д.)
Учитывая противоречивость и необъективность ответов многих студентов, а значит некоторую погрешность в показателях уровней сформированности деонтологической культуры студентов, нами проведен экспертный опрос среди педагогов, дающий более объективную оценку нравственного поведения студентов. Анализ результатов экспертного опроса педагогов позволяет выделить противоречия между самооценкой студентов и мнением педагогов. В картах экспертных оценок более низкие баллы получены по показателям «умения и навыки самовоспитания», «положительное
отношение к себе и другим», «стремление соответствовать
нравственному идеалу», «культура
межличностного общения»,
«совершение нравственных
поступков», что объясняется более критичным отношением педагогов к студентам.
Таким образом, рассмотрение особенностей формирования
деонтологической культуры студентов в рамках внеучебной деятельности указывает на влияние таких факторов, как общение с педагогом, кураторами; включенность в творческую деятельность, для чего целесообразно в качестве форм работы использовать диспуты, дискуссии, ролевые, деловые и т.д. игры.
Изучение личностно-психологических особенностей студентов педагогических колледжей позволяет сделать выводы о том, что их ценностные ориентации отражают политическую, социальную,
экономическую ситуацию. Многие
студенты колледжа знают этические правила, интересуются
нравственными проблемами,
стремятся к самовоспитанию, желают самореализоваться, способны к нравственным поступкам и в то же время имеют о нравственности абстрактные представления, не всегда находящие отражение в деятельности. Значительной части студентов
характерны импульсивность,
неумение контролировать эмоции, расхождение слова и дела, индивидуалистические мотивы
деятельности.
Обобщая вышеизложенное,
подчеркнем, что формирование деонтологической культуры студентов характеризуется недостаточным пониманием и принятием
нравственных ценностей и ценностных отношений, неумением студентов «чувствовать другого», незнанием технологий профессионального
самовоспитания и поведения, неадекватной самооценкой и
неумением анализировать свои действия с нравственных и
профессиональных позиций и т.д.
1. Гостомыслова С. Л. Формирование нравственных идеалов старших школьников в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Киров, 2004. 210 с. 2. Журнал «Администратор образования». 2009. № 19. С. 14-16. 3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «Март»; Ростов н/Д. : Издательский центр «Март», 2005. 448 с. 4. Машарова Т. В. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде: на примере учреждений среднего профессионального образования: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург : ВятГГУ, 2002. 100 с. 5. Шемшурина А. И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учебно-методическое пособие. М. : ВЛАДОС, 2001,112с.
Статья поступила в редакцию 18.02.2011 г.