Научная статья на тему 'Мотивация социальной активности студентов средствами физической культуры'

Мотивация социальной активности студентов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
771
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Половодов Юрий Александрович

Социокультурные изменения, происходящие в жизни российского общества, выдвигают на первый план необходимость подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования. Основными задачами данного исследования являлись: определение критериально-оценочного аппарата развития социальной активности студентов, оценка существующих педагогических средств, степень их соответствия принципам саморазвивающего обучения и участия в процессе саморазвития, раскрытие специфики деятельности педагога колледжа, обеспечивающего развитие социальной активности студентов средствами физической культуры, разработка модели развития социальной активности студентов средствами физической культуры и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность функционирования модели развития социальной активности студентов. Внедрение в педагогический процесс разработанного научно-методического обеспечения развития социальной активности студентов обеспечивает повышение социальной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Половодов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация социальной активности студентов средствами физической культуры»

УДК 37.037:377 ББК 74.57 П 52

Ю.А. Половодов

МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Социокультурные изменения, происходящие в жизни российского общества, выдвигают на первый план необходимость подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования. Основными задачами данного исследования являлись: определение критериально-оценочного аппарата развития социальной активности студентов, оценка существующих педагогических средств, степень их соответствия принципам саморазвивающего обучения и участия в процессе саморазвития, раскрытие специфики деятельности педагога колледжа, обеспечивающего развитие социальной активности студентов средствами физической культуры, разработка модели развития социальной активности студентов средствами физической культуры и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность функционирования модели развития социальной активности студентов. Внедрение в педагогический процесс разработанного научнометодического обеспечения развития социальной активности студентов обеспечивает повышение социальной активности студентов.

Ключевые слова: мотивация, социальная активность, средства физической культуры, коммуникативная активность.

Yu.A.Polovodov MOTIVATION OF STUDENT SOCIAL ACTIVITY BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Abstract. Sociocultural changes, occurring in life of the Russian society, put in the forefront necessity of preparation of mobile and competitive experts for system of secondary professional training. Primary goals of this study include: definition of the criteria-estimating methodology of development of student social activity, an estimation of existing pedagogical means, a degree of their conformity to principles of self-developing training and participation in self-development, disclosing specificity of activity of the teacher of the college providing development of student social activity by means of physical training, working up models of development of student social activity by means of physical training and experimental check of a complex of the pedagogical conditions, providing success in functioning of model of development of students social activity. Introduction in the pedagogical process of the developed scientific - methodical methodology of development of student social activity provides increase in social activity of students.

Key words: motivation, social activity, means of physical training, communicative activity.

Особенности развития социальной активности студентов колледжа определяются, с одной стороны, их принадлежностью к юношеству, с другой, - спецификой такой социальной группы, как студенчество. В специальной литературе подчеркивается, что характерной особенностью развития социальной активности студентов как молодежной группы является возрастание уровня развития социальной активности вследствие интенсивного личностного становления, перехода от юности к социальной зрелости.[1] Но этот процесс осуществляется неравномерно. Неравномерность выражается в том, что учащиеся интенсивнее развиваются в тех сферах, в которых они принимают более активное участие и в которых концентрируется их основная деятельность.

Эксперимент проводился в обычных условиях учебно-воспитательного процесса колледжа с введением нового фактора, а именно - создания специальных психологопедагогических условий формирования подобной мотивации.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2005 по 2008 годы. В проведении педагогического эксперимента приняли участие студенты колледжа Права, экономики и управления (г. Краснодар), обучающиеся по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Разными формами исследования было охвачено 65 человек.

У студентов социальная активность проявляется как в участии в общественной жизни вуза, группы, участии в мероприятиях, проводимых внутри, так и за пределами СУЗа, как познавательная активность, проявляющаяся в выявлении информации, выходящей за рамки учебных программ. Немаловажное значение имеет коммуникативная активность, выражающаяся в установлении множественных межличностных контактов в сфере общения, речевой коммуникации. Включенность в коммуникативный процесс определяется количеством межличностных контактов субъекта, благодаря которым возможно становление личности в конкретном социуме.

Кроме перечисленных выше критериев социальной активности применительно к дисциплине «Физическая культура», необходимо было разработать конкретные критерии, позволяющие формировать это личностное качество и перевести его в количественные показатели. Поэтому обсуждение уровня социальной активности студентов было проведено по таким критериям, как посещаемость занятий, старательность в выполнении заданий, дисциплина (самодисциплина), двигательная активность, общее физическое состояние и активность в общественной деятельности.[2]

Как показало исследование, интерес к физической культуре у студентов практически выражен слабо. Формирующий эксперимент проходил в 2 этапа в естественных условиях образовательного процесса по типу вариативного, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах с выровненными начальными условиями отдельных параметров, подвергающихся исследованию, и сравнение конечных результатов. На этапе формирующего эксперимента были сформированы 2 контрольных и 2 экспериментальных группы из студентов второго курса общим количеством участников - 65 человек.

Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в разработке и проверке таких мероприятий учебного характера, которые бы, во-первых, способствовали переходу учащихся с I типом активности с нижележащих на более высокие уровни; учащихся со II типом активности - переводу с индивидуалистской ориентации на коллективистскую, с III типом активности - обретению цели и развитию мотивации социальной направленности; с IV типом активности - выравниванию дисфункционального поведения, переводу его в позитивное русло; во-вторых, способствовали развитию мотивации к занятиям физической культурой, пониманию ее важности и значимости для укрепления здоровья и общего физического состояния.[3]

Применялись две методики формирования социальной активности студентов колледжа средствами физической культуры. Одна условно названа традиционным методом с усилением направленности занятий на развитие соревновательности с целью повысить активность. Вторая - инновационной с применением балльно-рейтинговой оценки результатов учебной деятельности.[4]

На формирующем этапе эксперимента студенты контрольных групп (К-1 и К-2) (35 чел.) обучались по стандартным программам и традиционной методике. При этом формирование социальной активности не было целенаправленным процессом и являлось косвенным продуктом при формировании знаний, умений и навыков и общего укрепления общего физического состояния. В экспериментальных группах (Э-1 и Э-2) (30 чел) у студентов происходило целенаправленное развитие базисных компонентов и их интеграция посредством реализации определенных нами ранее психолого-педагогических условий.

В одной из экспериментальных групп обучение проводилось по методике усиления целенаправленности занятий на развитие позитивного отношения к соревнованиям (Э-1).

Во второй экспериментальной группе (Э-2) был применен балльно-рейтинговый метод оценки учебной деятельности. В процессе проведения эксперимента отслеживалась общая тенденция формирования совокупных изменений отдельных компонентов. На каждом этапе эксперимента фиксировались изменения в активности студентов и выявлялись ее взаимосвязь с мотивационно-ценностным, деятельностно-практическим и рефлексивнооценочным компонентами, определялась самостоятельность и инициативность студентов в процессе поиска и нахождения новых приемов в решении задач, мотивационной направленности, самооценки.

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, показали, что уровень социальной активности студентов колледжа был недостаточен (40% -допустимый уровень социальной активности и 12% инициативный).

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика уровней развития социальной активности во всех группах.[5] Результаты показали положительную динамику формирования исследуемого явления, о чем свидетельствует абсолютный прирост уровней развития социальной активности студентов. Достижения студентов в области физической культуры сравнивались, с одной стороны, с планируемым результатом, с другой, - с успехами самого студента. В первом случае выявлялось и оценивалось качество обучения, т.е. соответствие подготовки студентов требованиям образовательного стандарта, во втором случае - качество учебновоспитательного процесса, обеспечивающего развитие личности каждого студента. Для этого проводился мониторинг - наблюдение, выявление и оценка знаний и умений студентов. По косвенным признакам уровень социальной активности студентов был определен с учетом таких критериев, как посещаемость занятий, дисциплина, двигательная активность, общее физическое состояние и активность в общественной деятельности[6].

Первый критерий мог быть объективно оценен путем анализа и количественного подсчета пропусков занятий студентами, два других - основе субъективных мнений педагогов, работающих в группах, участвующих в педагогическом эксперименте.

Применение балльно-рейтингового метода оценки результатов учебной деятельности в группе Э-2 позволило существенно повысить уровень посещаемости занятий, старательности в выполнении заданий, дисциплины. Пропуски занятий по неуважительным причинам значительно сократились (на 21%), а фактов появления и соответственно начисления дисциплинарных баллов за появление в нетрезвом виде было всего два, что на фоне официальной статистики весьма незначительно.

Уровень старательности и уровень дисциплины (т.е. адекватной реакции учащихся на указания педагога) в группе Э-2 также повысились. Количество плюсов, выявленных педагогами по оставшимся критериям, увеличилось на 12%.

Такие критерии, как развитие двигательной активности и укрепление общего физического состояния студентов, не могут быть оценены подобным образом. Для того чтобы проследить изменения в характере развития социальной активности как следствие планомерно создаваемых педагогических ситуаций, нами велись наблюдения, результаты которых фиксировались в индивидуальных листах каждого студента из групп Э-1 и Э-2. Записи велись по результатам командных игр, поведению студентов во время соревнований, фиксировались сложности выполняемых учебных заданий и эмоциональная реакция на успех (или неудачу).

Фиксировались параметры физической подготовленности, уровень устойчивости к утомлению, выносливость, координационные способности и результаты формирования двигательных умений и навыков в изучаемых видах спорта и т.д.

Двухгодичные наблюдения позволяют отметить динамику физического состояния в сторону развития двигательной активности и укрепления общего физического состояния. Выявлено, что взаимосвязь между двигательной (физической) и социальной активностью способствует упрочению последней.

Применения данной методики принесли интересные и обнадеживающие результаты в плане развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни в студенческой среде. Так за время проведения эксперимента были созданы три команды из студентов отделения, вовлеченного в эксперимент: мужские команды по мини-футболу и баскетболу, женская команда по волейболу. Общее количество вовлеченных в эти команды студентов составляет 52 человека и 19% от численности групп, участвующих в эксперименте.

Таким образом, доказывается, что занятия физической культурой создают благоприятные условия для развития и формирования у студентов целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности, организованности, настойчивости, укрепления общего физического состояния. Однако по косвенным признакам невозможно оценить, насколько изменения коснулись внутреннего мира студентов. Для этого был проведен повторный опрос с целью определить динамику самооценки, мотиваций студентов, их отношения к учебе и внеучебной деятельности.

Анализ результатов эксперимента показывает наличие позитивной динамики ценностных ориентаций студентов. Первое место устойчиво принадлежит учебе. На втором месте - отношение к себе в связи с профессиональным самоопределением, что говорит об укреплении позиции «Я» в процессе профессиональной подготовки. Возросло число студентов, рассматривающих свои возможности и само профессиональное самоопределение как главные ценности. Третье место принадлежит таким ценностям, как труд и творчество. Это означает, что ценности труда, профессии, творчества, образования и личности стали формироваться у студентов в гармоническом единстве.[7]

В то же время мотивация к занятиям физической культурой изменилась лишь в группе Э-1. Балльно-рейтинговый метод существенным образом не повлиял на изменение отношений студентов к дисциплине. Более того, в ответах на вопросы, касающиеся отношения студентов к различным видам физических упражнений, спортивным соревнованиям, меры их участия и т.д., студенты продемонстрировали большой процент нейтральных и даже негативных оценок. В то же время в экспериментальной группе, в которой обучение студентов осуществлялось по традиционной методике, но с усилением в сторону развития соревновательности, мотивация к занятиям физической культурой несколько усилилась. Студентов объединяли командные игры, установка на успех, общие победы и поражения, что сплачивало группу, делало ее единым целым.

На основе изученного материала можно резюмировать, что установка на самореализацию формируется в процессе активной деятельности, направленной на приобретение социального опыта.[8] Сопоставляя результаты, полученные в начале и в конце эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, отметим некоторые изменения в развитии социальной активности.

В контрольных группах произошли некоторые изменения в соотношении уровней и типов активности по сравнению с результатами констатирующего этапа. Увеличился процент студентов с I типом активности с 24,6% до 26%. Процент студентов со II типом активности увеличился с 33,8% до 35,3% и увеличился с III типом с 32,3% до 35,4 %. Значительно снизился процент студентов с IV типом активности с 9,3% до 3,1%.

Одновременно произошли изменения в распределении студентов по уровням активности. Если процент студентов в высшим уровнем активности почти не изменился, то значительные изменения коснулись студентов низшего и среднего уровней. Процент студентов низшего уровня уменьшился с 35,2% до 29,0%, а среднего увеличился с 43,1% до 48,8%. Эти изменения, по-видимому, обусловлены естественным взрослением студентов, их адаптацией к учебному процессу, привыканием к условиям и требованиям колледжа, некоторым укреплениям общего физического состояния.

Результаты, полученные после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе Э-1, позволяют констатировать также изменения в процентном соотношении студентов, относимых к разным типам активности по сравнению с данными

констатирующего этапа. Произошло общее увеличение процента студентов с I типом социальной активности с 24,6% до 32,6%; уменьшение студентов со II типом с 33,8% до 29,2%, на одном уровне осталось число студентов с III типом, и снизилось число с I типом с 9,3% до 5,9%. По уровням развития социальной активности также произошли позитивные изменения. Высший уровень в группе Э-1 составляет 23,2% против 21,7%; средний 49,1 против 43,1%, а низший уменьшился с 35,2% до 27,7%. Однако эти успехи вполне могут объясняться общим укреплением физического состояния, взрослением и адаптацией к условиям учебной среды.

Экспериментальная группа Э-2 показала более выраженные результаты по сравнению с данными констатирующего этапа эксперимента, а также данными контрольных групп и группы Э-1.

Значительно выросло количество студентов, проявляющих социальную активность, но прежде всего активность II типа - 41,6%, выросло и число студентов, демонстрирующих активность высшего и среднего уровня.

Разница в поведении участников экспериментальных групп может быть объяснена педагогическими условиями, которые были искусственно воссозданы для стимулирования социальной активности студентов в первом случае - коллективисткой направленности, во втором случае - для достижения индивидуально значимого результата. Разница в поведении студентов экспериментальных групп может рассматриваться как разные модели самореализации, для первой из которых на первый план выступает общение и взаимодействие, а для второй - самоизменение и самосовершенствование. В контрольных группах четкого разделения указанных тенденций не наблюдается.

Анализ уровня формирования социальной активности в экспериментальных группах позволяет отметить более высокую предметную успешность по дисциплине, рост организованности, дисциплины в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. Это позволили подтвердить эффективность разработанных и внедренных в учебный процесс педагогических условий.[9]

При этом в экспериментальных группах изменения имеют более выраженный поступательный характер, в то время как в контрольных группах также произошли сдвиги в сторону улучшения качественных характеристик, но они не так ярко выражены, как в экспериментальных.

В связи с этим необходимо было выявить изменения микроклимата в группах. По результатам повторного социометрического обследования, определено, что изменения произошли и в контрольной, и в экспериментальной группах. Это связано с теми неизбежными структурными изменениями, которые происходят в студенческих группах в процессе их становления. В динамике группы испытывают многочисленные трудности, связанные с созданием и распадом группировок по интересам, борьбой неформальных лидеров за сферы влияния, проверкой на зрелость взаимоотношений и т.д. Но наиболее кардинальные изменения в структуре отношений произошли в экспериментальной группе Э-2, в которой применялся балльно-рейтинговый метод оценки результатов учебной деятельности. В этой группе распалось больше взаимоотношений, чем в других группах, значительно увеличился уровень неприязни к более успешным студентам при снижении неприязни к лицам, занимающим низкие места в рейтинге. Успешные студенты характеризуются одной - двумя связями и оказываются в эмоциональной изоляции. Чувство коллективизма и целостности группы оказывается под угрозой. Группа не в состоянии слаженно решать коллективные задачи.

Это позволяет прийти к следующим выводам: балльно-рейтинговый метод оценки результатов учебной деятельности, с одной стороны, весьма эффективен в плане формирования установки на успех, активно-деятельностной позиции, повышения предметной успеваемости. Но одновременно он провоцирует индивидуалистские тенденции, дисфункциональные формы социальной активности.

Традиционный метод с усилением направленности занятий на развитие позитивного отношения к соревнованиям обладает меньшей результативностью, требует больших временных затрат, но в то же время он оказывается полезным в плане развития коллективистских навыков, взаимопомощи, позитивной социальной активности и интереса к физической культуре.

Это позволяет утверждать, что указанные пути формирования социальной активности средствами физической культуры невозможно развивать по отдельности. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, которые взаимно компенсируются. Сравнение результатов исследования с контрольными группами позволяет утверждать, что развитие социальной активности у студентов в рамках разработанной нами методики идет более успешно в группе, где реализованы все педагогические условия, т.е. эффективность использования комплекса условий выше, чем их использование по отдельности.

К общим итогам нами отнесены следующие положения:

- реализация предложенной модели подготовки студентов, а также использование технологий современных методов диагностики по отслеживанию динамики достижений студентов должны позволить добиться позитивных результатов;

- созданная система развития и самореализации студентов является управляемой, поскольку все субъекты имеют свои функциональные обязанности, одновременно сохраняются все функции управления, такие как контроль, анализ, коррекция;

- данная модель подготовки студентов создает комфортную обстановку в учебном процессе, исключает стрессовые ситуации, способствует социальной адаптации студентов;

- позволяет перейти от внешней мотивации к обучению и внутренней нравственноволевой регуляции с акцентом на личностно-ориентированный подход в обучении.

Мониторинг динамики изменений в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует о том, что предложенные технологические подходы к формированию социальной активности студентов являются более эффективными, чем общепринятые. Результаты проведенного исследования по апробации и практической реализации разработанных моделей позволяют констатировать более позитивные сдвиги, произошедшие в структурных компонентах в экспериментальных группах по сравнению с контрольными.

Анализ теоретического и экспериментального материала в основном подтверждает выдвинутое предположение и дает основание утверждать, что предложенные подходы являются более эффективными и способствуют формированию высокого уровня социальной активности студентов колледжа, полученные результаты доказали справедливость теоретической концепции исследования и подтвердили выдвинутую гипотезу. Одновременно они высветили ряд перспективных проблем, которые ждут своего решения.[10] В частности, в более детальном изучении нуждается специфика и динамика форм социальной активности среди разных специальностей, требуется детальная разработка с позиций аксиологии теоретических положений о ценности физической культуры, их месте в общей ценностной структуре, определенный интерес представляет изучение условий и факторов, отрицательно влияющих на процесс формирования мотиваций к физической культуре. Требуется разработка индивидуализированной системы мер для развития мотивации к физической культуре в рамках технологических групп.

Примечания:

1. Российская Федерация. Правительство. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»: постановление: [утверждено 11 янв. 2006] // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 304.

2. Солнцева Н. Проблема мотивации: концептуальные основания // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 96-98.

3. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 336 с.

4. Назаров А.А. Краткая характеристика комплексов общеразвивающих упражнений, используемых в познавательной части урока физической культуры // Тезисы докладов XXXV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа (январь-март 2008 года, г. Краснодар). Ч. 3. Краснодар, 2008. С. 37-38.

5. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.,1998. 60 с.

6. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: (введение в проблематику и новая концепция). М., 2002. 346 с.

7. Чубарев М. Физическое воспитание: личностно-ориентированная модель // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 18-26.

8. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-15.

9. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.

10. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 11-15.

References:

1. Development of physical training and sports in the Russian Federation during 2006 - 2015 (Decree of the government of the Russian Federation of 11 January 2006 No. 7).

2. Solntseva N. A problem of motivation: the conceptual bases // Higher education in Russia. 2003. No. 6. P. 96-98.

3. Lotonenko A.V. Pedagogical system of formation at student's youth of needs for physical training: Thesis for Doctor of Pedagogy degree. Krasnodar, 1998. 336 pp.

4. Nazarov A.A. A brief characteristic of complexes of general developing exercises used in a cognitive part of a lesson of physical training // Theses of reports of the 35th Sci. Conf. of Students and Young Scientists of higher schools of Southern Federal District (January - March 2008). Krasnodar. Part.3. Krasnodar, 2008. P. 37-38.

5. Nikolaev Yu.M. Theoretic-methodological foundations of physical training: Author’s Thesis for Doctor of Pedagogy degree. SPb., 1998. 60 pp.

6. Stolyarov V.I. Sociology of physical training and sports: (introduction in a problematics and the new concept): the manual for higher schools of physical training. Centre «SpArt». M., 2002. 346 pp.

7. Chubarev M. Physical training: the person-focused model // Higher education in Russia. 2006. No. 9. P. 18-26.

8. Lubysheva L.I. Social role of sports in development of a society and the person socialization // Theory and practice of physical training. 2001. No. 4. P. 11-15.

9. Lubysheva L.I. Modern axiological potential of physical training and sports and ways of its mastering by a society and by the person // Theory and practice of physical training. 1997. No. 6. P. 1015.

10. Stolyarov V.I. Conception of physical training and sports education (the innovational approach) // Theory and practice of physical training. 1998. No. 5. P. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.