ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Г.И. ЗОРИНА,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института довузовского образования
13.00.08 — теория и методика профессионального образования
dovuz@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются направления модернизации среднего профессионального образования в контексте подготовки специалиста среднего звена для сферы туризма.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, требования к специалисту среднего звена, подготовка студентов в туристском колледже.
PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF SECONDARY PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION ORGANIZATION
G.I. ZORINA,
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of college education
The summary. This article develops the ways of modernization of secondary professional education in the context of medium-level specialists' training for the sphere of tourism.
Key words: secondary professional education, demands to a medium-level specialist, training of students in a tourism college.
Среднее профессиональное образование (СПО) входит составной частью в систему преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разлого уровня и направленности и при этом является важным звеном непрерывного образования молодежи. СПО готовит специалистов среднего звена для всех регионов и отраслей экономики, специалистов практической направленности, специалистов для массового производства и сферы обслуживания. Необходимость подготовки кадров на этом уровне образования подтверждается многовековым историческим процессом развития образования и разделением профессионального труда.
В современных условиях развития профессионального образования, обусловленных введением 2-уров-невой системы высшего профессионального образования, отсутствием государственных образовательных стандартов СПО нового поколения, сопряженных с моделью стандартов высшего профессионального образования, неопределенностью статуса специалиста среднего звена, отсутствием единого механизма реализации профессионального образования в контексте преемственности, доступности и открытости, возникает много вопросов о перспективах развития системы СПО и приоритетах в содержании и технологии организации образовательного процесса в колледжах.
Несомненно, что к специалисту среднего звена рынок (работодатель) предъявляет серьезные требо-
вания. Рассмотрим их на примере менеджера туристской сферы деятельности.
Во-первых, это широкая гуманитарная подготовка, которая связана, с одной стороны, с необходимостью реализации общеобразовательного компонента подготовки, а с другой — с широким кругозором выпускников в области культурологии, социологии, этики, психологии, страноведения, искусства. Гуманитарная подготовка служит фундаментом для получения студентами знаний и умений профессионального характера, необходимых для менеджера, по таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, управленческая психология, психология и этика деловых отношений.
Во-вторых, это знание и понимание сферы туризма как многогранного явления социальной жизни человека и экономической отрасли. Эта подготовка обеспечивается не только в процессе изучения профильных туристских дисциплин (туристики, рекреалогии, истории тризма и путешествий, туроперейтинга), но и в процессе широкой внеуадиторной деятельности (экскурсий, конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, посещения и работы на выставках, участия в туристических походах и лагерях) и учебно-производственной практики в базовых туристских организациях.
В-третьих, это готовность к осуществлению конкретных видов деятельности в сфере туризма. Кроме
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ .
знания технологических процессов туроперейтинга, гостиничного и ресторанного сервиса, готовность определяется рядом профессионально важных качеств личности, влияющих в конечном счете на поведение специалиста, его взаимодействие с профессиональным окружением и клиентами, качественное и добросовестное исполнение им своих обязанностей. К таким качествам менеджера по туризму среднего звена относятся исполнительность, дисциплинированность, доброжелательность, достоинство, стрессоустойчивость, уверенность в себе, коммуникабельность. Эти качества личности развиваются (отрабатываются) в ходе тренингов и игровых методов обучения, в процессе воспитательной работы со студентами, в процессе учебно-производственной практики (при выполнении конкретных ролей, замещении должностей, стажировки).
СПО должно развиваться в том же направлении, что и вся система профессионального образования в нашей стране, и учитывать мировые тенденции модернизации образования, создания условий для развития единого образовательного пространства. Необходимо выделить следующие тенденции: ® более широкая (полипрофессиональная) подготовка специалистов, готовых выполнять разные, в том числе смежные, виды деятельности и занимать разные должности (как в горизонтальном, так и вертикальном разделении труда в отрасли);
компетентностный подход к подготовке и оценке результатов этой подготовки специалистов; ® усиление практико-ориентированной подготовки (особенно для специалистов среднего звена и бакалавров-практиков) за счет увеличения времени, выделяемого на практическое (производственное) обучение, учебно-производственную практику; моделирование на учебных занятиях ситуаций, приближенных к реальной профессиональной деятельности; создание специализированных лабораторий и кабинетов и т.д.;
применение для оценки качества подготовки и учета трудоемкости учебного процесса кредитно-модульной системы, основанной на сочетании модульной технологии организации процесса обучения, системы зачетных единиц (кредитов) как единиц измерения трудоемкости обучения и рейтингово-балль-ной системы оценки знаний обучающихся; ® активное применение в учебном процессе современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
Работа преподавателя со студентами колледжа имеет специфику. Студент колледжа — это особая возрастная и ученическая категория, отличающаяся от старших школьников профессиональной направленностью личности, более серьезным отношением к вопросу профессионального и личностного самоопределения, стремлением «стать взрослым». При этом нужно отметить разнородный состав студенческих групп по успеваемости (по отдельным
* и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ
предметам и в целом), уровню развития внимания, сформированности общеучебных умений, дифференцированному подходу к изучаемым предметам и преподавателям.
Главной задачей преподавателя колледжа является формирование профессиональных компетенций студентов при одновременном расширении общеобразовательного кругозора и развитии личностных качеств, а также подготовка студентов к продолжению образования в высшем образовательном учреждении по выбранной специальности (направлению). Последнее связано с развитием необходимых для учебного процесса познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), формированием общеучебных умений (конспектировать, искать и анализировать информацию, слушать других, выступать с докладом, высказывать свое мнение, дискутировать и др.), развитием учебной мотивации и формированием устойчивой профессиональной мотивации студентов. Эти особенности работы со студентами колледжа регламентируют определенную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор эффективных методов (методик) обучения, влияют на методику подготовки и проведения занятия.
Занятие — это особая форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоянным составом обучающихся, в ходе которой решаются дидактические задачи обучения, воспитания и развития личности, вытекающие из целей обучения.
Занятия в колледже отличается от занятий, которые проводятся в вузе, они ближе по своей структуре и типологии к школьному уроку, причем к уроку комбинированного типа, в котором умело сочетаются и реализуются функции разных типов уроков, чаще всего изложение нового материала и закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся.
Кроме этого, необходимо отметить еще одну особенность урока в средней профессиональной школе, которая заключается во взаимосвязи профессионального и общеобразовательного компонент обучения. Без определенного уровня функциональной (общеобразовательной) грамотности студенты не смогут овладеть многими теориями и технологиями профессиональной деятельности, так же как и изучение общеобразовательных предметов должно иметь профессиональную значимость. Любой студент должен понимать, для чего изучается тот или иной общеобразовательный предмет или тема, какое значение это имеет для его будущей профессии, каким образом новое знание будет служить основой или транслироваться на решение им профессиональных задач деятельности.
Основой совершенствования традиционного урока (занятия) является активизация познавательной деятельности учащихся, повышение и поддержание их
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
интереса, умелого сочетания и оптимального выбора преподавателем набора методов и приемов обучения.
Где и когда все эти приемы использовать, в каких сочетаниях применять, определяет только учитель, сообразуясь с условиями работы, содержанием учебного материала, конкретным составом обучающихся,
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
собственного опыта и т.д. В этом заключается педагогическое мастерство учителя, который постоянно совершенствуясь, расширяет свой педагогический и методический арсенал и адекватно использует его для достижения целей обучения, воспитания и развития обучающихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ХОРЕОГРАФИИ)
Е.О. КАБУРНЕЕВА,
аспирант Московской государственной академии хореографии, педагог дополнительного образования ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения
«Вера» ЗОУО Департамента образования г. Москвы
13.00.08 — теория и методика профессионального образования; 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности
kaburneeva.elena@gmail.com
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
А.Ю. БУТОВ
Аннотация. Рассматриваются специфика российского хореографического образования, этапы истории московской школы хореографии, описывается становление Московской государственной академии хореографии от момента ее зарождения до наших дней, анализируются особенности художественно-педагогической традиции московской школы.
Ключевые слова: Московская государственная академия хореографии, культура, педагогическая традиция, хореографическое образование, эстетика русского классического балета, программа классического танца, искусство.
THE PEDAGOGICAL TRADITIONS OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN RUSSIA (THE BOLSHOI BALLET ACADEMY)
Е.О. KABURNEEVA,
postgraduate studies of The Bolshoi Ballet Academy Choreographer of The psychology centre «Faith» (Moscow)
The summary. The article tells about some cultural and historical peculiarities of the development of The Bolshoi Ballet Academy in Russia. It focuses attention on the pedagogical traditions of this educational institution, as well as the specifics of the Russian choreographic education at the present stage. The article is written in Russian and aimed at a wide range of readers, who are interested in history and contemporary issues of choreographic education in Russia.
Key words: the Bolshoi Ballet Academy, culture, the pedagogical tradition, choreographic education, aesthetics of Russian classical ballet, the program of classical dance, Art.
Современность и традиции российской хореографической педагогики трудно переоценить; ее заслуги перед мировой культурой неоспоримы. Российская педагогика хореографии славна тем, что соединяет творческий поиск и накопление традиций, классику
и новации, формируя живую преемственность мастерства.
Педагогика классического танца может по праву считаться феноменом живой традиции, передающейся в ходе сложнейшего процесса обучения мастерству.