4. Достоевский Ф.М. «Записки из подполья» М. С. 45.
5. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977. - 408 с.
6. Манн Т. Письма. М. 1975.С. 195.
7. Юсуфов М.Г. К новым высотам. — Махачкала, 1990. (на таб. яз.).
8. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала. 1994. - 232 с.
Literatura:
1. Averincev SS Analytical Psychology G.Yunga M.1972. - 30 seconds.
2. Ashurbekovs EA Poetics of modern Tabasaran lyrics: diss. cand. Philology. Sciences. - Makhachkala, 2005.
3. Dashdemirov Z.D.Oblik era. Makhachkala Daguchpedgiz 2001.S.75.
4. Dostoevsky FM "Notes from Underground" MS 45.
5. Zhirmunsky VM Theory of Literature. Poetics. Stylistics. - L .: Nauka, 1977. - 408 p.
6. T. Mann Letters. M. 1975.S. 195.
7. Yusufov MG To new heights. - Makhachkala, 1997 (in tab. Lang.).
8. Yusufov MG Tabasaran national literature. Makhachkala. 1994. - 232 p.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Зейналова И. Д., к. пед. н., доц.
Филиал ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
в г. Дербенте
Аннотация: Следует отметить, что в реализации социального реформирования в контексте постиндустриальной парадигмы именно среднее профессиональное образование, как самое массовое звено подготовки практико-ориентированных специалистов, оказывающих значительное влияние на модернизацию и развитие экономики, призвано сыграть ключевую роль.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, личностно ориентированное образование, познавательная деятельность, диверсификация образовательных учреждений.
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TODAY
Zeynalova I. D., candidate pedagogy Dagestan State University in Derbent
Annotation: It should be noted that the implementation of social reform in the context of post-industrial paradigm is secondary vocational education as the most massive link training practice - oriented professionals that have a signifi-
cant impact on the modernization and development of the economy, must play a key role.
Keywords: secondary vocational education, student-oriented education, cognitive activity, diversification of educational institutions.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государст-ва[1].
Сегодня формируется особый интегративный тип работника - субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь, для молодежи.
Следует отметить, что в реализации социального реформирования в контексте постиндустриальной парадигмы именно среднее профессиональное образование, как самое массовое звено подготовки практико - ориентированных специалистов, оказывающих значительное влияние на модернизацию и развитие экономики, призвано сыграть ключевую роль. Это обусловлено следующими факторами:
- с одной стороны, деятельность системы среднего профессионального образования соответствует основным требованиям современного рынка труда - требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства;
- с другой стороны, система среднего профессионального образования в сравнительно короткий срок времени обеспечивает массовую, профессиональную и социальную мобильность молодежи и создает условия и возможности для быстрой смены социальных и экономических ролей.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений.
Достаточно важным фактором, актуализирующим социальную востребованность специалистов среднего звена, является изменение требований к структуре совокупной рабочей силы, обусловленное научно -технологическими процессами, сопровождающими переход к постиндустриальному обществу. К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
Современные колледжи и техникумы, являясь самым массовым звеном подготовки квалифицированных кадров, способны решить следующие насущные проблемы общества:
• обеспечить удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах во всех отраслях экономики;
• снять проблемы доступа определенных групп молодежи к профессиональному образованию, снизив, тем самым, уровень безработицы среди молодежи, поскольку в реальном секторе экономики испытывается постоянный дефицит в практико-ориентированных специалистах;
• этот уровень образования достаточно часто является единственной возможностью получения профессионального образования для молодежи из малообеспеченных слоев населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• учреждения среднего профессионального образования в основном формируют массовый средний класс российского общества.
Колледжи и техникумы призваны стать территориальными учебно-производственными комплексами, центрами социально-экономического и культурного развития регионов и гарантировать реализацию профессиональных потребностей личности
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о возрастании роли техникумов как многоуровневых, многофункциональных и многопрофильных учебных заведений. Согласно статистическим данным, порядка 2700 колледжей, техникумов и училищ, 180 тысяч преподавателей обеспечивают подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, формируя массовый средний класс России.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков. Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних профессиональных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий[2].
Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
. Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования по признаку уровней и количества реализации профессиональных образовательных программ:
• одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования и относящиеся по своей принадлежности к этому уровню;
• двухуровневые профессиональные образовательные учреждения - профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно начального или среднего профессионального образования;
• многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ. Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального образования.
Такая диверсификация образовательных учреждений обеспечивает реализацию широкого спектра профессиональных образовательных программ по всему профессиональному полю.
Литература:
1. Зейналова И.Д. Новые информационные технологии при обучении математике и информатике студентов гуманитарных факультетов в ву-зе//Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2013.
2. Корчагин Е.А. Профессиональная деятельность - основа разработки образовательного стандарта по специальности // Профессиональное образование №4, 2002.
3. Модернизация начального профессионального образования. Состояние и проблемы системы начального профессионального образования Российской Федерации. // Профессиональное образование № 8, 2002.
Literatura:
1. Zeynalova ID New information technologies in teaching mathematics and
computer science students at the university humanities departments // Monograph. Makhachkala: ALEPH, 2013.
2. Pavel EA Professional activity - the basis of the development of educational standards in the specialty // Vocational №4, 2002.
3. Modernization of initial vocational training. State and problems of primary education of the Russian Federation. // Vocational number 8, 2002.
ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Казимов Г. Ю., старший преподаватель, НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» (г.Дербент), Казимова Л.Л., аспирант МГТУ «МАМИ»
Аннотация: В статье дана краткая характеристика современного положения малого и среднего бизнеса, рассмотрены основные барьеры, мешающие становлению бизнес-процессов, приводятся программы и мероприятия, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. Предложен ряд мер по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отбору наиболее талантливой молодежи, организации ее обучения и поддержки реализации первых этапов перспективных бизнес-проектов на примере бизнес-инкубаторов.
Ключевые слова: государственные программы, малый и средний бизнес, молодежное предпринимательство, поддержка молодежного предпринимательства, бизнес-инкубаторы.
SUPPORT YOUTH ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
Kazimov G.Y., senior lecturer NOU VPO "Socio-Pedagogical Institute" (Der-
bent)
Kazimova L.L., a graduate student M GTU "MAMI"
Abstract: This paper presents a brief description of the current situation of small and medium-sized businesses, considered the main barriers to the establishment of business processes, provides programs and activities aimed at supporting youth entrepreneurship. A number of measures to promote entrepreneur-ship among young people, the selection of the most talented young people, the organization of its teaching and support the implementation of the first stages of promising business projects on the example of business incubators.