Научная статья на тему 'Анализ рынка образовательных услуг среднего профессионального образования на материалах Пензенской области и оценка качества его услуг'

Анализ рынка образовательных услуг среднего профессионального образования на материалах Пензенской области и оценка качества его услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медушевская Инна Евгеньевна, Леванкова Ирина Николаевна

Статья посвящена анализу регионального рынка образовательных услуг среднего профессионального образования. Выявлена его специфика, установлены причины низкого спроса на образовательные услуги. На основе полученных данных предпринята попытка оценить качество предоставляемых профессиональными образовательными организациями образовательных услуг среднего профессионального образования через разработанную систему показателей их деятельности.Предмет исследования рынок образовательных услуг среднего профессионального образования в Пензенской области. Цель исследования разработка системы показателей для оценки деятельности профессиональных образовательных организаций и предоставляемых ими образовательных услуг.В результате проведенного исследования составлен рейтинг профессиональных образовательных организаций Пензенского региона в сфере среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медушевская Инна Евгеньевна, Леванкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MARKET OF VOCATIONAL EDUCATION SERVICES AND EVALUATION OF SERVICE QUALITY: A CASE STUDY OF THE PENZA REGION

This article analyzes the regional market of vocational education services. It describes its distinguishing characteristics and identifies the causes of low demand for educational services. The authors attempt to assess the quality of vocational education services offered by vocational education organizations using the established performance indicators. The subject of research is the market of vocational education services in the Penza region. The purpose of research is to develop a system of indicators to measure the performance of vocational education organizations and to evaluate the quality of services they provide. As a result of conducted research, the ranking of secondary vocational education institutions in the region of Penza has been compiled.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка образовательных услуг среднего профессионального образования на материалах Пензенской области и оценка качества его услуг»

УДК 338.242.2

АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЕГО УСЛУГ

МЕДУШЕВСКАЯ ИННА ЕВГЕНЬЕВНА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Пензенского филиала Финансового университета E-mail: iem1616@ maiL.ru

ЛЕВАНКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, студентка 5 курса бакалавриата по направлению «Экономика» Пензенского филиала Финансового университета E-mail: iLevankova@inbox.ru

Статья посвящена анализу регионального рынка образовательных услуг среднего профессионального образования. Выявлена его специфика, установлены причины низкого спроса на образовательные услуги. На основе полученных данных предпринята попытка оценить качество предоставляемых профессиональными образовательными организациями образовательных услуг среднего профессионального образования через разработанную систему показателей их деятельности.

Предмет исследования - рынок образовательных услуг среднего профессионального образования в Пензенской области. Цель исследования - разработка системы показателей для оценки деятельности профессиональных образовательных организаций и предоставляемых ими образовательных услуг.

В результате проведенного исследования составлен рейтинг профессиональных образовательных организаций Пензенского региона в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; образовательные услуги; профессиональные образовательные организации.

The Analysis of the Market of Vocational Education Services and Evaluation of Service Quality: a Case Study of the Penza Region

INNA E. MEDUSHEVSKAYA, PhD (Economics), associate professor, the "Economics and Finance" Chair, the Penza branch of the Financial University

IRINA N. LEVANKOVA, 5th year student of BS programme „Economics", the Penza branch of the Financial University

This article analyzes the regional market of vocational education services. It describes its distinguishing characteristics and identifies the causes of Low demand for educational services. The authors attempt to assess the quality of vocational education services offered by vocational education organizations using the established performance indicators. The subject of research is the market of vocational education services in the Penza region. The purpose of research is to develop a system of indicators to measure the performance of vocational education organizations and to evaluate the quality of services they provide. As a result of conducted research, the ranking of secondary vocational education institutions in the region of Penza has been compiled. Keywords: vocational education; educational services; vocational education organizations.

Специфика рынка образовательных услуг среднего профессионального образования

Современное российское профессиональное образование находится в состоянии системной модернизации. С 2013 г. после принятия нового закона об образовании система профессионального образования претерпела ряд стратегических и структурных изменений, которые нашли отражение на региональных рынках услуг профессионального образования.

Анализ рынка услуг профессионального образования в Пензенском регионе позволил выявить его специфику, установить причины низкого спроса на образовательные услуги среднего профессионального образования. Так, за последние 10-15 лет структура профессионального образования в Пензенском регионе оказалась смещенной в сторону высшего образования и отражает новую социальную реальность России [1]. Количество лиц, обучающихся по программам высшего образования в регионе, превышает количество лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена в 1,7 раза, хотя по данным Минсоцтруда России 70% потребности предприятий в кадрах приходится на рабочие профессии [2].

Причина — несоответствие результатов запросов, т.е. дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг, нежелание большинства выпускников общеобразовательных организаций обучаться по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена.

В результате анализа системы профессионального образования в Российской Федерации выявлены его специфические особенности: высокие потребности молодого поколения в профессиональной социализации, успешном выстраивании карьеры; недостаточная способность профессиональной образовательной организации стать прочной базой социализации молодежи и ресо-циализации взрослого населения; высокие требования работодателей, предъявляемые к качеству подготовки специалистов; переход на нормативно-подушевое финансирование профессионального образования; формирование условий для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования; необходимость обновления педагогического корпуса

профессиональных образовательных организаций.

Выявленная специфика рынка образовательных услуг среднего профессионального образования на региональном уровне обнажили потребность в выяснении причин низкого спроса молодежи на образовательные услуги среднего профессионального образования.

Причины низкого спроса на образовательные услуги среднего профессионального образования в Пензенском регионе

В ходе исследования были установлены причины низкого спроса молодежи на образовательные услуги среднего профессионального образования в Пензенском регионе:

• снижение престижа рабочих профессий, которые можно получить в профессиональных образовательных организациях;

• недостаточная информированность выпускников общеобразовательных организаций о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;

• низкий уровень оплаты труда в соответствующем виде деятельности (отрасли);

• дисбаланс спроса и предложения специалистов на региональном рынке труда;

• нежелание работодателей нанимать на работу молодых специалистов без опыта работы;

• низкий уровень стипендиального обеспечения обучающихся;

• отсутствие механизма закрепления выпускников профессиональных образовательных организаций за предприятиями и учреждениями.

Проблемы рынка образовательных услуг среднего профессионального образования в Пензенской области

В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:

1) неудовлетворенность работодателей подготовкой выпускников профессиональных образовательных организаций;

2) нежелание работодателей принимать на работу молодых специалистов без опыта работы;

3) нежелание руководителей профессиональных образовательных организаций проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;

4) несформированность системы дуального обучения, позволяющей проводить обучение параллельно и на предприятии, и в профессиональных образовательных организациях;

5) слабое развитие системы непрерывного образования;

6) отсутствие кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий и организаций;

7) старение педагогических кадров (средний возраст педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в профессиональных образовательных организациях, составляет 47,6 лет, что позволяет сделать вывод, что молодые специалисты неохотно идут работать в профессиональные образовательные организации);

8) отсутствие в профессиональных образовательных организациях системы оценки качества образовательных услуг;

9) снижение доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами.

Динамические показатели рынка образовательных услуг среднего профессионального образования в Пензенской области

Современные реалии региональных рынков труда обнажили проблему дефицита рабочих и инженерно-технических кадров, подготовку которых осуществляют профессиональные образовательные организации (табл. 1).

Согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации [3] количественные изменения в численности образовательных организаций проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных Правительством РФ. Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Отмечено неравенство в доступе к качественным образовательным услугам в различных регионах, а также в городской и сельской местности, что не позволило достигнуть целевых значений ряда показателей, предусмотренных государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Например, уменьшено значение

Таблица 1

Образовательные учреждения в Пензенском регионе

Наименование образовательных учреждений Количество, в ед.

1991 2000 2005 2008 2010 2011 2012 2013

Профессионально-технические учебные заведения 42 42 27 32 27 22 23 -

Средние специальные учебные заведения 32 32 40 46 44 44 35 28

Высшие учебные заведения 4 8 18 22 20 19 18 13

Источник: составлено авторами по данным Пензастата.

Таблица 2

Показатели, характеризующие систему среднего профессионального образования (на 01.01.2014)

Количество организаций СПО Количество направлений подготовки по программам Общий контингент обучающихся (тыс. чел.)

квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) специалистов среднего звена (ППССЗ) профессионального обучения ППКРС ППССЗ

17* 33** 78** 275*** 4816 13363

* Представлены сведения по государственным профессиональным образовательным организациям. ** Представлены сведения о количестве профессий и специальностей. *** Представлены сведения о количестве образовательных программ.

Источник: составлено авторами по материалам Министерства образования Пензенской области.

удельного веса численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием. По плану показатель должен достигнуть 99%, однако он значительно ниже (табл. 2).

На территории Пензенской области по состоянию на 1 января 2015 г. осуществляли свою деятельность 14 вузов (из них 10 филиалов организаций высшего образования, 9 из которых являются государственными организациями, 5 — негосударственными) и 19 профессиональных образовательных организаций (из них 17 являются государственными организациями и 2 — негосударственными).

Анализ статистических данных показал, что в 2014 г. количество обучающихся за счет средств бюджета Пензенской области уменьшилось по сравнению с 2012 г. на 1606 человек, а по сравнению с 2013 г. — на 1043 человека. Наибольший объем финансирования организаций среднего профессионального образования приходится на 2013 г. В 2014 г. объем финансирования снизился по сравнению с 2012 г. на 86 571,3 тыс. руб., а по сравнению с 2013 г. — на 614 203,7 тыс. руб. [4].

По сравнению с 2009 г. отмечается изменение приоритетов в подготовке кадров (табл. 3).

Система показателей оценки качества услуг и деятельности профессиональных образовательных организаций Пензенской области

С целью создания единых подходов к оценке деятельности профессиональных образовательных

организаций Пензенской области и качества образовательных услуг нами были разработаны 15 показателей, на основании которых была проведена оценка профессиональных образовательных организаций, действующих на территории Пензенской области, и составлен их рейтинг.

1. Количество специальностей (направлений) в профессиональных образовательных организациях Пензенской области.

Количество специальностей (направлений), по которым проводится обучение в профессиональных образовательных организациях, практически не изменялось. В 2014 г. только одно учреждение из пятнадцати открыло новые специальности (направления).

2. Количество обучающихся.

В тринадцати профессиональных образовательных организациях из пятнадцати в 2014 г. произошло снижение числа обучающихся, что позволяет делать вывод о непопулярности среднего профессионального образования среди выпускников общеобразовательных организаций.

3. Число представителей работодателей, участвующих в учебном процессе, в общей численности преподавателей и мастеров производственного обучения.

В результате исследования установлено, что только в восьми из пятнадцати образовательных организациях к ведению занятий привлекают представителей работодателя. Это свидетельствует о недостаточной заинтересованности руководителей образовательных организаций в том, чтобы их выпускники оказались востребованными и конкурентоспособными на региональном рынке

Таблица 3

Распределение приоритетов в подготовке кадров

Информация о планах приема граждан в учреждения профессионального образования за счет средств регионального бюджета 2009 2014*

Наименование отрасти Чел. Доля от общего приема (4464 чел.), % Чел. Доля от общего приема (4791 чел.), %

Промышленность 788 18 740 15

Строительство 359 8 715 15

Сельское хозяйство 507 11 510 11

Источник: составлено авторами по материалам Министерства образования Пензенской области, размещенным на официальном сайте.

"Согласно распоряжению Правительства Пензенской обл. от 14.02.2014 N 68-рП «Об утверждении объемов контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области на 2014 год».

труда и сразу же после окончания образовательной организации стали квалифицированными специалистами, а не пополняли ряды безработных на бирже труда.

Данный фактор может быть связан и с тем, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики образования») к должности преподавателя предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления

требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. В настоящее время найти на предприятии (в организации) специалистов с такими квалификационными требованиями затруднительно, что также не способствует тому, чтобы в образовательных организациях преподавали представители работодателей.

4. Количество выпускников, трудоустроившихся в течение первого года после окончания обучения по полученной профессии (специальности).

На основании данного показателя составлен рейтинг профессиональных образовательных

Таблица 4

Количество выпускников, трудоустроившихся в течение 1-го года после окончания обучения по полученной профессии, чел.

Наименование образовательной организации Количество выпускников, трудоустроившихся в течение первого года после окончания обучения по полученной профессии (специальности) (чел /%)

2012 2013 Количество баллов

Сердобский многопрофильный техникум 87/31,2 99/37,6 3

Пензенский базовый медицинский колледж Минздрава России 113/81,8 187/97,3 15

Пензенский областной медицинский колледж 231/87,8 300/71,5 10

Пензенский лесной колледж 10/24 41/45 7

Нижнеломовский многопрофильный техникум 34/33 57/34,9 2

Пензенский техникум железнодорожного транспорта - филиал Самарского государственного университета путей сообщения 130/76 169/89,4 13

Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства 106/57,2 84/55,2 8

Пензенский многопрофильный колледж 1719/82,6 1774/78,8 11

Никольский технологический колледж им. А.Д. Оболенского 31/64,5 14/41,1 4

Кузнецкий многопрофильный колледж 261/46,2 205/43,2 6

Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса 54/35,2 34/23,6 1

Мокшанский агротехнологический колледж 91/14,4 139/64,4 9

Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции 159/80,3 189/91,3 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Училище олимпийского резерва Пензенской области 19/61,2 24/42,8 5

Пензенский колледж искусств 28/40,5 49/85,9 12

Источник: составлено авторами по материалам отчетов о самообследовании СПО Пензенской области и их публичных отчетов.

организаций, выпускники которых трудоустроились в первый год после окончания образовательной организации.

5. Количество новых специальностей (направлений), введенных в профессиональных образовательных организациях Пензенской области.

Новые специальности (направления) вводились только в тех профессиональных образовательных организациях, которые были реорганизованы (за исключением Никольского технологического колледжа им. А. Д. Оболенского, где новые специальности (направления) были введены в связи с развитием стекольного кластера «Никольский стекольный клуб» и присвоением г. Никольску статуса моногорода.

6. Количество кружков, секций, факультативов, действующих в профессиональной образовательной организации Пензенской области.

В профессиональных образовательных организациях Пензенской области число кружков, секций, факультативов выросло либо осталось на прежнем уровне, что свидетельствует о том, что руководители профессиональных образовательных организаций Пензенской области заинтересованы в привлечении в свои организации абитуриентов. Лишь у четырех из пятнадцати образовательных организаций за период 2012-2014 гг. уменьшилось число кружков, секций, факультативов.

7. Количество обучающихся, занятых во внеурочной деятельности.

Лидерами по количеству обучающихся, занятых во внеурочной деятельности организации, являются Пензенский многопрофильный колледж (прирост за 2013 г. 32%), Кузнецкий многопрофильный колледж (в 2013 г. — 1224 чел.), Пензенский областной медицинский колледж (в 2013 г. — 1100 чел.).

8. Количество обучающихся, имеющих достижения в учебной и внеучебной деятельности (на региональном, федеральном и международном уровне).

В двух образовательных организациях число обучающихся, которые участвуют в научно-исследовательской работе, конкурсах, олимпиадах и т.д., сократилось, в других же — увеличилось, причем наибольший рост (в семь раз) отмечен у Пензенского лесного колледжа.

9. Участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности.

Число обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности, во многих

образовательных организациях в 2013 г. выросло по сравнению с 2012 г.

В двух образовательных организациях число обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности, снизилось. Данные статистики свидетельствуют о том, что педагогические работники профессиональных образовательных организаций Пензенской области активно участвуют в научно-исследовательской деятельности и привлекают обучающихся к научно-исследовательской работе.

10. Количество зафиксированных правонарушений обучающихся.

Данный показатель можно рассматривать как показатель работы педагогических работников образовательных организаций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и созданию эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений обучающихся.

В пяти образовательных организациях (Пензенский лесной колледж, Нижнеломовский многопрофильный техникум, Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства, Никольский технологический колледж им. А. Д. Оболенского, Кузнецкий многопрофильный колледж) количество правонарушений среди обучающихся выросло.

В двух образовательных организациях за два отчетных года не зафиксировано ни одного правонарушения — это Училище олимпийского резерва Пензенской области и Пензенский колледж искусств. В восьми образовательных организациях количество правонарушений снизилось в среднем на 14,7%.

11. Наличие соглашения о социальном партнерстве между организацией и работодателями.

По указанному показателю можно судить о соответствии уровня квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям современного производства в Пензенской области.

В 2014 г. из пятнадцати профессиональных образовательных организаций у трех образовательных организаций уменьшилось количество заключенных соглашений о социальном партнерстве. Это Училище олимпийского резерва Пензенской области, Пензенский колледж искусств, Пензенский техникум железнодорожного транспорта — филиал Самарского государственного университета путей сообщения.

12. Наличие подготовительных курсов для абитуриентов.

В настоящее время только в четырех профессиональных образовательных организациях Пензенской области функционируют подготовительные курсы для абитуриентов. Опрос абитуриентов показал, что подготовительные курсы рассматриваются ими как наиболее эффективный метод подготовки к обучению в образовательной организации. К тому же это один из реальных способов увеличения внебюджетных доходов образовательной организации.

13. Количество платных образовательных услуг, оказываемых профессиональными образовательными организациями Пензенской области.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Несмотря на это, профессиональные образовательные организации Пензенской области недостаточно активно используют данный источник финансирования. Так, в 2014 г. объем платных услуг, оказываемых образовательными организациями,

снизился по сравнению с 2012 г. на 448 ед., а по сравнению с 2013 г. — на 713 ед.

14. Количество организаций различных отраслей экономики, занятых в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

Данные по этому показателю отражены в табл. 5.

15. Количество обучающихся, получающих стипендии, в общей численности обучающихся.

В 2012 г. только в пяти профессиональных образовательных организациях процент получающих стипендию обучающихся не достиг 50%. В остальных образовательных организациях количество обучающихся, получающих стипендию, превысило 50%.

Рейтинг профессиональных образовательных организаций Пензенской области

На основании вышеприведенных показателей составлен рейтинг профессиональных образовательных организаций (табл. 6).

Отметим, что в данной системе показателей не учтен такой показатель, как кадровое обеспечение системы профессионального образования. Анализ данных по Пензенской области показал, что более чем 96% педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в профессиональных образовательных организациях региона, имеют профильное профессиональное

Таблица 5

Количество организаций различных отраслей экономики, занятых в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности

Наименование образовательной организации Количество организаций различных отраслей экономики, занятых в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности

2012 2013 2014 Кол-во баллов (за 2014)

Пензенский базовый медицинский колледж Минздрава России 13 20 20 10

Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства 12 13 16 9

Пензенский многопрофильный колледж 289 350 497 15

Никольский технологический колледж им. А. Д. Оболенского 21 23 23 11

Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции 12 24 34 13

Училище олимпийского резерва Пензенской области 26 26 24 12

Пензенский колледж искусств 18 20 39 14

Таблица 6

Рейтинг профессиональных образовательных организаций по показателям деятельности профессиональных образовательных организаций Пензенской области за 2014 г.

№ п/п Наименование образовательной организации Общее кол-во баллов Место

1 Пензенский многопрофильный колледж 192 1

2 Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции 154 2

3 Пензенский техникум железнодорожного транспорта - филиал Самарского государственного университета путей сообщения 128 3

4 Кузнецкий многопрофильный колледж 125 4

5 Мокшанский агротехнологический колледж 103 5

6 Пензенский базовый медицинский колледж Минздрава России 103 5

7 Сердобский многопрофильный техникум 101 6

8 Пензенский колледж искусств 96 7

9 Нижнеломовский многопрофильный техникум 87 8

10 Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса 86 9

11 Никольский технологический колледж им. А.Д. Оболенского 84 10

12 Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства 81 11

13 Пензенский областной медицинский колледж 79 12

14 Пензенский лесной колледж 76 13

15 Училище олимпийского резерва 64 14

образование; около 30% преподавателей и мастеров производственного обучения в 2014 г. прошли стажировку на базовых предприятиях; средний возраст педагогических работников составляет 47,6 лет.

Практическая значимость исследования и выводы

Разработанная система оценки качества образовательных услуг через показатели деятельности профессиональных образовательных организаций Пензенской области может быть использована:

• государственными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования для повышения престижа образовательных услуг среднего профессионального образования; при принятии решения о реорганизации образовательных организаций; при проведении независимой оценки качества образования; для составления рейтингов (ракин-гов) профессиональных образовательных организаций;

• абитуриентами для принятия решения о выборе образовательной организации для получения профессионального образования;

• самими профессиональными образовательными организациями для повышения качества образовательных услуг; для повышения рейтинга организации.

Литература (references)

1. Медушевская И. Е. К вопросу о конкурентоспособности выпускника вуза: региональная практика // Научные исследования и разработки. Экономика. 2014. Т. 2. № 1 (7). С. 34-43. Medushevskaja I. E. The question of the competitiveness of the graduate university: regional practice [K voprosu o konkurentospo-sobnosti vypusknika vuza: regional'naja praktika]. Nauchnye issledovanija i razrabotki. Jeko-nomika, 2014, Vol. 2, No 1 (7), pp. 34-43.

2. URL: http://www.rosmintrud.ru.

3. URL: http://www.ach.gov.ru.

4. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.