Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности к профессиональной мобильности у будущих специалистов'

Проблема формирования готовности к профессиональной мобильности у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПОДХОДЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ / PROFESSIONAL MOBILITY / APPROACHES / COMPETENCE / LAWS AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Василий Евгеньевич

В статье раскрыта сущность феномена профессиональной мобильности, уточнено понятие «готовность» к профессиональной мобильности. Разобрана структура профессиональной мобильности специалиста среднего звена. Показана сущность процесса формирования профессиональной мобильности и раскрыта проблема ее формирования через компетентност-ный подход. Также в статье отражены результаты проведенного констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Василий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности к профессиональной мобильности у будущих специалистов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

В.Е. Андреев

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Шибанова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье раскрыта сущность феномена профессиональной мобильности, уточнено понятие «готовность» к профессиональной мобильности. Разобрана структура профессиональной мобильности специалиста среднего звена. Показана сущность процесса формирования профессиональной мобильности и раскрыта проблема ее формирования через компетентност-ный подход. Также в статье отражены результаты проведенного констатирующего эксперимента.

Профессиональная мобильность, подходы, компетенции, закономерности и принципы.

The article considers the essence of the phenomenon of professional mobility and the concept "readiness" for professional mobility. The structure of professional mobility of an expert of a middle professional level is analysed. The essence of the formation process of professional mobility is presented and the problem of its formation using the competence approach is revealed in the paper. The article presents the results of the experiment.

Professional mobility, approaches, competence, laws and principles.

Современные исследования в области профессиональной подготовки специалистов, касающейся формирования и развития личностных характеристик, ориентируют на необходимость гибкости в поведении и деятельности специалиста, формирование компетенций, позволяющих ему обладать достаточной степенью профессиональной мобильности.

Ключевым словом в понятии «профессиональная мобильность» является слово «мобильность». Этот термин часто встречается в последние годы в научно-педагогических работах. Мобильность (от англ. mobility) - это:

- подвижность, способность к быстрому изменению состояния, положения [15];

- подвижность, способность к быстрому продвижению, действию [16];

- способность к быстрым преобразованиям, действиям и взаимодействиям [14].

Данный термин был введен в научный оборот социологами для обозначения явлений, характеризующих перемещения, передвижения социальных групп и отдельных людей внутри социальной структуры общества (социальная мобильность).

По мере изучения этих явлений с позиции социально-экономических наук (социологии, экономики, демографии и др.) представления о мобильности дифференцируются. Дифференциация научных представлений связана не только с углублением исследований проблемы, но и с усилением динамичности социальных процессов, которая неизбежно приводит к повышению мобильности людей по разным «векторам» их социального функционирования.

Нас в контексте исследования интересует профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность (от англ. occupational mobility) - это:

- способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности;

- продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости.

Понятие «готовность» рассматривается в психо-лого-педагогической литературе в контексте различных подходов (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур и др.). В рамках проводимого нами исследования примем определение готовности, выведенное

С.В. Нужновой. Готовность определяется ею как интегративное качество личности, позволяющее при встрече со значимой информацией (или ситуацией) трансформировать свою деятельность, менять мотивы, определяющие ее и влияющие на трансформацию, находить оптимальный для конкретных условий стиль деятельности. Это дает нам основание охарактеризовать готовность к профессиональной мобильности как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль ее профессиональной деятельности для самореализации в условиях нестабильного рынка труда [11, с. 122 - 133].

Возрастающий интерес педагогов и исследователей к мобильности обусловлен потребностью современного общества в людях, подготовленных к деятельности в интенсивно изменяющихся условиях -социальных, экономических, профессиональных и др. Подготовка социально, культурно, профессионально мобильных граждан стала одной из главных целей образования, что отражено в Концепции модернизации российского образования [6, с. 34 - 40].

С этой точки зрения, перед профессиональным образованием стоит задача подготовки специалистов

психологически и инструментально готовых к «горизонтальным» и к «вертикальным» перемещениям в рамках социально-профессиональной структуры общества.

Проанализировав исследования зарубежных и отечественных ученых, мы отметили, что они раскрывают сущность процесса формирования профессиональной мобильности через способность личности реализовывать свою потребность в определенном виде деятельности. Но если представители зарубежной школы, в частности, Бертил Оскарсон, Саймон Шо, связывают формирование профессиональной мобильности специалиста с наличием у него базовых навыков, то отечественные ученые говорят о том, что в качестве инструментальных средств достижения целей по формированию профессиональной мобильности выступают не только базовые навыки, а целые компетентности [4,с. 25].

Актуальность становления и развития, как мобильности, так и субъектности будущего профессионала, просматривается в нескольких плоскостях:

- в плоскости саморазвития: они обеспечивают основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека;

- в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные и мобильные характеристики личности обеспечивают активность, избирательность, способность к творчеству, а следовательно, успешность в овладении профессией;

- в плоскости профессиональной адаптации к новым условиям деятельности: мобильность является «пусковым механизмом» включения индивидуального начала в деятельности, позволяющего осуществить взаимодействие с внешней средой [13, с. 59

- 61].

При анализе работ ученых будет справедливым заметить, что, формирование высокого уровня мобильности в обучении возможно в условиях личностно-ориентированного подхода. Условием эффективного формирования пассивной составляющей профессиональной мобильности современные исследователи справедливо считают наличие у будущего специалиста определенного набора компетенций, ключевых квалификаций и базовых навыков [1].

Обращение к статье Б.М. Игошева [6, с. 34 - 40] позволяет выделить важные аспекты. Он приводит пример того, что окончив педагогический университет, выпускники, кроме того, что они хорошо владеют предметной составляющей образования, имеют основательную культурную подготовку, а также получают навыки менеджера-управленца. Иными словами, они получают не узкоориентированную подготовку к профессии, а широкое гуманитарное образование, что обеспечивает фундамент для профессиональной мобильности.

Однако если говорить о формировании в процессе образования профессиональной мобильности как личностного качества специалиста, то этого недостаточно. И здесь встает вопрос: как, какими педагогическими средствами можно решить эту образовательную задачу.

Вряд ли решение проблемы возможно на основе традиционного, когнитивного подхода, ориентированного на усвоение студентом отобранного преподавателями объема знания. Это подчеркивают практически все исследователи проблемы, чаще рассматривая ее с позиций компетентностного подхода, предполагающего подготовку специалиста к профессиональной деятельности посредством формирования профессиональной компетентности.

В настоящее время компетентностный подход, который в материалах модернизации российского образования рассматривается как одно из важнейших методологических оснований обновления образования, активно исследуется в педагогике и внедряется в образовательную практику. В качестве основного смыслообразующего конструкта этого подхода выступают базовые (ключевые, универсальные, переносимые) компетенции, освоение которых и составляет фундамент профессиональной компетентности специалиста [6, с. 34 - 40].

Однако, по мнению исследователей, не менее важным конструктом данного подхода является также определенный набор метакачеств, под которыми подразумеваются способности, качества, свойства личности, обусловливающие продуктивность широкого круга социально-профессиональной деятельности человека [3, с. 13].

Л. В. Горюнова, занимаясь изучением возможностей компетентностного подхода, отмечает, что он позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность компетенций, таких как: социально-коммуникативные, образовательные, общенаучные, ценностно-смысловые и общекультурные. В итоге мы можем представить картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развитие данных компетенций [2].

Ряд исследователей (Л.В. Горюнова, Э.Ф. Зеер, Б. М. Игошев) придерживаются мнения, что возможность осуществления человеком перемещений, изменений в профессиональной деятельности обуславливается наличием компетенций и компетентностей, но столь же значимым фактором профессиональной мобильности Б. М. Игошев считает значимым наличие определенных личностных качеств и способностей: социальной активности, адаптивности к разным общественным ситуациям, различным видам деятельности и креативность [5, с. 108 - 109].

В практическом аспекте проблема формирования профессиональной мобильности через компетентно-стный подход приобретает следующий смысл: если образовательный процесс ориентирован на формирование профессиональной компетентности, обеспечивает ли это автоматически и формирование профессиональной мобильности, либо для этого необходимы специальные педагогические средства? Исследования в данной области только начинаются.

Таким образом, проведенный анализ исследований убедил в необходимости изучения проблемы формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов.

В рамках исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Анкетирование среди рядовых сотрудников организаций (порядка 300 человек) и руководителей разного уровня этих организаций (порядка 100 человек) помогло нам в мониторинге состояния проблемы, анализируемой нами в исследовании. Результаты опроса показали, что взгляды рядовых сотрудников и руководителей разного уровня на содержание понятия профессиональная мобильность и необходимость такого качества для современного специалиста не имеют принципиальных различий, но сходятся не во всем.

Большинство анкет рядовых сотрудников предприятий (76 %) содержат утверждение, что профессиональная мобильность важна и применяется во всех аспектах жизни. При этом 24 % опрошенных посчитали, что данное качество реализуется только в профессиональной сфере.

76 % анкетируемых сотрудников отметили, что профессиональная мобильность им присуща и проявляется в активном самообразовании и совершенствовании профессионального мастерства. 21 % сотрудников указали, что профессиональная мобильность у них проявляется только в кризисные моменты, при угрозе потерять рабочее место. Также были анкетируемые (2 %), кто посчитал, что данное качество у них совсем отсутствует.

При этом, оценивая степень собственной профессиональной мобильности, рядовые сотрудники на вопрос: «Считаете ли Вы, что у Вас профессиональная мобильность сформирована в достаточной степени?» - в большинстве случаев ответили положительно (22 % ответов «Да» и 48 % ответов «Скорее да, чем нет»). И лишь 28 % опрошенных считают, что данное качество скорее не сформировано, чем сформировано у них в достаточной степени.

В то же время при определении степени важности для работника такого качества как профессиональная мобильность, мнения руководителей разделились. Так, большая часть (63 %) считают, что данное качество чрезвычайно необходимо. Другая позиция (34 %) заключается в том, что данное качество требуется эпизодически, особенно в кризисные моменты и при росте уровня образования населения.

Тем не менее, по полученным нами данным в анкетах рядовых сотрудников мы можем отметить, что все же большинство руководителей на предприятиях уделяют внимание развитию данного качества у подчиненных. Так ответили 63 % анкетируемых сотрудников.

При необходимости проранжировать предложенные признаки, определяющие наличие профессиональной мобильности, абсолютное большинство рядовых специалистов на первые по важности места поставили уровень профессиональной квалификации, профессиональную активность и психологическую стабильность или стрессоустойчивость, наименее важными посчитав коммуникабельность. В то же время абсолютное большинство руководителей считают, что профессиональная мобильность подразумевает не только профессиональный уровень разви-

тия, но и личностные характеристики, такие как внимательность, стрессоустойчивость и дружелюбность.

Говоря о качествах сотрудников, которые необходимы для работы в организации, руководители отметили в числе первых: профессиональные качества, стрессоустойчивость, внимательность и способность к концентрации; неглавные роли были отведены коммуникативным навыкам и наличию организаторских способностей.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные позволили определить недооценку со стороны рядовых сотрудников личностных коммуникативных качеств, недостаточное понимание того, что это может являться препятствием для эффективного формирования профессионально мобильной личности.

Для руководителей, имеющих определенный стаж работы на предприятии, важным является такое качество личности, как готовность постоянно заниматься своим самообразованием.

Все руководители выразили свое положительное отношение к работникам, занимающимся самообразованием, и это поощряется всеми анкетируемыми (100 %). Наиболее приемлемой формой обучения опрошенные считают обучение на рабочем месте без отрыва от производства, в том числе, с применением наставничества.

Рядовые сотрудники также отметили эту сторону как приоритетную в числе признаков наличия профессиональной мобильности. 76 % анкетируемых отметили, что профессиональная мобильность проявляется в активном самообразовании. Абсолютное большинство опрошенных (70 % сотрудников) активно занимаются самообразованием и готовы к профессиональному росту внутри их сегодняшней специальности. Также 18 % рабочих отметили, что повышают квалификацию по направлению организации.

Опрашиваемыми руководителями было отмечено, что из находящихся у них в подчинении людей порядка 15 % всех работников проявляют инициативу. Хотя, как отмечалось всеми анкетируемыми, их отношение к таким проявлениям строго положительное. При этом инициатива поддерживается руководством в том случае, если она согласуема с целями организации, эффективна и находится в пределах компетенции сотрудника.

Необходимо отметить, что в поддержке руководители стараются не отказывать, хотя и был выявлен случай, когда помощь ограничивалась из-за негатива вышестоящих лиц. Большинство руководителей (70 %) ответили, что поддерживают инициативу работников частично, 26 % опрошенных готовы поддержать проявления инициативы подчиненным во всей ей полноте. При этом абсолютное большинство руководителей сообщили, что если инициатива не поддерживается ими, то в основном по той причине, что работник недостаточно активен.

Достаточно высокая степень присущей рядовым работникам профессиональной мобильности (по их

собственной оценке) логично отразилось в ответах на вопрос: «Готовы ли Вы кардинально изменить профессию, чтобы «удержаться на плаву» на рынке труда?». Большинство опрошенных (48 % ответов «да, меня это не пугает» и 40 % «скорее да, чем нет») такая перспектива не пугает, они считают себя достаточно готовыми к такому развитию событий.

В свою очередь, 10 % опрошенных скорее не готовы кардинально сменить профессию из-за опасений, что не справятся с освоением новой профессии или боязни не найти нового места работы. При этом напомним, что 28 % рядовых работников считают, что такое качество как профессиональная мобильность у них не сформирована. Это позволяет нам сделать вывод, что достаточно существенная часть (около 18 % от общей численности) опрошенных рядовых сотрудников рассматривают как реальность возможную необходимость смены профессиональной деятельности, не будучи готовы к таковой смене. То есть для них существует реальная потребность в развитии профессиональной мобильности.

Какова бы ни была оценка важности профессиональной мобильности у опрошенных сотрудников, все таки большинство из них (48 %) полностью согласны с тем, что профессиональная мобильность -это лишь временное движение, главная цель - добиться профессиональной устойчивости, стабильности. Остальные мнения разделились примерно в ровной части - 30 % скорее согласны с этим, чем нет, и 19 % анкетируемых скорее не согласны, чем согласны с этим утверждением. Таким образом, можно отметить, что сотрудники стремятся к профессиональной устойчивости. При этом абсолютное большинство (70 % ответов «да» и 29 % ответов «скорее да, чем нет») согласились с тем, что профессиональная устойчивость - это способность сохранять текущее состояние в профессии при наличии внешних воздействий.

Подводя итог констатирующего эксперимента, можно сказать, что большинство работников, стремясь к профессиональной устойчивости, правильно оценивают ситуацию и дальнейшие тенденции на рынке труда. Они понимают, что вполне реальным фактом может стать ситуация, которая потребует смены профессиональной сферы деятельности. При этом большинство из них не пугает такая перспектива, а направляет на развитие профессиональных качеств, занятие самообразованием, для того, чтобы в достаточной степени ощущать себя профессионально мобильными личностями. Они понимают, что смена профессиональной сферы деятельности вызывают достаточно ощутимый стресс, и поэтому рассматривают психологическую стабильность, стрес-соустойчивость как одно из важных качеств для профессиональной мобильности.

К сожалению, опрашиваемые не придают особо важного значения коммуникабельности. Хотя абсолютное большинство руководителей, как было указано выше, хотели бы видеть у работников своей организации коммуникативные навыки, считая при

этом, что профессиональная мобильность подразумевает не только профессиональный уровень развития, но и личностные характеристики (внимательность, стрессоустойчивость и дружелюбность). Таким образом, мы полагаем, что в данном случае рядовыми сотрудниками остаются недооцененными социально-коммуникативные и общекультурные

компетенции, развитие которых в сочетании с профессиональной компетенцией является необходимым условием развития профессиональной мобильности.

Литература

1. Вениге, Ю. Структура и мобильность рабочей силы / Ю. Вениге. - М., 1978.

2. Горюнова, Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л.В. Горюнова // Естествознание и гуманизм. - Ростов, 2009. - С. 8 - 17.

3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления образования / Э.Ф. Зеер // Компетентностный подход в образовании: достижения, проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга: Материалы XII городских педагогических чтений. -Екатеринбург, 2006. - С. 33 - 37.

4. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера / Э.Ф. Зеер. - Свердловск, 1998.

5. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете / Б.М. Игошев. - М., 2008.

6. Игошев, Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект / Б.М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - Вып. 23. - С. 34 - 40.

7. Калиновский, Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001.

8. Кравченко, А.И. Социология труда в XX веке / А.И. Кравченко. - М., 1991.

9. Кузнецова, Н.В. Социально-профессиональное самоопределение обучающихся в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: дис. . канд. пед. наук / Н.В. Кузнецова. - Екатеринбург, 2003.

10. Новиков, В.В. Профессиональная мобильность выпускников технических вузов в России на рубеже XX -XXI веков: дис. ... канд. филол. наук / В.В. Новиков. - М., 2001.

11. Нужнова, С.В. Закономерности и принципы формирования готовности к профессиональной мобильности в условиях провинции / С.В. Нужнова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2009. - № 5. - С. 122 - 133.

12. Силласте, Г. Социальная и профессиональная мобильность женщин на рынке труда и занятости / Г. Силла-сте // СОЦИС. - 2000. - № 5. - С. 25 - 34.

13. Сластенин, В.А. Педагогика: профессиональная

компетентность педагога. - М., 1992.

14. Словарь обязательных терминов и понятий. - ЦКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/67986

15. Словари понятий. - ЦКЬ: http://mirslovarei.com

16. Словарь терминов. - ЦКЬ: http://www.baurum.ru

17. Таланчук, Н.М. Воспитательная мобильность личности и ее формирование / Н.М. Таланчук. - Казань, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.