Научная статья на тему 'Культурно-образовательное пространство вуза как фактор формирования профессиональной успешности будущего специалиста'

Культурно-образовательное пространство вуза как фактор формирования профессиональной успешности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА / ВУЗ / УСПЕХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СПЕЦИАЛИСТ СКС / КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / STUDENT'S YOUTH / CLUB'S UNITY / CULTURE / EDUCATION / SPARE TIME / SPARE TIME CULTURE / UNIVERSITY / SUCCESS / PROFESSIONAL SUCCESS / SPECIALIST SKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоенко Анна Владимировна

На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Направленность на профессиональную успешность это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей, мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономи-ческого прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила развитие молодого поколения, его профессиональной успешности. В условиях досугового времени у студентов появляется возможность наращивать свою профессиональную компетентность, развивать различные знания и умения путем занятий в различных студенческих клубных объединениях. Такого рода объединения предоставляют студентам возможность развития творческих, коммуникативных навыков, участия в различных культурно-досуговых формах, что в дальнейшем будет способствовать формированию их профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоенко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERE OF UNIVERSITY AS FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST

pedagogical system. Orientation on the professional success is deliberate conduct, oriented on the realization of public regulations and values; world experience shows that many countries have achieved the socio-economic progress due to the progress of educational system and social education which guarantee progress of the young generation, their professional successfulness. In their spare time students have a chance to grow their professional competence, develop knowledge and abilities by means of studies in different students' clubs. Such associations give students an opportunity for development of creative and communicative skills, take part in different activities, which will promote forming of their professional success.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательное пространство вуза как фактор формирования профессиональной успешности будущего специалиста»

УДК 374.7

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

© Анна Владимировна Сысоенко

Казанский государственный университет культуры искусств, г. Казань, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Направленность на профессиональную успешность - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей, мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила развитие молодого поколения, его профессиональной успешности. В условиях досугового времени у студентов появляется возможность наращивать свою профессиональную компетентность, развивать различные знания и умения путем занятий в различных студенческих клубных объединениях. Такого рода объединения предоставляют студентам возможность развития творческих, коммуникативных навыков, участия в различных культурно-досуговых формах, что в дальнейшем будет способствовать формированию их профессиональной успешности.

Ключевые слова: культура; образование; досуг; досуговая культура; вуз; успех; профессиональная успешность; студенческая молодежь; специалист СКС; клубное объединение.

Современное общество нуждается в особом типе личности - личности, которая способна и готова реализовывать его требования необходимым и оптимальным образом, обеспечивая тем самым социальный прогресс. Вместе с тем прогресс общества в целом невозможен без прогресса и развития отдельной личности. Безусловно, бессмысленно полагать, что достижения общества есть арифметическая сумма достижений каждого из нас. Однако очевидно и другое - без стремления и способностей конкретных людей быть успешными общество остановилось бы в своем развитии.

Одна из главных целей образования -дать человеку возможность стать успешным. Происходящие изменения в российском обществе влияют на переосмысление приоритетов в образовании, определяют новые требования к социальному заказу на обучение будущих специалистов социально-культурной сферы.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Это обусловлено тем, что социальное становление молодых

специалистов социально-культурной сферы происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Появление рыночных отношений привело к большим возможностям для проявления инициативности, социальной активности молодых людей. Данные изменения оказали влияние на то, что потребность в профессиональной успешности стала развиваться, осознаваться молодыми специалистами. Управление процессом развития успешной позитивной профессиональной направленности относится к педагогическим задачам.

В настоящее время возрос научный интерес к проблеме социального и профессионального успеха как ценности в различных видах деятельности. Это объясняется потребностью общества и государства в грамотных и компетентных людях.

На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что успех, успешная деятельность профессионала исследовалась многопланово с XIX в. [1].

Можно выделить три линии исследований этих категорий.

Во-первых, успех - это не только возвышенная сфера деятельности личности, но и основа совершенствования всех сущностных человеческих сил. Он пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выражает ее качественную характеристику. Успех как динамичный творческий процесс, где гармоничное отношение человека к природе, обществу, к самому себе приводит к созданию личностью материальных и духовных ценностей.

Во-вторых, изучение успешности деятельности показало, что это деятельность, которая благополучно завершилась, имеет благоприятный исход, обошлась без ошибок, поражения, увенчалась успехом. Неудача связывается с отсутствием результата деятельности, означает быть бесплодным в смысле отсутствия желаемых результатов деятельности. Успешная деятельность эффективна и может быть осуществлена специалистом, который имеет высокую квалификацию и владеет определенными компетенциями. Т. Котарбинский успешность деятельности определяет с помощью таких критериев, как полезность, точность, искусность, чистота продукта. Особый интерес представляют изыскания профессиональной успешности специалистов и ее структурных компонентов.

По мнению С.А. Дружилова, профессиональная успешность является интегральной характеристикой человека, проявляющейся в деятельности и в общении, а потому должна изучаться во взаимодействии индивидуальных, личностных и субъективных качеств.

В-третьих, изучалась успешность личности в конкретном профессиональном сообществе: тренеров и спортсменов, руководителей и менеджеров, учителей, врачей МЧС, работников правоохранительных органов [1].

Таким образом, профессиональная успешность специалиста является акмеологи-ческой категорией, имеющей свою структуру (компоненты), критерии, показатели и уровни, условия (предпосылки по Б.Г. Ананьеву) и факторы формирования. А.С. Белкин считает, что успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. По его мнению, каждый член сообщества всегда окружен системой т. н. эспектаций (ожиданиями) от его поступков, действий, линии пове-

дения. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Важным моментом в формировании профессиональной успешности является потребность в достижении. Она определяется как «постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения». Для развития личности важен не только успех как признание результатов деятельности, но и как преодоление и разрешение конкретных проблем и противоречий жизни.

Направленность на профессиональную успешность - это осознанное поведение, ориентированное на реализацию общественных норм и ценностей. Согласно устоявшимся представлениям, уровень успешности зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению.

На основе авторской анкеты «Идеальный образ успешного человека» и методики «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной кандидатом психологических наук Л.И. Дементий был проведен ряд исследований по существующей проблеме успеха в современном обществе [2].

Изучение идеального образа успешного человека показало, что в качестве наиболее важных компонентов успешности респонденты называют материальную обеспеченность, независимость и удовлетворенность личной (семейной) жизнью. Кроме этого часто упоминаются: целеустремленность, наличие достижений в карьере или других сферах, любовь к своей работе, признание окружающих, положение в обществе, здоровье, уверенность в себе, компетентность, образо-

ванность, профессионализм, стремление к развитию, получению новых знаний.

Проанализировав полученные данные, в образе успешного человека можно выделить 2 группы характеристик:

- внешние показатели успеха (или объективные, или нормативные для данной культуры);

- личностные черты, присущие человеку, достигшему в жизни успеха.

К внешним показателям успешности относятся: материальный достаток (47,1 %); удовлетворенность личной жизнью (35,8 %); наличие достижений (22,6 %); любимая работа (22,6 %); признание окружающих (22,6 %); здоровье (11,3 %); наличие своего дела, успешного бизнеса (7,5 %); наличие постоянной работы (5,7 %); наличие друзей (3,8 %); свободное время, время на личную жизнь (3,8 %); любимое занятие кроме работы (1,9 %).

Из характеристик личности респондентами упоминались: целеустремленность (32,1 %); уверенность в себе (11,3 %); компетентность, профессионализм (11,3 %); стремление к развитию (9,4 %); общительность (7,5 %); организаторские способности (7,5 %); настойчивость (6,6%); честность (5,7 %); надежность, ответственность (5,7 %); энергичность (6,6 %); умение владеть собой (3,8 %); разносторонние интересы (3,8 %); а также креативность (1,9 %), оптимизм (1,9 %), деловитость (1,9 %), терпимость к людям (1,9 %), способность находить выход из трудных ситуаций (1,9 %).

Сравнительный анализ характеристик идеального образа успешного человека у ин-терналов и экстерналов показал, что значимыми показателями успешности для интер-налов являются: интересная работа, компетентность, образованность, признание окружающих, способность находить выход из сложных ситуаций, стремление к новым знаниям, развитие, креативность.

Экстерналы указали на следующие характеристики: наличие постоянной работы, терпимость к людям, общительность, честность. Уже в первом приближении эти данные показывают различную ориентацию экстерналов и интерналов на формы успеха: внутренний или внешний. Для интерналов в большей степени важна опора на внутренние ориентиры человека, его личностные ресурсы, тогда как экстерналы большее значение

придают социальноориентированным характеристикам [2].

Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила развитие молодого поколения, его профессиональной успешности.

Студенческая молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России, поскольку информационная цивилизация требует высокого уровня образованности субъекта. Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь профессиональные и жизненные ожидания студенчества имеют особое значение в политической сфере, поскольку рухнувшие надежды молодежи могут стать причиной политических перемен. В состоянии неопределенности перестают действовать прежние стандарты поведения, а новые потребительские ценности, еще формирующиеся, становятся угрозой старым. В связи с этим механизм формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи подвергается существенным изменениям.

С одной стороны, в условиях современного рынка будущий выпускник вуза сталкивается с необходимостью самостоятельного планирования своей жизни. А поскольку российский рынок квалифицированного труда не соответствует требованиям современности, у значительной части студентов остается надежда только на жизненный успех, которую они подкрепляют, стараясь всячески отсрочить время вступления во взрослую жизнь. Более того, социальная необходимость получения диплома появляется только в условиях соответствующих, часто завышенных, требований, которые налагает рынок труда на те профессии, в которых хотя бы потенциально возможен карьерный рост. С другой - общая ориентация молодежи на образцы жизненных практик, связанная с процессом вторичной социализации, поиска своего места в мире, в современном постин-

дустриальном обществе стала маркетинговым ходом.

Все это обусловливает свойственную некоторой части современной российской студенческой молодежи ориентацию на досуговую культуру как единственную осмысленную ценность. Досуг, по существу, оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, независимости от социальных принуждений и обстоятельств, будучи в действительности регламентированным в соответствии с навязываемыми средствами масс-медиа стандартными образцами, в подавляющем большинстве случаев недостижимыми в условиях современного российского рынка труда.

Однако именно сфера молодежного досуга в современных социально-экономических условиях подвергается наибольшему внешнему давлению и стандартизации. Досуг как навязанный средствами массовой информации стандарт потребления, как единственная в своем роде цель деятельности и досуг как форма ухода от проблем, вызванных трудностями социальной адаптации (в крайних случаях это уход в секты, наркотизация и алкоголизм), становятся основными формами практических ориентации значительной части современной молодежи. В подобной социально-психологической атмосфере девальвируется значение морально-правовых норм, производство и потребление духовных ценностей сводится к рецепции продуктов массовой культуры, а ценность образовательных практик и профессионального отношения к делу замещается пониманием профессии как средства решения материальных проблем, к тому же не гарантирующего трудоустройство в условиях российского рынка труда.

В сложившейся ситуации функция социализации молодежи актуализируется в сфере, которая активно влияет на формирование личности молодого человека. Такой сферой для современной молодежи становится досуг.

Усиление роли досуга в процессе социализации молодежи обусловлено ростом значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения в целом.

Повышение роли досуга в субъективном восприятии большинства студенческой молодежи указывает на то, что досуг становит-

ся наиболее значимым в той мере, в которой он занимает в сфере распределения временных ресурсов современного молодого человека. В досуговой деятельности современные студенты обнаруживают и осваивают, ориентируясь друг на друга, типичные формы поведения и ценностные ориентации, что еще более увеличивает социологический интерес именно к этой сфере жизнедеятельности современной студенческой молодежи.

Как было отмечено, для значительной части студенческой молодежи студенческая жизнь во многом представляется прежде всего отсрочкой самостоятельной социальной активности на профессиональном поприще. Данное обстоятельство во многом способствует смешению форм проведения досуга студенчества и других групп молодежи, еще не включенных полностью в профессиональную деятельность. Более того, досуг в своем самом общем определении как форма свободной реализации присущих индивиду потенций, а также биологические и социальные характеристики молодости задают некие общие рамки досуговой деятельности молодежи. Это позволяет выделить специфические черты современного студента и его досуговых пристрастий.

По оценке А. Демченко, «сущностью молодежного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) молодых людей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде. Такое поведение детерминировано внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение)». Творческое самоосуществление личности молодого человека - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Молодежный досуг - это своеобразная «зона невмешательства», необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Досуг для молодых людей - это сфера, в которой они выступают в новых ролях, раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Примечательной особенно-

стью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада [3].

На общем фоне молодежного досуга, что касается основных форм его проведения, студенчество не составляет исключения. Однако различие появляется на уровне мотивации в процессе формирования самоидентичности. Студенты составляют основной круг посетителей клубов, поскольку имеют больше свободного времени, будучи незанятыми в производительном труде, и часто достаточные для такого образа жизни средства, поскольку основная масса современной студенческой молодежи, особенно дневной формы обучения, имеет достаточно обеспеченных родителей, либо работает как раз ради денег, которые тратит на развлечения. Таким образом, незанятость в производительном труде, высокий статус высшего образования в общественном сознании задают границы представления о собственном исключительном положении в социальной структуре и основу группового самосознания студенчества.

Значительная роль в формировании досуговой культуры социально ориентированной личности принадлежит высшей школе, что соответствует отечественным педагогическим традициям, учитывающим интересы личности, общества и государства в целом. При этом высшая школа призвана не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать в них социально одобряемые качества, готовность выполнять общественно значимые социальные роли, используя современные педагогические технологии.

В условиях досугового времени у студентов появляется возможность наращивать свою профессиональную компетентность, развивать различные знания и умения путем занятия в различных студенческих клубных объединениях. Такого рода объединения предоставляют студентам возможность развития творческих, коммуникационных навыков, участия в различных культурно-досуговых формах, что в дальнейшем будет способствовать формированию их профессиональной успешности.

Одним из таких клубных объединений, способствующих развитию профессиональной успешности студента, стал досуговый центр Студенческого комитета, созданный в ТГГПУ (Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет) в 2003 г.

Данный клуб, организуя разнообразные виды клубной деятельности, выполнял следующие функции: социокультурную, воспитательно-образовательную, творчески-разви-вающую и рекреационно-развлекательную.

Социокультурная функция заключалась в том, что клуб помогал насыщать свободное время студентов вуза общественно полезным воспитательным содержанием. Воспитательно-образовательная функция определялась тем, что каждое клубное занятие способствовало развитию познавательных способностей и интересов. Такие виды педагогически организованных событий, как «День первокурсника», парад студенческих советов факультетов «Мы - актив, присоединяйтесь!», выступления художественных коллективов в своей совокупности оказывали на студентов ТГГПУ постоянное воспитывающее влияние. Кроме того, при реализации воспитательнообразовательной функции развивались гражданские чувства, укреплялись определенные формы поведения, уберегающие студентов от пагубного влияния асоциальной среды.

Следующая функция студенческого клубного объединения ТГГПУ - творчески-развивающая. Наиболее ярко эта функция выражалась в работе таких подразделений, как художественная и концертная группы, вся деятельность которых была основана на творчестве.

Рекреационно-развлекательная функция способствовала снятию накопившейся усталости и нервного напряжения, обеспечивала благотворную психическую и физическую разрядку. В рамках клубной деятельности реализовывалась одна из главных потребностей студентов - потребность в общении. В условиях клуба общение выступало в самых разнообразных организационно-методических формах: свободное культурно воспитывающее и развлекательно-игровое общение. Последнее обладало некоторыми специфическими, даже уникальными чертами. Прежде всего, ему были свойственны особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Студенты

информационной группы являлись главными носителями этого общения, при котором информационная группа получала и обменивалась информацией со студентами других подразделений культурно-досугового центра. Студенты этой группы поддерживали дружеские отношения со всеми участниками центра. Участники других подразделений на основе клубной деятельности также общались между собой. Зачастую это происходило на основе совместной клубной деятельности студентов нескольких групп культурнодосугового центра. Так, при выступлении студенческого театра практически всегда требовалась музыкальная поддержка, которую обеспечивали участники музыкальной и технической группы. Поэтому многие участники культурно-досугового центра, включившись в работу клуба, быстро обретали необходимые для полноценного общения и отдыха раскованность, свободу и непосредственность.

Реализация вышеназванных функций позволяла рассматривать клубную деятельность участников культурно-досугового центра как универсальную модель клубной деятельности в реальной жизнедеятельности студентов [4].

Существенно осложняет развитие досуговой культуры студентов отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции социального воспитания студенческой молодежи в высшей школе. Несмотря на то, что усиливается тенденция в личностно-ориентированном образовании и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в системе воспитания вузов приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи студенты часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному развитию их профессиональной успешности.

В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной

высшей школой и за рубежом, реализуется не в полной мере [5].

Из вышесказанного нами были выявлены организационно-педагогические условия эффективной организации культурно-досуговой деятельности в процессе формирования профессиональной успешности студентов:

- формирование досуговой культуры студентов, а именно: развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельность; повышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;

- использование при организации культурно-досуговой деятельности студентов всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;

- развитие у студентов умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование социально-культурнх технологий, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные,

творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.

Педагогическая модель формирования профессиональной успешности студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику студенческой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.

Современная педагогическая наука формирование профессиональной успешности рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как область педагогического знания социальное воспитание призвано изучать и решать комплексные проблемы развития человека в среде, учитывая все основные воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах становления и развития личности.

Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовнокультурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому

культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.

Важнейшей задачей высшей школы сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества. Все эти требования могут успешно реализовываться высшей школой через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной культурно-досуговой деятельности, формирующей профессиональную успешность студентов.

1. Московсий В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателей высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. С. 12-15.

2. Дементий Л.И. К поиску личностных оснований достижения успеха // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 4. С. 248-259.

3. Косинцева Т.Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2005. С. 15.

4. Галеева М.З. Клубные объединения как фактор самореализации студентов в современных условиях: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2009.

5. Фатов А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. С. 4.

Поступила в редакцию 27.05.2010 г.

UDC 374.7

CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERE OF UNIVERSITY AS FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST

Anna Vladimirovna Sysoyenko, Kazan State University of Art’s Culture, Kazan, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

In the modern period of society development the orientation for success plays the role of condition of building every effective pedagogical system. Orientation on the professional success is deliberate conduct, oriented on the realization of public regulations and values; world experience shows that many countries have achieved the socio-economic progress due to the progress of educational system and social education which guarantee progress of the young generation, their professional successfulness. In their spare time students have a chance to grow their professional competence, develop knowledge and abilities by means of studies in different students’ clubs. Such associations give students an opportunity for development of creative and communicative skills, take part in different activities, which will promote forming of their professional success.

Key words: culture; education; spare time; spare time culture; university; success; professional success; student’s youth; specialist SKS; club’s unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.