Научная статья на тему 'Роль коммуникативнокультурологического подхода в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации'

Роль коммуникативнокультурологического подхода в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / INTERCULTURAL COMMUNICATION / INTERCULTURAL EDUCATION / CULTURAL SCIENCE APPROACH / COMMUNICATIONAL APPROACH / COMMUNICATIONAL AND CULTURAL SCIENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабрика И. Г.

В статье с позиции диалога культур раскрывается сущность и содержание коммуникативно-культурологического подхода к образованию, рассматривается его роль в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNICATIONAL AND CULTURAL SCIENCE APPROACHES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' READINESS FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION

In the article the point and the content of communicational and cultural science approach to the education are revealed from the cultures dialog position. Its role in the development process of students' readiness for intercultural communication is considered.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативнокультурологического подхода в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации»

6. Фирсов, Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Г.П. Фирсов. - М.: «Академия педа-

гогических наук РСФСР», 1962.

7. Добромыслов, В.А. Методический сборник «Русский язык и литература в школе» / В.А. Добромыслов, 1943. - № 1.

8. Брызгунова, Е.А. Интонация и синтаксис: Современный русский язык / Е.А. Брызгунова; под ред. В.А. Белошапковой. - М.: «Азбу-

ковник», 1997.

Статья поступила в редакцию 10.05.09

УДК 378 159.9

И. Г. Фабрика, преподаватель УралГУФК, г. Челябинск

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 0 ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье с позиции диалога культур раскрывается сущность и содержание коммуникативно-культурологического подхода к образованию, рассматривается его роль в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурное образование, культурологический подход, коммуникативный подход, коммуникативно-культурологический подход.

В современных условиях возрастают требования к специалисту, к его культурному, интеллектуальному уровню, профессиональному мастерству, его творческой и социальной активности. Профессиональная подготовка специалиста — сложная, динамичная педагогическая система, эффективность функционирования которой зависит от многих взаимосвязанных факторов, проявляющихся на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Поэтому одной из составляющих данного процесса является готовность студентов к межкультурной коммуникации.

Актуальность исследования проблемы готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза обусловлена тем, что в педагогической науке пока не сформулированы четкие критерии готовности студентов к межкультурной коммуникации, а понятие «межкультурная коммуникация» раскрывается в основном с позиции лингвистического подхода.

В существующем многообразии понятий межкультурной коммуникации в контексте настоящей статьи наиболее приближено к нашему мнению определение, данное Т.Г. Груше-вицкой, В.Д. Попковым, А.П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация — совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [1, с. 351].

Мы считаем, что межкультурная коммуникация должна быть выделена как необходимый компонент высшего образования, а обучение студентов необходимо осуществлять в духе диалога культур, развивая у них способность проникновения в ценности другой культуры, воспитывая терпимость по отношению к чужой культуре, к инакомыслию, уважительное отношение к другому народу, другой нации. При этом современное вузовское образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих качеств личности будущего специалиста на основе усвоения универсальных ценностей мировой культуры.

Межкультурная коммуникация рассматривается нами как один из элементов межкультурного вузовского образования, как особая часть человеческих отношений между носителями разных культур, включающая в себя культуру и коммуника-

цию, способствующая тому, что коммуникаторы проявляют свои знания, ценности, опыт и тем самым выявляют сущность другой культуры.

В свою очередь, межкультурное образование трактуется нами как составная часть современного образования, способствующая усвоению студентами знаний о других культурах, воспитанию их в духе толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения к другим народам, формированию общечеловеческих ценностей, межкультурного диалога и этнической консолидации.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что решить те сложнейшие задачи, которые стоят в различных сферах, возможно лишь при условии, если будет воспитано молодое поколение, которому органически свойственна высокая культура, в том числе и культура общения. В связи с дальнейшим развитием общества спектр элементов, включаемых в высшее образование, постоянно расширяется, в него добавляются овладение основами эстетической культуры и культуры общения.

В связи с этим, мы считаем, что базовым подходом в исследовании процесса готовности студентов к межкультурной коммуникации должен стать коммуникативно-культурологический подход. Данный подход — это совокупность двух взаимообусловленных подходов: коммуникативного и культурологического.

Культурологический подход выбран нами в связи с тем, что в последнее время особое значение приобретает культурологическая парадигма в исследовании современного образования, которое выступает, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой, — способствует развитию культуры личности, усваивающей как традиционные, так и новые ценности, приумножающей, тем самым, потенциал мировой культуры. В современных условиях интернационализации мира в основе новой культурологической парадигмы образования лежит представление о гуманистическом типе личности, осознающей растущую глобальную взаимозависимость между народами и культурами, понимающей необходимость международной солидарности и конструктивного сотрудничества. О культурологической ориентации современной системы образования говорят многие исследователи (А.А. Вербицкий, В.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Н.А. Шубина и др.).

По мнению Н.А. Шубиной, «культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует современное образование не-на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения, общения» [2, с. 125]. Расширение взаимодействия разных культур делает особенно актуальным вопрос о развитии готовности молодого поколения к межкультурной коммуникации, к принятию и пониманию иных культурных позиций и ценностей. Выполняя культурно-гуманистическую функцию, образование способствует быстрой адаптации личности к изменяющейся социокультурной ситуации, к активной, самостоятельной деятельности в новой поликультурной среде.

На наш взгляд наиболее продуктивными постулатами культурологического подхода к исследованию процесса развития готовности студентов к межкультурной коммуникации являются нижеследующие.

1. Культурологический подход представляет собой базовый образовательный процесс, сущность которого заключается в ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении прожить свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами.

2. Культурологический подход не может быть навязан студенту извне, ибо он обусловлен внутренне. Он имеет субъективную природу и является продуктом национального самосознания личности. Будущий специалист приобретает культурную идентичность по мере вхождения в национальную культуру и становления его личности как гражданина, человека культуры и субъекта культурных видов профессиональной деятельности.

3. Культурологический компонент содержания профессиональной подготовки студентов имплицитно содержится во всех изучаемых дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы преподавателя вуза по его выявлению, обогащению и использованию в целях культурной идентичности обучаемых.

4. Процесс культурной идентификации студентов высшей школы опосредован комп-лексом внешних (целостная культурная среда вуза, профессиональная культура преподавателей, диалог культур создающий нравственную атмосферу в вузе) и внутренних условий (становление «Я-концепции» человека культуры, развитие национального самосознания, овладение основами культуры общения, развитие способностей к творческой самореализации в мире культурных ценностей).

Выбирая в качестве методологической стратегии данный подход, мы основываемся на принципах культурологического образования, в связи с чем рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питает ее, а с другой, — влияет на ее сохранение и развитие через человека.

Поэтому процесс вузовского образования есть не что иное, как приобщение студентов к богатствам мировой и российской культуры, интериоризации ее ценностей, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, А.А. Реан и др.). В логике культурологического подхода рассматриваются различные аспекты человеческой сущности как субъекта культуры: сознание, духовность, творчество, образованность, которое не проецируется в какой-то одной модели или теории, но понимаются в своем неиерархическом сопряжении, обобщении. Иными словами, они понимаются как грани целостной культуры человека [3, с. 49 - 50].

В последнее время в отечественной науке и педагогической практике появляются исследования, посвященные освоению знаний студентов на основе коммуникативного подхода (Л.П. Разбегаева, О.Г Усанова). Коммуникативный подход способствует развитию коммуникативных умений. Некоторые

исследователи данной проблемы (Дж. Джеи, Д. Джери, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Р.С. Немов) определяют понятие коммуникативных способностей как умение устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение, которое приводит к успешности как в профессиональной, так и в других видах деятельности, в том числе в процессе подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что коммуникативный подход в процессе развития готовности студентов к межкультурной коммуникации нельзя рассматривать в отрыве от культурологического подхода. «Обучение и воспитание в высших учебных заведениях способствует развитию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность — целенаправленный процесс. Субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации» [4, с. 88].

Таким образом, в нашем понимании коммуникативнокультурологический подход — это теоретико-методологическая стратегия исследования процесса готовности студентов вуза к межкультурной коммуникации, которая предполагает:

• осуществление процесса развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза как сложной, многоуровневой, динамичной системы;

• организацию межкультурного образования на основе единства обучения и воспитания студентов средствами культуры, приобщения студентов к чужой культуре в контексте «диалога культур», формирование умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур;

• активное и самостоятельное усвоение студентами навыков межкультурной коммуникации, стимулирование способностей студентов усваивать базовые знания и творческие способности;

• ориентацию студентов на активное взаимодействие с партнерами по коммуникации, развитие толерантности и эмпатии;

• формирование у студентов умения адаптироваться к мультикультурной и полиэтнической среде, развитие у них межкультурных коммуникаций.

Коммуникативно-культурологический подход ориентирует образование на воспитание человека культуры, признающего и уважающего культурное разнообразие, равенство различных ценностных ориентаций, культурный плюрализм, при котором ни одна культура, религия или национальность не имеют монополии на привилегированное положение. Реализация такого подхода в процессе развития готовности студентов к меж-культурной коммуникации способствует утверждению культурной самобытности и культурного разнообразия, которые неразрывно связаны друг с другом, они расширяют возможность для всестороннего развития личности, позволяя ей черпать силы в своем культурном прошлом, и одновременно усваивать элементы других культур.

Процесс развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образо-вательной деятельности учебного заведения может быть эффективным, если будет осуществляться на основе диалога и взаимодействия культур, воспитания уважения и интереса к на-циональной культуре и традициям, при этом будут учитываться этнокультурные особенности студентов. В результате равноправного диалога, основанного на установлении контактов с традициями и ценностями разных народов, на их взаимопонимании и взаимообогащении, обмене мнениями и опытом продолжается процесс обогащения своей культуры, творческого самосозидания.

Коммуникативно-культурологический подход предполагает культурный плюрализм, который трактуется не только как признание человеком культурных различий, но и как способность конструктивно откликаться на идеи других людей, быть терпимым к чужим взглядам и ценностям. Проблема культурного плюрализма рассматривается в одной связке с проблемой воспитания толерантности и либерализма, когда обучающимся предоставлена свобода выбирать культурные образцы, которые не навязываются им, а являются их собственными. При-этом важным является выработка стремления студентами не столько отстаивать свою правоту, сколько потребность во взаимопонимании, в признании свободного выбора других. Для этого необходима разработка таких педагогических условий, которые способствовали бы тому, чтобы студенты могли свободно ориентироваться в различных типах культур и соотносимых с ними норм общения, адекватно интерпретировать явления и факты культуры и правильно выбирать стратегии взаимодействия в различных типах межкультурного общения.

Особенностью коммуникативно-культурологического подхода является и то, что он характеризуется изучением не только национальных культур, но и социальных субкультур. Таким

Библиографический список

образом, студенты получают представление о ценностных ориентирах и стиле жизни представителей различных слоев общества. Все это нацелено на развитие эмпатического отношения студентов к людям, принадлежащим к различным этносам, различным социальным стратам общества, политико-экономическим системам, и обучение учету этих различий в межкультур-ном общении. Рассматриваемый подход сосредоточен на решении социокультурных педагогических задач, направленных на усвоение студентами знаний о других культурах, на формирование общечеловеческих ценностей, меж-культурного диалога и этнической консолидации. Благодаря полученному опыту межкультурного общения студенты смотрят на мир шире и терпимее относятся к культурному своеобразию других людей

Основная задача развития готовности студенческой молодежи к межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал образования, нацелить его на утверждение концептуального приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран.

1. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов / Т.Г. Гру-шевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: Юни-та-Дана, 2003.

2. Шубина, Н.А. Роль культурологической парадигмы в гуманистически направленном образовании / Н.А. Шубина. // Теория и практи-

ка профессионального образования: педагогический поиск. - Екатеринбург: РГПУ, 2007. - Вып. 8.

3. Липская, Л.А. История и философия образования: антропологические основания: учеб. пособие / Л.А. Липская. - Челябинск: Уральская

академия, 2006.

4. Усанова, О.Г. Коммуникативная компетентность в культуре педагогического общения: Монография / О.Г. Усанова. - Челябинск:

ЧГПУ, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.04.09

УДК 378 796

В.Е. Жабаков, зав. кафедрой ЧГПУ, г. Челябинск

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье процесс подготовки специалиста по физической культуре рассматривается как процесс усвоения культуры, процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур. При этом особенности реализации культурологического подхода определяются спецификой физической культуры как вида культуры, интегративная сущность которого проявляется в единстве биологического и социального в структуре личности.

Ключевые слова: культурологический подход, культурологический подход в педагогике и образовании, профессиональная культура личности, культурологический подход в подготовке физкультурно-педагогических кадров.

Современный этап развития науки характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений, поскольку именно феномен культуры является источником общественных нововведений, основным средством человеческой самореализации. Применение культурологического подхода обусловлено и особенностями социально-исторического развития. Новый этап в развитии общества принес увеличение степеней свободы в решении актуальных социальных вопросов. Поэтому изучение проблемы подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования, с позиции культурологического подхода представляется актуальным.

Культурологический подход предполагает использование понятия «культура» для объяснения сознания и жизнедеятель-

ности человека, что позволяет рассматривать личность как свободную, активную индивидуальность, способную к «само-детерминации в горизонте личности» в результате общения с другими личностями, культурами. Как отмечает Г.И. Гайсина, культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур [1]. Семантическим ядром культурологического подхода является понятие «культура». В широком смысле культура понимается как «общность, характеризуемая особым набором норм, ценностей и смыслов на уровне этноса, нации или цивилизации». В узком смысле понятие «культура» понимается как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.