Научная статья на тему 'Социально-коммуникативная компетентность как составляющая культурологической парадигмы современного образования'

Социально-коммуникативная компетентность как составляющая культурологической парадигмы современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА МЕТАПРИНЦИПОВ / CULTURAL PARADIGM / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE SYSTEM METAPRINCIPLES / CULTURE SPEECH COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усанова Ольга Григорьевна

Постулируется социально-коммуникативная компетентность, которая представляет свойство личности специалиста, позволяющее наиболее эффективно взаимодействовать с внутренней профессионально-коммуникативной средой и с внешней социальной средой благодаря наличию социально-коммуникативных знаний и умений, а также и профессиональных коммуникативных качеств выпускника вуза в аспекте культурологической парадигмы современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усанова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and communicative competence, which is a feature of the expert personality that allows cooperating in the most effective way with internal professional communication and with the external social environment of the society due to the presence of social and communicative skills and knowledge and professionally important communicative culturological paradigm of modern education, is postulated.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативная компетентность как составляющая культурологической парадигмы современного образования»

курсника), «И в этот момент влияние СМИ на формирующийся стиль жизни набирает обороты. Жизнь, которая показана на глянцевых картинках, пока что еще в мечтах, но уже плотно поселяется в мыслях человека. Опять же таки акцент по аудитории делается на девушек, а мужчинам достаются свежие новости и актуальная аналитика» (отрывок из дипломной работы).

Работа с нарушениями лексических норм в создании текста и в корректуре чужого текста требует постоянной индивидуальной работы со студентами.

Список литературы

1. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. 685 с.

2. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / под ред. Е. А. Земской. М., 1983. 261 с.

3. Словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. М., 1981-1984.

4. Современный русский литературный язык / под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. М., 2003. 708 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293).

Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 58-60.

О. Г. Усанова

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Постулируется социально-коммуникативная компетентность, которая представляет свойство личности специалиста, позволяющее наиболее эффективно взаимодействовать с внутренней профессионально-коммуникативной средой и с внешней социальной средой благодаря наличию социально-коммуникативных знаний и умений, а также и профессиональных коммуникативных качеств выпускника вуза в аспекте культурологической парадигмы современного образования.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, социально-коммуникативная компетентность, система метапринципов.

В настоящее время особое значение приобретает культурологическая парадигма в системе современного образования, ибо «культура человечества движется не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня» (Д. С. Лихачев). В условиях мирового кризиса образования формируется новая (современная образовательная модель является «социально-адаптивной» и для постиндустриального общества она представляется уже устаревшей [1]) культурологическая парадигма образования, в основе которой лежит представление о гуманистическом типе личности. Культурологическая ориентация современной системы образования освещается исследователями разных сфер коммуни-

кации (А. А. Вербицкий, В. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, О. А. Жукова, А. С. Запесоцкий, А. Я. Флиер, Н. А. Шубина и др.).

Модель образовательной стратегии, в той или иной мере учитывающая произошедшие социальные перемены и задающая новый алгоритм социализации (включая и инкультурацию), затрагивает, прежде всего, подсистему общеобразовательной подготовки учащихся (то есть основной сегмент образования, посвященный решению задач социализации) и подразумевает развитие, в первую очередь культурологической компоненты общеобразовательной подготовки и компоновку дисциплин вокруг культурологии и лингвокультурологии. Эту модель, утверждает А. Я. Флиер, можно назвать «культурологической парадигмой образования» [6].

По мнению Н. А. Шубиной, «культурологическая» парадигма в большей степени ориен-

тирует современное образование на обоснование элементов культуры, обучения, поведения, общения [7. С. 125].

Современный этап развития системы образования характеризуется следующими тенденциями:

1) меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;

2) изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции, в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;

3) подвергается пересмотру отношение к студенту как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающей уникальной индивидуальностью;

4) в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты современных исследований о психологических, лингвистических механизмах развития личности;

5) культурологическая парадигма ориентирует систему высшего профессионального образования на подготовку не только высококультурных специалистов, главным ориентиром становится гуманизация учебно-воспитательного процесса.

В качестве теоретико-методологической основы педагогической концепции формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза выступает синтез компетентностно-прогностического (общенаучный уровень), деятельностного (теоретикометодологический уровень), аксиологического (конкретно-научный уровень), коммуникативно-культурологического (методико-техноло-гический уровень) подходов, что определяет многоуровневость и иерархический характер формирования социально-коммуникативной

компетентности студентов [5. С. 60].

Коммуникативно-культурологический подход обогащает понятийно-терминологическое поле, формирует у студентов толерантность, развивает умение жить в различных странах, соседствуя с различным этносом, используя межкультурную коммуникацию, основанную

на своеобразии языковой картины мира, развивая интерактивное взаимопонимание и взаимодействие в различных сферах коммуникации.

В процессе вузовской подготовки специалистов могут быть использованы научные подходы, трансформирующиеся в систему определенных метапринципов, которые дополняют и раскрывают пути формирования социальнокоммуникативной компетентности студентов. Отметим некоторые из них:

- гуманитарный метапринцип рассматривается в качестве важной составляющей человеческой жизни, имеющей значение для социальной сферы [7. С. 122-123];

- когнитивный метапринцип позволяет интегрировать данные наук о языке, обществе и человеке в применении к процессу обучения. В данном случае междисциплинарные связи способствуют преодолению противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиций отдельной науки. Лингвисты-когнитологи (В. П. Зинченко, М. М. Назаров, Р. Л. Солсо и др.) подчеркивают, что когнитивный метапринцип всегда учитывает центральную роль человека в процессах познания и речевой деятельности как наблюдателя и носителя определенного опыта и знаний. Именно человек как познающий и говорящий на определенном языке субъект формирует значения, а не производит их в готовом виде, в чем и проявляется принцип креативности языкового мышления. Реализация когнитивного метапринципа позволяет решить ряд актуальных проблем формирования поли-культурной языковой личности, развития и совершенствования языковой и концептуальной картины мира [2; 3; 4];

- информационный метапринцип (англ. Information-processing approach) - метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов [8. С. 11];

- философский метапринцип акцентирует основополагающую функцию, определяет долгосрочные цели и стратегии. Проблемы философского мировоззрения включают окружающий мир, жизнь человека, отношение человека к миру. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Благодаря сознанию как высшей функции мозга, которая свойственна только человеку и связана с речью, заключающейся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании

действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов и разумном регулировании и само-контролировании поведения человека, формируется языковая картина мира личности.

Представленные положения и метапринципы рассматриваемых подходов позволили прокомментировать аспекты формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза, которые отражают ее особенности. Первый аспект целостного воспроизводства позволяет конкретизировать сущность социолингвокультурного образования, обучения, воспитания в контексте профессионального образования в целом. Второй аспект мировоззренческого, методологического обогащения педагогики высшей школы раскрывает основные сферы практической деятельности по формированию социально-коммуникативной компетентности студентов вуза. Третий -понятийный аспект - как основа единства интеграции и дифференциации научного знания и сферы коммуникативной деятельности будущего специалиста способствует развитию профессиональной деятельности специалиста в социуме. Четвертый - феномено-функцио-нальный аспект - раскрывает специфику функций социолингвокультурной деятельности (информационная, аналитическая, социокультурная, дискурсивная, социолингвистическая, когнитивная, ортологическая) студентов в вузе и направлен на формирование социально-коммуникативной компетентности студентов.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что осмысление методологических оснований формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза происходит в русле общей гуманизации науки, культуры и образования. Идеи философии культуры, философии образования, а именно: лингвокультурологическое развитие личности,

диалог культур, сохранение и воссоздание богатства культурно-исторических, нравственнодуховных ценностей и смыслов, подготовки студентов вуза к овладению методами познания и практики их реализации может служить теоретико-методологическим содержанием

вектора культурологической парадигмы образовательной деятельности.

Список литературы

1. Запесоцкий, А. С. На пути к культурологической парадигме современного образования / А. С. Запесоцкий, В. М. Межуев, К. Э. Разлогов, А. Я. Флиер // Ученые записки Санкт-Петербургского научно-образовательного культурологического центра. Вып. 1. Культурологическая парадигма современного образования. СПб., 2012. 576 с.

2. Зинченко, В. П. Проектная культура преподавателя вуза / В. П. Зинченко, В. Иванов, Л. Гурье // Высш. образование в России. 1998. № 3. С. 23-26.

3. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования : монография. 4-е изд. М., 2010. 354 с.

4. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Планирование. Проведение. Анализ. 76 уникальных экспериментов / Р. Солсо, М. Маклин. М., 2006. 480 с.

5. Усанова, О. Г. Теоретико-методологическая основа построения концепции формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза // Сибир. пед. журн. 2011. № 11. С. 54-66.

6. Флиер, А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5. С.4-16.

7. Шубина, Н. А. Роль культурологической парадигмы в гуманистически направленном образовании // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / под ред. Г. Д. Бухаровой. Екатеринбург, 2007. Вып. 8. С. 122-128.

8. Крилов, В. В. Інформаційні комп’ютерні злочини. Мінськ ; М., 1997. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.