Скобликова Т.В., Портнягин И.И., Торговкин В.Г., Русанов В.П. - Ярославль, 2013. -256 с.
23. Швыдкая Н.С., Скобликова Т.В. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 32-34.
Andreeva Valeria, associate Professor (e-mail: [email protected])
Southwest state University, Kursk, Russia
Skrepleva Elena Viktorovna, associate Professor
(e-mail: [email protected])
Southwest state University, Kursk, Russia
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON Abstract: The article presents a comprehensive approach to the study of physical culture and sport as a socio-cultural phenomenon. A variety of approaches to the phenomenon of "culture" is presented. The high importance of the system of physical culture and sport as a social institution in which the process of the development of a new person is based is substantiated. The formation of the physical culture of the individual is consistent with the requirements of the modern education system and the social requirements for its formation. Key words: socialization, physical culture, sport, physical education, physical culture of personality, socio-cultural phenomenon, culture, individual culture.
УДК 308
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
И ЛИЧНОСТИ
Скриплева Елена Викторовна, к.пед.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания (e-mail: [email protected]) Андреева Валерия Юрьевна, к.фил.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В статье рассматривается понятие «культура» и физическая культура как социально-культурного феномена. Аргументирована высокая значимость системы физической культуры и спорта как социальной сферы, в которой происходит процесс развития молодого поколения. Доказано развитие физической культуры личности соответствующее запросам современной системы образования и социальным требованиям к ее развитию.
Ключевые слова: культура, физическая культура, физическое воспитание, физическая культура личности, физкультурное образование, физическое здоровье.
Понятие «культура» в философских литературных источниках обуславливается как категории «деятельность», «потребность». С этих позиций она является показателем имеющихся личностных возможностей человека используемых в различной деятельности. По мнению
В.М. Выдрина, личность, по отношению к культуре выполняет очень важные функции: осваивает ее, является ее носителем и создает новые ее ценности [5].
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру, как необходимую часть культуры, сферу социальной деятельности направленную на приобретение духовных и материальных ценностей, необходимых человеку для развития и укрепления своего физического здоровья.
Проведенные в последнее время исследования по выявлению предпочтений студенческой молодежи в физкультурно-спортивной деятельности выявили, что физическая культура является, по их мнению, значительным видом общей культуры, а ее компоненты (физкультурное образование, физкультурно-спортивная, физкультурно-массовая рекреационная деятельность, адаптивная физическая культура) охватывают жизнедеятельность студента [4, 6, 7, 10, 22].
Целенаправленность применения различных знаний, таких как физиологических, физических, психологических, педагогических и других, а также разнообразные виды информационной пропаганды влияют на эффективность развития физкультурного образования. Чрезвычайно важно в сегодняшних условиях создание такой педагогической системы, которая бы позволила сформировать у студенческой молодежи осознанное отношение к физкультурно-спортивной, рекреационной деятельности, а так же создание ряда мер по применению физкультурно-оздоровительных технологий, необходимых для личностного развития и формирования здорового стиля жизни [7, 10].
Однако, как указывает В.К. Бальсевич, единственной доказанной концепцией способной изменить развитие организма и его физических качеств, остается спортивная тренировка. Только используя целенаправленную физкультурную, спортивную деятельность, могут быть решены вопросы адаптации организма студентов к предложенным физическим нагрузкам, объему, интенсивности, и как следствие рост уровня физической работоспособности, функциональной подготовленности, сила мышц, выносливости, быстроты.
Опираясь на выводы исследований проведенных в последнее время, существующий процесс формирования физической культуры личности молодого поколения опирается на инновационную суть и передовую направленность и отражается в основных положениях:
- гуманизация физического воспитания (учет индивидуальных способностей, привитие осознанного отношения к спортивному стилю жизнедеятельности, свободный выбор видов спорта и физкультурных технологий);
- либерализация физкультурной деятельности (педагогика сотрудничества) освоение и преумножение физкультурных ценностей;
- непрерывное изменение содержания компонентов физической культуры (использование новых технологий обучения и воспитания, формирование самостоятельности, повышение мотивации студентов);
- интеллектуализация физической культуры личности студентов основанная на глубоких знаниях и большого объема информации о разнообразных видах физической культуры, освоения их ценностей, средств и методов.
Многочисленные исследования, проведенные в последнее время, подчеркивают разработанность содержания и структуры процесса личностного развития физической культуры [18, 19, 23] .
Представленные положения по формированию физической культуры личности студентов невозможно осуществить без соблюдения основных принципов:
- принцип деятельностного подхода основывающийся на решении определенных задач инициативного обучения, проявления активности в осуществлении спортивной физкультурной деятельности;
- принцип вариативности основывается на индивидуализации и дифференциации способностей студентов в выбранных ими формах образовательной, физкультурно-спортивной деятельности, которая осуществляется на основе индивидуального здоровья, ценностей, интересов, мотивации личности;
- принцип оптимизации основывается на достаточности объема и интенсивности нагрузок, опирающихся на индивидуальные способности и возможности личности.
В научных исследованиях учеными доказана необходимость формирования ценности обучающихся, направленную на систематические занятия физической культурой, а также аргументировано качество развития культуры физической в процессе обучения [1, 2, 3, 7, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 20, 22] .
В связи с происходящими изменениями и возрастающим потоком новой информации, которая должна быть быстро переработана, а так же интенсификацией происходящей в учебном процессе студентов и сокращение свободного времени, существенно мешает личностному развитию студенчества.
Таким образом, система физкультурного образования является уникальной средой, которая направлена на благополучную социализацию молодого поколения и влияющую на развитие культуры личности и общества.
Список литературы
1. Боян Й., Янез В., Скобликова Т.В. Философия экспертного моделирования спортивных достижений атлетов-профессионалов // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 6-9.
2. Бальсевич В.К., Шустин Б.Н. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2004. - № 2. - С. 3-7.
3. Виленский, М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2012. - 324 с.
4. Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - 191 с.
5. Выдрин, В.М.Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. Пособие / В.М. Выдрин. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 76 с.
6. Зевелева Е.А. Мировоззренческое и социокультурное воспитание студенческой молодежи / Е.А. Зевелева, Л.К. Казакова, Н.М. Третьякова // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: Материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 76-82.
7. Зыонг В.Б. Влияние интернета на социокультурное развитие общества // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 64-67.
8. Масалова О.Ю. Аксиологические основания личностного развития студентов в образовательном процессе по физической культуре: монография. - Москва; Смоленск, 2011. - 194 с.
9. Масалова О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2014. - 352 с.
10. Скобликова Т.В. Качество формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе вуза // В сборнике: Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры М. Я. Виленский (отв. ред.). -М., 2003. - С. 25-30.
11. Скобликова Т.В. Компетентностный подход в сфере образования при подготовке специалиста по физической культуре // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. - № 4-1 (24). - С. 222-227.
12. Скобликова Т.В. Образовательное пространство физической культуры в вузе как условие формирования здорового образа жизни // Организация физической культуры и спорта в условиях региона материалы V Международной научно-практической конференции. - Калининград, 2003. - С. 276.
13. Скобликова Т.В. Теоретические и методологические проблемы развития личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 2. - С. 54-59.
14. Скобликова Т. В. Физическое воспитание как компонент целостной системы воспитания в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития // Педагогическое образование и наука. 2013. - № 4. - С. 18-25.
15. Скобликова Т.В., Пшибыльски В. Концептуальные основы персонифицированной системы профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры, спорта и туризма // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 9. - С. 42-45.
16. Скобликова Т.В. Педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование физической культуры личности студентов вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. - № 6-1 (51). - С. 207-213.
17. Скобликова Т.В. Физическая культура студентов - важный фактор их социализации / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева // Культура физическая и здоровье. 2005. - № 2. - С. 31-32.
18. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. - № 4 (25). - С. 132-138.
19. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры
личности студента в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. - № 4. - С. 104-110.
20. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. - № 3. - С. 72-75.
21. Сокольская Л.В. Евразийское социокультурное пространство: приглашение к дискуссии // Тенденции развития права в социокультурном пространстве: Материалы Всероссийской научной конференции. 2018. - С. 403-410
22. Физическая культура в образовании и науке: Коллективная монография / Беги-дова С.Н., Борисов М.М., Горшков А.Г., Макеева В.С., Масалова О.Ю., Петьков В.А., Скобликова Т.В., Портнягин И.И., Торговкин В.Г., Русанов В.П. - Ярославль, 2013. -256 с.
23. Швыдкая Н.С., Скобликова Т.В. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 32-34.
Skrepleva Elena Viktorovna, associate Professor (e-mail: [email protected]) Southwest state University, Kursk, Russia
Andreeva Valeria, associate Professor (e-mail: [email protected]) Southwest state University, Kursk, Russia
PHYSICAL CULTURE IS PART OF OUR CULTURE SOCIETY AND THE INDIVIDUAL
Abstract: The article deals with the concept of "culture" and physical culture as a socio-cultural phenomenon. The high importance of the system of physical culture and sports as a social sphere, in which the process of development of the younger generation. The development of physical culture of the person corresponding to the needs of the modern education system and social requirements for its development is proved.
Key words: culture, physical culture, physical education, physical culture of the person, physical education, physical health.