заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»// http: //www.go sprog.ru/gospro g-001-05/
2. Жиленко Е. Л., Гомерова Н. И., Захарова М. А., Львов А. А., Шалыгина Л. С. Об опыте создания «Профиля здоровья города» в международном проекте «Здоровые города» // Вестник РАМН . 2012. №5. С.38-42.
3. Приоритетный национальный проект «Здоровье». Государственная программа «Здоровая Россия» / www.takzdorovo.ru
4. Средняя продолжительность жизни в России// http: //www.newsru.com/russia/28ian2015/golodets .html
5.Абросимова Ю., Иванов С., Дементьева Л. и др. Здоровые города. URL: http: //emsu.ru/um/view.asp?c=33&p=1.
6. Пискунов В. А., М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына, Т. И. Егорова, Э. В. Айриян Здоровый образ жизни: Учебное пособие / Москва: Прометей, 2012. -232 с.
УДК 796. 011
Е.Н. Кораблева
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 2
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, [email protected]
Резюме.
В статье обосновано, что становление физической культуры личности молодежи социально направленная и активная деятельность. Это явление социальной сферы в значительной мере формирует уклад общественной жизни, оказывает влияние на различные стороны жизни человека, гармонизирует личность, развивает наиболее ценные его качества.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, общественные явления, педагогические воздействия, мотивация, двигательная активность, здоровье
Summary.
The article substantiates that the formation of the physical culture of the
2 Korableva E.N. The importance of the formation of the physical culture of the personality
633
personality of young people is a socially oriented and vigorous activity. This phenomenon of the social sphere largely forms the way of social life, influences various aspects of human life, harmonizes the personality, develops its most valuable qualities.
Keywords: physical culture and sports, social phenomena, pedagogical influences, motivation, physical activity, health
Актуальность. В настоящее время нет ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура это общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Именно она, позволяет соединить социальное и биологическое начало в развитии человека и формировании его личности [1]. Физическая культура стала базовым фактором формирования двигательных умений и навыков, психофизических особенностей, социализации человека [3]. Это сложное многофункциональное явление.
Методы исследования. В работе использовались обзор и анализ литературы, опрос, педагогические наблюдения и эксперимент.
Цель и задачи. Целью работы явилось актуализация значимости вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом. Задача -разработка форм и методов повышения мотивации молодежи к ведению здорового и позитивного социально-значимого образа жизни, формирование физической культуры личности студента.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе физического совершенствования, на занятиях по физической культуре в вузе реализуются многообразные потребности молодого человека, проявляющиеся в стремлении к самосохранению, развитию, познанию, общению, наиболее полному самовыражению, служению общественным идеалам, активному отдыху и что не маловажно развлечениям [2].
Вовлеченность каждого человека в регулярные занятия физическими упражнениями является необходимым условием физического воспитания и социального развития человека, поскольку высокий уровень физической культуры личности обеспечивает крепкое здоровье, повышение эффективности учебной и трудовой деятельности, творческую активность [3-6].
Приоритетную роль играет физическая культура в формировании культуры личности человека. Физическая культура личности - это состояние здоровья, красота тела, гармоничность развития основных физических качеств, широкий диапазон двигательных способностей и усвоенных двигательных
634
умений. Важна и физкультурно-спортивная образованность, гигиенические навыки и привычки, устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствованию [7].
Актуализация физической культуры человека продиктована ростом автоматизации производства, развитием транспортных средств, урбанизацией образа жизни, ухудшением экологической среды, необходимостью расширения форм межличностных контактов как средства борьбы с отчужденностью личности в современном мире.
Физическая культура современного человека формируется на избирательном приобщении к ценностям физической культуры, исходя их своих личных интересов и потребностей, вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность, которая составляет в основном три группы факторов -культурологические, интеллектуальные и двигательные.
Этап биологического развития и становления личности, а именно студенческий возраст (18-25 лет), считается центральным, кульминационным в развитии физической культуры личности человека [5]. В этом периоде жизни заканчивается становление физических и функциональных характеристик организма, физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Молодой человек выбирает профессию, заканчивается обучение в среднем и высшем учебном заведении, происходит выбор самостоятельной трудовой и семейной жизни. Заканчивается реализация государственных программ по физическому воспитанию, происходит существенное изменение ценностных ориентацией к физической культуре. Очень часто вопросы физического совершенствования становятся второстепенными и менее значимыми по сравнению с вопросами профессиональной подготовки, трудоустройства, служебной карьеры, общественной деятельности, создания семьи и воспитания детей [6]. Биологическая потребность в движении и «радость движения» от занятий физическими упражнениями, сменяются осознанием значимости этих занятий для укрепления здоровья [6].
Формирование физической культуры личности является продуктом сознательной деятельности человека, важным условием являются интересы, идеалы, мотивы, установки и физкультурно-спортивная образованность человека [7-9].
У людей нашей страны главными причинами недостаточного уровня физической культуры являются: неудовлетворительные условия труда, нерациональное, а порой неадекватное поведение, не правильное и
635
нерациональное питание, вредные привычки и пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам, отсутствие необходимых условий гигиенического комфорта дома, на местах занятий, а также недостаточная физическая активность и образованность.
Выводы. Таким образом, физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, с определенным уровнем образованности, физического совершенства, мотивационных и ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей. Они приобретаются в результате воспитания, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье человека. Физическая культура личности определяется, прежде всего, наличием стойкой ориентацией на активное, регулярное и повседневное использование физической культуры и осознанием ее роли. Она складывается в зависимости от обстоятельств, формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Это позволяет раскрыть наиболее ценные качества личности, формирует, социально адаптирует и гармонизирует современного человека.
Литература
1. Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем): /В.М Выдрин. Монография/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2004. - 142 с.
2. Кораблева Е.Н. Здоровый образ жизни как фактор социальной активности и гармонизации личности студента. Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 2. С. 289.
3. Кораблева Е.Н. Социализация студентов в процессе физкультурно-массовых мероприятий в высших учебных заведениях. ХХ11 Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», 20 апреля 2016г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конференции, том 2,/ СПб.: ООО «Технолит» - СПб., 2016.- С. 297.
4. Кораблева Е.Н Физическая культура как феномен мировой культуры: учеб. пособие /Е.Н.Кораблева; БГТУ. СПб, 2014. - 44с.
5. Передельский А.А. Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры: наука в помощь идеологии /А.А. Передельский //Вестник спортивной науки. - 2012.- №2, С. 53.
6. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-
636
спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.
7. Трунин В.В., Михайлов Б.А. Возможности физической культуры и спорта в процессе социализации обучающихся в высшей школе. ХХ11 Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», 20 апреля 2016г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конференции, том 2, / СПб: ООО «Технолит» - СПб, 2016.-С.316.
8. Щеголев В.А. Теория и методика здорового образа жизни с использованием средств физической культуры./ Учебник для студентов. СПб: СПбГУ ИТМО, 2011, 219 с.
9. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО /В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 72-76.
10. Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.
11. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.
12. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.
13. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23
14. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and de-fence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.
15. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5
637