РАЗДЕЛ VI
ПРОБЛЕМЫ И УСПЕХИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УДК 796.77
Р.А. Агаев1, Н.В. Щеголева2, Ш.А. Керимов1
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В УСЛОВИЯХ ВУЗА1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2Государственный университет правоведения Санкт-Петербурга
shamsimo@mail. ru
Резюме.
В статье рассматриваются вопросы информационно-правового обеспечения процесса реализации Концепции развития студенческого спорта в условиях вуза. Доказывается, что развитие студенческого спорта в качестве составной части массового спорта зависит от системности и эффективности социального партнерства всех заинтересованных структур: федеральных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, образования, молодежной политики
Ключевые слова: концепция, студенческий спорт, молодежная политика, образование.
Summary.
The article deals with the issues of information and legal support of the process of implementing the Concept of development of student sports in the university. It is proved that the development of student sports as an integral part of mass sports depends on the consistency and effectiveness of social partnership of all interested structures: federal executive bodies in the field of physical culture and sports, education, youth policy.
Keywords: concept, student sport, youth policy, education.
1 Agaev R.A., Schegolev N.V., Kerimov Sh.A. Information and legal ensuring of the process of implementation of the concept of development of student sports in the conditions of the university
551
21 ноября 2017 года приказом N 1007 министра спорта Российской Федерации П. А. Колобковым была утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой «является создание условий, обеспечивающих возможность для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта». Концепция определяет систему приоритетных направлений, обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческого спорта в Российской Федерации в целом.
Идея создания Концепции, предложенная Российским студенческим спортивным союзом еще в 2014 году, была поддержана Минспорта России и Минобрнауки России, а также включена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570-р в План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основными задачами Концепции являются:
«- модернизация системы физического воспитания и развитие спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования физкультурной и спортивной инфраструктурой;
- обеспечение повышения квалификации преподавателей физической культуры с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
- расширение сети студенческих спортивных клубов;
- увеличение количества студенческих спортивных лиг;
- повышение эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования».
В настоящее время в Российской Федерации отмечается высокий уровень заинтересованности вопросами формирования здорового образа жизни в молодежной среде и развития студенческого спорта со стороны общественных
552
институтов, физкультурного и спортивного профессионального сообщества, студенчества.
Российская Федерация все более активно укрепляет свои позиции в мировом студенческом спортивном движении, что вносит существенный вклад в ее позиционирование в качестве ведущей мировой спортивной державы, а проведенные и запланированные на территории Российской Федерации крупнейшие международные спортивные мероприятия: XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г.Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г.Сочи, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г.Красноярске - служат эффективным наследием и сильнейшим стимулом в развитии системы студенческого спорта и волонтерского движения[1-7].
Развитие студенческого спорта как части массового спорта зависит от системности и эффективности социального партнерства всех заинтересованных структур: федеральных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, образования, молодежной политики и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных этим органам организаций, а также общественных физкультурно-спортивных организаций: Общероссийской общественной организации "Российский студенческий спортивный союз", Общероссийской молодежной общественной организации "Ассоциация студенческих спортивных клубов России", студенческих спортивных лиг и спортивных федераций. [2;8;9;10].
В свою очередь, в основе стабильно высоких спортивных результатов на международной арене традиционно лежит выстроенная федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта и федеральным органом исполнительной власти в сфере образования совместно с общероссийскими спортивными федерациями и Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" система студенческого спорта как часть спорта высших достижений, обеспечивающая спортсменам высокого класса в процессе их подготовки эффективное сочетание образовательной деятельности и тренировочного процесса.
В последние годы в Российской Федерации были предприняты меры,
553
направленные на формирование системы студенческого спорта, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в структуре профессионального и высшего образования.
Правовые основы развития студенческого спорта в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
Нормы, регулирующие студенческий спорт, также закреплены в региональном законодательстве.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Также меры, направленные на совершенствование системы физического воспитания молодежи и развитие студенческого спорта, предусмотрены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Федеральными органами исполнительной власти обеспечено финансирование студенческого спорта, созданы различные межведомственные консультативные и совещательные структуры по вопросам физического воспитания в системе образования, сформирована базовая нормативная и методическая основа студенческого спорта, регулярно проводятся студенческие физкультурные и спортивные мероприятия различного уровня, межведомственные смотры-конкурсы, реализуются проекты по созданию спортивной инфраструктуры.
Характеристика системы студенческого спорта в Российской Федерации на современном этапе
В настоящее время в структуре образовательной организации предусмотрена возможность создания различных структурных подразделений, направленных на развитие студенческого спорта:
- подразделений, отвечающих за реализацию федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (институт, факультет, кафедра физического воспитания и т.д.);
554
-спортивных клубов;
-студенческих спортивных клубов;
- органов студенческого самоуправления физкультурной, спортивной, оздоровительной, туристической, волонтерской направленности;
- центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Согласно данным федерального статистического наблюдения на 31.12.2016 в Российской Федерации имеется:
- 2,7 тыс. профессиональных образовательных организаций и 818 образовательных организаций высшего образования различной ведомственной принадлежности;
- 2869,5 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 2379,6 тысяч студентов очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования;
- 1459,0 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 1826,0 тыс. студентов в образовательных организациях высшего образования, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом;
- 11,9 тыс. штатных работников в профессиональных образовательных организациях и 17,8 тыс. штатных работников в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих работу по физической культуре и спорту;
- 229 спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и 332 спортивных клуба в образовательных организациях высшего образования.
Проведенный анализ литературных источников, а также правоустанавливающих документов [1-23] свидетельствует о том, что в настоящее время студенческий спорт развивается в двух базовых направлениях:
- как часть массового спорта, включающая систему всероссийских, окружных, региональных, городских и локальных (на уровне образовательных организаций) массовых физкультурных и спортивных мероприятий, а также систематическую физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами системы образования;
- как часть спорта высших достижений, включающая отбор и подготовку спортивного резерва из числа студентов для участия на всемирных зимних и летних универсиадах, а также других спортивных мероприятиях
555
Международной федерации студенческого спорта (РКЦ).
Координацию системы студенческого спорта осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в сфере образования.
Литература
1. Агаев, Р.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как нормативно-правовая основа физического воспитания студенческой молодежи / Р.А. Агаев, А.П. Смирнов, Ш.А. Керимов, Н.В Щеголева. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 477-480.
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
3. Карпов, В.Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004.-№ 12.- С. 215-218.
4. Липовка А.Ю., Физкультурно-спортивный комплекс (ГТО) в системе высшего профессионального образования /А.Ю. Липовка, В.П. Сущенко, В.А. Щеголев. // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 50-54.
5. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО / О.Е. Пискун, В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 59-66.
6. Сущенко, В.П. Организационно - теоретические принципы и методы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-
556
практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.- С. 66-71.
7. Сущенко, В.П. К вопросу о нормативно-правовом статусе и основных направлениях реализации Концепции развития студенческого спорта в вузах Российской Федерации на период до 2025 года / В.П. Сущенко, Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 487-490.
8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101 -р,
9. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .
11. Щеголев, В.А. Педагогические принципы и методы управления подготовкой студентов к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном процессе вуза / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука,21-22 сентября 2016г., Санкт-Петербург, Россия С. 168 -172.
12. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.
13. Щеголев, В.А. К вопросу о реализации правил здорового образа жизни в процессе выполнения студентами норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО /В.А.Щеголев, В.П. Сущенко, Ш.А. Керимов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 72-76.
14. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса
557
профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 174-178.
15. Щеголев, В.А. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.А. Щеголев, В.П. Сущенко, О.Е.Пискун // Теория и практика физической культуры.- 2017.- № 3. - С. 57-59.
16. Щёголев, В.А. Ориентация студентов на здоровый образ жизни с использованием средств Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: Учеб. пособие / В. А. Щёголев, В.П. Сущенко - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2017.-172с.
17. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.
18. Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.
19. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.
20. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.
21. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23
22. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and de-fence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.
23. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5