Научная статья на тему 'Методика повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту'

Методика повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ / КУРСАНТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов П.А., Белоус О.И., Кириченко Р.В.

В статье описывается комплексная методика повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов П.А., Белоус О.И., Кириченко Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту»

УДК 796.01

П.А. Солдатов, О.И. Белоус, Р.В. Кириченко

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И СПОРТУ

Санкт-Петербургский военный институт Национальной гвардии РФ

Резюме.

В статье описывается комплексная методика повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту

Ключевые слова: комплексная методика; профессиональная эффективность; физическая подготовка и спорт; курсанты; Национальная гвардия РФ.

Summary.

The article describes a comprehensive methodology for improving the professional effectiveness of cadets of universities of the National Guard of the Russian Federation in the educational process for physical training and sport

Keywords: complex method; professional performance; physical training and sport; cadets; National Guard of the Russian Federation.

Обоснование комплексной методики повышения профессиональной эффективности курсантов вузов Национальной гвардии РФ в образовательном процессе по физической подготовке и спорту важно начать с оценки ее результативности, которая характеризовалась несколькими группами полученных данных о физической подготовленности курсантов, успешности их профессионального обучения, результатах развития командно-методических умений и навыков, сформированности социально-личностных и лидерских качеств.

Полученные данные, дающие представление о характере изменений, произошедших в уровне физической подготовленности участников эксперимента показаны в таблице 1.

Давая оценку выявленным результатам можно с определенной долей уверенности утверждать о достигнутом педагогическом эффекте, который выразился в достоверном улучшении показателей физической подготовленности курсантов экспериментальной группы.

Таблица 1

Динамика результатов физической подготовленности курсантов, принимавших участие в эксперименте (КГ-74чел.; ЭГ-72 чел.)

№ п/п Наименование упражнений Подр. Средние результаты р

х1 + т1 х2 + т2

1. Бег на 3 км (мин., с) КГ 12,32+0,08 12,39+0,06 0,05

ЭГ 12,36+0,09 12,31+0,04 0,01

2. Подтягивание на перекладине (кол-во) КГ 10,6+0,04 12,3+0,03 0,01

ЭГ 10,5+0,05 12,7+0,04 0,01

3. Бег на 100 м (с) КГ 14,9+0,04 14,7+0,03 0,05

ЭГ 14,8+0,05 14,3+0,02 0,01

4. Плавание вольным стилем100м (мин., с) КГ 2,03+0,08 1,57+0,05 0,01

ЭГ 2,05+0,06 1,53+0,04 0,01

5. Преодоление полосы препятствий (мин., с) КГ 2,20+0,08 2,18+0,05 0,01

ЭГ 2,17+0,06 2,12+0,04 0,01

Похожие, но более значимые различия установлены также между группами курсантов по показателям успешности развития у них командирских качеств (табл. 2).

Результаты изучения данных, представленных в таблице, указывают на выраженную динамику показателей формирования командно-методических умений и навыков у курсантов экспериментальной группы, что очевидно можно считать следствием специально направленных педагогических усилий со стороны педагогов.

Особенно заметные различия наблюдаются в сформированности у курсантов умений провести обучение физическим упражнениям, приемам и действиям, организовать и провести тренировочное занятие.

Таблица 2

Динамика показателей успешности формирования командно-методических умений и навыков у курсантов, принимавших участие в эксперименте (КГ-74 чел.; ЭГ-72 чел.)

Командно-методические умения и навыки Подра зделени е Средние результаты Средние результаты

х1 + m1 х2 + ш2 Р

Способность командовать и укреплять воинскую дисциплину в подразделении КГ 3,9+0,02 4,2+0,03 0,05

ЭГ 3,8+0,02 4,5+0,01 0,01

Методические умения по обучению выполнять строевые команды и управлять людьми на месте и в движении КГ 3,7+0,03 4,3+0,02 0,05

ЭГ 3,8+0,02 4,6+0,03 0,01

Методические навыки в обучении правильно выполнять физические упражнения, приемы и действия КГ 3,4+0,04 4,0+0,04 0,05

ЭГ 3,5+0,04 4,4+0,01 0,01

Методические навыки и умения организовывать и проводить утреннюю физическую зарядку КГ 3,6+0,03 4,1+0,02 0,05

ЭГ 3,8+0,05 4,5+0,02 0,01

Методические умения по обеспечению страховки и оказанию помощи при выполнении физических упражнений, приемов и действий КГ 3,9+0,05 4,2+0,03 0,05

ЭГ 4,1+0,03 4,6+0,02 0,01

Методические навыки и умения по организации физической тренировки в процессе УБД КГ 3,6+0,02 4,1+0,03 0,05

ЭГ 3,7+0,03 4,4+0,01 0,01

Методические навыки и способности принимать эффективные решения в напряженных условиях КГ 3,4+0,05 3,9+0,04 0,01

ЭГ 3,3+0,06 4,4+0,03 0,01

Методические навыки и умения по организации и проведению тренировочного занятия по избранному виду спорта КГ 4,0+0,02 4,3+0,02 0,05

ЭГ 3,9+0,01 4,4+0,01 0,01

(данные представлены в 5-балльной шкале)

Установленные результаты проверки эффективности опытной программы важно исследовать с учетом ее воздействия на развитие командных и социально-личностных качеств у испытуемых, поскольку степень данного воздействия и характеризует научно-теоретическую и практическую значимость выполненной работы.

В таблице 3. отражены сравнительные данные, характеризующие сдвиги, произошедшие в показателях развития командных и социально-личностных качеств, наиболее значимых для ускорения профессиональной социализации курсантов под воздействием опытной программы.

Анализ, представленных в таблице данных, осуществлялся на основе экспертного опроса субъектов образовательного процесса: преподавателей различных дисциплин, специалистов физической подготовки и спорта, командиров учебных подразделений, а также самих курсантов, участвовавших в эксперименте.

Наряду с экспертным опросом, применялись различные социометрические методы и др. Такой всесторонний подход к определению характера и направленности воспитания и развития командных и социально-личностных качеств позволил приблизить относительную субъективность оценки к реальным показателям профессиональных характеристик испытуемых.

Из таблицы 3 наглядно видно, что в экспериментальной группе произошли достоверные положительные сдвиги по всем изучаемым показателям. При этом наибольшего значения они достигли в уровне развития таких качеств, как: настойчивость в достижении поставленной цели; уверенность в своих силах; способность к межличностной коммуникации; смелость и решительность.

Вместе с тем, для полной убежденности в правильности выдвинутой гипотезы исследования и в полученных результатах важно было подтвердить их в условиях военно-профессиональной деятельности выпускников вузов Национальной гвардии, принявших участие в эксперименте.

С этой целью нами был выполнен анализ отзывов на выпускников, вузов Национальной гвардии РФ, присланных из мест их послевузовской служебной деятельности. Анализу были подвергнуты отзывы на 85 молодых офицеров, занимавших командные должности от одного до двух лет.

Таблица 3

Изменение показателей развития профессионально значимых личностных качеств у курсантов, принимавших участие в эксперименте(КГ-74 чел.; эг-72 чел.)

Наименование качеств Группы: КГ ЭГ Средние значения показателей (балл) р

х1 + т1 х2 + т2

Способность к военно-профессиональному взаимодействию КГ 7,4+0,04 8,3+0,03 0,05

ЭГ 7,3+0,05 8,6+0,02 0,01

Верность конституционному долгу и воинской присяге при выполнении боевых задач КГ 6,2+0,03 7,3+0,03 0,05

ЭГ 6,1+0,04 7,6+0,02 0,01

Умение принимать эффективные решения в сложной боевой обстановке. КГ 7,1+0,08 7,6+0,06 0,05

ЭГ 7,0+0,06 8,0+0,04 0,01

Высокое правосознание и уставное поведение при управлении людьми КГ 6,5+0,05 7,0+0,03 0,05

ЭГ 6,4+0,04 7,8+0,04 0,05

Устойчивая мотивация к военной профессии и стремление к продвижению по службе КГ 6,8+0,03 7,4+0,02 0,05

ЭГ 6,7+0,04 7,9+0,03 0,05

Войсковое товарищество и забота о подчиненных КГ 7,2+0,03 7,4+0,02 0,05

ЭГ 7,1+0,04 8,0+0,03 0,05

Уверенность в своих силах, выдержка и самообладание во время несения боевого дежурства КГ 7,9+0,04 8,2+0,03 0,05

ЭГ 7,6+0,02 8,4+0,02 0,05

Профессиональная подготовленность и работоспособность КГ 7,8+0,03 8,1+0,01 0,05

ЭГ 7,7+0,02 8,6+0,04 0,05

Высокий уровень развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков КГ 8,3+0,04 8,2+0,03 0,05

ЭГ 8,2+0,05 8,7+0,02 0,05

Социальная активность и высокий личностный статус КГ 6,7+0,04 6,8+0,03 -

ЭГ 6,6+0,03 7,8+0,02 0,05

Решительность в достижении поставленной цели, дисциплинированность и настойчи-вость КГ 7,6+0,05 7,9+0,04 0,05

ЭГ 7,5+0,04 8,3+0,03 0,01

Личная примерность, честность и справедливость КГ 7,9+0,05 8,1+0,04 0,05

ЭГ 7,8+0,04 8,2+0,03 0,01

Смелость, уверенность в своих силах КГ 7,7+0,05 8,0+0,04 0,05

ЭГ 7,6+0,04 8,2+0,03 0,01

(данные представлены в 9-балльной шкале)

По большинству показателей, характеризующих успешность их военной службы, в лучшую сторону исходя из результатов выполнения своих обязанностей, выделялись выпускники, активно занимавшиеся спортивной деятельностью.

Как правило, они достоверно отличались от остальных, по качеству выполнения служебно-боевых задач и проявлению командных и профессиональных знаний, умений и навыков.

Все это, в сочетании с опытом коммуникативного взаимодействия и общения, позволяло большинству выпускников иметь заслуженный деловой авторитет перед старшими начальниками и подчиненными.

Заключение. Таким образом, подводя итоги сравнительному анализу литературных источников по проблеме исследования [1-13], а также проведенной опытной работы, можно отметить существенное положительное воздействие комплексной методики и военно-педагогических принципов повышения профессиональной эффективности курсантов за счет целенаправленного применения средств физической подготовки и спорта.

Психолого-педагогический и нормативно-правовой эффект научно-обоснованной методики выразился в ее комплексном педагогическом воздействии на развитие нескольких групп показателей, включая результаты успешности профессионального обучения, развития командных, социально-личностных и лидерских качеств курсантов, повышения уровня их функционального состояния и физической подготовленности.

Литература

1. Мельничук, П.В. Развитие профессиональной активности у преподавателей физической подготовки и спорта вузов войск Национальной гвардии РФ / П.В. Мельничук, В.Б. Колгин, О.И. Белоус, Р.В. Кириченко. Физическая культура и спорт в профессиональном образовании // Межвузовский сборник научно-методических работ под редакцией В.А. Щеголева и Г.Г. Дмитриева - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2018 - 162 с.

2. Сущенко, В.П. К вопросу о нормативно-правовом статусе и основных направлениях реализации Концепции развития студенческого спорта в вузах Российской Федерации на период до 2025 года / В.П. Сущенко, Р.А. Агаев, Н.В. Щеголева // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

701

2018. С. 487-490.

3. Щеголев, В.А. Влияние физкультурно-спортивного опыта курсантов вузов внутренних войск МВД России на характер протекания их военно-профессиональной социализации / В.А. Щеголев, П.А. Солдатов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2014. № 4 (108). С. 187-192.

4. Щеголев, В.А. Профессиональная и физическая подготовка военнослужащих США: учеб. пособие /В.А. Щеголев, В.П. Сущенко // СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 111с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Щеголев, В.А. Поэтапное построение процесса профессионального использованием тренировочных комплексов специальных и физических упражнений, ориентированных на их предстоящую служебно-боевую деятельность /В.А. Щеголев, В.Б.Колгин. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 191-195.

6. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 174-178.

7. Щеголев В.А., Липовка А.Ю., Коршунов А.В. Служебно-прикладная направленность занятий физической культурой и спортом со студентами как средство и способ формирования их готовности к выполнению норм и требований ГТО / Научно-теоретический журнал « Теория и практика физической культуры» М.: 2016, №6.- С. 21 -24.

8. Щеголев, В.А. Основные направления ориентации студенческой молодежи на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 272-276.

9. Щеголев, В.А. Педагогические особенности влияния процесса подготовки студентов к выполнению норм и требований ГТО на их индивидуальные и групповые характеристики / В.А. Щеголев, Ш.А. Керимов, О.Е. Пискун // В книге: Неделя науки СПбПУ. материалы научной конференции с международным участием. 2017. С. 98-100.

10. Щеголев, В.А. Педагогические принципы и методы управления подготовкой студентов к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном процессе вуза /

702

В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука,21-22 сентября 2016г., Санкт-Петербург, Россия С. 168 -172.

11. Schegolev V.A., Novoseltsev O.V. (2015). "Professional development of management entities of physical education of students using interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No 2, pp. 5.

12. Schyogolev V.A. (2014). "Physical training in US military educational systems". Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 15.

13. Shchegolev V.A., Sivak A.N., Kochin A.A., Egorov V.Yu. (2016). "Military sports specialist training in armed forces of NATO lead nations (based on public foreign sources)". Theory and Practice of Physical Culture, № 2, pp. 21.

14. Shchegolev, V.A., Lipovka, A.Yu., Korshunov, A.V. (2016). "Applied service physical education and sports classes to prepare students for GTO tests". Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 21-23

15. Shchegolev, V.A., Sushchenko, V.P., Piskun, O.E. (2017). "Students' attitudes toward all-Russian physical culture and sports GTO complex (ready for labor and de-fence)", Theory and Practice of Physical Culture, No 3, pp. 57-59.

16. Sushchenko V. P., Shchegolev V. A., Korshunov A.V. (2016). "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp 3-5

17. Щеголева, Н.В. Роль и классификационные критерии правовой информации в образовательной и профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 291-299.

18. Щеголева, Н.В. Характерные особенности правового регулирования в сфере физической культуры и спорта / Н.В. Щеголева, А.В Точицкий // В сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 491-494.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.