Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт как социально-культурный феномен'

Физическая культура и спорт как социально-культурный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скриплева Елена Викторовна, Андреева Валерия Юрьевна

В статье представлен комплексный подход к исследованию физической культуры и спорта как социально-культурного феномена. Представлено многообразие подходов к феномену «культура». Обоснована высокая значимость системы физической культуры и спорта как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. Обосновано формирование физической культуры личности соответствующее требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скриплева Елена Викторовна, Андреева Валерия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт как социально-культурный феномен»

tive iterative interaction with customers, the flexible use of production capacities and resources, the development of resource-saving and eco-friendly solutions, the formation of consumer behavior, creative cooperation with consumers, and friendly relations with supporters of innovation. In the framework of the study of the principles of "lean innovation", an innovative strategy for achieving long-term environmental sustainability, defined as "biomimetics" or "biomimicry", is considered. This strategy is interpreted as the reproduction or imitation in technological cycles of suitable models or systems borrowed from animate or inanimate nature. The conducted studies prove the efficiency and necessity of reorientation of organizations for resource saving, which requires radical changes. Keywords: lean innovations, principles, consumers, resource-saving, ecology, strategy, technology.

УДК 308

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Скриплева Елена Викторовна, к.пед.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания (e-mail: skriplevae@mail.ru) Андреева Валерия Юрьевна, к.фил.н., доцент (e-mail: lyneque@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье представлен комплексный подход к исследованию физической культуры и спорта как социально-культурного феномена. Представлено многообразие подходов к феномену «культура». Обоснована высокая значимость системы физической культуры и спорта как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. Обосновано формирование физической культуры личности соответствующее требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.

Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая культура личности, социально-культурный феномен, культура, индивидуальная культура.

Представленный в данной статье материал является частью исследования социально-культурного феномена физической культуры и спорта проведенного в ЮЗГУ в научно-образовательном центре кинезиологии. Физическая культура и спорт, являясь одними из значимых социальных институтов современности, определяют многогранную деятельность человека на протяжении всей его жизни.

Анализ многочисленных исследований последних лет по изучению культуры как социального явления выявил две тенденции [4, 5, 6, 9, 21]. Осуществленные культурологические исследования, во-первых, исследуют отдельные направления или стороны культуры. Например, культура личности и социальная культура; культура деятельности и культура мышле-

ния; культура общения и культура поведения и др. Во-вторых, рассматривается интеграция различных сторон культуры. Например, представив ее единым целостным образованием. Рассматривая физическую культуру и спорт как социально-культурный феномен, мы считаем целесообразным опираться на обе вышеотмеченные тенденции.

Прежде чем изложить нашу концепцию, обратимся к понятию «культура». А. Моль отмечает, что существует более 250 определений понятия «культура», а на сегодняшний день, на наш взгляд, их значительно больше. Все они достаточно многообразно представлены в многочисленных культурологических исследованиях. Мы рассмотрим лишь одно из них, которое легло в основу нашего исследования -концепции А. Моля. Он не стремится дать какое-либо «замкнутое» определение «культуры». Автор в своем исследовании устанавливает социально-динамические процессы, происходящие в современной культуре. «Культура, - пишет Моль, - это ... аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она - абстрактный элемент окружающего мира...» [9, с. 83].

Следует отметить, что у каждого человека имеется индивидуальная культура. Причем у разных людей индивидуальная культура различна по глубине, обширности, оригинальности, совокупности элементов. Именно сформированный в сознании каждого человека определенный «экран знаний», получая из внешнего мира новые «стимулы-сообщения», выстраивает в своем сознании новое восприятие, выражающиеся в определенных словах, действиях, поведении. А. Моль считает, что индивидуальные культуры людей обусловлены общим состоянием «коллективной культуры». Ученый называет эту культуру в целом «социокультурной таблицей».

Придерживаясь данных концептуальных положений, можем утверждать, что физическая культура и спорт, как составляющие общей культуры человека, имеют собственную совокупность «элементов», входящих в «индивидуальную культуру».

Система физической культуры и спорта представляет собой уникальную сферу, позволяющую целенаправленно активно создавать условия для обеспечения успешной социализации, повышающую общую и специфическую культуру как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Именно она имеет уникальные возможности интеграции многочисленных многоотраслевых межотраслевых и межгосударственных современных перспективных материальных и духовных ценностей. Причем данная интеграция является опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения современной молодежи, соответствующей целям общественного развития [13].

Одной из основополагающих систем, существующей в нашей стране является система непрерывного физкультурного образования, включающая обязательные физкультурные занятия во всех звеньях системы непрерывного образования. Именно в данной системе происходит целенаправленное последовательное системное освоение ценностей физической культуры и

спорта, сопровождающееся приобретением личностью необходимых знаний, умений и навыков. А также принятие их в уникальную личностную феноменологию - физическую культуру личности [6, 10].

Важные методологические положения, обеспечивающие понимание социально-культурного феномена физической культуры и спорта в системе непрерывного образования представлены в научных трудах Т.В. Скобликовой, Е.В. Скриплевой, В.Ю. Андреевой, Н.С. Швыдкой. В них обосновано конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры. А также обосновано структурировано содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности [18, 19, 23]. Качество формирования физической культуры личности в образовательном процессе определяет условия развития личности в образовательно-развивающем пространстве физической культуры [6].

В многочисленных научных исследованиях известных отечественных и зарубежных специалистов М.Я. Виленского, Н.Н. Визитея, Т.В. Скобликовой, О.Ю. Масаловой, В. Пшибыльски, Бояна Й., Янеза В. и др. обосновано экспертное моделирование, лежащее в основе социально-культурного феномена физической культуры и спорта. Учеными разработана концепция формирования ценностного отношения занимающихся к физической культуре; обосновано качество формирования физической культуры личности в образовательном процессе; исследованы аксиологические основания личностного развития в образовательном процессе по физической культуре [1, 2, 3, 7, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 20, 22].

Таким образом, проведенное исследование позволяет оценить высокую значимость социально-культурного феномена физической культуры и спорта в жизни современного общества в целом и каждой отдельно взятой личности, в частности. В результате комплексного интегрированного анализа обосновано значение социально-культурного феномена физической культуры и спорта как социального института, в котором происходит процесс становления нового современного человека.

Список литературы

1. Боян Й., Янез В., Скобликова Т.В. Философия экспертного моделирования спортивных достижений атлетов-профессионалов // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 6-9.

2. Визитей Н.Н. Социология спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 247 с.

3. Виленский, М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2012. - 324 с.

4. Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - 191 с.

5. Зевелева Е.А. Мировоззренческое и социокультурное воспитание студенческой молодежи / Е.А. Зевелева, Л.К. Казакова, Н.М. Третьякова // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: Материалы V Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 76-82.

6. Зыонг В.Б. Влияние интернета на социокультурное развитие общества // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 64-67.

7. Масалова О.Ю. Аксиологические основания личностного развития студентов в образовательном процессе по физической культуре: монография. - Москва; Смоленск, 2011. - 194 с.

8. Масалова О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2014. - 352 с.

9. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Мир, 1987. - 345 с

10. Скобликова Т.В. Качество формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе вуза // В сборнике: Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры М. Я. Виленский (отв. ред.). -М., 2003. - С. 25-30.

11. Скобликова Т.В. Компетентностный подход в сфере образования при подготовке специалиста по физической культуре // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. - № 4-1 (24). - С. 222-227.

12. Скобликова Т.В. Образовательное пространство физической культуры в вузе как условие формирования здорового образа жизни // Организация физической культуры и спорта в условиях региона материалы V Международной научно-практической конференции. - Калининград, 2003. - С. 276.

13. Скобликова Т.В. Теоретические и методологические проблемы развития личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 2. - С. 54-59.

14. Скобликова Т.В. Физическое воспитание как компонент целостной системы воспитания в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития // Педагогическое образование и наука. 2013. - № 4. - С. 18-25.

15. Скобликова Т.В., Пшибыльски В. Концептуальные основы персонифицированной системы профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры, спорта и туризма // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 9. - С. 42-45.

16. Скобликова Т.В. Педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование физической культуры личности студентов вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. - № 6-1 (51). - С. 207-213.

17. Скобликова Т.В. Физическая культура студентов - важный фактор их социализации / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева // Культура физическая и здоровье. 2005. - № 2. - С. 31-32.

18. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. - № 4 (25). - С. 132-138.

19. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. - № 4. - С. 104-110.

20. Скриплева Е.В., Скобликова Т.В. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. - № 3. - С. 72-75.

21. Сокольская Л.В. Евразийское социокультурное пространство: приглашение к дискуссии // Тенденции развития права в социокультурном пространстве: Материалы Всероссийской научной конференции. 2018. - С. 403-410

22. Физическая культура в образовании и науке: Коллективная монография / Беги-дова С.Н., Борисов М.М., Горшков А.Г., Макеева В.С., Масалова О.Ю., Петьков В.А.,

Скобликова Т.В., Портнягин И.И., Торговкин В.Г., Русанов В.П. - Ярославль, 2013. -256 с.

23. Швыдкая Н.С., Скобликова Т.В. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 32-34.

Andreeva Valeria, associate Professor (e-mail: lyneque@mail.ru)

Southwest state University, Kursk, Russia

Skrepleva Elena Viktorovna, associate Professor

(e-mail: skriplevae@mail.ru)

Southwest state University, Kursk, Russia

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON Abstract: The article presents a comprehensive approach to the study of physical culture and sport as a socio-cultural phenomenon. A variety of approaches to the phenomenon of "culture" is presented. The high importance of the system of physical culture and sport as a social institution in which the process of the development of a new person is based is substantiated. The formation of the physical culture of the individual is consistent with the requirements of the modern education system and the social requirements for its formation. Key words: socialization, physical culture, sport, physical education, physical culture of personality, socio-cultural phenomenon, culture, individual culture.

УДК 308

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

И ЛИЧНОСТИ

Скриплева Елена Викторовна, к.пед.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания (e-mail: skriplevae@mail.ru) Андреева Валерия Юрьевна, к.фил.н., доцент (e-mail: lyneque@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье рассматривается понятие «культура» и физическая культура как социально-культурного феномена. Аргументирована высокая значимость системы физической культуры и спорта как социальной сферы, в которой происходит процесс развития молодого поколения. Доказано развитие физической культуры личности соответствующее запросам современной системы образования и социальным требованиям к ее развитию.

Ключевые слова: культура, физическая культура, физическое воспитание, физическая культура личности, физкультурное образование, физическое здоровье.

Понятие «культура» в философских литературных источниках обуславливается как категории «деятельность», «потребность». С этих позиций она является показателем имеющихся личностных возможностей человека используемых в различной деятельности. По мнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.