УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2008 Е. В. Скриплева, Т. В. Скобликова
кандидат пед. наук, доцент каф. теории и методики физической культуры Курского государственного университета, член-корреспондент МАНПО; доктор пед. наук, професор каф. теории и методики физической культуры Курского государственного университета,
академик МАНПО
Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.
Ключевые слова: профессиональное образование, специалист по физической культуре и спорту, модернизация высшего образования.
Педагогическое образование является составной частью системы образования России. Одной из важных проблем современного российского образования остается проблема качества подготовки молодых специалистов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Социальный заказ предполагает подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к адаптации в современной социокультурной среде, с высоко профессиональным отношением к труду и потребностью в непрерывном самообразовании, самоактуализации, саморазвитии в профессиональной деятельности. Выпускники призваны стать носителями идей обновления лучших традиций отечественного образования и мирового опыта».
В современных условиях, когда на студентов обрушиваются потоки информации, встает необходимость координально нового подхода к определению целей, задач и принципов образования. В основе современной образовательной системы лежат педагогические, технологические, управленческие инновации, ориентированные на максимальное развитие личности, направленные на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения. Особое внимание в настоящее время уделяется формированию навыков самостоятельного получения информации и ее обработки. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентировал современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации». Выдвижение на передний план проблем самопознания, самоопределения личности и отсутствие необходимого для этого материала в содержании образования не позволяет достичь этой цели выпускникам высших учебных заведений.
Смена образовательной парадигмы на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека, который должен воплощать идеал единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это обусловливает необходимость появления нового содержания знания, предлагаемого
ему в системе образования, где особую значимость приобретает методический потенциал информации.
Реформирование системы высшего профессионального образования существенным образом отразилось на формировании его содержания. В основу разработки содержания высшего профессионального образования, по мнению В. А. Сластенина (2004), были положены следующие принципы:
- универсальность - полный набор гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами;
- интерактивность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;
- целостность картины мира, воссоздаваемая комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;
- фундаментальность - научная основательность и высокое качество социогуманитарной и общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки;
- профессиональность - овладение многообразными социальными технологиями;
- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким сектором специализированных учебных предметов специального гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;
- многоуровневость - подготовка на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации [Сластенин 2004].
Главная цель профессионального образования в области физической культуры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта [Ершова 2005].
В последнее время ведется большое количество педагогических исследований в области высшего профессионального физкультурного образования, однако их применение не удовлетворяет потребности государства, общества, личности. Непродуктивным оказывается стихийное использование всевозможных технологий и инноваций. Исходя из этого назрела необходимость построения новой технологии подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современных условиях высшего профессионального образования.
По мнению А. С. Запесоцкого, содержание образовательного процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. Подготовка специалиста гуманитарного профиля (к которому и относится специалист по физической культуре), предполагает решение трех групп задач:
- базовая гуманитарная подготовка;
- формирование проектных качеств и способностей личности;
- овладение специальными технологиями [Запесоцкий 2002].
Модернизированная система требований к качеству подготовки специалиста в
области физической культуры и спорта, по мнению В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышевой,
может включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и, особенно, индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации [Бальсевич 2001].
В своем исследовании мы придерживаемся позиции ведущих ученых, считающих, что профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Эффективное решение проблемы модернизации высшего профессионального образования невозможно без комплексных исследований в различных научных сферах, таких как философия, педагогика, акмеология, психология, социология, путем интеграции их положений в едином исследовании.
На основании этого возникла необходимость приведения в соответствие социально-экономических условий подготовки специалистов этой области деятельности, новых «социальных заказов» на подготовку кадров в этой области, требований к выпускнику, диктуемых временем, включая координацию всех основных звеньев системы подготовки, обеспечивающих формирование
высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. В процессе получения высшего профессионального образования остро встает необходимость в создании максимально приближенных условий будущей деятельности специалиста по физической культуре, для того чтобы студент предвидел результат своей деятельности и мог адаптироваться и самоопределяться в изменяющихся условиях жизни [Магин 2006].
По мнению П. И. Пидкасистого, современный образовательный процесс характеризуют:
актуальность - уменьшение разрыва между новейшими достижениями науки и производства и их отображением в учебных дисциплинах;
интегративность - синтез знаний, получаемых из фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук;
оптимальность - достижение при наименьших затратх силы учебновоспитательных целей;
научность - переход к глубокому научно обоснованному анализу образовательного процесса.
При подготовке специалистов по физической культуре очевидна необходимость в разработке и учебных программ, организующих деятельность студентов по овладению знаниями и умениями, дающих ему информацию по содержанию учебной деятельности. С этой целью преподавателю важно ориентироваться в том, какие знания и с какой целью он хочет сформировать у студента. Немаловажную роль играет установление последовательности действий, структура операционального состава, исполнительская, оценочная, ориентировочная, нахождение способов повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Если студент не видит выхода в решении той или иной ситуации, не видит результатов своей познавательной деятельности, снижается развивающая и мотивирующая функции обучения.
Таким образом, применение наукоемких подходов, основанных на системном исследовании изучаемых явлений, позволяет найти резервы в повышении качества и эффективности новой педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт» : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Кузина, Н. Н. Чеснокова, И. М. Быховской. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 28-71.
2. Ершова, Н. Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры / Н. Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №9. - С. 44-47.
3. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика/ А. С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 456 с.
4. Магин, В. А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий : автореф. дисс. ... докт. пед. наук / В. А. Магин. - М., 2006.
5. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. - С. 42-50.