Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях'

Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3000
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / специалист по физической культуре и спорту / модернизация высшего образования / professional education / a specialist in physical training and sports / the modernization of the system of higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скриплева Е. В., Скобликова Т. В.

Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORMING OF THE SYSTEM OF A PHYSICAL TRAINING SPECIALIST PROFESSIONAL TRAINING

The problem of young specialists qualitative training still remains one of the most important problems of the contemporary education in Russia. The professional training of a physical training specialist constitutes a complicated, dynamic pedagogical system. The effectiveness of the young specialists training depends on many factors but in the basis of them are the peculiarities of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2008 Е. В. Скриплева, Т. В. Скобликова

кандидат пед. наук, доцент каф. теории и методики физической культуры Курского государственного университета, член-корреспондент МАНПО; доктор пед. наук, професор каф. теории и методики физической культуры Курского государственного университета,

академик МАНПО

Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.

Ключевые слова: профессиональное образование, специалист по физической культуре и спорту, модернизация высшего образования.

Педагогическое образование является составной частью системы образования России. Одной из важных проблем современного российского образования остается проблема качества подготовки молодых специалистов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Социальный заказ предполагает подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к адаптации в современной социокультурной среде, с высоко профессиональным отношением к труду и потребностью в непрерывном самообразовании, самоактуализации, саморазвитии в профессиональной деятельности. Выпускники призваны стать носителями идей обновления лучших традиций отечественного образования и мирового опыта».

В современных условиях, когда на студентов обрушиваются потоки информации, встает необходимость координально нового подхода к определению целей, задач и принципов образования. В основе современной образовательной системы лежат педагогические, технологические, управленческие инновации, ориентированные на максимальное развитие личности, направленные на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения. Особое внимание в настоящее время уделяется формированию навыков самостоятельного получения информации и ее обработки. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентировал современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации». Выдвижение на передний план проблем самопознания, самоопределения личности и отсутствие необходимого для этого материала в содержании образования не позволяет достичь этой цели выпускникам высших учебных заведений.

Смена образовательной парадигмы на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека, который должен воплощать идеал единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это обусловливает необходимость появления нового содержания знания, предлагаемого

ему в системе образования, где особую значимость приобретает методический потенциал информации.

Реформирование системы высшего профессионального образования существенным образом отразилось на формировании его содержания. В основу разработки содержания высшего профессионального образования, по мнению В. А. Сластенина (2004), были положены следующие принципы:

- универсальность - полный набор гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами;

- интерактивность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;

- целостность картины мира, воссоздаваемая комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;

- фундаментальность - научная основательность и высокое качество социогуманитарной и общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки;

- профессиональность - овладение многообразными социальными технологиями;

- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким сектором специализированных учебных предметов специального гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;

- многоуровневость - подготовка на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации [Сластенин 2004].

Главная цель профессионального образования в области физической культуры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта [Ершова 2005].

В последнее время ведется большое количество педагогических исследований в области высшего профессионального физкультурного образования, однако их применение не удовлетворяет потребности государства, общества, личности. Непродуктивным оказывается стихийное использование всевозможных технологий и инноваций. Исходя из этого назрела необходимость построения новой технологии подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современных условиях высшего профессионального образования.

По мнению А. С. Запесоцкого, содержание образовательного процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. Подготовка специалиста гуманитарного профиля (к которому и относится специалист по физической культуре), предполагает решение трех групп задач:

- базовая гуманитарная подготовка;

- формирование проектных качеств и способностей личности;

- овладение специальными технологиями [Запесоцкий 2002].

Модернизированная система требований к качеству подготовки специалиста в

области физической культуры и спорта, по мнению В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышевой,

может включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и, особенно, индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации [Бальсевич 2001].

В своем исследовании мы придерживаемся позиции ведущих ученых, считающих, что профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Эффективное решение проблемы модернизации высшего профессионального образования невозможно без комплексных исследований в различных научных сферах, таких как философия, педагогика, акмеология, психология, социология, путем интеграции их положений в едином исследовании.

На основании этого возникла необходимость приведения в соответствие социально-экономических условий подготовки специалистов этой области деятельности, новых «социальных заказов» на подготовку кадров в этой области, требований к выпускнику, диктуемых временем, включая координацию всех основных звеньев системы подготовки, обеспечивающих формирование

высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. В процессе получения высшего профессионального образования остро встает необходимость в создании максимально приближенных условий будущей деятельности специалиста по физической культуре, для того чтобы студент предвидел результат своей деятельности и мог адаптироваться и самоопределяться в изменяющихся условиях жизни [Магин 2006].

По мнению П. И. Пидкасистого, современный образовательный процесс характеризуют:

актуальность - уменьшение разрыва между новейшими достижениями науки и производства и их отображением в учебных дисциплинах;

интегративность - синтез знаний, получаемых из фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук;

оптимальность - достижение при наименьших затратх силы учебновоспитательных целей;

научность - переход к глубокому научно обоснованному анализу образовательного процесса.

При подготовке специалистов по физической культуре очевидна необходимость в разработке и учебных программ, организующих деятельность студентов по овладению знаниями и умениями, дающих ему информацию по содержанию учебной деятельности. С этой целью преподавателю важно ориентироваться в том, какие знания и с какой целью он хочет сформировать у студента. Немаловажную роль играет установление последовательности действий, структура операционального состава, исполнительская, оценочная, ориентировочная, нахождение способов повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Если студент не видит выхода в решении той или иной ситуации, не видит результатов своей познавательной деятельности, снижается развивающая и мотивирующая функции обучения.

Таким образом, применение наукоемких подходов, основанных на системном исследовании изучаемых явлений, позволяет найти резервы в повышении качества и эффективности новой педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт» : сб. науч. тр. / под ред. В. В. Кузина, Н. Н. Чеснокова, И. М. Быховской. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 28-71.

2. Ершова, Н. Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры / Н. Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №9. - С. 44-47.

3. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика/ А. С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 456 с.

4. Магин, В. А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий : автореф. дисс. ... докт. пед. наук / В. А. Магин. - М., 2006.

5. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. - С. 42-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.