УДК 796.011
A.B. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
МАНПО, главный редактор журнала «Культура физическая и здоровье»
Г.Р. Гостев, кандидат педагогических наук, доцент
И.Б. Щербакова, ответственный секретарь журнала
«Культура физическая и здоровье»
(г. Воронеж)
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НЕСПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Статья рекомендована к печати Заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук, профессором Е.П. Белозерцевым, доктором педагогических наук,
профессором Л.И. Лубышевой.
Аннотация. Неспециалъное физкультурное образование рассматривается как органическая часть образования личности. Оно формируется в силу объективной потребности в физической подготовке подрастающего поколения к жизнедеятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками.
Ключевые слова: физическая культура, физкультурное образование, потребность, деятельность, двигательные умения, навыки, физические способности.
A.V. Lotonenko, doctor of pedagogial sciences, member-correspondent manpo, chief-editor of the magarine «Phiscal culture and healh» G.R. Gostev, candidate of pedagogial sciences, associate professor I.B. Sherbakova, comhetitor (Voronez)
STRUCTURE AND FUNCTIONS OF NONSPECIAL PHYSICAL CULTURE EDUCATION FOR STUDENTS
Abstract. Nonspecial physical culture education is considered as the organic part of personality formation. It is comprjosed by virtue of the objective need in physical training of rising generation for their life activity and need to master their knowledge, ability, skill.
Key words: physical culture, physical culture education, need, activity, moving abilities, skills, physical abilities.
Каждая область человеческой деятельности всегда имеет исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строение - связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организа-
ция, упорядоченность (В.М. Выдрин, 1988, 2001, 2004). Основными видами (компонентами) физической культуры являются неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура. Эта структура сформировалась исторически, в процессе удовлетворения
личностных и общественных потребностей (В.М. Выдрин, 1984, 1995, 2001, 2004; Л.И. Лу-бышева, 1992, 1996; H.A. Пономарев, 1998; В.В. Приходько, 1991; В.И. Столяров, 1985).
Неспециальное физкультурное образование (НФО) является первым и необходимым условием формирования культуры физической каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в физкультурной деятельности.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор педагогических наук, профессор Евгений Петрович Белозерцев в своей статье «Миссия образования - счастливый человек» пишет, что «система образования создается для человека, функционирует и развивается для человека. Образование по сути своей служит полному развитию человеческой природы, формированию его личности» (с. 152). НФО формирует сложный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на историческом житейском опыте и научных данных (В.М. Выдрин, 1988, 2001; А.В. Лотоненко, 1998; Г.Н. Пономарев, 2007; Н.И. Пономарев, 1974, 1996; В.В. Приходько, 1991).
Понятие НФО введено в научный оборот в конце 1980-х гг. (В.В. Приходько, 1991; Е.П. Кар-гаполов, 1992; Л.И. Лубышева, 1992; В.М. Выдрин, 1995). Оно интерпретирует традиционное понятие «физическое воспитание» в качестве органического вида образования в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физкультурной подготовке студенческой молодежи к жизнедеятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками.
НФО отлично от того, которое получает молодежь в физкультурных учебных заведениях (В.М. Выдрин, 1995). Однако оно подчеркивает не «второстепенность» или более низкое качество образованности молодежи, а лишь фиксирует тот факт, что образование в области физической культуры используется не для профессиональной деятельности, а необходимо для организации собственно «человеческой деятельности» (В.В. Приходько, 1991). Его проблемы определяются, прежде всего, тем, что в гуманитарных и технических вузах физическое воспитание
направлено в основном на телесное, физическое развитие, а не на восприятие и осознание ценностей физической культуры.
В сложившейся практике кафедр физического воспитания традиционно внимание уделяется не знаниям, а внешним, конкретным количественным показателям уровня физической подготовленности, выполнению зачетных нормативов и требований и т.п., но не формированию потребности в культуре физической (Г.К. Зайцев, 1993; Л.И. Лубышева, 1993; 1995). Поэтому в мотивационной структуре физического воспитания студентов приоритетны базовые потребности, естественно присущие любому человеку, и так называемые «квазипотребности» (временных мотивов), образование которых связано с поиском достижения формальной цели - получения зачета. Как показали наши социологические исследования, студенты в этих условиях не получают систематических знаний по вопросам осознанного формирования физической культуры, здорового образа и спортивного стиля жизни, что отрицательно сказывается на их образовательном и общекультурном уровне.
П.Ф. Лесгафт в свое время отмечал, что «педагоги ... не подозревают о физическом образовании ..., в лучшем случае они говорят о развитии тела» (Избр.тр., - М.: ФиС, 1987). С того времени многократно совершенствовались вузовские программы, однако основной подход остается быть направленным на подготовку студентов до среднего уровня по своим двигательным показателям. Утилитарная, не подлинно культурная направленность учебно-тренировочного процесса снижает престиж физической культуры, не способствует осознанию ее как личной и общественной ценности, не способствует формированию потребности у молодежи в физкультурной деятельности (Л.И. Лубышева, 1992).
Однако требования экономического, научного потенциала России, заключающегося во всесторонней подготовке молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности, подчеркивают значимость развития физической культуры молодежи, как важного вида общей культуры специалиста современной эпохи. Это требует более глубокого анализа и осмысления
164
НФО и пересмотра содержания физкультурного образования студентов вузов нефизкультурного профиля.
«Образовательная направленность в сфере физической культуры, - пишет заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Василий Меркурь-евич Выдрин, - означает процесс обогащения молодежи знаниями, которые способствуют творческому, осознанному отношению к задачам, средствам, методам физического развития, формированию отношения к физической культуре как к ценности» (1995. - С. 16). Об усилении образовательной направленности в области физкультурной деятельности студенческой молодежи пишут В.К. Бальсевич (1991), Ю.Н. В авилов (1990), В.М. Выдрин (1995), Л.И. Лубышева (1992)и др.
Доктор педагогических наук, профессор, главный редактор научно-теоретического журнала «ТиПФК» Людмила Ивановна Лубышева (1992) знания рассматривает: во-первых, как один из важнейших компонентов содержания образования в области физической культуры, который представлен в дисциплине «Физическая культура» в виде дидактически обоснованной системы факторов, понятий, принципов, которыми располагает теория физической культуры; во-вторых, как достояние каждого человека, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать в физкультурной деятельности для достижения своих целей и удовлетворения потребностей в этой сфере культуры.
Важно, чтобы студент представлял, что знания, приобретенные в избранном виде физической культуры, не только позволяют реализовать потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через оптимальное физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей личности студента - общение, стремление к познанию, самоутверждение, нравственные и эстетические черты современной молодежи.
Без прочного усвоения знаний невозможен ни один акт сознательной деятельности молодого человека по освоению двигательных умений, практическому использованию их с целью ук-
репления здоровья, коррекции телосложения, духовного и физического развития. На основе многолетних педагогических наблюдений установлено, что только на основе индивидуальных знаний физкультурная деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей личности находить оригинальные пути удовлетворения интересов и потребностей в области физкультурной деятельности. Глубокие знания в применении средств, методов и способов выполнения упражнений, осознание сути тренировочного процесса, позволяют плодотворно заниматься самосовершенствованием.
В практической деятельности по физическому воспитанию студентов понятие НФО отображает усиление образовательного аспекта в физкультурной деятельности молодежи, что подтверждается в работах авторов 90-х гг. (Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных, 1990; Е.П. Каргаполов, В.В. Приходько, 1990; 1992; В.М. Выдрин,1988; В.К. Бальсевич, 1993; Л.И. Лубышева, 1996). Это понятие вполне оправдано в процессе практической деятельности в области формирования физической культуры студентов нефизкультурных вузов (В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотонен-ко, 1991). Ему дано всестороннее теоретическое обоснование в сформировавшейся «Теории физической культуры» (В.М. Выдрин, 1988; 1995).
НФО по существу реализует свою педагогическую сущность и усиливает роль физической культуры в повышении уровня общей культуры студенческой молодежи. НФО студенческой молодежи начинается с расширения представления об этом феномене как важнейшем компоненте и неотъемлемой части общей культуры человека. Обеспечивается оно освоением единого комплекса систематизированных знаний в области социальной психологии, педагогики и других естественнонаучных дисциплин, которые создают предпосылки к сознательному формированию потребностей в физкультурной деятельности.
Сознание формируется идеологическими дисциплинами, а телесность дисциплиной «физическая культура». При этом предметное содержание физкультурного образования в своей теории ориентируется на здоровый организм, а практика, имея дело с двигательной активнос-
тью, все более ориентируется на физические качества.
НФО, даже в такой своей части, как обучение двигательным действиям, не есть просто утилитарный процесс трансляции того или иного движения, а есть сложная система человеческой деятельности.
В то же время мы убеждены, что кардинальные изменения в массовом НФО студенческой молодежи могут произойти только в случае создания в педагогической системе информационно-образовательного обеспечения здорового образа и спортивного стиля жизни.
Разрабатывая педагогическую систему формирования у студентов потребности в физической культуре, мы исходили из слов П.Ф. Лесгаф-та, где он подчеркивал, что «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». При этом, он указывал: «... всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». Далее он указывает, «чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнений» (Собр. пед. соч. Т.4. - С. 185).
Рассматриваемое нами с гносеологических и теоретико-познавательных позиций образование в современной высшей школе представляет собой систему, состоящую из: чувственно-эмоционального отражения реальности (оно включено в предметную деятельность); понятийное мышление на уровне обыденного сознания; отражение собственно научное, которое обладает наибольшей самостоятельностью, силой предвидения и связано с общественной практикой наиболее сложным образом.
Применяемое П.Ф. Лесгафтом понятие «физическое образование» охватывает весь процесс формирования организма и личности, в том числе и особо под влиянием специально организованного воздействия, включающего систему физических упражнений и другие специфические средства. Следовательно, вся система средств классифицирована им по педагогическим задачам широкого профиля: «приучить к на-
стойчивой и продолжительной деятельности и к умению управлять собою при работе, требующей большого напряжения и продолжительности», приучаться к возможно большей самостоятельности в действиях и к волевым проявлениям и т.п. Личностная установка молодого человека на «постоянное овладение знаниями является выражением потребности в саморазвитии и самореализации человека» (В.М. Выдрин, 1995. - С. 15).
Согласно трактовке существующих учебников, физическое воспитание - это обучение движениям, развитию физических качеств человека (Л.П. Матвеев, 1983; В.М. Выдрин, 1988). По мнению Л.П. Матвеева (1983), среди сложившихся специальных дисциплин, непосредственно связанных с физической культурой, теория физического воспитания - одна из наиболее широко обобщающих. Однако она не представляет собой всей общей теории физической культуры, поскольку физическая культура существует не только в форме физического воспитания.
Обучение и развитие во всех словарях трактуется не как воспитание, а как образование. Так, в словаре С.И. Ожегова (1985) образование - это «совокупность знаний, полученных специальным обучением» ( С. 423). В СЭС (1982. - С.907) образование - «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду».
Физкультурное образование занимается вооружением молодежи знаниями о влиянии физических упражнений на человека, развитием физических качеств (способностей), двигательных навыков, обеспечивает физическую, волевую подготовку к их будущей жизнедеятельности. При анализе отдельных аспектов физкультурного образования, а также его основных частей - обучения и воспитания, обязательно следует подчеркивать определяющим словом их направленность.
НФО студентов вузов нефизкультурного профиля можно охарактеризовать как специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физкультурное развитие студенческой молодежи, специфическую ее подготовку к вы-
166
полнению профессиональной деятельности и социальных обязанностей в обществе (А.В. Ло-тоненко, Е.А. Стеблецов, 1997). Основной его целью следует считать формирование у них системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры. Важное значение приобретает системное освоение студенческой молодежью рациональных способов управления своими движениями, осознанного приобретения таким путем необходимого в профессиональной деятельности объема двигательных умений и навыков.
В процессе образовательной деятельности специалисты кафедр физического воспитания должны учитывать компоненты, которые относятся к духовной сфере студенческой молодежи - это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степень развития потребностей и интересов, убеждений. Это, в конечном итоге, определяет их социальную активность и содействует подготовке гармонично развитых, квалифицированных молодых специалистов производства, науки, культуры.
Одна из главных задач НФО - научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Как показали педагогические наблюдения, в системе вузовского образования существует опасность превращения знаний в невостребованный «багаж». Это явление наблюдается в молодые годы, включая студенческий возраст, когда умственная деятельность по своему характеру связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если они только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодежи, отделяясь от их интересов и потребностей. Отсюда следует, что целью и основными задачами НФО студентов является формирование их физической культуры как системного и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры молодого специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности, активном отдыхе. Последовательно расширяясь, круг представлений и понятий, приобретаемых посредством формирования личностной культу-
ры физической, сливается с общей системой знаний и играет важную роль в формировании научного мировоззрения человека.
Исходя из требований «Примерной вузовской программы», в педагогической системе образовательную деятельность мы условно объединили в группы: 1 - методы организации и проведения неспециального физкультурного образования в спортивной деятельности, физической рекреации и двигательной реабилитации; 2 - методы управляемого педагогического воздействия на развитие физических кондиций молодого человека, развитие основных физических качеств и двигательных навыков; 3 - методы интеллектуального воспитания, включающие овладение фундаментальными основами физкультурной деятельности, использование информационного материала, формирование осознанного формирования здорового образа и спортивного стиля жизни; 4 - информативные методы оценки физической подготовленности и функционального состояния организма студентов.
Одним из путей реализации физкультурного образования студенческой молодежи, акцентирующем приоритет «общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма» (Л.И. Лубышева, 1997. - С. 14). Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, спортивный стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания являются основными человеческими ценностями олимпиз-ма.
При разработке программы НФО целесообразно выделить три группы задач:
1. формирование специальных знаний в области всестороннего гармоничного развития личности студента, двигательных умений и навыков, приемов и действий, рациональной техники выполнения физических упражнений, технологий тренировки в учебном процессе;
2. физкультурное образование в процессе которого формируется осознанное отношение студентов к своим физическим возможностям и твердая уверенность в них, преодоление значительных тренировочных нагрузок, формиро-
вание потребности в повышении личностной физической культуры;
3. осуществление управляемого педагогического воздействия (развитие силы, быстроты, выносливости и др. физических качеств), повышение функциональных возможностей организма студентов (например, кардио-респираторной системы) при физических нагрузках и в восстановительном периоде.
Совокупность этих специфических компонентов в педагогической системе формирования физической культуры молодежи дает специалистам кафедр наиболее эффективный подход в реализации задач физкультурной образованности студенческой молодежи гуманитарных и технических вузов.
В последние годы все чаще указывается на различие двух понятий в физкультурной практике педагогов - «физкультурно образованный» и «физкультурно грамотный» индивид ( В.В. При-ходько, 1991; Л.И. Лубышева, 1993; В.М. Выдрин, 1995). «Образованность», по мнению специалистов, понятие более широкое, чем «грамотность», «начитанность», «информированность». Его специфика заключается в том, что оно представляет собой не сумму готовых знаний, а результат их глубокой проработки.
Е.П. Белозерцев (2009) указывает на то, что «смысл образования заключается в достижении определенного уровня и качества образования. Этот смысл достигается благодаря интеграции возможного и действительного, ожидаемого и реального; концентрируется в целях воспитания и обучения» (С. 151).
В.В. Приходько (1991) «физкультурную грамотность» рассматривает как понимание индивидом знаковых систем, используемых для описания различных областей физической культуры, применяемых с рекреационной и оздоровительной направленностью. Основное отличие этих двух явлений в том, что неспециальное физкультурное образование претендует на формирование сознательного и активного участия личности в физкультурной деятельности, тогда как «физкультурно грамотных людей сейчас большинство».
Данные В.В. Приходько, полученные при проведении организационно-деятельностной
игры «Путь в оздоровительную физкультуру: проблемы и способы их решения», свидетельствуют о том, что в этой деятельности можно выделить два важных типа «естественных» ситуаций сознательного формирования человека как «физ-культурно образованного» (1991).
Первая ситуация соответствует физкультурной деятельности, когда она осуществляется «по интересам» и по клубному принципу, привлекая личность как сознательного участника в этой сфере деятельности и сопровождается на протяжении его жизнедеятельности.
Вторая характеризуется не сформировавшимися у молодежи потребностями в физкультурной деятельности. Данная личность обычно не задумывается об организации здорового образа и спортивного стиля жизни, в повышении уровня личностной физической культуры.
Х.Г. Гадамер (1988), связывая образование с «образованием сознания», отмечает, что «общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Тот, кто предается частностям, необразован». Поэтому НФО является важным способом формирования образа жизни и жизнедеятельности молодежи нового тысячелетия. Физкультурно-образованный человек, по мнению В.В. Приходько, является активным деятелем по формированию собственного «ß», среды обитания.
В последние годы появилось понятие «физкультурное воспитание» (В.К. Бальсевич, 1991; Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных, 1992; Л.И. Лубышева, 1992; 1996; 1997; Ю.М. Николаев, 1997), которое предполагает два основных направления: 1- формирование знаний, умений, навыков; 2 - разработка региональных программ для вузов нефизкультурного профиля.
Уровень культуры физической современного студенчества определяется нами степенью образованности их в данной области знаний, осознанной потребностью в использовании физических упражнений и их комплексов, других видов двигательной деятельности в целях укрепления здоровья, валеологическую направленность физкультурной деятельности для формирования телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психо-
168
эмоциональной устойчивости личности студента.
НФО в педагогической системе должно занимать приоритетное положение и предоставлять возможность более широкого осмысления сущности физической культуры студенческой молодежи, обуславливать поиск эффективных методических и организационных подходов в формировании физической культуры личности студента как важного вида общей их культуры. Данный подход предусматривает фундамента-лизацию содержания физкультурного образования - широкое представительство в нем общекультурных, психолого-педагогических и социальных аспектов, что в конечном итоге приведет к постепенному перерастанию процесса традиционного физического воспитания в целенаправленный процесс физкультурного образования молодежи (Л.И. Лубышева, 1996).
В процессе НФО осуществляется и физкультурное воспитание, то есть формирование у студентов положительного, осознанного отношения к различного рода физкультурной деятельности. В нашем случае «образование - могучий фактор воспитания» (В.М. Выдрин, 1995. - С. 16).
Воспитание, в широком смысле слова, включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности будущего молодого специалиста, подготовка его к жизнедеятельности. В более узком, собственно педагогическом смысле слова, воспитание - это «воздействие на ум, чувства, волю человека в целом с целью формирования у него качеств, необходимых обществу, формирования мировоззрения, нравственного облика» (В.М. Выдрин, 1988). Автор подчеркивает органическое единство «воспитания с обучением», в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. Другими словами, воспитание физкультурное - это формирование отношения личности студента (группы студентов) к фактам, явлениям, различным видам физкультурной деятельности (неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация). Оно указывает на формирование активного отношения к различным
видам физической культуры , как одному из средств и способов собственного гармоничного развития молодого человека, формирование потребностей в каждодневном духовном и физическом совершенствовании, с помощью разнообразных средств, методов и форм тренировочных занятий.
Образовательная деятельность в различных видах физической культуры позволит студентам составить целостное представление в этом виде культуры, расширит их представления как оперировать специальными понятиями, осознать закономерности и механизмы (технологию) двигательной (физкультурной) деятельности, правильно использовать принципы и методы управления физкультурной активностью, строить по своим интересам и потребностям ее новые образцы и принимать активное участие в физкультурной и общественной практике, успешно формировать отношения к физической культуре как ценности (В.М. Выдрин, 1992; Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных, 1992; В.В. Приходько, 1992).
НФО студенческой молодежи потребует кардинальных изменений в организационных структурах вузов, более высокой профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.
Особое значение приобретает валеологи-ческое воспитание среди студентов нефизкультурных вузов, «ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности» (Л.И. Лубышева, 1997. -С. 14). По заключению автора, в программу ва-леологического воспитания должны быть включены следующие приоритетные направления: «- воспитание физической культуры человека; -воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни; - практическое освоение оздоровительных систем». Данное направление при освоении различных видов физической культуры в вузах нефизкультурного профиля является по существу одним из самих значительных и эффективных в современной высшей школе, «поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека» (Л.И. Лубышева, 1997. - С. 14).
Из этого следует, что региональные учебные программы по физической культуре должны исходить из того, что целью физкультурного образования должно быть обучение студентов основам индивидуальной двигательной деятельности, под которой следует понимать сознательно управляемую физкультурную активность молодого человека, направленную на развитие и совершенствование его собственной психофизической природы. Достижение этой цели должно осуществляться в условиях учебно-воспитательного педагогического процесса, реализующего по сути поэтапный «перевод» студента из объекта в субъект деятельности.
Содержание и направленность процесса обучения базовым основам физкультурной деятельности будет характеризоваться:
- формированием естественнонаучного мировоззрения молодого человека в области физической культуры;
-расширением функциональных и адаптационных возможностей занимающихся путем всестороннего воздействия физическими упражнениями в самостоятельных занятиях на развитие своего организма;
- обучением умению использовать различные системы и виды физических упражнений в собственном самосовершенствовании, имеющих рекреационную направленность;
- обогащением двигательного опыта благодаря овладению базовыми средствами двигательной деятельности и базовыми основами избирательного вида спортивной деятельности;
-воспитанием основных физических качеств на базе общей и специальной физической подготовки;
- развитием основных психических процессов и индивидуальных свойств личности студента благодаря активному включению его в преобразовательный процесс физкультурной деятельности.
Данное концептуальное положение обуславливает новое представление о сущности содержания НФО в гуманитарных и технических вузах. В данном случае преобразовательная двигательная деятельность молодого человека, которая, являясь одной из форм двигательной активности, характеризуется направленным пре-
образованием «внутренней» природы индивида и реализует его потребности в активной творческой жизнедеятельности.
Современное понимание НФО определяет новые цели и содержание физической культуры студенческой молодежи. Поэтому одной из основных задач кафедр физической культуры в нефизкультурных вузах является формирование у студентов убежденности в необходимости регулярно изучать особенности своего организма, научиться рационально использовать свой физический потенциал, вести здоровый образ жизни и постоянно осваивать ценности физической культуры в повседневной жизнедеятельности. Поэтому основными составляющими процесса физкультурной деятельности молодежи должны стать:
- создание условий для развития естественных природных способностей молодого человека, т.е. обучение двигательным действиям (умениям и навыкам), обогащающим природные задатки, а также способам самообучения и построения собственных программ развития физических качеств;
- формирование представлений, установок, отношений, потребностей, способов здорового образа и спортивного стиля жизни (физкультурное образование - через образ физической культуры другой личности). Важным условием, целью и результатом должна явиться непрерывность (постоянство) этого процесса. Непрерывность образовательной деятельности в области физической культуры молодежи должна достигаться не путем последовательного овладения определенным, количественно возрастающим набором знаний, умений, навыков, а целостным овладением богатства культуры в соответствии с возрастно-половыми особенностями занимающихся, культурно-историческими традициями и т.д. Она должна обеспечиваться через создание таких условий, когда происходит гармонизация личности физически и духовно, обеспечивается всему контингенту студенческой молодежи полнота переживаний и ощущений, стойкого интереса к физкультурной деятельности, т.е. условий для возникновения постоянной внутренней потребности в физическом самосовершенствовании, потребности, не прерывающей физкультурную активность молодежи.
170
В современных условиях обновляющейся России, когда новая система координат задает вектор развития нынешних процессов в экономике, политике, культуре - образование все больше осознается не столько как обучение знаниям, трансляции информации от более опытного человека (педагога) к менее опытному (в данном случае - студенту), но и как «осознание» себя и мира, «погружение» в культуру, преображение внутреннего мира молодого человека по законам гармонии.
В материалах первого Международного научного конгресса «Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация» (Белгород, 2009) представлены результаты исследований актуальных проблем развития физкультурного образования на современном этапе по следующим направлениям: теоретико-методологических основ физкультурного образования; содержания и направленности профессионального физкультурного образования; модернизации системы непрерывного физкультурного образования; современных проблем здоровья и здорового образа жизни в физкультурном образовании; спорта в системе физкультурного образования; медико-биологических проблем физкультурного образования; проблемных вопросов организации и методики физкультурного образования; содержания и направленности профессионального образования специалистов физической культуры в силовых ведомствах; содержания и направленности образования в адаптивной физической культуре.
Литература:
1. Антонюк, С.Д. Значение теории П.Ф. Лесгафта для становления концепции адаптивного физкультурного образования / С.Д. Антонюк / Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы I Междунар. науч. конгр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - Ч. 2. - С. 170 - 172.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - С. 208.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубы-
шева // Теория и практика физической культуры.
- 1995. - № 4. - С. 2-8.
4. Бальсевич, В.К. От физического воспитания к созданию отечественной системы спортивного образования в школе /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Евразийский форум. - 2009. - № 1. -С. 153-168.
5. Бальсевич, В.К. Этапы формирования кинези-ологического потенциала человека / В.К. Баль-севич / Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы I Междунар. науч. конгр. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - Ч. 2. - С. 3-4.
6. Белозерцев, Е.П. Миссия образования - счастливый человек (по прочтении И.А. Бунина) / Е.П. Белозерцев // Берегиня. 777. Сова. - 2009. -№ 1. - С. 148-156.
7. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современного отечественного педагогического знания / Е.П. Белозерцев // Евразийский форум. - 2009.
- № 1. - С. 142-152.
8. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высш. школа, 1989. - С. 33-36.
9. Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001. - №3. - С. 2-7.
10. Выдрин, В.М. Физическая культура - органическая часть культуры общей и личности / В.М. Выдрин // Проблемы физической подготовки студенческой молодежи: Сб. науч. тр. - Воронеж: ВГУ, 1987. - С. 16-23.
11. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) / В.М. Выдрин // Учеб. пособие. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - С. 45.
12. Выдрин, В.М. Физическое образование студенческой молодежи / В.М. Выдрин, А.В. Лотонен-ко // Физическая культура и спорт в повышении социальной активности студентов: сб. науч. тр. УСХИ. - Умань, 1990. - С. 5-9.
13. Выдрин, В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5-6. - С. 15-17.
14. Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры / В.М. Выдрин // Учеб. пособие / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - С. 76.
15. Выдрин, В.М. Физическая культура вид культуры личности и общества / В.М. Выдрин. Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - С. 112.
16. Горелов, A.A. Терминологические проблемы в физкультурном образовании / А.А. Горелов // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Междунар. науч - практ. конф. (Белгород, 17-20 окт. 2007г.). - Белгород: изд - во БГУ, 2007.-С. 3-5.
17. Горелов, A.A. Теоретические основы физической культуры: курс лекций / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. - Белгород: ЛитКараВан, 2009.- С. 124.
18. Гостев, Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях / Р.Г. Гостев. - М.: «Еврош-кола», 2005. - С. 418.
19. Козлов, A.B. Некоторые аспекты формирования потребности в спортивно ориентированной физкультурной деятельности / А.В. Козлов, А.В. Лотоненко, И.Б. Щербакова / Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научи, тр. под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГФДИ (ХХПИ), 2009. - № 2. - С. 54-59.
20. Лотоненко, A.B. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. - М.: ФОН, 1997. - С. 317.
21. Лотоненко, A.B. Культура физическая и здоровье: Монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. - М.: «Еврошко-ла», 2008. - С. 450.
22. Лотоненко, A.B. Формирование готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно-
ориентированного обучения / А.В. Лотоненко, О.А. Григорьев, Г.Р. Гостев // Евразийский форум, 2009. - № 1. - С. 169-182.
23. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1. - С. 11-17.
24. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
25. Марищук, В.Л. Психофизиологические основы профессионально-значимых физических качеств / В.Л. Марищук // Автореф. дис. .. .докт. психол. наук. - Л., 1982. - 42 с.
26. Марищук, В.Л. О корригировании и совершенствовании некоторых физических и психических профессионально важных качеств / В.Л. Мари-щук // Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. - Л.: ВДКИФК, 1985. - С. 5-10.
27. Марищук, В.Л. О развитии российского физкультурного образования в XIX веке / В.Л. Марищук, Т.В. Платонова // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1(26). - С. 3-7.
28. Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы первого Международного научного конгр. (Белгород, 21-24 октября 2009): в 2 ч. / под ред. В.В. Сокорева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 4.2. - С. 242.
29. Сластенин, ВЛ. Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов // Учеб. пособие для студентов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 512.
172