ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
К РАЗВИТИЮ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.Б. Андрющенко
ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Рассматриваются вопросы формирования физической культуры у студентов на основе современных тенденций развития высшего профессионального образования.
Современное состояние теории и методики физической культуры - это определенный симбиоз общих основ теории и методики физического воспитания, типичных направлений и форм применения физической культуры в жизни человека и общества, дополненных в общей структуре ее предмета разделом «Введение в теорию физической культуры». Последний, ввиду явной недостаточности методологической базы, объема содержания, слабой архитектоники, мало что прибавляет к теории физической культуры. Вероятно, если исходить из методологии построения теорий, при переходе на новый, более высокий уровень теоретического знания должна быть определена новая концептуальная база формирующейся теории, раскрыто принципиально новое ее программное содержание, сформулирован ее основополагающий категориальный аппарат [Б.М. Кедров, 1973; B.C. Стёпин, 2000; Э.Г Юдин,
1997 и др.]. Вместе с тем следует отметить, что формирование концептуальных положений перехода с уровня теории физического воспитания на уровень теории физической культуры началось в 60-80 годы XX века [В.М. Выдрин, 1986; Л.П. Матвеев 1975-1982; А.Д. Новиков, В.М. Зациорский, 1970; Н.И. Пономарев, 1960; В.И. Столяров, 1985].
После 1986 года до середины 90-х годов шло интенсивное осмысление с многих позиций: философско-культуроведческих, человекотворческой функции культуры, единства культуры и ее содержания; понимания человека как ценности, интегральной индивидуальности; биосоциокультурной и других. Среди них как особо важные следует отметить концепции:
1. О соотношении биологического и социального, телесного и
духовного в человеке в сфере физической культуры [В.К. Бальсевич, 1988, 1991; И.М. Быховская, 1993; Н.Н. Визитей, 1985; Л.П. Лубышева, 1996; Н.И. Пономарев, 1985, 1996 и др.]; формирования физической культуры личности [В.К. Бальсевич, 1988; И.М. Быховская, Л.П. Лубышева, 1998;
М.Я. Виленский, 1991; А.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 1998; В.А. Пономарчук, 1991; В.И. Столяров, 1995; Г.М. Соловьев, 1999; Т.В.Скобликова и др.]; единства ее интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов [Л.П. Лубышева, 1992].
2. Возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции
развития двигательной функции в процессе физического воспитания,
спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий [В.К. Бальсевич, 1988]; ее роли во всестороннем и гармоническом развитии человека [Н.Н. Визитей, 1985, Ю.М. Николаев, 1998; А.Ц. Пуни, 1985 и др.]; единства функционально-ценностно-деятельностного и результативного аспектов содержания физической культуры [Л.П. Матвеев, 1983; Ю.М.
Николаев, 1976, 1998 и др.]; интегративной сущности физических
упражнений, связанной с их моторной и духовной сторонами [С.В. Дмитриев, 1988; Д.Д Донской, 1996; И.М. Козлов, 1996 и др.].
3. Развития ее в онтогенезе с выделением соответствующих периодов: формирования, становления, стабилизации и профилактики [Б.И. Новиков, 1983].
4. Ее ценностного (аксиологического) аспекта [В.К. Бальсевич, 1988, 1996; В.М. Выдрин, 1979; Ю.Ф. Курамшин, 1996; Л.И. Лубышева, 1996, 1997; Ю.М. Николаев, 1976, 1998; В.И. Столяров, 1995 и др.].
5. Обоснования физкультурной деятельности с ее потребностно-моти-вационным компонентом как основы формирования физической культуры [А.П. Матвеев, 1997; С.В. Малинина, 2000; Ю.М. Николаев, 1996; В.А.Со-колов, 1991 и др.].
6. Определения главных направлений развития физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества [Ю.М. Николаев,
1998 и др.].
Указанные базовые концепции в науке о физической культуре позволили более целостно представить объект изучения, обосновать теоретико-методоло-гические основы формирования физической культуры человека как вида общей культуры. Изучая базовые концепции в сфере физической культуры, исследователи сформулировали основополагающий категориальный аппарат теории физической культуры. Центральным блоком в разработанной системе понятий является логическая цепочка:
- объектом теории физической культуры являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества;
- предмет - теоретико-методологическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (ее видов и форм) человека как предпосылки к его физкультурному совершенствованию и всестороннему гармоническому развитию, дальнейшему прогрессу общества;
- основное средство формирования физической культуры человека -двигательная деятельность, где физическое упражнение выступает главным элементом;
- вид физической культуры - подразделение в систематике, входящее в состав высшего разряда (базовая физическая культура, спорт, рекреативная физическая культура, реабилитационная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура);
- форма физической культуры - специфическое содержание физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Физкультурное образование, получаемое в образовательных учреждениях различного профиля, отличается от профессионального физкультурного образования целью (в первом случае - формирование физической культуры у будущих специалистов различных отраслей народного хозяйства, во втором - подготовка кадров для сферы физической культуры) и содержанием государственных образовательных стандартов. Однако в силу своей предметной деятельности по формированию физической культуры личности, где приоритетным компонентом является образование, правомерно в системах образования применять термин «физкультурное образование».
В своей работе мы даем авторское определение понятия «физкультурное образование» и рассматриваем его как педагогический процесс, осуществляемый в образовательных учреждениях (дошкольного, школьного, средне-специального, дополнительного и высшего), по формированию базовых интегративных знаний теории, истории и методики физической культуры, различных ее видов; умений и навыков занятий различными видами физической культуры; навыков правильного индивидуального подхода
к достижению высокого уровня физической подготовленности, физического развития, функционального состояния организма и поддержания его в процессе жизни и профессиональной деятельности; индивидуальнопсихологических качеств личности, обеспечивающих процесс самоопределения, самосовершенствования, саморазвития и готовности к развитию в системе различных видов физической культуры, формирования положительного мотивационно-ценностного отношения к ведению здорового стиля жизни; социально-психологических свойств личности, обеспечивающих эффективное вхождение человека в социокультурное пространство.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программы по дисциплине «Физическая культура» в содержании контроля качества основных показателей физкультурного образования мы выделяем фундаментальность знаний в области физической культуры (законодательство, организация и управление, теория, история и методика общей физической культуры и ее видов).
Положительная устойчивая мотивация к учебной деятельности по дисциплине «Физическая культура» в системе высшего профессионального образования понимается нами как результат воздействия качественных информационных и дидактических технологий обучения по формированию у студентов знаний в области физической культуры как необходимого компонента профессиональной компетентности.
Качество обучения мы рассматриваем как комплексную характеристику педагогического процесса, определяющую его состояние и результативность в соответствии с потребностями и ожиданиями субъектов процесса обучения, а также требованиями Государственного образовательного стандарта. При этом качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих различные компоненты учебного процесса и его результаты. Следовательно, физкультурное образование - это системная категория организации передачи знаний, умений и навыков в области физической культуры и управление этим процессом на основе педагогических наукоемких технологий обучения. Анализ научного материала по изучаемому вопросу и личный опыт позволяют нам представить систему инновационного физкультурного образования для учреждений высшего профессионального образования в виде следующей модели (рис. 1).
Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственными, умственными, трудовыми, эстетическими). Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека. Он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
В свете нашего исследования мы считаем необходимым выделить объективные характеристики, обеспечивающие функционирование системы физической культуры. Среди них социокультурная готовность к развитию физической культуры и биосоциальная готовность личности к развитию физической культуры.
Понятие «социокультурная готовность к развитию физической культуры» мы определяем следующим образом. Это качественная интегральная характеристика среды жизнедеятельности населения, основывающаяся на экономическом развитии региона, экологическом его состоянии, климатогеографических особенностях и развитии физической культуры, проявляющаяся через общественное здоровье населения. Понятие
«биосоциальная готовность личности к развитию физической культуры» мы определяем как результат комплексного воздействия среды жизнедеятельности, проявляющийся через состояние физического здоровья индивидуума, уровень образованности и готовности к саморазвитию в системе физической культуры.
При этом мы отмечаем, что физическая культура личности студента представляет собой сложную, генетически и социально детерминированную систему, неотъемлемую от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста и характеризуется наличием у него достаточного запаса знаний, убеждений, навыков и норм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
С одной стороны, это процесс и результат овладения субъектом понятийно-деятельностным тезаурусом физической культуры, с другой -умение субъекта видеть ситуацию в сфере физической культуры и применять комплекс средств и методов вмешательства в процесс ее развития для решения здоровьеформирующих и здоровьесберегающих задач. Формирование физической культуры - это специально организованный, планомерный, целенаправленный процесс присвоения личностью производимой культурой идеальной предметности.
Физическая культура представляет собой очень сложное многофункциональное, многогранное социальное явление, сущность которого
- целенаправленная двигательная деятельность, исторически сложившаяся в виде социальных явлений: физического воспитания, массового спорта и спорта высших достижений, а также многокомпонентного социального института. В настоящее время возникла объективная потребность в управлении институтом физической культуры с целью его дальнейшего совершенствования и целенаправленного развития. В этом аспекте через кафедры физической культуры вузов может решаться одна из приоритетных задач -формирование готовности у специалистов к развитию физической культуры.
В педагогической науке различным аспектам профессиональной готовности посвящены многие исследования таких ученых, как В.Г. Астафьев, В.П. Беспалько, Г.А. Крушнина, Т.Д. Калистратова, А.М. Митина, Г.К. Паринова, В.Н. Саяпин, В.А. Сластенин, H.A. Сорокина и другие. Занимались проектированием образовательных систем П.А. Анохин, Ю.А. Конаржевская, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Н.К. Сергеев, А.И. Кузнецов, A.B. Лейфа, A.B. Лотоненко, В.Г. Шилько и другие.
По определению В.П. Беспалько [1977], готовность в педагогике понимается как совокупность природных возможностей человека и приобретенного опыта самореализации личности.
Анализ фундаментальных трудов по педагогике и психологии в рамках нашего исследования позволил нам сформулировать понятие «готовность к развитию физической культуры у студентов ».Это сформированная в процессе физкультурного образования в вузе новая качественная характеристика личности, обладающей высоким уровнем компетенции, способностью к самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию в области физической культуры, умеющей выделять из нее релевантные здоровьеформирующие компоненты в процессе саморазвития и профессионального становления. Формирование готовности к развитию физической культуры у студента возможно за счет соответствующей организации учебного процесса и проектирования инновационных технологий обучения.
Библиографический список
1. Августимова, О.С. Методика формирования управленческой компетентности у студентов вузов физической культуры: автореф. дис. ...канд. пед. наук / О.С. Августимова. -Волгоград, 2004. - 24 с.
2. Александров, С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры / С.Э. Александров // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 11. - С. 51-54.
3. Бальсевич, В.К Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу: актовая речь / В.К. Бальсевич - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 16 с.
4. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. - С. 2-5.
5. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков,
A.B. Лотоненко. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 145 с.
6. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления /
B.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54.
7. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С.П. Евсеев. - СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999. - 144 с.
8. Коломок, О.И. Теория проектирования системы формирования готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения математики в сельскохозяйственном вузе): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.И. Коломок. - Тольятти, 2001. - 39 с.
9. Лубышева, Л. И. Социальные аспекты обновления содержания физического воспитания в XXI веке / Л.И. Лубышева //Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Матер, всерос. научно-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 78-79.
10. Николаев, ЮМ. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 2-6.